Успех

***

Успе́х — 1) дости­же­ние, поло­жи­тель­ный резуль­тат; 2) обще­ствен­ное при­зна­ние.

***

Мешает ли стрем­ле­ние к успеш­но­сти хри­сти­ан­скому дела­нию?

Стрем­ле­ние к успеху как тако­вое при­суще каж­дому чело­веку. Без него в прин­ципе невоз­можны ни реа­ли­за­ция твор­че­ских спо­соб­но­стей, ни осу­ществ­ле­ние твор­че­ских замыс­лов, ни дости­же­ние постав­ля­е­мых целей. Сле­до­ва­тельно, само по себе, вне кон­тек­ста кон­рет­ных усло­вий, стрем­ле­ние к успеху не может быть оха­рак­те­ри­зо­вано ни с поло­жи­тель­ной, ни с отри­ца­тель­ной сто­роны: многое зави­сит от того, на что именно направ­лено это стрем­ле­ние и какими именно сред­ствами дости­га­ется успех.

В совре­мен­ном потре­би­тель­ском обще­стве поня­тие «успеш­ность» чаще обыч­ного арти­ку­ли­ру­ется в узко-праг­ма­тич­ном, ути­ли­тар­ном зна­че­нии. Кого на сего­дняш­ний день счи­тают успеш­ным? — Того, кто добился завид­ного поло­же­ния в обще­стве, стяжал мате­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие, построил карьеру, достиг высо­кого соци­аль­ного ста­туса.

Чело­век же, не соот­вет­ству­ю­щий подоб­ным кри­те­риям зача­стую при­чис­ля­ется к неудач­ни­кам. Под этот ярлык могут под­пасть, напри­мер, учи­теля и врачи, сель­ские тру­же­ники и даже чинов­ники (непро­даж­ные, чест­ные). Успеш­ность как пока­за­тель личных духовно-нрав­ствен­ных дости­же­ний ути­ли­тар­ной систе­мой оценок прак­ти­че­ски не берётся в расчёт.

Таким обра­зом, в созна­нии обы­ва­теля успеш­ность как глав­ная жиз­нен­ная цель под­ра­зу­ме­вает моти­ва­цию в обла­сти сугубо земных, а не воз­вы­шенно духов­ных инте­ре­сов. Глав­ным фак­то­ром здесь высту­пают амби­ции. Жела­ние же уго­дить Богу ото­дви­га­ется на задний план.

Понятно, что такая при­зем­лён­ная ори­ен­ти­ро­ван­ность созна­ния ско­вы­вает добрые душев­ные рас­по­ло­же­ния и порывы, при­во­дит к кон­флик­там с соб­ствен­ной сове­стью (Мф.6:21), побуж­дает пере­сту­пать через инте­ресы ближ­них, ведёт к оже­сто­че­нию сердца, вражде против Бога (Иак.4:1–4).

Имея в виду «худшие» сто­роны ути­ли­тар­ных стрем­ле­ний, богат­ство, Гос­подь чётко предо­сте­рёг, что бога­тому чело­веку войти в Цар­ство Небес­ное слож­нее, чем вер­блюду про­тис­нуться сквозь иголь­ные уши (Мк.10:25).

Но значит ли это, что искренне веру­ю­щий чело­век должен вся­че­ски избе­гать соци­аль­ного и мате­ри­аль­ного бла­го­по­лу­чия? Отнюдь нет. Закон Божий не тре­бует, чтобы веру­ю­щие непре­менно жили в нужде. Важно другое, чтобы земные стрем­ле­ния чело­века не обра­ща­лись в земные при­стра­стия, не пре­пят­ство­вали испол­не­нию рели­ги­озно-нрав­ствен­ного долга, не оттал­ки­вали от обще­ния с Богом, не слу­жили при­чи­ной для ссор, не мешали духов­ному совер­шен­ство­ва­нию.

Уместно вспом­нить, что на про­тя­же­нии исто­рии Бог и Сам не раз одарял Своих пра­вед­ни­ков мате­ри­аль­ными бла­гами. Причём, первый случай такого бла­го­де­я­ния был связан с самыми пер­выми в исто­рии людьми. Позд­нее к числу таких пра­вед­ни­ков при­над­ле­жали: Иов, Авраам, Иаков, Иосиф, Давид и многие другие.

***

Успехи мир­ских людей суть паде­ния в мона­хах, а успехи мона­хов суть паде­ния в мир­ских людях. Успехи мирян состоят в богат­стве, славе, силе, утехах, в бла­го­пло­тии, мно­го­чад­стве и тому подоб­ных вещах, в кото­рые вступя, монах поги­бает. Успехи же монаха суть: нес­тя­жа­ние, бес­сла­вие, бес­си­лие, воз­дер­жа­ние, зло­стра­да­ние, лише­ния и сим подоб­ное, чему невольно под­верг­шись, миро­лю­бец почи­тает то вели­ким несча­стьем…
прп. Максим Испо­вед­ник

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки