Тест: Праведный Иов

  • 1. К како­му коле­ну Изра­и­ля при­над­ле­жал Иов?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Иов жил в зем­ле Уц (ц‑сл. – «Авси­ти­дий­стей»), и боль­шин­ство тол­ко­ва­те­лей гово­рят, что эта зем­ля нахо­ди­лась за пре­де­ла­ми Изра­и­ля. Её назва­ние упо­ми­на­ет­ся в дру­гих местах Свя­щен­но­го Писа­ния: в Плач.4:21 она отож­деств­ля­ет­ся с Иду­ме­ей. «Нель­зя отри­цать, гово­рит бла­жен­ный Авгу­стин (De Civitata Dei.XVIII, с. 47.), что были меж­ду наро­да­ми язы­че­ски­ми вер­ные, кото­рые мог­ли быть при­чте­ны к истин­ным иуде­ям, граж­да­нам Иеру­са­ли­ма небес­но­го; а кто будет это отри­цать, тому опро­вер­же­ни­ем будет слу­жить при­мер Иова, сего мужа столь свя­то­го и уди­ви­тель­но­го, кото­рый не при­над­ле­жал к чис­лу Изра­иль­тян, но про­ис­хо­дил от наро­да, оби­тав­ше­го в Иду­мее, где он родил­ся и умер» (свт. Фила­рет Мос­ков­ский).


  • 2. Для чего Иов воз­но­сил рано утром всесожжения?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Когда круг пир­ше­ствен­ных дней совер­шал­ся, Иов посы­лал за ними и освя­щал их и, вста­вая рано утром, воз­но­сил все­со­жже­ния по чис­лу всех их [и одно­го тель­ца за грех о душах их]. Ибо гово­рил Иов: может быть, сыно­вья мои согре­ши­ли и поху­ли­ли Бога в серд­це своём».


  • 3. В чём состо­я­ла кле­ве­та сата­ны на Иова?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «И отве­чал сата­на Гос­по­ду и ска­зал: раз­ве даром бого­бо­яз­нен Иов? Не Ты ли кру­гом огра­дил его и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты бла­го­сло­вил, и ста­да его рас­про­стра­ня­ют­ся по зем­ле; но про­стри руку Твою и кос­нись все­го, что у него, – бла­го­сло­вит ли он Тебя?» По сло­вам сата­ны, в бла­го­че­стии Иова нет ниче­го выда­ю­ще­го­ся, заслу­жи­ва­ю­ще­го похва­лы, как то дела­ет Бог, – оно корыст­но. Иов чтит Гос­по­да лишь пото­му, что это для него выгод­но: в награ­ду за почи­та­ние Бога, за бого­бо­яз­нен­ность (кото­рые, таким обра­зом, выда­ют­ся сата­ной лишь за внеш­нее, фор­маль­ное бла­го­че­стие) он избав­ля­ет­ся Богом от вся­ких бед­ствий («кру­гом огра­дил», ср. Ис.5.5) и поль­зу­ет­ся успе­хом во всех сво­их делах. Истин­ный, т. е. корыст­ный, харак­тер бла­го­че­стия Иова ска­жет­ся в том слу­чае, если Гос­подь «про­стрет на него свою руку» (ст. 11), – пора­зит бед­стви­я­ми (Исх.3:20, 9:15; Пс.31:4, 37:3) (Тол­ко­вая Биб­лия А. П. Лопу­хи­на).


  • 4. Как посту­пил Иов, узнав, что погиб­ло не толь­ко его богат­ство, но и дети?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «и ска­зал: наг я вышел из чре­ва мате­ри моей, наг и воз­вра­щусь. Гос­подь дал, Гос­подь и взял; [как угод­но было Гос­по­ду, так и сде­ла­лось;] да будет имя Гос­подне благословенно!»


  • 5. Поче­му, по свя­то­оте­че­ско­му тол­ко­ва­нию, дья­вол не погу­бил жену Иова?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Наме­ре­ва­ясь окон­ча­тель­но совра­тить Иова, сата­на дей­ству­ет тем же путём, что и в Еде­ме, иску­шая Ада­ма. «Остав­ле­на была жена не пото­му, что диа­вол поща­дил её, но пото­му, что сохра­нял её для себя в каче­стве ору­дия. Он пом­нил, конеч­но, что имен­но с помо­щью жены одо­лел он пер­во­го чело­ве­ка, и вот теперь сохра­ня­ет жену, что­бы тем же самым ору­ди­ем вос­поль­зо­вать­ся в сво­их ковар­ных целях. Но там он встре­тил Ада­ма, здесь Ада­ма не встре­ча­ет. Там он встре­тил Ада­ма и Еву; здесь Еву нашёл, а Ада­ма не нашёл» (свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст)


  • 6. С какой дей­стви­тель­ной целью при­шли к Иову дру­зья его?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Нет осно­ва­ния думать, что дру­зья Иова были нече­сти­вы­ми, веро­ят­но, в этом слу­чае Иов бы не избрал их в дру­зья. И они обла­да­ли высо­кой лич­ной пра­вед­но­стью и муд­ро­стью, хотя не смог­ли понять, что в слу­чае Иова их обыч­ные сооб­ра­же­ния непри­ме­ни­мы. Таким обра­зом, цель их при­хо­да к Иову бла­го­род­на – уте­шить его в скорбях.


  • 7. Как друг Иова, Ели­фаз, пред­ло­жил ему спа­стись от страданий?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Желая Иову воз­вра­ще­ния бла­го­ден­ствия, Ели­фаз воз­буж­да­ет в нём созна­ние винов­но­сти пред Богом и с этою целью уве­ря­ет стра­даль­ца, что бед­ствия посы­ла­ют­ся за без­за­ко­ние для обли­че­ния и исправ­ле­ния чело­ве­ка, так что, при пока­я­нии винов­но­го, могут воз­вра­тить ему сча­стье: посе­му Иов не дол­жен пре­да­вать­ся отча­я­нию» (Н. И. Троицкий).


  • 8. Какое бед­ствие пости­га­ло Иова по ночам?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Ты стра­шишь меня сна­ми и виде­ни­я­ми пуга­ешь меня».


  • 9. Кто, по мне­нию Ели­фа­за, Вил­да­да и Софа­ра, был истин­ным винов­ни­ком бед­ствий Иова?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «По сло­ву свя­ти­те­ля Амвро­сия Медио­лан­ско­го, дру­зья Иова «насе­да­ли на него; они при­шли, что­бы при­не­сти ему уте­ше­ние, но подоб­но вра­гам печа­ли­ли его горь­ки­ми сло­ва­ми». Ведь Ели­фа­зу, Вил­да­ду и Софа­ру «Иов сам пред­став­лял­ся под­лин­ной при­чи­ной сво­е­го жал­ко­го состо­я­ния, как тот, кто под­верг­ся Гос­под­не­му гне­ву по при­чине соб­ствен­ных тяж­ких пре­ступ­ле­ний и пре­тер­пе­вал такие стра­да­ния в каче­стве воз­да­я­ния за свои злые дела. Они опи­сы­ва­ют [ему] нака­за­ния нече­сти­вых… кото­рые гиб­нут от пра­вед­но­го суда Божия, потреб­ля­е­мые дыха­ни­ем Его гне­ва (ср.: Иов.4, 9)» (П. Ю. Малков)


  • 10. Кого или что, в пони­ма­нии свя­ти­те­ля Гри­го­рия Вели­ко­го, про­об­ра­зу­ют дру­зья Иова?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Как заме­ча­ет по это­му пово­ду свя­ти­тель Гри­го­рий, «дру­зья Иова, хотя и при­шли к нему по доб­ро­му побуж­де­нию, всё же про­об­ра­зо­ва­ли ере­ти­ков, посколь­ку опу­сти­лись до гре­ха из-за сво­их невни­ма­тель­ных речей»» (П. Ю. Малков).


  • 11. На какие изре­че­ния кни­ги Иова Свя­тые Отцы не ссы­ла­ют­ся, как на авторитетные?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Но при­ни­мая в общем бого­дух­но­вен­ность кни­ги, хри­сти­ан­ские бого­сло­вы не все отдель­ные поло­же­ния и выра­же­ния, нахо­дя­щи­е­ся в кни­ге, долж­ны счи­тать вполне авто­ри­тет­ны­ми. Так, речи дру­зей, оскор­би­тель­ные для Боже­ствен­ной прав­ды и невин­но­го Иова, пори­ца­ет сам Гос­подь (Иов.42:7); неко­то­рые речи Иова, оскор­би­тель­ные для Боже­ствен­ной прав­ды, высо­ко­мер­ные для сла­бо­го чело­ве­че­ско­го разу­ма, так­же Гос­подь пори­ца­ет (Иов.38:2; 39:32–35; 42:3). Хри­сти­ан­ские бого­сло­вы, напри­мер Авгу­стин, пори­ца­ли речь Вал­да­да о нечи­сто­те пред Боже­ствен­ной прав­дою луны и звёзд (Иов.25:4–6). – Все подоб­ные места, как плод есте­ствен­но­го несо­вер­шен­но­го разу­ма, не могут быть авто­ри­тет­ны­ми. Но и из речей дру­зей неко­то­рые выра­же­ния, авто­ри­зо­ван­ные ап. Пав­лом (Иов.51Кор.3:19), долж­ны быть для хри­сти­ан авто­ри­тет­ны» (П. А. Юнге­ров).


  • 12. Какое веро­учи­тель­ное поло­же­ние Пра­во­слав­ной Церк­ви нашло отра­же­ние в одной из речей Иова?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Наслед­ствен­ность пер­во­род­но­го гре­ха все­об­ща, ибо никто из людей не изъ­ят из это­го (до тех пор, пока не при­ни­ма­ет Таин­ства Кре­ще­ния; этот грех омы­ва­ет­ся в Таин­стве Кре­ще­ния), кро­ме Бого­че­ло­ве­ка Гос­по­да Иису­са Хри­ста, рож­дён­но­го выше­есте­ствен­ным обра­зом от Свя­той Девы и Духа Свя­то­го. Все­об­щую наслед­ствен­ность пер­во­род­но­го гре­ха под­твер­жда­ет мно­ги­ми и раз­лич­ны­ми обра­за­ми Свя­тое Откро­ве­ние Вет­хо­го и Ново­го Заве­та. Так, оно учит, что пад­ший, зара­жён­ный гре­хом Адам рож­дал детей «по обра­зу сво­е­му» (Быт.5:3), т.е. по обез­об­ра­жен­но­му, повре­ждён­но­му, рас­тлён­но­му гре­хом обра­зу сво­е­му. Пра­вед­ный Иов ука­зы­ва­ет на пра­ро­ди­тель­ский грех как на источ­ник все­об­щей чело­ве­че­ской гре­хов­но­сти, когда гово­рит: «Кто бо чист будет от сквер­ны? Ник­то­же, аще и един день житие его на зем­ли» (Иов.14:4–5; ср.: Иов.15:14; Ис.63:6: Сир.17:30; Прём.12:10; Сир.41:8).» (пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич) Челийский)


  • 13. Когда Иов гово­рит об Иску­пи­те­ле, о каком собы­тии он пророчествует?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Вопрос 120. Какой один­на­дца­тый член Веры? Ответ. Чаю вос­кре­се­ния мёрт­вых. Вопрос 121. Чему учит сей член Веры? Ответ. Сей член учит, что несо­мнен­но будет вос­кре­се­ние тел как доб­рых, так и злых чело­ве­ков, после смер­ти, по сло­ву Гос­по­да, Кото­рый ска­зал, что «вси сущии во гро­бех услы­шат глас Сына Божия, и изы­дут сотвор­шии бла­гая в вос­кре­ше­ние живо­та, а сотвор­шии злая в вос­кре­ше­ние суда»(Ин.5,28–29). Тела будут те же самые (по при­над­леж­но­сти, но не по свой­ствам), кото­рые были людям «сво­и­ми» в сём мире, как гово­рит Иов: «Вем бо, яко прис­но­су­щен есть, Иже имать иску­пи­ти мя, (и) на зем­ли вос­кре­си­ти кожу мою тер­пя­щую сия, от Гос­по­да бо ми сия совер­ши­ша­ся, яже аз в себе вем, яже очи мои виде­ста, а не ин: вся же ми совер­ши­ша­ся в нед­ре» (Иов.19, 25–27).» (свя­ти­тель Пётр (Моги­ла) Киевский)


  • 14. Как Иов отно­сит­ся к тому, что Бог попус­ка­ет пра­вед­ным стра­дать, а греш­ным насла­ждать­ся благами?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Речь Иова в 21‑й гла­ве посвя­ще­на тому, что, по его опы­ту, нече­сти­вые живут в без­опас­но­сти, дости­га­ют глу­бо­кой ста­ро­сти и мир­но уми­ра­ют, а невин­ные уми­ра­ют в горе­чи душев­ной. Но он не дер­за­ет откры­то обви­нить Бога (ср. Иов.9:12), а сми­рен­но при­зна­ёт: «Но Бога ли учить муд­ро­сти, когда Он судит и гор­них?» (Иов.21:22)


  • 15. Какую поль­зу при­но­сит бла­го­че­сти­вый чело­век Богу, соглас­но Елифазу?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Раз­ве может чело­век достав­лять поль­зу Богу? Разум­ный достав­ля­ет поль­зу себе самому».


  • 16. На чём, соглас­но кос­мо­ло­ги­че­ским пред­став­ле­ни­ям кни­ги Иова, Гос­подь пове­сил землю?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Он рас­про­стёр север над пусто­тою, пове­сил зем­лю ни на чём». Все­мо­гу­ще­ство Божие ска­зы­ва­ет­ся в уста­нов­ле­нии зако­нов тяго­те­ния, силою кото­ро­го под­дер­жи­ва­ют­ся в воз­ду­хе гро­мад­ные све­ти­ла север­но­го полу­ша­рия (выра­же­ние «рас­про­стёр» при­ла­га­ет­ся толь­ко к небес­но­му сво­ду – Иов.9.8; Пс.103.2; Ис.40:22, 44:24, но нико­гда к зем­ле, а пото­му и “север” не может озна­чать север­но­го полу­ша­рия, – части зем­ли) и весь зем­ной шар. (Тол­ко­вая Биб­лия А. П. Лопу­хи­на).


  • 17. Судя по рас­ска­зу Иова о сво­ей доб­ро­де­те­ли, какую ново­за­вет­ную запо­ведь он испол­нил ещё в своё, вет­хо­за­вет­ное, время?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Жела­ешь ли так­же узнать о цело­муд­рии? “Завет, – гово­рит, – поло­жил я с гла­за­ми мои­ми, что­бы не помыш­лять мне о деви­це» чужой (Иов.31:1). Что, при­дя после того, Хри­стос пове­лел, – в этом он пре­успел на деле» (Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст).


  • 18. Ели­уй – весь­ма про­ти­во­ре­чи­вая лич­ность, и хотя он, по сло­ву свя­ти­те­ля Гри­го­рия Двое­сло­ва, ино­гда «воз­вы­ша­ет­ся до высот про­ро­че­ства», тот же свя­ти­тель посто­ян­но обли­ча­ет его в гре­хе. В каком?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Свя­ти­тель Гри­го­рий на всём про­тя­же­нии посвя­щён­ных речам Ели­уя книг «Мора­лий» (с 23‑й по 27‑ю) не уста­ёт обли­чать его за гор­ды­ню, над­мен­ность, высо­ко­ме­рие, кич­ли­вость, отсут­ствие люб­ви к Богу и ближ­не­му» (П. Ю. Малков).


  • 19. Кто такой леви­а­фан (чьим обра­зом он явля­ет­ся), по Свя­то­оте­че­ско­му толкованию?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «По завер­ше­нии рас­ска­за о «беге­мо­те» Гос­подь повест­ву­ет Иову о вто­ром живот­ном: «леви­а­фане» (в гре­че­ской вер­сии – «дра­коне»). Свя­ти­тель Гри­го­рий Вели­кий под­чёр­ки­ва­ет, что речь и там и здесь идёт об одном и том же дей­ству­ю­щем лице – о сатане; про­сто диа­вол здесь образ­но назы­ва­ет­ся раз­лич­ны­ми име­на­ми» (П. Ю. Мал­ков). В еврей­ском тек­сте и латин­ском пере­во­де ска­за­но, что леви­а­фан – царь над все­ми сына­ми гор­до­сти (Иов.41:26), что под­твер­жда­ет свя­то­оте­че­скую интерпретацию.


  • 20. Поче­му Гос­подь воз­дал Иову иму­ще­ство в дву­крат­ном раз­ме­ре, а детей роди­лось ров­но столь­ко же, сколь­ко было?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Гос­подь не удво­ил коли­че­ства детей Иова, как Он удво­ил его пас­ту­ше­ские богат­ства: это пото­му, что­бы не поду­мал кто-либо, что его пер­вые дети умер­шие погиб­ли совсем, – нет, они хотя и умер­ли, но не погиб­ли, – они вос­ста­нут в общее вос­кре­се­ние пра­вед­ных» (свт. Димит­рий Ростов­ский).


  • 21. Кто из ере­ти­ков оспа­ри­вал кано­ни­че­ский авто­ри­тет кни­ги Иова?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «На V Все­лен­ском собо­ре было осуж­де­но мне­ние Фео­до­ра Моп­су­ет­ско­го о бас­но­слов­но­сти содер­жа­ния кни­ги Иова» (П. А. Юнге­ров).


  • 22. В каких дру­гих кни­гах Биб­лии упо­ми­на­ет­ся Иов?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Дани­ил и Иов, – то они пра­вед­но­стью сво­ею спас­ли бы толь­ко свои души, гово­рит Гос­подь Бог» (Иез.14:14). «Вот, мы убла­жа­ем тех, кото­рые тер­пе­ли. Вы слы­ша­ли о тер­пе­нии Иова и виде­ли конец оно­го от Гос­по­да, ибо Гос­подь весь­ма мило­серд и состра­да­те­лен» (Иак.5:11).

    См.: Иез.14:14–20, Иак.5:11


  • 23. Сло­ва из кни­ги Иова о том, что Гос­подь «улов­ля­ет муд­рых в лукав­стве их», цити­ру­ют­ся в Новом Заве­те. Где именно?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Ибо муд­рость мира сего есть безу­мие пред Богом, как напи­са­но: улов­ля­ет муд­рых в лукав­стве их».


  • 24. Какие Свя­тые Отцы и Учи­те­ли Церк­ви соста­ви­ли кни­ги, спе­ци­аль­но посвя­щён­ные тол­ко­ва­нию кни­ги Иова?






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,4,6
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Судя по кат­эне Олим­пи­о­до­ра, кни­гу Иова объ­яс­ня­ли не менее 24 гре­че­ских учё­ных отцов и тол­ков­ни­ков, к коим при­над­ле­жа­ли Ори­ген, Афа­на­сий, Зла­то­уст, Дидим, Поли­хро­ний, Олим­пи­о­дор и др. В оте­че­ских тво­ре­ни­ях сохра­ни­лись лишь ком­мен­та­рии Ори­ге­на на пер­вые три гла­вы (Migne. 121.) и Ефре­ма Сири­на крат­кие заме­ча­ния (Ор. syr. II, 1–20), из осталь­ных же лишь неко­то­рые фраг­мен­ты (Migne. 27, 39, 64 tt.). Для пра­во­слав­но­го бого­сло­ва име­ет зна­че­ние тол­ко­ва­ние Олим­пи­о­до­ра (М. 93, 13–470), состав­лен­ное по тек­сту LXX, тогда как новые запад­ные тол­ко­ва­ния состав­ле­ны по еврей­ско­му, очень отлич­но­му от LXX, тек­сту. На запа­де Авгу­стин соста­вил крат­кие заме­ча­ния неис­прав­ные в изда­ни­ях (Migne. 84 t.). Иеро­ним соста­вил крат­кий и обшир­ный ком­мен­та­рии (М. 23 и 26 tt.), Гри­го­рий Вели­кий соста­вил 37 книг «Moralia» (т. е. нрав­ствен­ное объ­яс­не­ние. М. 75 и 76 tt.)». (П. А. Юнге­ров).


  • 25. Какие отрыв­ки из кни­ги Иова чита­ют­ся на пра­во­слав­ном Богослужении?







    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,6,7
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Так как Иов – про­об­раз Хри­ста, Цер­ковь поло­жи­ла читать отрыв­ки о его стра­да­нии и награ­де в тече­ние Страст­ной сед­ми­цы. В пер­вые три дня её чита­ет­ся исто­рия нача­ла стра­да­ний Иова (гла­вы 1–2), в Вели­кий Чет­верг – ответ Бога Иову, а в Вели­кую Пят­ни­цу Цер­ковь напо­ми­на­ет, что как Иов за свои стра­да­ния при­нял награ­ду, так и Хри­стос через стра­да­ния вошёл в Свою славу.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 51%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки