Главная » Схемы и пособия » Свойство догмата
Распечатать Система Orphus

Свойство догмата

Свойство догмата

Описание

Ссылка

Теологичность (вероучительность)

Свойство догматов, отличающих его от всех прочих истин и положений христианства по содержанию (нравоучительных, исторических, литургических) как очерчивающих и обнимающих важнейшие предметы христианской веры и надежды (учение о Боге и Его Домостроительстве).

 

Богооткровенность

Свойство догматов, отличающих их от всех прочих истин (например, выведенных философским, логическим или естественнонаучным путём) по способу их обретения и достоинству, как открытых нам Самим Богом.

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1:11-12).

Церковность

Свойство догматов, указывающее на то, что хранительницей и истолковательницей догматов является только Вселенская Церковь и только она вправе закреплять за теми или иными истинами непререкаемый догматический авторитет.

Сие пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:14-15).

Общеобязательность (законообязательность)

Cвойство догматов, отображающее необходимое отношение к ним со стороны всех членов Церкви (сознательное и упорное отрицание хотя бы одного из церковных догматов является признаком принадлежности к ереси).

Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3:10-11).

Догмат, богословское мнение, ересь

Название

Определение

Пример

Высказывания святых

Догматы

Основные истины христианского вероучения, открытые Самим Богом, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, общеобязательные для христиан.

Во Христе два естественные хотения или воли и два естественных действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно и две естественные воли.

«Догматам небесной философии не свойственно подвергаться какому-либо изменению, отсечению или уродованию, подобно учреждению земному, которое может усовершаться только непрерывными поправками» (прп. Викентий Лиринский).

Богословское мнение (теологумен)

Cуждение по вероучительным вопросам, высказанное богословом, группой богословов или каким-либо церковным органом, не получившее общецерковного признания. Истинность и значение богословских мнений условны и относительны.

Вопрос о том, присуща ли ангелам и человеческим душам абсолютная бесплотность или же они обладают некой особой тонкой телесностью.

«Философствуй мне о мире или о мирах… о Воскресении, Суде, воздаянии, страданиях Христовых, ибо в таких предметах и достигать цели не бесполезно, и ошибаться безопасно» (свт. Григорий Богослов)

Ересь

Ложное учение, претендующее на догматичность, искажающее фундаментальные основы христианского вероучения.

Утверждение о том, что Иисус Христос — отдельная сущность от Бога Отца и сотворён Богом Отцом, и следовательно, во-первых, имеет начало Своего бытия и, во-вторых, не равен Ему по божеству.

«Eретиком является и тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной веры» (свт. Марк Эфесский).

Этапы усвоения догматов человеческим сознанием

I

Догмат является предметом простой уверенности или рационального убеждения, но живого и внутреннего отношения к содержанию догмата еще нет

II

Состояние, когда восприятие вероучительной истины из области ума переходит в область сердечного чувства

III

Высшее, благодатное состояние, когда догматические истины созерцаются*

* Созерцаются предметы, очерчиваемые догматическим учением, предметы веры: Бог, Рай (Царство Небесное), ангелы, святые и т. д.

В чем состоит научный метод догматического богословия как науки

I

Изложение и раскрытие в систематическом порядке основных православных вероучительных истин

II

Указание основания догматов в Св. Писании и приведение принципиальных положений святоотеческой мысли по тем или иным догматическим вопросам

III

Объяснение богословских терминов и догматических формулировок, сформировавшихся в процессе развития Православного богословия

IV

Указание на отличие догматического учения Церкви от основных ересей

V

Указание на отличия догматов от богословских мнений, при этом обозначение тех разделов православного вероучения, где возможна свобода богословских мнений

VI

Учитывание и использование основных достижений современной православной догматической мысли

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru