Тест: Нравственное богословие

  • 1. В насто­я­щее вре­мя вопро­сы нрав­ствен­но­сти в пра­во­слав­ном богословии:



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!

  • 2. Нрав­ствен­ный закон (золо­тое пра­ви­ло нрав­ствен­но­сти) дан­ный Хри­стом «Итак во всем, как хоти­те, что­бы с вами посту­па­ли люди, так посту­пай­те и вы с ними…» (Мф.7:12):


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос сфор­му­ли­ро­вал Золо­тое пра­ви­ло нрав­ствен­но­сти в поло­жи­тель­ном изме­ре­нии, в отли­чии от уче­ний, пред­ше­ству­ю­щих Боговоплощению:
    «Итак во всем, как хоти­те, что­бы с вами посту­па­ли люди, так посту­пай­те и вы с ними, ибо в этом закон и про­ро­ки» (Мф.7:12). «Иисус ска­зал ему: воз­лю­би Гос­по­да Бога тво­е­го всем серд­цем тво­им и всею душею тво­ею и всем разу­ме­ни­ем тво­им: сия есть пер­вая и наи­боль­шая запо­ведь; вто­рая же подоб­ная ей: воз­лю­би ближ­не­го тво­е­го, как само­го себя; на сих двух запо­ве­дях утвер­жда­ет­ся весь закон и про­ро­ки» (Мф.22:38–40)
    «Итак во всем, как хоти­те, что­бы с вами посту­па­ли люди, так посту­пай­те и вы с ними, ибо в этом закон и про­ро­ки» (Лук.6:31).

    Сравним:
    Кон­фу­ций: «Не делай дру­гим того, чего не жела­ешь себе».
    Инду­изм: «Пусть [чело­век] не при­чи­ня­ет дру­го­му того, что непри­ят­но ему самому».(Махабхарата)
    Буд­дизм: Все дро­жат перед нака­за­ни­ем, все боят­ся смер­ти — поставь­те себя на место дру­го­го. Нель­зя ни уби­вать, ни понуж­дать к убий­ству. (Дхам­ма­па­да)


  • 3. Какая из 10-ти Запо­ве­дей Мои­сея запре­ща­ет сплетни?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Девя­тая запо­ведь — не лже­сви­де­тель­ствуй — запре­ща­ет сплетни.


  • 4. Раз­де­ля­ет ли пра­во­слав­ное бого­сло­вие тео­рию (име­ну­е­мую адиа­фо­рой) о нали­чии нрав­ствен­но ней­траль­ных дел, поступков?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Адиа­фо­ры — это такие дей­ствия, кото­рые в бого­от­кро­вен­ном законе не запре­ще­ны и не запо­ве­да­ны, т.е. кото­рые не под­хо­дят пря­мо ни под кате­го­рию добра, ни под кате­го­рию зла. Пра­во­слав­ная Цер­ковь на все эти дей­ствия и состо­я­ния смот­рит не как на нрав­ствен­но без­раз­лич­ные, пото­му что вся­кое дей­ствие, про­из­во­ди­мое чело­ве­ком с созна­ни­ем и целью непре­мен­но име­ет нрав­ствен­ное каче­ство и есть или доб­рое или злое.


  • 5. Вер­но ли утвер­жде­ние: «Он в цер­ковь не ходит, но 10 запо­ве­дей соблюдает»?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Он не соблю­да­ет первую запо­ведь (отри­цая Бога), вто­рую (воль­но или неволь­но ста­вя вме­сто Бога мен­таль­но­го или мате­ри­аль­но­го идо­ла), и чет­вёр­тую: «Шесть дней рабо­тай, делай все дела твои, а день седь­мой посвя­щай Богу». Эта запо­ведь была дана еврей­ско­му наро­ду. Для пра­во­слав­ных же, вне зави­си­мо­сти от их наци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти, осо­бым днём неде­ли явля­ет­ся вос­кре­се­нье. В этот день осо­бен­но умест­но участ­во­вать в Боже­ствен­ной Литургии.

    Чело­век, игно­ри­ру­ю­щий Цер­ковь Хри­сто­ву, нару­ша­ет и запо­ведь Божию: «Воз­лю­би Гос­по­да Бога тво­е­го всем серд­цем тво­им, и всею душою тво­ею и всем разу­мом тво­им» (Мк.12:30).


  • 6. Что важ­нее для хри­сти­а­ни­на: нрав­ствен­ность или духовность?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Нрав­ствен­ность — обо­лоч­ка духов­но­сти, а духов­ность — содер­жа­ние нрав­ствен­но­сти. Мож­но при­ве­сти при­мер солн­ца: само солн­це — это духов­ность, а его лучи — нравственность.


  • 7. Поче­му содо­мия (гомо­сек­су­а­лизм) име­ну­ет­ся грехом?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Отно­ше­ние Бога, выра­жен­ное как в Вет­хом, так и в Новом Заве­те к содо­мии, весь­ма одно­знач­но: это грех, при­чем грех – смерт­ный. На язы­ке Биб­лии это озна­ча­ет, что совер­ша­ю­щий его извер­га­ет­ся из наро­да Божье­го и этот грех омы­ва­ет­ся покаянием.


  • 8. Нрав­ствен­ным иде­а­лом в Пра­во­сла­вии является:




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Абсо­лют­ным нрав­ствен­ным иде­а­лом явля­ет­ся толь­ко Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос. Все осталь­ные люди в той или иной сте­пе­ни могут при­бли­жать­ся к Нему.


  • 9. Совесть — это:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    “Когда Бог сотво­рил чело­ве­ка, Он все­лил в него нечто Боже­ствен­ное, как бы неко­то­рый помы­сел, име­ю­щий в себе, подоб­но искре, и свет, и теп­ло­ту; помы­сел, кото­рый про­све­ща­ет ум и пока­зы­ва­ет ему, что доб­рое и что злое, — сие назы­ва­ет­ся сове­стью, а она есть есте­ствен­ный закон… После­дуя сему зако­ну, т.е. сове­сти, (вет­хо­за­вет­ные) пат­ри­ар­хи и все свя­тые, преж­де писан­но­го зако­на уго­ди­ли Богу”.
    (преп. авва Доро­фей. Душе­по­лез­ные поуче­ния (изд. 10‑е). Поуче­ние 3‑е. О совести)


  • 10. Неотъ­ем­ле­мое онто­ло­ги­че­ское досто­ин­ство каж­дой чело­ве­че­ской лич­но­сти отно­сит­ся к:


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Если к обра­зу Божию в Пра­во­сла­вии воз­во­дит­ся неотъ­ем­ле­мое, онто­ло­ги­че­ское досто­ин­ство каж­дой чело­ве­че­ской лич­но­сти, ее высо­чай­шая цен­ность, то подо­ба­ю­щая досто­ин­ству жизнь соот­но­сит­ся с поня­ти­ем подо­бия Божия, кото­рое по Боже­ствен­ной бла­го­да­ти дости­га­ет­ся через пре­одо­ле­ние гре­ха, стя­жа­ние нрав­ствен­ной чисто­ты и доб­ро­де­те­лей. А поэто­му чело­век, нося­щий в себе образ Божий, не дол­жен пре­воз­но­сить­ся этим высо­ким досто­ин­ством, ибо это не его лич­ная заслу­га, но дар Божий. Тем более он не дол­жен оправ­ды­вать им свои сла­бо­сти или поро­ки, но, напро­тив, осо­зна­вать ответ­ствен­ность за направ­ле­ние и образ сво­ей жиз­ни. Оче­вид­но, что в самом поня­тии досто­ин­ства неотъ­ем­ле­мо при­сут­ству­ет идея ответственности.

    Таким обра­зом, в восточ­ной хри­сти­ан­ской тра­ди­ции поня­тие «досто­ин­ство» име­ет в первую оче­редь нрав­ствен­ный смысл, а пред­став­ле­ния о том, что достой­но, а что недо­стой­но, креп­ко свя­за­но с нрав­ствен­ны­ми или без­нрав­ствен­ны­ми поступ­ка­ми чело­ве­ка и с внут­рен­ним состо­я­ни­ем его души.


  • 11. Может ли ате­ист быть нравственным?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Нрав­ствен­ность – доста­точ­но широ­кое поня­тие, в свет­ском пони­ма­нии не учи­ты­ва­ю­щее внут­рен­них моти­вов тех или иных поступ­ков человека.
    Хри­стос же дал чело­ве­че­ству нрав­ствен­ный иде­ал, и пре­по­дал при­мер его испол­не­ния. Еван­гель­скую нор­му нрав­ствен­но­сти невоз­мож­но достичь без бла­го­дат­ной помо­щи Само­го Хри­ста, это абсо­лют­ный иде­ал, недо­сти­жи­мый без Боже­ствен­ной помощи.


  • 12. Пра­ва чело­ве­ка, соглас­но Нрав­ствен­но­му Богословию:


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сла­бость инсти­ту­та прав чело­ве­ка — в том, что он, защи­щая сво­бо­ду выбо­ра, все менее и менее учи­ты­ва­ет нрав­ствен­ное изме­ре­ние жиз­ни и сво­бо­ду от гре­ха. Обще­ствен­ное устрой­ство долж­но ори­ен­ти­ро­вать­ся на обе сво­бо­ды, гар­мо­ни­зи­руя их реа­ли­за­цию в пуб­лич­ной сфе­ре. Нель­зя защи­щать одну сво­бо­ду, забы­вая о дру­гой. Сво­бод­ное сто­я­ние в доб­ре и истине невоз­мож­но без сво­бо­ды выбо­ра. Рав­но и сво­бод­ный выбор теря­ет свою цен­ность и смысл, если обра­ща­ет­ся ко злу.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 76%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки