Тест: Церковное право

  • 1. Цер­ков­ные кано­ны уста­нав­ли­ва­ют и регулируют:


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Цер­ков­ный канон (греч. κανών — пра­ви­ло, нор­ма) — обще­обя­за­тель­ное для пред­ста­ви­те­лей Зем­ной Церк­ви уста­нов­ле­ние, осно­ван­ное на апо­столь­ской тра­ди­ции, опре­де­ле­ни­ях Все­лен­ских и неко­то­рых Помест­ных собо­ров и отцов Церк­ви. В отли­чие от дог­ма­тов, кото­рые пред­став­ля­ют собой исти­ны веро­учи­тель­но­го содер­жа­ния, кано­ном регу­ли­ру­ют­ся вопро­сы цер­ков­но-адми­ни­стра­тив­но­го устрой­ства, цер­ков­ной дис­ци­пли­ны или хри­сти­ан­ской нравственности.


  • 2. Исто­ри­че­ски кано­ны утвер­жда­лись в первую оче­редь для того, чтобы:


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кано­ны утвер­жда­лись в кон­крет­ный исто­ри­че­ский пери­од: мы име­ем 189 пра­вил Все­лен­ских и око­ло 320 Помест­ных собо­ров. Мно­гие из них были направ­ле­ны, глав­ным обра­зом, на раз­ре­ше­ние акту­аль­ных про­блем. Одна­ко мно­гие были ори­ен­ти­ро­ва­ны и на совре­мен­ную им ситу­а­цию, и в буду­щее. Неко­то­рые пра­ви­ла, утвер­ждён­ные на одном Собо­ре, затем под­твер­жда­лись отца­ми дру­го­го (дру­гих).


  • 3. Могут ли уже утвер­ждён­ные кано­ны отме­нять­ся цер­ков­ной властью?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Извест­ный юри­ди­че­ский прин­цип Lex posterior derogat priori («Позд­ней­шим зако­ном отме­ня­ет­ся более ран­ний») дей­ству­ет и в обла­сти кано­ни­че­ско­го пра­ва. Цер­ковь, в её пол­но­те, впра­ве изме­нять или отме­нять те или иные цер­ков­ные каноны.


  • 4. Отме­ня­ют­ся ли цер­ков­ные кано­ны авто­ма­ти­че­ски, в свя­зи с исчез­но­ве­ни­ем обсто­я­тельств, кото­рые они регу­ли­ро­ва­ли мно­го веков назад?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Есть дис­ци­пли­нар­ные поста­нов­ле­ния эпо­хи Все­лен­ских собо­ров, кото­рые в насто­я­щий момент, в рам­ках сло­жив­ших­ся усло­вий, оста­ют­ся невос­тре­бо­ван­ны­ми. Напри­мер, сре­ди кано­нов Все­лен­ских собо­ров, в част­но­сти IV Хал­ки­дон­ско­го собо­ра, есть поста­нов­ле­ния о диа­ко­нис­сах. Они, по край­ней мере, на кано­ни­че­ской тер­ри­то­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, неак­ту­аль­ны, пото­му что нет само­го чина диа­ко­нисс. В чём же зна­че­ние таких канонов?
    1. Если этот чин будет вос­ста­нов­лен (как это про­изо­шло в 2017г. в Алек­сан­дрий­ском Пат­ри­ар­ха­те), то будут вос­тре­бо­ва­ны и соот­вет­ству­ю­щие пра­ви­ла: напри­мер, о воз­раст­ном цен­зе для при­ня­тия жен­щин в диа­ко­нис­сы, об их обязанностях.
    Таким обра­зом, если какое-то явле­ние уже исчез­ло, то это вовсе не зна­чит, что регу­ли­ру­ю­щий отно­ше­ние к нему цер­ков­ный канон сле­ду­ет отме­нить; при воз­рож­де­нии исчез­нув­ше­го явле­ния, канон сно­ва всту­пит в действие.
    2. Несмот­ря на то, что мно­гих реа­лий, при­вед­ших к появ­ле­нию неко­то­рых кано­нов, уже не суще­ству­ет, эти пра­ви­ла могут быть отне­се­ны к дру­гим, ана­ло­гич­ным про­бле­мам совре­мен­но­сти. Так, иппо­дро­мы и театр в хри­сти­ан­ской куль­ту­ре силь­но изме­ни­лись по срав­не­нию с тем, что они пред­став­ля­ли собой в язы­че­ском мире. В новых обсто­я­тель­ствах собор­ные пра­ви­ла могут сохра­нять ста­тус ориентира.


  • 5. Вве­де­ние каких живот­ных в храм, за исклю­че­ни­ем осо­бых слу­ча­ев, запре­ща­ют цер­ков­ные каноны?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соглас­но 88-му пра­ви­лу VI-го Все­лен­ско­го Собо­ра, вве­де­ние любо­го живот­но­го в храм воз­мож­но толь­ко в слу­чае, если это про­дик­то­ва­но необ­хо­ди­мо­стью обез­опа­сить живот­ное и/или чело­ве­ка от смер­тель­ной опасности.
    Кро­ме того, извест­ны слу­чаи, когда кош­ки допус­ка­лись в церк­ви, так как часто они были един­ствен­ным сред­ством сохра­не­ния свя­тынь хра­ма от осквер­не­ния мыша­ми и крысами.


  • 6. Раз­ре­ша­ют ли цер­ков­ные кано­ны в наше вре­мя вход в алтарь мужчинам-мирянам?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    По кано­ни­че­ским пра­ви­лам, не толь­ко жен­щи­нам, а и вооб­ще миря­нам, не посвя­щён­ным в свя­щен­ные сте­пе­ни, не раз­ре­ша­ет­ся вхо­дить в алтарь. Соглас­но 69 пра­ви­лу Трулль­ско­го Собо­ра, «нико­му из всех, при­над­ле­жа­щих к раз­ря­ду мирян, да не будет поз­во­ле­но вхо­ди­ти внутрь свя­щен­на­го алтаря».


  • 7. Запре­ща­ют ли древ­ние цер­ков­ные кано­ны хри­сти­а­нам есть свинину?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На Апо­столь­ском Собо­ре, про­хо­див­шем в Иеру­са­ли­ме, хри­сти­а­нам было вме­не­но в пра­ви­ло воз­дер­жи­вать­ся от идо­ло­жерт­вен­ной пищи, кро­ви, а так­же от потреб­ле­ния в пищу мяса живот­ных, удав­лен­ных без выпу­ще­ния кро­ви (Деян.15:1–30). Риту­аль­ные (обря­до­вые) поста­нов­ле­ния Вет­хо­го Заве­та, с утвер­жде­ни­ем Ново­го, утра­ти­ли силу. Поэто­му сви­ни­ну пра­во­слав­но­му чело­ве­ку есть можно.


  • 8. Отра­жа­ют ли цер­ков­ные кано­ны вопрос о том, как часто хри­сти­а­ни­ну сле­ду­ет участ­во­вать в Таин­стве Свя­то­го Причащения:


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 9. Какой кано­ни­че­ский воз­раст уста­нов­лен для вос­при­ем­ни­ков при крещении?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Не допус­ка­ют­ся до вос­при­ем­ни­че­ства мало­лет­ние: по ука­зу Свя­тей­ше­го Сино­да от 23 мая 1836 г. вос­при­ем­ни­ка­ми могут быть лица, достиг­шие цер­ков­но­го совер­шен­но­ле­тия – 14 лет».


  • 10. Сопо­ставь­те поня­тие и его содержание:
    • икономия
    • акривия
    • снисходительность
    • строгость
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Пра­виль­ный ответ: null
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В кано­ни­че­ском пра­ве суще­ству­ет два поня­тия, обо­зна­ча­ю­щие два под­хо­да в отно­ше­нии стро­го­сти при­ме­не­ния тре­бо­ва­ний испол­не­ния кано­нов и/или вме­не­ния ответ­ствен­но­сти за их нару­ше­ние: ико­но­мия и акри­вия. Ико­но­мия — это снис­хо­ди­тель­ность к про­ступ­кам, акри­вия — стро­гое отно­ше­ние к ним. Суще­ству­ет и такая прак­ти­ка: более снис­хо­ди­тель­ное отно­ше­ние к миря­нам и более стро­гое к клирикам.


  • 11. Кто из пред­ста­ви­те­лей цер­ков­ной иерар­хии име­ет власть в более или менее стро­гом при­ме­не­нии канонов?



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Вся пол­но­та вла­сти нахо­дит­ся у епи­ско­па, — разу­ме­ет­ся, толь­ко в пери­од меж­ду Собо­ра­ми. Напри­мер, он может раз­ре­шить брак до пятой сте­пе­ни кров­но­го род­ства (кано­ни­че­ское пра­во­слав­ное пра­во не раз­ре­ша­ет брак вплоть до седь­мой сте­пе­ни кров­но­го род­ства). При этом епи­скоп не обла­да­ет неогра­ни­чен­ной вла­стью: если чле­ны Церк­ви уви­дят дей­стви­тель­но какой-то серьез­ный про­из­вол с его сто­ро­ны, они могут обра­тить­ся к выше­сто­я­щим орга­нам — Пат­ри­ар­ху, Сино­ду, в цер­ков­ный суд всех трех инстанций.


  • 12. Отметь­те несу­ще­ству­ю­щие каноны:





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Не поло­же­ны зем­ные покло­ны в дни вос­крес­ные (20‑е пра­ви­ло 1‑го и 90‑е пра­ви­ло 6‑го Все­лен­ских Соборов).
    Обя­за­тель­ную кате­хи­за­цию гото­вя­щих­ся к кре­ще­нию пред­пи­сы­ва­ют два кано­на — 78-ой Трулль­ско­го 46-ой Лаоди­кий­ско­го собо­ра: «Кре­ща­е­мым долж­но изу­ча­ти веру, и в пятый день сед­ми­цы дава­ти ответ епи­ско­пу, или пресвитерам».
    «Не подо­ба­ет в четы­ре­де­сят­ни­цу совер­ша­ти бра­ки, или празд­но­ва­ти дни рож­де­ния» (52-ое Лаод.). Всем хри­сти­а­нам запре­ще­но пре­да­вать­ся азарт­ным играм (50-ое Трулл.).


  • 13. Выбе­ри­те сино­ним тер­ми­на «диспен­са­ция»:


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тер­мин «диспен­са­ция» [лат. dispensatio], упо­треб­ля­е­мый в обла­сти Кано­ни­че­ско­го пра­ва, может иметь зна­че­ни­ем осво­бож­де­ние лица от соблю­де­ния той ли иной «обя­за­тель­ной» (в дру­гих слу­ча­ях) нор­мы цер­ков­но­го зако­на или послаб­ле­ние в его исполнении.


  • 14. Име­ет ли зна­че­ние для испол­не­ния того или ино­го кано­на наме­ре­ние зако­но­да­те­ля, или его над­ле­жит испол­нять безусловно?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    При рас­смот­ре­нии того или ино­го кано­на сле­ду­ет при­ни­мать во вни­ма­ние mens legislatoris, то есть наме­ре­ние зако­но­да­те­ля, уста­но­вив­ше­го ту или иную древ­нюю цер­ков­ную нор­му. Напри­мер, запрет мыть­ся в бане с иуде­я­ми, свя­зан с тем, что обще­ствен­ные бани в то вре­мя мог­ли пред­став­лять подо­бие клу­бов, где неокреп­шие в вере мог­ли быть соблаз­не­ны опыт­ны­ми про­по­вед­ни­ка­ми иудаизма.


  • 15. Любой закон, в том чис­ле и цер­ков­ный, состо­ит из трёх эле­мен­тов: гипо­те­зы (обсто­я­тельств), дис­по­зи­ции (зако­на) и санк­ции (послед­ствий нару­ше­ния). Что в 9‑м Апо­столь­ском пра­ви­ле («всех вер­ных, вхо­дя­щих в цер­ковь, и писа­ния слу­ша­ю­щих, но не пре­бы­ва­ю­щих на молит­ве и Свя­том При­ча­ще­нии до кон­ца, как без­чи­ние в церк­ви про­из­во­дя­щих, отлу­чать подо­ба­ет от обще­ния цер­ков­но­го») явля­ет­ся гипотезой?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Гипо­те­за — это усло­вия, при кото­рых нуж­но соблю­дать опре­де­лён­ное пра­ви­ло, дис­по­зи­ция — это, соб­ствен­но, само пра­ви­ло, а санк­ция — это послед­ствия нару­ше­ния это­го правила.
    В рас­смат­ри­ва­е­мом слу­чае гипо­те­за гово­рит о «всех вер­ных», дис­по­зи­ция — «если ушел из хра­ма», санк­ция — «отлу­чать от общения.


  • 16. Како­вы кано­ни­че­ские тре­бо­ва­ния к воз­рас­ту кан­ди­да­та для руко­по­ло­же­ния во епи­скоп­ский сан?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Постав­ле­ние во епи­ско­па не име­ет чет­ко опре­де­лен­ных воз­раст­ных рамок. Так, напри­мер, по Апо­столь­ским поста­нов­ле­ни­ям (II 1), воз­раст для епи­скоп­ско­го руко­по­ло­же­ния опре­де­лен в 50 лет. В кни­ге «Номо­ка­нон» свт. Фотия (Титул 1. Гл. 23) был уста­нов­лен мини­маль­ный воз­раст­ной ценз для постав­ле­ния во епи­ско­пы – в 35 лет, а в исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях – в 25 лет. В соот­вет­ствии с Уста­вом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви кан­ди­да­та­ми в архи­ереи изби­ра­ют­ся лица не моло­же 30 лет (XV 10).


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 64%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Оль­га, 05.03.2021

    Очень инте­рес­но и позна­ва­тель­но! Полез­но! Боль­шое спасибо!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки