Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)

Проповеди архиепископа Василия (Златолинского)


Оглавление

Первоверховные Апостолы Петр и Павел

С кем сравним великих Апостолов Петра и Павла?

Слезами и кровью завоевывали полководцы страны. Горе, нищета и гибель посещали покоренные ими народы. И великие Петр с Павлом покорили мир, но не беды принесли они завоеванному проповедью Евангелия человечеству, а вечную славу в Небесных Обителях.

«…я наименьший из Апостолов, — говорил великий Павел, — и недостоин называться Апостолом… Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна». И далее он добавляет: «…я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор.15:9-10). Кротчайшим, смиреннейшим человеком был великий Апостол. И говоря так о себе, Павел лишь констатировал истину, которую невозможно сокрыть.

А Петр?! Он был простым, неграмотным, бесхитростным рыбаком. Страх Божий пронизывал душу этого человека. Будучи женатым, Петр имел двоих детей. Зарабатывал он рыболовством и содержал, кроме детей и жены, еще тещу и престарелого отца. Когда Иисус призвал Петра, тот оставил отца с работником за починкой сетей и, не задумываясь, пошел за Господом. Когда Иисус спросил учеников, за кого Меня признают люди, то от лица всех Апостолов Петр восторженно воскликнул: «Ты Христос Сын Бога живаго» (Мф. 16:6). «Ты наречешься Кифа», — сказал ему Иисус, — «что значит камень (Петр)» (Ин.1:42). «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне (т.е. на твоем исповедании — А.В.) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19). Ту же самую власть Иисус дал всем Апостолам.

Однако у Петра бывали минуты колебаний. Однажды, всю ночь занимаясь рыбной ловлей, он ничего не поймал. Иисус, плывя с Апостолом, повелел: «Забрось сеть по правую сторону судна». На это великий Апостол ответил: «Я всю ночь ловил и труд мой был бесполезен, но повеление Твое, Господи, я исполню». И забросив сети, он поймал такое множество рыб, что улов с трудом умещался в лодке (Ин.21:3-11). «…Выйди от меня, Господи! — воскликнул тогда Апостол, — потому что я человек грешный» (Лк.5:8).

- Не бойся, Петр, ты рыболов, а «…Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4:19), — ответил ему Иисус.

Почему Петр гнал Иисуса? Почему не хотел быть вместе с Господом? Это естественное состояние грешника. Оно и поныне ощущается некоторыми, пришедшими в церковь. Известно, что одни, присутствуя за богослужениями, начинают плакать и говорят, что поэтому не могут ходить в церковь; другие — томятся, быстро уходят и не хотят возвращаться к богослужению. И сейчас такое состояние в людях проявляется по-разному. Нерадивые христиане, видя усердные подвиги ближнего, испытывают смущение от присутствия подвижника и стремятся расстаться с ним. Тяжело было Петру пребывать рядом со святейшим Иисусом.

А в другой раз Иисус повелел ученикам плыть на противоположный берег моря Тивериадского, а Сам остался в молитве беседовать со Своим Отцом Небесным. Апостолы благополучно доплыли до середины озера, но вот море стало волноваться, усилилась буря, лодку бросало из стороны в сторону. Вдруг они увидели фигуру Человека, идущего по волнам. Потрясенные видением, ученики от страха вскричали. «…Это Я, — сказал Иисус, подходя к лодке, — не бойтесь» (Ин.6:16-20). «Господи! —  воскликнул эксцентричный Петр, — если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». «Иди», — ответил Христос. Вот Петр одной ногой перешагнул через борт лодки и уперся о твердую поверхность волн, затем обоими ногами вступил на воду и, изумленный, пошел навстречу Спасителю. Мимолетно взглянув по сторонам, Апостол испугался страшного ветра и бурных волн. Ноги его стали погружаться в воду, Петра потянуло ко дну. «Господи! Спаси меня», — воскликнул Апостол, утопая. Христос протянул руку и упрекнул ученика: «…маловерный! зачем ты усомнился?». Они оба взошли в лодку и пристали к берегу (Мф.14:22-33).

После Вознесения Господа Петр обошел сотни… да, да, сотни, а не десятки городов и селений, проповедуя святое Евангелие. Невозможно сосчитать число обращенных им ко Христу. Его послания, вошедшие в состав новозаветных книг, до сих пор привлекают людей к Богу.

Но вот начались страшные нероновские гонения. Безумный царь поджег Рим с единственным желанием любоваться красотой горящего города и, глядя на гибель домов и людей, сочинять свои бездарные стихи. Народ восстал против помрачившегося правителя. Желая оправдаться, он обвинил в поджоге великого города христиан. Когда начались гонения, дабы сохранить святого проповедника для новых миссионерских трудов, люди умолили Петра уйти из Рима. Не хотел он скрываться, и лишь усердные просьбы паствы заставили Апостола покинуть город. Когда он выходил из ворот Рима, произошло великое чудо. Явился ему Иисус, идущий навстречу. «Куда идешь, Господи?», — воскликнул Петр, подбегая ко Христу. «Иду в Рим страдать», — ответил Спаситель и стал невидим. Апостол понял, что великая неизреченная безмерная слава ждет его и что пройти к этой славе он должен тем же путем, каким прошел Сам Сын Божий.

Он вернулся в Рим, вскоре был схвачен палачами и распят на кресте. «Я не достоин быть распятым, подобно Иисусу, — обратился великий Апостол к истязателям. — Пригвоздите меня вниз головой». Палачам понравилось и показалось забавным предложение Петра. Они исполнили его просьбу. Великий Апостол взошел на крест с большой радостью. И после кратковременных страданий душою вознесся к Престолу Живоначальной Троицы для вечной славы.

А что же Павел?

Он был знатным и высокообразованным римским гражданином, евреем по национальности. Наряду с Петром Церковь называет его первоверховным. Никто из Апостолов не оставил столько спасительных для Церкви писаний, как святой Павел. Свое христианство он начал необыкновенным образом, пройдя через кровь и страдания гонимых им за Христа людей. Чудесно преображенный Иисусом из злодея, Павел стал великим проповедником Евангелия (Деян.9:1-18). Он обошел большинство городов и сел Малой Азии, Греции, Македонии, проповедовал в Африке, учил в Риме и обращал ко Христу язычников Испании. Неся евангельские слова человечеству, от тех же людей Павел подвергался страшным преследованиям. Его грабили разбойники, несколько раз камнями побивали соплеменники, он подвергался страшным истязаниям, многажды Павел получал десятки ударов палками по пяткам. Он тонул в море. Его судили, на него клеветали, но ничто не могло остановить великого Апостола. Господь исцелял и укреплял Павла. Он снова и снова шел благовествовать Евангелие.

Приближался конец страданий и трудов. Его ожидала неизреченная Небесная Слава. «Непрестанными усты и немолчными славословениями» предстояло Павлу восхвалять Господа в Небесных Обителях, в которых он, еще будучи во плоти, удостоился побывать и о которых говорил, что «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Святые отцы открывают, что славу, которой Господь сподобил его, невозможно перенести, находясь в теле, и остаться живым. Но к этому Вечному Торжеству великий Павел пришел через свою Голгофу.

Будучи римским гражданином, он получил почетную, как считали его истязатели, казнь через отсечение главы.

Всем нам предстоит, говорят святые, пройти свой крестный путь во искупление своих грехов, как Иисус прошел крестный путь во оставление грехов всего человечества. И так же, как Он и святые Апостолы, мы должны взойти каждый на свою голгофу — могилу, чтобы за труды, понесенные на земле, получить Небесную Обитель. В неизреченной Вечной Славе пребывают ныне первоверховные Петр и Павел.

Сердечно поздравляю вас, дорогие друзья, с великим праздником в честь этих святых, победивших мир проповедью Евангелия!

Молитвами святых Петра и Павла помилует и спасет всех нас Творец и Вседержитель Господь Иисус Христос.

Аминь.

О насыщении пятью хлебами пяти тысяч человек. Неделя 7‑я по святой Пятидесятнице

Бурные события разыгрались в земной жизни Спасителя в описанные Евангелием дни. Только что принесли Иисусу весть о кровавой казни Иоанна Крестителя, Господу рассказали, что в разгар безумного пира по требованию беспутной девицы Соломин и ее матери Иродиады захмелевшему царю Ироду на блюде принесли окровавленную голову Крестителя.

О нем Иисус говорил, что никто «…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Потрясающее преступление не нарушило пир жестокого царя. В те времена не только во дворцах восточных деспотов, но и на пирах римских императоров смерть даже уважаемого человека не смогла бы остановить дальнейший разгул безрассудного веселья.

Что же произошло с телом великого Предтечи?

Ученики Крестителя взяли его, выброшенного в овраг, и тайком отвезли в Севастию. С благоговением Предтечу похоронили в одной гробнице с пророками Авдием и Елисеем.

Узнав о случившемся, опечаленный Иисус с учениками удалился от постоянно окружавшей Его толпы иудеев. В минуты скорби Христос всегда искал уединения. Теперь же он пожелал сосредоточиться, выслушать отчеты о проповеди Апостолов, которых недавно послал по городам и селениям Палестины, дав им «…власть над… бесами и врачевать от болезней», и воскрешать мертвых (Лк.9:1-2). Он с учениками сел в лодку и отправился на другой берег моря Тивериадского. Громадная толпа евреев по берегу озера двинулась в сторону плывущей лодки, надеясь встретить Спасителя и услышать благодатные слова спасения из Его Пречистых Уст. Христос называл стремящиеся к Нему толпы иудеев овцами, не имеющими пастыря (Мф.9:36). По дороге к идущим присоединялись из городов и селений громадные массы людей. Они опередили Господа, и когда Он выходил из лодки, толпа евреев уже ожидала Христа. И снова Иисус открыл Свои уста и учил, по словам Евангелиста, «…как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф.7:29). Опять и опять Он исцелял всех, прибегающих к Нему с мольбой о помощи.

Проповедь затянулась во времени. Приближалась ночная тьма. Апостолы обратились ко Иисусу с просьбой отпустить народ: «…место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи», — говорили они. «…Не нужно им идти, вы дайте им есть», — сказал Спаситель (Мф.14:15-16).

Иисус поднялся на возвышенность. Народ, как обычно, следовал за Ним. Филипп, отличавшийся характером от остальных Апостолов, опять обратился ко Христу: «Господи! — сказал он. — Где нам купить хлеба, чтобы их накормить? И двухсот динариев не хватит, чтобы хотя бы понемногу досталось каждому».

О, маловерный, недогадливый род наш человеческий! Даже Апостолов, как ветром, колебала неуверенность. Иисус, Который воскрешал мертвых, исцелял слепых, немых и расслабленных, неужели Он не мог накормить голодных? Однажды, обращаясь к собравшимся, Христос с сердечной болью справедливо воскликнул: «…о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф.17:17).

Взглянув на Апостолов Андрея и Петра, Спаситель повелел: «Принесите мне пять ячменных хлебов и две рыбы, принадлежащих некоему мальчику».

«Но, Господи, этого не хватит для такого множества людей», — ответили ученики.

Видимо, для того, чтобы показать им, какое множество людей Иисус мог накормить этими пятью хлебами и двумя рыбами, Он повелел рассадить людей на траве по пятьдесят и сто человек и таким образом сосчитать всех. Сколько было детей и женщин, Евангелие не сообщает. Мужчин ученики насчитали пять тысяч. Видимо, детей и женщин было значительно меньше. Христос благословил принесенные Ему хлебы и рыбу и повелел разносить людям. Евангелие повествует, что ели, сколько хотели. Насытились все, и еще осталось 12 коробов (Мф.14:19-21).

«…Соберите оставшиеся куски, — сказал Господь, — чтобы ничего не пропало» (Ин. 6:12).

Чудо насыщения хлебами произвело потрясающее впечатление на громадную толпу евреев:

-Поистине, это великий пророк! Нет! Это — Мессия! Это Тот, кто должен освободить нас от рабства римлянам! Если Он пять хлебов превратил в целую гору еды, то, тем более, может все колосья этого поля превратить в мечи. Он может вооружить нас и мы покорим весь мир, свергнем римское рабство и уничтожим царя Ирода идумеянина.

Евреи не любили Ирода еще и потому, что он не был иудеем. Так примерно думала насытившаяся толпа, окружавшая Господа. Сколько раз Христос говорил слушателям: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36). Спаситель учил, что Своим приходом Он духовно покорит мир проповедью святого Евангелия и откроет врата Царства Небесного всем народам земли. Не мог понять огрубелый еврейский народ этих возвышенных слов Господа.

Господь повелел ученикам сесть в лодку и отправиться на другой берег. Успокоив и распустив людей, Он взошел на гору и стал молиться Богу Отцу Своему.

Вначале спокойные воды Геннисаретского моря и легкий ветер помогали движению Апостольской ладьи в сторону противоположного берега. Но вот усилился ветер, стал волновать водную поверхность. Волны становились все круче, все сильнее и чаще били в утлое судно Апостолов. Видя их попавшими в беду, Господь по волнам приблизился к ученикам. Испугались Апостолы, видя среди бушующих волн фигуру идущего Спасителя. Они подумали, что это призрак, и устрашившись, подняли крик. «…Ободритесь; это Я, не бойтесь», — сказал им подходящий к лодке Христос (Мф.14:27). Море сразу утихло, и они вскоре пристали к берегу священного озера.

Как много важного, как много ценного, как много необходимого для нашей души мы узнали из описанного евангельского повествования.

Иисус может напитать голодного, как напитал пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами!

Он может спасти среди самых страшных житейских бурь нашего земного бытия, как Он спас Апостолов в минуту страшной бури на море Геннисаретском!

Он может исцелить, как исцелил тысячи приходящих к Нему прокаженных, слепых, глухих, немых и бесноватых!

Он может утешить, как утешал Своим Евангельским словом всех прибегающих к Нему с верою, так что люди не в силах были оставить Господа и бежали вслед Ему, ожидая новых и новых утешительных слов!

Мы можем вспомнить тысячи примеров подобной помощи Господа в дни Его земной жизни и до настоящего времени. «…Дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит…», — говорил Он (Ин.14:12).

Вот в Троице-Сергиевой лавре исчезла вода. Помолился преподобный Сергий Радонежский, попросил Иисуса, и забил источник.

Вот в Вавилоне пророк Даниил, оклеветанный завистниками, был брошен жестоким царем Навуходоносором в львиный ров. Голодные звери не растерзали пророка, а как котята ласкались к великому святому. Но от голода иссякли силы Даниила. И Архангел Гавриил, взяв на руки пророка Аввакума, приготовившего себе пищу, и, вместе с сосудом, наполненным ею, во мгновение перенес его из Иудеи в львиный ров к Даниилу и напитал его (Дан.6:16-24; 14:33-39-42).

А вот великий Онуфрий. В глубокой пустыне, в пещере, подвизался святой. Родник чистой воды дал ему Господь, а у входа в его прибежище Творец Вселенной вырастил банановое дерево. Всего 12 ветвей было на нем. Когда созревшие плоды на одной ветви заканчивались, то на другой созревали, на третьей наливались. Так плодов с каждой ветви хватало на месячное питание преподобному.

И еще случай, уже из нашего времени. Бедная вдова прослушала проповедь священника о том, что Господь послал ворона, кормившего пророка Илию на горе Хорив. После службы она подошла к батюшке и спросила, может ли Бог ей с сыном послать ворона с пропитанием. «У меня нет ни одной копейки и продать уже нечего. Мы должны умереть с голоду, если Господь не поможет», — рассказывала она. Священник задумался и ответил словами Апостола Павла, что «…Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). И слова Спасителя непререкаемы: «Просите, и дано будет вам; …стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7-8). Женщина, придя домой, открыла окно своей полуподвальной комнаты, в которой жила с сыном. Она зажгла свечу и стала горячо молиться перед иконами. Сорокаградусный мороз вползал в нетопленое помещение и все более остужал его. Но женщина, уложив сына и накрыв его старым одеялом, продолжала горячо молиться, чтобы и ей Господь послал ворона.

В это время зажиточные супруги, выдавая дочь замуж, целый день ездили по Питеру, закупая продукты и вещи на большое свадебное торжество. Стемнело… Когда их большая повозка, переполненная свертками с покупками, проезжала мимо дома, в котором жила вдова, лошадь остановилась и никакими усилиями не могли заставить ее двигаться дальше. Явное чудо милости Божией! Мужчина сошел с телеги и, увидев в открытом окне молящуюся женщину, спросил, почему она так поступает. В простоте сердца та ответила, что уверена в милосердии Божием, и Создатель пошлет ей ворона, который, как и пророка Илию, пропитает ее с сыном. Случившееся до глубины души потрясло ехавших в телеге, и посоветовавшись, они решили все закупленное отдать женщине, а на другой день приобрести снова необходимое для грядущей свадьбы.

Неисчислимы пути милосердия Божия, изливающегося на нас, и не только пятью хлебами. Всю нашу жизнь Иисус питает, одевает, укрепляет нас, помогает пройти этот короткий путь с исключительной целью: открыть нам Врата Небесные и вселить в Райские Обители для Вечной Славы и нескончаемого Торжества.

Аминь.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки