Свойство догмата

Свой­ство догмата Опи­са­ние Ссыл­ка
Тео­ло­гич­ность (веро­учи­тель­ность) Свой­ство дог­ма­тов, отли­ча­ю­щих его от всех про­чих истин и поло­же­ний хри­сти­ан­ства по содер­жа­нию (нра­во­учи­тель­ных, исто­ри­че­ских, литур­ги­че­ских) как очер­чи­ва­ю­щих и обни­ма­ю­щих важ­ней­шие пред­ме­ты хри­сти­ан­ской веры и надеж­ды (уче­ние о Боге и Его Домостроительстве).
Бого­от­кро­вен­ность Свой­ство дог­ма­тов, отли­ча­ю­щих их от всех про­чих истин (напри­мер, выве­ден­ных фило­соф­ским, логи­че­ским или есте­ствен­но­на­уч­ным путём) по спо­со­бу их обре­те­ния и досто­ин­ству, как откры­тых нам Самим Богом. Воз­ве­щаю вам, бра­тия, что Еван­ге­лие, кото­рое я бла­го­вест­во­вал, не есть чело­ве­че­ское, ибо и я при­нял его и научил­ся не от чело­ве­ка, но через откро­ве­ние Иису­са Хри­ста (Гал. 1:11–12).
Цер­ков­ность Свой­ство дог­ма­тов, ука­зы­ва­ю­щее на то, что хра­ни­тель­ни­цей и истол­ко­ва­тель­ни­цей дог­ма­тов явля­ет­ся толь­ко Все­лен­ская Цер­ковь и толь­ко она впра­ве закреп­лять за теми или ины­ми исти­на­ми непре­ре­ка­е­мый дог­ма­ти­че­ский авторитет. Сие пишу тебе, наде­ясь вско­ре прий­ти к тебе, что­бы, если замед­лю, ты знал, как долж­но посту­пать в доме Божи­ем, кото­рый есть Цер­ковь Бога жива­го, столп и утвер­жде­ние исти­ны (1Тим. 3:14–15).
Обще­обя­за­тель­ность (зако­но­обя­за­тель­ность) Cвой­ство дог­ма­тов, отоб­ра­жа­ю­щее необ­хо­ди­мое отно­ше­ние к ним со сто­ро­ны всех чле­нов Церк­ви (созна­тель­ное и упор­ное отри­ца­ние хотя бы одно­го из цер­ков­ных дог­ма­тов явля­ет­ся при­зна­ком при­над­леж­но­сти к ереси). Ере­ти­ка, после пер­во­го и вто­ро­го вра­зум­ле­ния, отвра­щай­ся, зная, что тако­вой раз­вра­тил­ся и гре­шит, будучи само­осуж­ден (Тит. 3:10–11).

Догмат, богословское мнение, ересь

Назва­ние Опре­де­ле­ние При­мер Выска­зы­ва­ния святых
Дог­ма­ты Основ­ные исти­ны хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния, откры­тые Самим Богом, хра­ни­мые, про­по­ве­ду­е­мые и объ­яс­ня­е­мые Цер­ко­вью, обще­обя­за­тель­ные для христиан. Во Хри­сте два есте­ствен­ные хоте­ния или воли и два есте­ствен­ных дей­ствия нераз­дель­но, неиз­мен­но, нераз­луч­но, нес­лит­но и две есте­ствен­ные воли. «Дог­ма­там небес­ной фило­со­фии не свой­ствен­но под­вер­гать­ся како­му-либо изме­не­нию, отсе­че­нию или уро­до­ва­нию, подоб­но учре­жде­нию зем­но­му, кото­рое может усо­вер­шать­ся толь­ко непре­рыв­ны­ми поправ­ка­ми» (прп. Викен­тий Лирин­ский).
Бого­слов­ское мне­ние (тео­ло­гу­мен) Cуж­де­ние по веро­учи­тель­ным вопро­сам, выска­зан­ное бого­сло­вом, груп­пой бого­сло­вов или каким-либо цер­ков­ным орга­ном, не полу­чив­шее обще­цер­ков­но­го при­зна­ния. Истин­ность и зна­че­ние бого­слов­ских мне­ний услов­ны и относительны. Вопрос о том, при­су­ща ли анге­лам и чело­ве­че­ским душам абсо­лют­ная бес­плот­ность или же они обла­да­ют некой осо­бой тон­кой телесностью. «Фило­соф­ствуй мне о мире или о мирах… о Вос­кре­се­нии, Суде, воз­да­я­нии, стра­да­ни­ях Хри­сто­вых, ибо в таких пред­ме­тах и дости­гать цели не бес­по­лез­но, и оши­бать­ся без­опас­но» (свт. Гри­го­рий Бого­слов)
Ересь Лож­ное уче­ние, пре­тен­ду­ю­щее на дог­ма­тич­ность, иска­жа­ю­щее фун­да­мен­таль­ные осно­вы хри­сти­ан­ско­го вероучения. Утвер­жде­ние о том, что Иисус Хри­стос — отдель­ная сущ­ность от Бога Отца и сотво­рён Богом Отцом, и сле­до­ва­тель­но, во-пер­вых, име­ет нача­ло Сво­е­го бытия и, во-вто­рых, не равен Ему по божеству. «Eре­ти­ком явля­ет­ся и тот, кто хотя бы и немно­гим откло­ня­ет­ся от Пра­во­слав­ной веры» (свт. Марк Эфес­ский).

Этапы усвоения догматов человеческим сознанием

I Дог­мат явля­ет­ся пред­ме­том про­стой уве­рен­но­сти или раци­о­наль­но­го убеж­де­ния, но живо­го и внут­рен­не­го отно­ше­ния к содер­жа­нию дог­ма­та еще нет
II Состо­я­ние, когда вос­при­я­тие веро­учи­тель­ной исти­ны из обла­сти ума пере­хо­дит в область сер­деч­но­го чувства
III Выс­шее, бла­го­дат­ное состо­я­ние, когда дог­ма­ти­че­ские исти­ны созер­ца­ют­ся*

* Созер­ца­ют­ся пред­ме­ты, очер­чи­ва­е­мые дог­ма­ти­че­ским уче­ни­ем, пред­ме­ты веры: Бог, Рай (Цар­ство Небес­ное), анге­лы, свя­тые и т. д.

В чем состоит научный метод догматического богословия как науки

I Изло­же­ние и рас­кры­тие в систе­ма­ти­че­ском поряд­ке основ­ных пра­во­слав­ных веро­учи­тель­ных истин
II Ука­за­ние осно­ва­ния дог­ма­тов в Св. Писа­нии и при­ве­де­ние прин­ци­пи­аль­ных поло­же­ний свя­то­оте­че­ской мыс­ли по тем или иным дог­ма­ти­че­ским вопросам
III Объ­яс­не­ние бого­слов­ских тер­ми­нов и дог­ма­ти­че­ских фор­му­ли­ро­вок, сфор­ми­ро­вав­ших­ся в про­цес­се раз­ви­тия Пра­во­слав­но­го богословия
IV Ука­за­ние на отли­чие дог­ма­ти­че­ско­го уче­ния Церк­ви от основ­ных ересей
V Ука­за­ние на отли­чия дог­ма­тов от бого­слов­ских мне­ний, при этом обо­зна­че­ние тех раз­де­лов пра­во­слав­но­го веро­уче­ния, где воз­мож­на сво­бо­да бого­слов­ских мнений
VI Учи­ты­ва­ние и исполь­зо­ва­ние основ­ных дости­же­ний совре­мен­ной пра­во­слав­ной дог­ма­ти­че­ской мысли

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки