Тест: Православное Догматическое Богословие

Ува­жа­е­мые поль­зо­ва­те­ли и гости наше­го сайта!

Пред­ла­га­е­мый Вам тест отно­сит­ся к груп­пе тестов повы­шен­ной слож­но­сти. Зада­ния состав­ле­ны и рас­по­ло­же­ны таким обра­зом, что охва­ты­ва­ют, в систем­ном поряд­ке, все клю­че­вые раз­де­лы Пра­во­слав­но­го Дог­ма­ти­че­ско­го Бого­сло­вия. Неко­то­рые из пред­став­лен­ных вопро­сов могут пока­зать­ся осо­бен­но труд­ны­ми, так как они не все­гда освя­ща­ют­ся даже в фун­да­мен­таль­ных учеб­ных посо­би­ях. Меж­ду тем, эти вопро­сы крайне важ­ны и име­ют деталь­ное рас­кры­тие в свя­то­оте­че­ской литературе.

Ком­мен­та­рии к пра­виль­ным отве­там помо­гут Вам луч­ше разо­брать­ся в тех обла­стях веро­уче­ния, отно­си­тель­но кото­рых ваши зна­ния недо­ста­точ­но глу­бо­ки. Почти все ком­мен­та­рии снаб­же­ны допол­ни­тель­ны­ми ссыл­ка­ми на про­из­ве­де­ния отцов Церк­ви либо сло­вар­ные и иные статьи.

Выра­жа­ем надеж­ду, что про­хож­де­ние тести­ро­ва­ния помо­жет Вам пра­виль­но оце­нить уро­вень лич­ной под­го­тов­ки, а при необ­хо­ди­мо­сти обо­га­тить себя новы­ми зна­ни­я­ми о дог­ма­тах Церкви.

Кри­те­рий оцен­ки таков: 85% пра­виль­ных отве­тов — отлич­но; 70% — хоро­шо; 55% — удовлетворительно.

  • 1. Боже­ствен­ное откро­ве­ние — это:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Боже­ствен­ное откро­ве­ние — это дей­ствие, кото­рым Бог откры­ва­ет себя миру и в част­но­сти чело­ве­ку. Как Тво­рец и Про­мыс­ли­тель мира Бог посто­ян­но забо­тит­ся о нём. В этом попе­че­нии непре­стан­но откры­ва­ют­ся Его свой­ства, Его совер­шен­ства: «Ибо неви­ди­мое Его, веч­ная сила Его и Боже­ство, от созда­ния мира через рас­смат­ри­ва­ние тво­ре­ний види­мы» (Рим.1:20); «Небе­са про­по­ве­ду­ют сла­ву Божию, и о делах рук Его веща­ет твердь» (Пс.18:2). Доста­точ­но ред­ким быва­ет лишь сверхъ­есте­ствен­ное Боже­ствен­ное откровение.


  • 2. Содер­жа­ние какой части фра­зы из Еван­ге­лия «Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние; Его слу­шай­те» (Мф.17:5) явля­ет­ся дог­ма­ти­че­ской истиной?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Содер­жа­ние пер­вой части пред­став­лен­ной фра­зы явля­ет­ся дог­ма­том: «Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние». Эта часть фра­зы каса­ет­ся глав­но­го пред­ме­та дог­ма­ти­че­ско­го уче­ния — уче­ния о Боге, Тро­ич­ном в Лицах, а так­же дог­ма­ти­че­ско­го уче­ния о Лице Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Послед­няя часть фра­зы, «Его слу­шай­те», пред­став­ля­ет собой запо­ведь Божью, а не догмат.


  • 3. Допол­ни­те пере­чень глав­ных свойств дог­ма­та недо­ста­ю­щим: бого­от­кро­вен­ность, веро­учи­тель­ность, законообязательность, …
    Пра­виль­ный ответ: цер­ков­ность
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Дог­мат есть бого­от­кро­вен­ная исти­на хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния, хра­ни­мая, испо­ве­ду­е­мая и рас­кры­ва­е­мая Цер­ко­вью, зако­но­обя­за­тель­ная для всех хри­сти­ан. Толь­ко Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, как столп и утвер­жде­ние исти­ны (1Тим.3:15), явля­ет­ся истин­ной хра­ни­тель­ни­цей, истол­ко­ва­тель­ни­цей и рас­про­стра­ни­тель­ни­цей догматов.


  • 4. В чём состо­ит кри­те­рий допу­сти­мо­сти част­но­го бого­слов­ско­го мнения?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Част­ное бого­слов­ское мне­ние есть суж­де­ние о пред­ме­тах веры, выска­зан­ное одним, дву­мя или мно­же­ством бого­сло­вов (либо про­сто хри­сти­а­на­ми), не име­ю­щее обще­цер­ков­но­го при­зна­ния. Кри­те­ри­ем истин­но­сти част­но­го бого­слов­ско­го мне­ния явля­ет­ся соот­вет­ствие Свя­щен­но­му Писа­нию и Пре­да­нию Церк­ви, а кри­те­ри­ем допу­сти­мо­сти — непро­ти­во­ре­чие этим источ­ни­кам знаний.


  • 5. Какие из пере­чис­лен­ных при­зна­ков явля­ют­ся при­зна­ка­ми Свя­щен­но­го Пре­да­ния Церкви?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,4,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­щен­ным Пре­да­ни­ем, в отли­чие от част­ных пре­да­ний, явля­ет­ся то, кото­рое Цер­ковь хра­ни­ла все­гда, непре­рыв­но, все­ми вер­ны­ми. По сво­е­му содер­жа­нию Свя­щен­ное Пре­да­ние, как истин­ное, не может про­ти­во­ре­чить Свя­щен­но­му Писа­нию. Кро­ме того, при про­стран­ном пони­ма­нии Свя­щен­но­го Пре­да­ния, Свя­щен­ное Писа­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся как его состав­ная часть.


  • 6. Что такое апо­фа­ти­че­ское богословие?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Апо­фа­ти­че­ским (от греч. ἀπόφασις — отказ, отри­ца­ние) назы­ва­ет­ся такое направ­ле­ние бого­сло­вия, в фор­ма­те кото­ро­го о Боге и Его отно­ше­нии к миру исполь­зу­ют­ся отри­ца­тель­ные тер­ми­ны и выра­же­ния, то есть такие тер­ми­ны и выра­же­ния, посред­ством кото­рых отри­ца­ет­ся то, что не харак­тер­но для Бога, не свой­ствен­но Ему как Все­со­вер­шен­но­му Бес­пре­дель­но­му Духу, то, чем Он не является.


  • 7. Что такое ката­фа­ти­че­ское богословие?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ката­фа­ти­че­ским (от греч. κατάφασις — утвер­жде­ние) назы­ва­ет­ся такое направ­ле­ние бого­сло­вия, в фор­ма­те кото­ро­го о Боге и Его отно­ше­нии к миру исполь­зу­ют­ся поло­жи­тель­ные тер­ми­ны и выражения.


  • 8. Что такое сущ­ность в пра­во­слав­но-дог­ма­ти­че­ском понимании?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сущ­ность явля­ет­ся онто­ло­ги­че­ской осно­вой ипо­ста­си, её онто­ло­ги­че­ским содер­жа­ни­ем. Она же явля­ет­ся осно­вой онто­ло­ги­че­ских (сущ­ност­ных) свойств. Сущ­ност­ные свой­ства при­над­ле­жат сущ­но­сти и харак­те­ри­зу­ют её, но не явля­ют­ся самой сущ­но­стью, рав­но как и сущ­ность не явля­ет­ся онто­ло­ги­че­ским свой­ством либо сово­куп­но­стью свойств.


  • 9. Что такое ипостась?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ипо­стась — это то, в чём осу­ществ­ля­ет­ся сущ­ность. Ска­жем, чело­ве­че­ская сущ­ность осу­ществ­ля­ет­ся (акту­а­ли­зи­ру­ет­ся, про­яв­ля­ет­ся) в кон­крет­ном чело­ве­ке, сущ­ность гра­ни­та — в кон­крет­ном камне, глы­бе, ска­ле. Кон­крет­ный чело­век, камень, глы­ба, ска­ла — это ипостаси.


  • 10. Что такое акциденция?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Акци­ден­ци­ей (от лат. accidentia — слу­чай­ность, слу­чай) назы­ва­ет­ся инди­ви­ду­аль­ное, несу­ще­ствен­ное свой­ство ипо­ста­си, в отли­чие от суще­ствен­но­го (сущ­ност­но­го). Напри­мер, рост чело­ве­ка, вес, уро­вень интел­лек­та, осо­бен­но­сти тем­пе­ра­мен­та — это акци­ден­ции. Акци­ден­ци­я­ми обла­да­те­ли одной и той же сущ­но­сти раз­ли­ча­ют­ся меж­ду собой, тогда как сущ­ност­ные свой­ства у них одни.


  • 11. Уда­ли­те из переч­ня при­ве­дён­ных бого­слов­ских тер­ми­нов лишний:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сло­ва «сущ­ность», «при­ро­да», «есте­ство» в фор­ма­те пра­во­слав­но-дог­ма­ти­че­ско­го язы­ка озна­ча­ют одно и то же и упо­треб­ля­ют­ся в каче­стве сино­ни­мов. Тер­мин «ипо­стась» это­му сино­ни­мич­но­му ряду не принадлежит.


  • 12. Что такое Боже­ствен­ная энергия?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Боге раз­ли­ча­ют сущ­ность, Лица и энер­гию (энер­гии). Вся­кая сущ­ность так или ина­че про­яв­ля­ет себя. Суще­ство­ва­ние сущ­но­сти — это уже её про­яв­ле­ние. Про­яв­ля­ет себя и Боже­ская сущ­ность. Мож­но ска­зать, что про­яв­ле­ние Боже­ской сущ­но­сти, «сущ­ност­ное дви­же­ние Боже­ской при­ро­ды», это и есть Боже­ствен­ная энер­гия (от греч. ἐνέργεια — дей­ствие, дея­тель­ность), нетвар­ное Боже­ствен­ное действие.


  • 13. Боже­ствен­ное дей­ствие про­яв­ля­ет­ся сле­ду­ю­щим образом:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Боже­ствен­ное дей­ствие еди­но не в том пони­ма­нии, что буд­то бы скла­ды­ва­ет­ся из трёх обособ­лен­ных дей­ствий каж­до­го из Боже­ских Лиц, но все­гда про­ис­те­ка­ет от Отца через Сына и про­яв­ля­ет­ся во Свя­том Духе (См.: свя­ти­тель Гри­го­рий Пала­ма: «…Суще­ству­ет и вза­им­ное пре­бы­ва­ние ипо­ста­сей друг в дру­ге и пери­хо­ри­сис, так как Они цели­ком и посто­ян­но и нерас­тор­жи­мо охва­че­ны друг дру­гом, так что и энер­гия трех ипо­ста­сей — еди­на. Не так, как у людей, где дей­ствие тро­их будет похо­жим, но, — посколь­ку каж­дый дей­ству­ет сам по себе, — осо­бым. Не так, ста­ло быть, но поис­ти­не одна и та же [у Них энер­гия], посколь­ку одно дви­же­ние боже­ствен­ной воли, про­из­во­ди­мое от непо­сред­ствен­но пред­ше­ству­ю­щей при­чи­ны Отца и через Сына нис­по­сы­ла­е­мое и во Свя­том Духе про­яв­ля­е­мое» (О Боже­ствен­ном соеди­не­нии и раз­де­ле­нии, гл. 21).


  • 14. Боже­ская сущ­ность и Боже­ствен­ная энер­гия: что чем обусловлено?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Боже­ствен­ные энер­гии обу­слов­ле­ны Боже­ской сущ­но­стью, так как энер­гии суть про­яв­ле­ние сущ­но­сти, но не наоборот.


  • 15. Мож­но ли назы­вать Боже­ствен­ную энер­гию Богом?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Божии… энер­гии… суть нетвар­ные про­мыс­лы и бла­го­сти Бога, и они суть Сам Бог» (свт. Гри­го­рий Пала­ма. О Боже­ствен­ном соеди­не­нии и раз­де­ле­нии, гл. 14)


  • 16. Когда хри­сти­ан­ский подвиж­ник соеди­ня­ет­ся с Богом, он соеди­ня­ет­ся с Ним по сущ­но­сти или по энергиям?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Если бы чело­век соеди­нил­ся с Богом по сущ­но­сти, это озна­чи­ло бы, что наря­ду с чело­ве­че­ски­ми сущ­ност­ны­ми свой­ства­ми он стал бы обла­да­те­лем Боже­ских сущ­ност­ных свойств, то есть стал вме­сте и твар­ным, и нетвар­ным; и зави­ся­щим от усло­вий про­стран­ства и вре­ме­ни, и не зави­ся­щим; и огра­ни­чен­ным, и неогра­ни­чен­ным, бес­пре­дель­ным. Но это невоз­мож­но. Боже­ствен­ны­ми сущ­ност­ны­ми свой­ства­ми обла­да­ет толь­ко Бог. (Свя­ти­тель Гри­го­рий Пала­ма: «Божии выступ­ле­ния и энер­гии, осу­ществ­ле­ния, ожи­во­тво­ре­ния, умуд­ре­ния и тому подоб­ное, суть нетвар­ные про­мыс­лы (προνοιαι) и бла­го­сти Бога, и они суть Сам Бог, хотя и не по сущ­но­сти, ибо по ней Он неде­лим и непри­част­ву­ем, будучи совер­шен­но обособ­лен (απολελυμενος) от все­го» (О Боже­ствен­ном соеди­не­нии и раз­де­ле­нии, Гл. 15)).


  • 17. Уста­но­ви­те соот­вет­ствие меж­ду сло­ва­ми (тер­ми­на­ми) пер­вой и вто­рой групп:
    • Свеча
    • Размер свечи
    • Воск
    • Акциденция
    • Естество
    • Ипостась
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Пра­виль­ный ответ: null
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сама све­ча, явля­ясь кон­крет­ным пред­ме­том, пред­став­ля­ет собой ипо­стась. Воск, из кото­ро­го она изго­тов­ле­на, — это есте­ство, а раз­мер све­чи — её слу­чай­ное свой­ство, акциденция.


  • 18. Чем отли­ча­ют­ся друг от дру­га Боже­ствен­ные Лица?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №3,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Все Боже­ствен­ные Ипо­ста­си рав­но­чест­ны, все ра́вно обла­да­ют Боже­ствен­ны­ми совер­шен­ства­ми. Друг от дру­га Они отли­ча­ют­ся толь­ко ипо­стас­ны­ми свой­ства­ми, кото­рые харак­те­ри­зу­ют обра­зы Их бытия: Бог Отец без­на­ча­лен, ни от кого не рож­да­ет­ся и не исхо­дит (но Сам рож­да­ет Сына и изво­дит Свя­то­го Духа); Сын веч­но рож­да­ет­ся от Бога Отца; Свя­той Дух веч­но исхо­дит от Бога Отца.


  • 19. Если каж­дое из Боже­ствен­ных Лиц есть Бог (Отец — Бог, Сын — Бог, Свя­той Дух — Бог), и при этом Они — три Лица, то поче­му мы утвер­жда­ем, что Бог — один?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Несмот­ря на то, что Бог тро­и­чен по Лицам, и каж­дое Лицо — Бог, Цер­ковь учит, что Он абсо­лют­но един. Каж­дая Боже­ствен­ная Ипо­стась еди­на с дру­гой Ипо­ста­сью не в мень­шей мере, чем Сама по отно­ше­нию к Себе. При этом каж­дая Ипо­стась пре­бы­ва­ет не одна под­ле дру­гой, а одна в дру­гой. Бог выше вся­ких счис­ле­ний и раз­де­ле­ний. (См.: прп. Иоанн Дамас­кин: «Гово­рим же, что каж­дое из трех Лиц име­ет совер­шен­ную Ипо­стась, для того что­бы нам не при­нять совер­шен­ной при­ро­ды за одну — сло­жен­ную из трех несо­вер­шен­ных, но за еди­ную про­стую сущ­ность в трех совер­шен­ных Ипо­ста­сях, кото­рая — выше и впе­ре­ди совер­шен­ства. Ибо все, состав­лен­ное из несо­вер­шен­но­го, непре­мен­но есть слож­но. Но невоз­мож­но, что­бы про­изо­шло сло­же­ние из совер­шен­ных Ипо­ста­сей» (Точ­ное изло­же­ние Пра­во­слав­ной веры. Кн. 1, Гла­ва 8. О Свя­той Тро­и­це).


  • 20. Какая из ана­ло­гий наи­бо­лее пол­но отра­жа­ет отно­ше­ние Боже­ствен­ных Лиц меж­ду Собой?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ана­ло­гия с чело­ве­че­ским умом, для при­от­кры­тия тай­ны вза­им­ных отно­ше­ний Отца, и Сына, и Свя­то­го Духа, исполь­зу­ет­ся в хри­сти­ан­стве с ран­них вре­мен. Её упо­треб­ля­ли такие выда­ю­щи­е­ся отцы Церк­ви, как Дио­ни­сий Алек­сан­дрий­ский, Гри­го­рий Нис­ский, Симе­он Новый Бого­слов и др. Меж­ду тем, осно­ва­ние для этой ана­ло­гии было зало­же­но ещё во вре­ме­на Вет­хо­го Заве­та. Вот один из при­ме­ров: «Сло­вом Гос­по­да сотво­ре­ны небе­са, и духом уст Его — все воин­ство их» (Пс.32:6).


  • 21. Зави­сит ли Бог в сво­их реше­ни­ях и дей­стви­ях от того, что про­ис­хо­дит в мире?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бог ни от кого и ни от чего не зави­сит. Все Его реше­ния и все Его дей­ствия, свя­зан­ные с попе­че­ни­ем о мире, были ведо­мы Ему от веч­но­сти (то есть Он знал об этом даже тогда, когда мир ещё не существовал).


  • 22. Есть ли у Церк­ви одно­знач­ное пони­ма­ние о том, како­ва была про­дол­жи­тель­ность Дней Творения?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Исполь­зо­ван­ное в Сино­даль­ном пере­во­де рус­ское сло­во «День» (тво­ре­ния) име­ет ори­ги­наль­ным экви­ва­лен­том еврей­ское сло­во «иом», кото­рое может озна­чать как день, сут­ки, так и про­сто пери­од. Таким обра­зом, шесть Дней тво­ре­ния могут озна­чать: шесть пери­о­дов тво­ре­ния. Како­ва была про­дол­жи­тель­ность каж­до­го из этих пери­о­дов, нам допод­лин­но неиз­вест­но. В свя­то­оте­че­ской лите­ра­ту­ре по это­му пово­ду встре­ча­ют­ся раз­ные мнения.


  • 23. Какой ангель­ский чин, из извест­ных девя­ти чинов ангель­ской иерар­хии, не ука­зан в пред­став­лен­ном перечне: Сера­фи­мы, Херу­ви­мы, Пре­сто­лы, Силы, Вла­сти, Нача­ла, Архан­ге­лы, Ангелы?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Господства
    Ком­мен­та­рий:

    Соглас­но Пре­да­нию Церк­ви, ангель­ская иерар­хия вклю­ча­ет сле­ду­ю­щие девять чинов: Сера­фи­мы, Херу­ви­мы, Пре­сто­лы; Гос­под­ства, Силы, Вла­сти; Нача­ла, Архан­ге­лы, Ангелы.



  • 24. Что такое чер­ты обра­за Божье­го в человеке?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Чер­ты обра­за Божье­го в чело­ве­ке суть такие чер­ты, кото­рые отоб­ра­жа­ют в нём Боже­ствен­ные совер­шен­ства. Это: разум, сво­бод­ная воля, уме­ние любить, спо­соб­ность к твор­че­ству, цар­ствен­ное досто­ин­ство и др.


  • 25. В спо­соб­но­сти чело­ве­ка гре­шить усмат­ри­ва­ет­ся его:


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Спо­соб­но­стью чело­ве­ка гре­шить обу­слов­ле­на важ­ная нрав­ствен­ная спо­соб­ность: сво­бод­но и осо­знан­но выби­рать меж­ду злом и доб­ром. Если бы чело­век не мог гре­шить в прин­ци­пе, он бы, конеч­но, не смог стать греш­ни­ком, как не могут быть греш­ни­ка­ми живот­ные, дей­ству­ю­щие в соот­вет­ствии со сво­и­ми инстинк­та­ми. Но в таком слу­чае он не смог бы стать и доб­ро­де­тель­ным, ведь доб­ро­де­тель­ность под­ра­зу­ме­ва­ет созна­тель­ное, доб­ро­воль­ное, а не меха­ни­че­ское (фаталь­ное) стрем­ле­ние к доб­ру. Ста­ло быть, в спо­соб­но­сти чело­ве­ка ко гре­ху усмат­ри­ва­ет­ся его совер­шен­ство, а не несовершенство.


  • 26. Каким путём пере­да­ет­ся пер­во­род­ный грех от пра­ро­ди­те­лей к потомкам?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пер­во­род­ный грех есть пор­ча чело­ве­че­ской при­ро­ды, выра­жа­е­мая в том, что все потом­ки Ада­ма и Евы рож­да­ют­ся повре­жден­ны­ми по душе и по телу, со склон­но­стью боль­шею ко злу, чем к добру.


  • 27. Поче­му Бого­во­пло­ще­ние про­изо­шло через столь про­дол­жи­тель­ное вре­мя после гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей, а не сра­зу после него?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Вет­хо­за­вет­ный пери­од являл­ся вре­ме­нем под­го­тов­ки людей к При­ше­ствию Мес­сии. Под­го­тов­ка под­ра­зу­ме­ва­ла: 1) осо­зна­ние чело­ве­ком мер­зо­сти гре­ха; 2) раз­ви­тие у людей пони­ма­ния невоз­мож­но­сти избав­ле­ния от гре­ха исклю­чи­тель­но соб­ствен­ны­ми сила­ми; 3) рас­про­стра­не­ние веры в Еди­но­го Бога, глав­ным обра­зом, в сре­де еврей­ско­го наро­да, а через них, и отча­сти через фило­со­фию, — сре­ди пред­ста­ви­те­лей иных наро­дов; 4) в раз­ви­тии чая­ний При­ше­ствия Спасителя.


  • 28. Что такое Боговоплощение?





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Под Бого­во­пло­ще­ни­ем пони­ма­ет­ся вос­при­я­тие в Ипо­стась Сына Божье­го чело­ве­че­ско­го есте­ства. В резуль­та­те это­го вос­при­я­тия Сын Божий, не пере­ста­вая быть Богом, стал Человеком.


  • 29. Сколь­ко воль усмат­ри­ва­ет­ся в Бого­че­ло­ве­ке Иису­се Христе?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Посколь­ку во Хри­сте было соеди­не­но два есте­ства — Боже­ское и чело­ве­че­ское, — постоль­ку Он обла­да­ет дву­мя воля­ми: Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской. При этом чело­ве­че­ская воля не про­ти­во­ре­чит Божественной.


  • 30. Какие из пере­чис­лен­ных утвер­жде­ний отра­жа­ют лож­ные поло­же­ния о Божьей Матери?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,3,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бого­ро­ди­ца явля­ет­ся Мате­рью Бога в точ­ном зна­че­нии это­го сло­ва, так как родив­ший­ся от Неё Иисус был (и есть, и будет) Сыном Божьим. О том, что Бого­ро­ди­цу не сле­ду­ет назы­вать Бого­ро­ди­цей, но Чело­ве­ко­ро­ди­цей или Хри­сто­ро­ди­цей, учил ере­тик Несто­рий. Уче­ние о том, что Бого­ро­ди­ца обла­да­ет не мень­шим досто­ин­ством, чем Её Сын, Иисус Хри­стос, встре­ча­лось в неко­то­рых бого­ро­дич­ных куль­тах. Досто­ин­ство Её высо­ко, но Она все же явля­ет­ся чело­ве­ком, а Её Сын — Гос­по­дом. Уче­ние о том, что Бого­ро­ди­ца от зача­тия была избав­ле­на от уз пер­во­род­но­го гре­ха рас­про­стра­ни­лось в Римо-като­ли­че­ской Церк­ви. Оно тоже не соот­вет­ству­ет Свя­щен­но­му Писа­нию и Свя­щен­но­му Преданию.


  • 31. Уста­но­ви­те соот­вет­ствие меж­ду вопро­са­ми, каса­ю­щи­ми­ся уче­ния о Сыне Божьем и Все­лен­ски­ми Собо­ра­ми, на кото­рых рас­смат­ри­ва­лись эти вопросы:
    • Об образе соединения двух естеств во Христе
    • О единосущии Сына Отцу
    • Сколько воль во Христе
    • Кого родила Богородица: всего лишь человека или Бога?
    • IV Вселенский Собор
    • I Вселенский Собор
    • III Вселенский Собор
    • VI Вселенский Собор
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Пра­виль­ный ответ: null
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Вопрос о еди­но­су­щии Сына Отцу рас­смат­ри­вал­ся на I Все­лен­ском Собо­ре в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем ере­си Ария. Вопрос о том, мож­но ли назы­вать Бого­ро­ди­цу Бого­ро­ди­цей или толь­ко Хри­сто­ро­ди­цей (Чело­ве­ко­ро­ди­цей), рас­смат­ри­вал­ся на III Все­лен­ском Собо­ре в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем ере­си Несто­рия. Вопрос об обра­зе соеди­не­ния двух естеств во Хри­сте был рас­смот­рен на IV Все­лен­ском Собо­ре в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем ере­си Евти­хия. Нако­нец, вопрос о том, сколь­ко воль во Хри­сте, рас­смат­ри­вав­ший­ся в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем ере­си моно­фе­ли­тов, был раз­ре­шен на VI Все­лен­ском Соборе.


  • 32. Сопо­ставь­те дог­ма­ти­че­ские поня­тия и их упро­щен­ные ана­ло­ги, каса­ю­щи­е­ся обра­за соеди­не­ния естеств во Христе:
    • Неслитно
    • Непреложно
    • Нераздельно
    • Неразлучно
    • Неизменно
    • Без смешения и образования нового естества
    • Навсегда
    • Ипостасно (в единой ипостаси)
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Пра­виль­ный ответ: null
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Опре­де­ле­ние о том, что Боже­ское и чело­ве­че­ское есте­ство соеди­ни­лись в Ипо­ста­си Сына Божье­го нес­лит­но, непре­лож­но, нераз­дель­но и нераз­луч­но, было сфор­му­ли­ро­ва­но отца­ми IV Все­лен­ско­го Собо­ра. Общий смысл это­го опре­де­ле­ния сво­дит­ся к тому, что ни Боже­ское, ни чело­ве­че­ское есте­ство, соеди­нив­шись, не изме­ни­лись, не сли­лись (обра­зо­вав некое новое есте­ство), соеди­ни­лись навсегда.


  • 33. Знал ли диа­вол допод­лин­но, что Хри­стос — не про­сто Чело­век, но Воче­ло­ве­чив­ший­ся Бог?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В соот­вет­ствии с Про­мыс­лом Божьим, диа­во­лу не было допод­лин­но извест­но, что Хри­стос — Воче­ло­ве­чив­ший­ся Бог. Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский объ­яс­нял это так: «…Вра­гу невоз­мож­но было воз­зреть на непо­кры­тый ничем образ Божий, не уви­дев в нем какой-либо части той пло­ти, кото­рую поко­рил уже себе гре­хом. Поэто­му Боже­ство при­кры­ва­ет себя пло­тью, что­бы враг, взи­рая на зна­ко­мое и срод­ное ему, не ужа­сал­ся при­бли­же­ния пре­из­бы­то­че­ству­ю­щей силы и, при­ме­тив, что сила неза­мет­но более и более про­яв­ля­ет­ся в чуде­сах, при­знал для себя явив­ше­е­ся более вожде­лен­ным, неже­ли страш­ным… Сопро­тив­ная сила не име­ла воз­мож­но­сти стать в обще­ние с явно при­сут­ству­ю­щим Богом и пере­не­сти ничем не при­кры­тое Его явле­ние. Поэто­му, что­бы тре­бу­ю­ще­му за нас выку­па мож­но было взять тако­вой, Боже­ство сокры­лось под заве­сой наше­го есте­ства, и враг, как жад­ная рыба, вме­сте с при­ман­кой пло­ти про­гло­тил крю­чок Боже­ства, а таким обра­зом по водво­ре­нии жиз­ни на место смер­ти и по явле­нии све­та на место тьмы уни­что­жи­лось пред­став­ля­ю­ще­е­ся про­ти­во­по­лож­ным све­ту и жиз­ни. Ибо нет воз­мож­но­сти и тьме оста­вать­ся в при­сут­ствии све­та и быть смер­ти, когда дей­ству­ет жизнь» (Боль­шое огла­си­тель­ное сло­во, Гла­ва 23. Пре­муд­рость домо­стро­и­тель­ства спа­се­ния — в сокры­тии Боже­ства, Гла­ва 24. В чем про­яви­лось могу­ще­ство Боже­ства).


  • 34. Что, в соте­рио­ло­ги­че­ском смыс­ле, озна­ча­ет сло­во «спа­се­ние»?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,3,4,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Гре­че­ским экви­ва­лен­том рус­ско­го сло­ва «спа­се­ние» явля­ет­ся сло­во «σωτηρία». Его бук­валь­ный пере­вод: избав­ле­ние, бла­го, сча­стье, целе­ние. В отри­ца­тель­ном плане под спа­се­ни­ем под­ра­зу­ме­ва­ет­ся «избав­ле­ние»: избав­ле­ние чело­ве­ка от вла­сти гре­ха, диа­во­ла, тлен­но­сти и смер­ти. В поло­жи­тель­ном смыс­ле — даро­ва­ние чело­ве­ку благ, воз­ве­де­ние его в состо­я­ние сча­стья, бла­жен­ства; а так­же целе­ние (исце­ле­ние): при­ве­де­ние в цель­ность отно­ше­ний меж­ду Богом и чело­ве­ком, чело­ве­ком и чело­ве­ком, чело­ве­ком и окру­жа­ю­щим миром, нако­нец, при­ве­де­ние в цель­ность само­го человека.


  • 35. Кому была при­не­се­на Крест­ная Жертва?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Крест­ная Жерт­ва при­не­се­на Свя­той Тро­и­це, а не толь­ко Богу Отцу. Это опре­де­ле­ние было утвер­жде­но на Помест­ном Кон­стан­ти­но­поль­ском Собо­ре 1156–1157 гг. Хри­стос при­нёс Себя в Жерт­ву по чело­ве­че­ско­му есте­ству (как Чело­век), а по Боже­ствен­ной при­ро­де при­нял Её с Отцом и Свя­тым Духом.


  • 36. О Про­по­ве­ди Хри­ста в аду известно:



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    О том, что Хри­стос схо­дил во ад с про­по­ве­дью, сви­де­тель­ство­вал апо­стол Петр: «Хри­стос, что­бы при­ве­сти нас к Богу, одна­жды постра­дал за гре­хи наши, пра­вед­ник за непра­вед­ных, быв умерщ­влен по пло­ти, но ожив духом, кото­рым Он и нахо­дя­щим­ся в тем­ни­це духам, сой­дя, про­по­ве­дал, неко­гда непо­кор­ным ожи­дав­ше­му их Божию дол­го­тер­пе­нию, во дни Ноя, во вре­мя стро­е­ния ков­че­га, в кото­ром немно­гие, то есть восемь душ, спас­лись от воды» (1Пет.3:18–21). Апо­стол Павел уточ­нил, что Гос­подь «нис­хо­дил… в пре­ис­под­ние места зем­ли» (Еф.4:9).


  • 37. По Воз­не­се­нии Гос­по­да Иису­са Хри­ста Он при­сут­ству­ет в Церк­ви телесно:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Таин­стве Евха­ри­стии веру­ю­щие потреб­ля­ют истин­ные Тело и Кровь Христовы.


  • 38. Какой день счи­та­ет­ся днем рож­де­ния Церкви?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В День Пяти­де­сят­ни­цы испол­ни­лось обе­то­ва­ние Божье о нис­по­сла­нии на апо­сто­лов Свя­то­го Духа (Ин.14:16). С это­го дня Свя­той Дух непре­рыв­но пре­бы­ва­ет в Церкви.


  • 39. Может ли счи­тать­ся дей­ствен­ным Таин­ство, совер­ша­е­мое недо­стой­ным священнослужителем?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Все люди гре­шат, в том чис­ле свя­щен­ни­ки. Но это не зна­чит, что все Таин­ства, совер­ша­е­мые в Церк­ви, не дей­ствен­ны. Сле­ду­ет пом­нить, что Глав­ным Совер­ши­те­лем Таинств явля­ет­ся не свя­щен­ник, но Гос­подь, Кото­рый силен пре­по­да­вать бла­го­дать даже и через очень греш­ных людей. Заме­тим, что когда Спа­си­тель посы­лал апо­сто­лов на про­по­ведь, сре­ди них был и Иуда, буду­щий предатель.


  • 40. Уста­но­ви­те соот­вет­ствие меж­ду поня­ти­я­ми, отме­чен­ны­ми в пер­вом и вто­ром перечне:
    • Освящение воды
    • Осененение священником верующих крестным знаменем
    • Венчание
    • Купание верующих в Праздник Крещения Господня
    • Излияние водки на могилу
    • Священный обряд
    • Благочестивая традиция
    • Священнодействие
    • Таинство
    • Суеверный обычай
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Пра­виль­ный ответ: null
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Цер­ков­ных Таинств, в стро­гом зна­че­нии это­го поня­тия, семь. Из пере­чис­лен­но­го в пер­вом перечне под это поня­тие под­па­да­ет толь­ко Вен­ча­ние — Таин­ство Бра­ка. Освя­ще­ние воды не отно­сит­ся к семи Таин­ствам Церк­ви и рас­смат­ри­ва­ет­ся как свя­щен­ный обряд. Осе­не­ние свя­щен­ни­ком моля­щих­ся во вре­мя бого­слу­же­ния арти­ку­ли­ру­ет­ся как свя­щен­но­дей­ствие. Купа­ние в Празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня — бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция. Выли­вать вод­ку на моги­лу усоп­ше­го в знак его ува­же­ния и почте­ния — «достой­но» язы­че­ства или ате­из­ма. Пра­во­слав­ный чело­век выра­жа­ет ува­же­ние к усоп­ше­му через поми­наль­ные молит­вы и дела добра.


  • 41. Какое Таин­ство (при опре­де­лен­ных усло­ви­ях) может совер­шать мирянин?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Един­ствен­ное Таин­ство, кото­рое может совер­шать миря­нин — Таин­ство Кре­ще­ния. Это допу­сти­мо в тех слу­ча­ях, когда чело­ве­ку угро­жа­ет смер­тель­ная опас­ность, а воз­мож­но­сти сроч­но при­ве­сти его в цер­ковь или при­гла­сить свя­щен­ни­ка (свя­щен­но­слу­жи­те­ля) нет.


  • 42. В Таин­стве Евха­ри­стии хлеб и вино:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Таин­стве Евха­ри­стии хлеб и вино пре­ла­га­ют­ся в Истин­ные Тело и Кровь Хри­сто­вы, при этом у них оста­ёт­ся вид хле­ба и вина.


  • 43. Глав­ной целью хри­сти­ан­ско­го бра­ка является:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Глав­ной целью хри­сти­ан­ско­го бра­ка явля­ет­ся реа­ли­за­ция вза­им­ной люб­ви мужа и жены. Рож­де­ние и пра­виль­ное вос­пи­та­ние детей может слу­жить одной из важ­ней­ших целей брач­но­го сою­за, но она не явля­ет­ся глав­ной. В про­тив­ном слу­чае Цер­ковь лег­ко раз­ре­ша­ла бы раз­вод тем супру­гам, кото­рые по каким-то при­чи­нам не могут иметь детей, одна­ко это не так. Раз­вод допус­ка­ет­ся Цер­ко­вью лишь в исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях; отсут­ствие детей не явля­ет­ся осно­ва­ни­ем для развода.


  • 44. Уче­ние о мытар­ствах души после смерти:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Уче­ние о мытар­ствах души после смер­ти свя­за­но с уче­ни­ем о Част­ном Суде. Во мно­гом оно осно­вы­ва­ет­ся на откро­ве­ни­ях хри­сти­ан­ским свя­тым. Одна­ко оно име­ет осно­ва­ние в Свя­щен­ном Писа­нии. Как имен­но осу­ществ­ля­ет­ся Част­ный Суд, с деталь­ною точ­но­стью нам неиз­вест­но. Уче­ние о мытар­ствах образ­но пред­став­ля­ет общие осо­бен­но­сти это­го Суда.


  • 45. Под анти­хри­стом, кото­рый при­дёт перед кон­чи­ной мира, понимается:






    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Анти­хри­стом будет чело­век. По уче­нию свя­тых отцов, он про­изой­дет из коле­на Дана (одно­го из родо­на­чаль­ни­ков еврей­ско­го народа).


  • 46. Будет ли анти­христ, соглас­но уче­нию отцов, похо­дить на Христа?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На опре­де­лен­ном эта­пе внеш­ние обсто­я­тель­ства жиз­ни анти­хри­ста будут напо­ми­нать обсто­я­тель­ства жиз­ни Хри­ста. Это будет свя­за­но, поми­мо про­че­го, с тем, что ему будет умест­но подо­гнать свою жизнь под про­ро­че­ства об Истин­ном Хри­сте, ведь в чис­ле пер­вых, соглас­но оте­че­ско­му уче­нию, анти­хри­ста, как «истин­но­го» мес­сию, при­мут иудеи.


  • 47. Конеч­ная судь­ба мира, опи­сан­ная в Апокалипсисе:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бог не дей­ству­ет на чело­ве­ка подоб­но фату­му или року. Собы­тия, опи­сан­ные в Апо­ка­лип­си­се, непре­мен­но сбу­дут­ся, но не пото­му, что Бог яко­бы ведет чело­ве­че­ское обще­ство к такой раз­вяз­ке (с рас­про­стра­не­ни­ем нена­ви­сти, зло­де­я­ний, каи­нит­ства, локаль­ных и круп­но­мас­штаб­ных войн, и пр.) с непре­одо­ли­мой неиз­беж­но­стью, а в свя­зи с тем, что люди пред­по­чтут доб­ру зло.


  • 48. Вто­рое При­ше­ствие Хри­ста, по сло­ву Писа­ния, будет иметь ана­ло­гию с:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В Дея­ни­ях апо­сто­лов, в повест­во­ва­нии о Воз­не­се­нии Гос­под­нем, ска­за­но: “И когда они смот­ре­ли на небо, во вре­мя вос­хож­де­ния Его, вдруг пред­ста­ли им два мужа в белой одеж­де и ска­за­ли: мужи Гали­лей­ские! что вы сто­и­те и смот­ри­те на небо? Сей Иисус, воз­нес­ший­ся от вас на небо, при­дет таким же обра­зом, как вы виде­ли Его вос­хо­дя­щим на небо” (Деян.1:10–11).


  • 49. Страш­ный Суд, соглас­но свя­то­оте­че­ско­му бого­сло­вию, будет:




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Страш­ный Суд будет окон­ча­тель­ным и все­об­щим. Он состо­ит­ся вско­ре после все­об­ще­го вос­кре­се­ния мертвых.


  • 50. Воз­мож­но ли, что­бы по молит­вам ближ­них греш­ник, пре­бы­ва­ю­щий ныне в аду, насле­до­вал после Страш­но­го Суда Цар­ство Божие?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    То, что для греш­ни­ка, пре­бы­ва­ю­ще­го ныне в аду, воз­мож­но насле­до­ва­ние Цар­ства Божье­го в буду­щем, понят­но из содер­жа­ния утвер­жден­ных Цер­ко­вью молитв о поми­но­ве­нии усоп­ших, как то: «Упо­кой, Гос­по­ди, души усоп­ших рабов Тво­их: роди­те­лей моих (име­на), род­ствен­ни­ков, бла­го­де­те­лей (име­на их), и всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан, и про­сти им все согре­ше­ния воль­ные и неволь­ные, и даруй им Цар­ство Небес­ное». Если бы даро­ва­ние Цар­ства греш­ни­кам про­ти­во­ре­чи­ло замыс­лу Божье­му в прин­ци­пе, то Цер­ковь, как столп и утвер­жде­ние исти­ны (1Тим.3:15), не при­зы­ва­ла бы веру­ю­щих об этом молиться.


  • 51. Выбе­ри­те выра­же­ние, соот­вет­ству­ю­щее пра­во­слав­но­му вероучению:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Как извест­но, одним из сущ­ност­ных свойств Божьих явля­ет­ся неиз­ме­ри­мость. Оно ука­зы­ва­ет на абсо­лют­ную неза­ви­си­мость Бога от усло­вий про­стран­ства. В усло­ви­ях же про­стран­ства неиз­ме­ри­мость Божья про­яв­ля­ет­ся как вез­де­при­сут­ствие (вез­де­су­щие): Бог и вез­де, и нигде: вез­де как нигде не отсут­ству­ю­щий, а нигде — как не огра­ни­чен­ный ника­ким местом.
    Будучи все­со­вер­шен­ным Духом, Бог — лич­но­стен (к лич­ност­ным свой­ствам отно­сят: разум, волю и пр.)


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 71%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

6 комментариев

  • tamara1473, 01.10.2021

    Сла­ва Богу! Дума­ла, что очень слож­но и ниче­го не знаю… 69/31. Мно­го­му надо учить­ся, раз­мыш­лять.. Спа­си­бо за воз­мож­ность себя проверить.

    Ответить »
  • Сер­гей Ельчин, 27.09.2021

    61% пра­виль­но

    Ответить »
  • Татья­на, 15.07.2021

    Трой­ка

    Ответить »
  • Ната­лья, 20.03.2021

    Бла­го­да­рю за все вопро­сы! Собой не доволь­на, так как в неко­то­рых непра­виль­ных отве­тах сама сомне­ва­лась, про­сто забы­ла где-то, а где-то не так поня­ла вопрос. Благодарю!

    Ответить »
  • Вадим, 25.11.2020

    50‑й вопрос меня поразил…
    Как же инте­рес­но и непонятно

    Ответить »
  • Мак­сии, 26.07.2020

    Надо подъ­у­чить­ся

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки