Успех там, где чело­век предал себя Богу

Слово «успех» известно давно, но в насто­я­щее время на слуху про­из­вод­ное от него — «успеш­ность». Для многих это поня­тие имеет некий отри­ца­тель­ный налет. Увы, слиш­ком часто в наше время успеш­но­сти так или иначе, прямо или кос­венно сопут­ствуют ложь, интриги, бес­че­стие, скан­даль­ность, а то и насто­я­щее пре­ступ­ле­ние. Но дей­стви­тельно ли успеш­ность настолько свя­зана с без­нрав­ствен­но­стью? Или же успеш­ным можно в полной мере назвать даже глу­боко веру­ю­щего хри­сти­а­нина? Об этом раз­мыш­ляет насто­я­тель храма в честь Рож­де­ства Бого­ро­дицы в Кры­лат­ском, духов­ник Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии про­то­и­е­рей Геор­гий Бреев.


Оглав­ле­ние


Успеш­ность зало­жена в чело­века Богом^

Мне кажется, Сам Гос­подь зало­жил в чело­ве­че­скую при­роду стрем­ле­ние к успеш­но­сти. Это одна из духов­ных сил, кото­рая чело­века акти­ви­зи­рует, соби­рает воедино и побуж­дает стре­миться к избран­ной цели — мыс­лями, чув­ствами, дей­стви­ями. И эта дви­жу­щая сила скло­няет нашу волю к испол­не­нию того, что мы заду­мы­ваем, что ложится жела­нием в душу. 

Успех — это то, что дается чело­веку не сразу, но если он его дости­гает, то это сооб­щает ему некое чув­ство радо­сти, и даже сча­стья. Цели у всех разные — кто-то хочет быть кан­ди­да­том наук, кто-то иметь хоро­шую, при­быль­ную работу, кто-то хоро­шую семью и много друзей. Но всех тех, кто дости­гает постав­лен­ных перед собой целей, мы, совре­мен­ным языком, назы­ваем успеш­ными, пер­спек­тив­ными. 

Многие гово­рят себе: «Я должен успеть». Слово «успеть» имеет дво­я­кий смысл: во-первых, уме­ститься в срок, успеть завер­шить какое-то дело; а во-вторых, открыть для себя путь, кото­рый может стать путем вос­хож­де­ния. 

Как только чело­век начи­нает себя созна­вать лич­но­стью, у него появ­ля­ется стрем­ле­ние в чем-то успеть. Это можно наблю­дать даже на при­мере детей. Роди­тели и педа­гоги вся­че­ски поощ­ряют ребенка, чтобы он пре­успе­вал в учении, в душев­ном раз­ви­тии; этим ему откры­ва­ется дорога, по кото­рой можно всту­пить в само­сто­я­тель­ную жизнь. Если дитя чув­ствует, что справ­ля­ется, слышит одоб­ре­ние, этот успех вызы­вает у него чув­ство удо­вле­тво­рен­но­сти, ощу­ще­ние, что он, пусть отрок или мла­де­нец, дей­стви­тельно в жизни чего-то дости­гает. И тут же это берется ребен­ком на воору­же­ние. Это стимул для его раз­ви­тия. Потому одна из вос­пи­та­тель­ных мер — пока­зать ребенку, что он моло­дец, что он не лентяй, что у него что-то полу­ча­ется.

Думаю, что, какую бы область чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти мы ни взяли, стрем­ле­ние к успеху — это то, лишив­шись чего жизнь поте­ряла бы смысл. Потому что успех явля­ется пока­за­те­лем, что мы дви­га­емся и, пре­одо­ле­вая труд­но­сти, дер­жимся пра­виль­ного курса. Чув­ство успеш­но­сти окры­ляет чело­века. 

Что есть успех в духов­ной жизни^

Духов­ная жизнь тоже свя­зана с вос­хож­де­нием. Стрем­ле­ние к духов­ному успеху, к совер­шен­ству неотъ­ем­лемо от чело­ве­че­ской души, вло­жено в нее Богом. Однако духов­ная жизнь — это нечто другое, нежели земное поприще. Ода­рен­ные люди — худож­ники, арти­сты — много рабо­тают, чтобы достичь уровня, когда их искус­ство ста­но­вится высо­ким и совер­шен­ным, и взойти на вер­шину успеха. Но в духов­ном плане все гораздо глубже, все меняет цен­ность перед лицом веч­но­сти. Порой, если пре­успев­шему в земном отно­ше­нии чело­веку ска­зать, в чем состоит духов­ное пре­успе­я­ние, у него руки могут опу­ститься. 

Углуб­ля­ясь в позна­нии веры, чело­век посте­пенно при­хо­дит к все более высо­кому состо­я­нию, обо­га­ща­ю­щему его. И многие, всмат­ри­ва­ясь в себя, решают, что сами доби­лись духов­ного пре­успе­я­ния. Так мыс­ля­щие, конечно, оши­ба­ются. Ибо здесь начи­на­ется самое страш­ное: само­на­де­я­ние, оглядка на себя. А успеш­ность всегда свя­зана с бла­го­да­тью и силой Божией, кото­рая чело­века ведет на всех путях, если он искре­нен, чист и доби­ва­ется успеха не с корыст­ными целями. 

«…У самого берега он потер­пит кру­ше­ние»^

Вспо­ми­на­ется случай из жития пре­по­доб­ного Анто­ния Вели­кого. Святой, оста­вив мир, ушел в пустыню, но народ нахо­дил тропы к нему. Одна­жды к нему пришли люди с рас­ска­зом, что в Алек­сан­дрии появился моло­дой подвиж­ник, настолько силь­ный духом и совер­шен­ный делами, что творит зна­ме­ния и чудеса. Уже в таком воз­расте у него есть при­зна­ние и слава! И тогда авва Анто­ний, помо­лив­шись, горько запла­кал и сказал: «Я вижу огром­ный корабль, напол­нен­ный дра­го­цен­ными гру­зами, но у самого берега он потер­пит кру­ше­ние». Почему он так сказал об этом иноке? Не мерою дает Бог Духа (Ин. 3, 34). Чело­век воз­лю­бил Бога, и Гос­подь тут же ответно дает ему дары за его рев­ность. Но самое труд­ное в жизни чело­века — этот дар Божий про­не­сти. Силу, бла­го­дать, дар Духа легче вымо­лить у Бога, чем сохра­нить его. Вот потому пре­по­доб­ный сказал так вопро­ша­ю­щим, и впо­след­ствии они дей­стви­тельно уви­дели испол­не­ние слов свя­того: моло­дой монах, будучи таким обла­го­дат­ство­ван­ным, имея такие дивные успехи в духов­ной жизни, соблаз­нился, пал и даже лишился сана. 

Всякое дело вен­чает только Гос­подь^

Я могу при­ве­сти десятки при­ме­ров из жизни наших совре­мен­ни­ков, по сути подоб­ных исто­рии инока. Вот жен­щина под­хо­дит к свя­щен­нику со сле­зами: «Батюшка, у нас все было так хорошо раньше: жили мы скромно, но дружно, в храм ходили, рабо­тали, детей рас­тили, но вот муж полу­чил денеж­ное место, ему такие широ­кие воз­мож­но­сти откры­лись, и все у нас пошло кувыр­ком: у него появи­лись поклон­ницы, сек­ре­таршу на отдых возил. Он теперь гово­рит, что семья ему не нужна, что он хочет жить для себя, потому что он имеет право “на личное сча­стье”». Успеш­ность пре­льщает. Есть такое поня­тие — пре­льще­ние. Это бывает и в мир­ской жизни, и в духов­ной. Вер­немся к случаю из жития пре­по­доб­ного Анто­ния. Почему монах погиб? Потому что он духовно еще не был под­го­тов­лен, чтобы данную ему славу выне­сти. Он должен был ска­зать: «Гос­поди, это Ты меня про­сла­вил такой чудес­ной славой! Разве я своими силами могу тво­рить чудеса?! Это — бла­го­дать Твоя, кото­рая во мне!». Но когда тысячи людей гово­рят с вос­хи­ще­нием: «Какой ты вели­кий! Ты тво­ришь чудеса, по твоему слову все сбы­ва­ется!», то как немощ­ной чело­ве­че­ской душе не соблаз­ниться, не при­пи­сать все это себе и своим досто­ин­ствам?! И тут дей­ствует духов­ный закон: если ты имеешь дар от Бога, а при­пи­сы­ва­ешь его себе, то все теря­ешь, и Бог остав­ляет тебя! 

Вспом­ним слова апо­стола Павла: Я наса­дил, Апол­лос поли­вал, но воз­рас­тил Бог (1 Кор. 3, 6). Можно спро­сить: что есть успех в мир­ской жизни, в чем же его цен­ность заклю­ча­ется? А заклю­ча­ется она в глу­бине пони­ма­ния, что, каким бы достой­ным и успеш­ным я ни был, что бы я ни делал, не я творец своей жизни, не я создал себя; жизнь конечна, и я не могу ска­зать, точно ли я достигну веч­но­сти и спа­се­ния. Может быть, наобо­рот: пред веч­но­стью я пред­стану совер­шенно бес­по­мощ­ным, и выяс­нится, что в земной своей жизни я так ничего и не сумел сде­лать. Все люди, про­све­щен­ные под­лин­ным зна­нием Бога, нося­щие бла­го­дать Божию, оста­нав­ли­вали себя и гово­рили, что чело­век должен тру­диться, должен при­нять все меры к дости­же­нию успеха, но вен­чает всякое дело только Гос­подь.

Испы­тан­ные успе­хом: по стопам пра­вед­ного Иова^ 

По рас­суж­де­нию многих святых, не тогда чело­век пре­успе­вает, когда вос­хо­дит по досто­ин­ству своему на боль­шую сте­пень славы чело­ве­че­ской и когда его жизнь очень пло­до­творна, а тогда, когда чело­век выдер­жи­вает испы­та­ния, послан­ные ему Богом. Тут-то и откры­ва­ется под­лин­ная кра­сота, вели­чие, досто­ин­ство чело­века, если он в труд­но­стях сохра­няет себя, не ищет вино­ва­тых, не падает духом. Яркий пример — исто­рия пра­вед­ного Иова. Гос­подь видит его совер­шен­ство, но посы­лает ему страш­ные испы­та­ния. Однако, и лишив­шись бога­тей­ших имений и детей, а затем и соб­ствен­ного здо­ро­вья, Иов не воз­роп­тал, не стал хулить Бога, но бла­го­слов­лял Его, говоря: Гос­подь дал, Гос­подь и взял (Иов. 1:21) и Он спо­со­бен опять мне все вер­нуть и в боль­шей мере. Так и полу­чи­лось. Насто­я­щее пре­успе­я­ние, думаю, состоит в некоем таин­ствен­ном созре­ва­нии в период скор­бей нашего внут­рен­него чело­века, спо­соб­ного при­об­ре­сти такое духов­ное богат­ство, кото­рого он не лишится вовек. Ибо все оста­вим здесь, и имения, и честь, и славу сует­ную: в пер­спек­тиве веч­но­сти они не имеют цены, а вот духов­ные каче­ства оста­ются с нами бес­ко­неч­ные веки.

Поэтому один из основ­ных духов­ных зако­нов, кото­рый нужно всегда пом­нить людям успеш­ным, таков: как бы ни пре­успе­вали мы в этом мире, жизнь настолько измен­чива, что чело­век может всего в одно мгно­ве­ние лишиться. Немно­гие люди могут выдер­жи­вать такое. Вот пример: завтра у нас будут отпе­вать совре­мен­ного пре­успе­вав­шего чело­века — муж­чина, сорок лет. Его близ­кие полу­чили раз­ре­ше­ние из Пат­ри­ар­хии на заоч­ное отпе­ва­ние. Неко­гда он открыл свою фирму, его дела шли в гору. И вдруг кризис. Он теряет все: фирма закры­ва­ется, несколько меся­цев он совсем без работы, и в конце концов, в отча­я­нии,— ведь он уже отвык огра­ни­чи­вать себя, жил как чело­век бога­тый, друзей имел таких же состо­я­тель­ных, а тут и друзья отвер­ну­лись, и воз­мож­но­сти широко жить нет,— он решает уйти из этой жизни. Был ли успех у этого чело­века? Да. Но он ока­зался не гото­вым поне­сти испы­та­ние — лишиться этого успеха. Если мы увле­чемся нашим пре­успе­я­нием, нужно уметь себя оста­но­вить и ска­зать: «Слава Богу, что я это имею, а придет другой день и, может быть, я ока­жусь в совер­шенно других усло­виях, в другой ситу­а­ции». Гото­вить себя надо, что может в едино мгно­ве­ние все поме­няться. Разум не должен спать, но дер­жать на воору­же­нии слова апо­стола Павла: кто отли­чает тебя? Что ты имеешь, чего бы не полу­чил? (1Кор. 4:7).

Будь умелым воз­ни­цей и стре­мись к поче­сти гор­него звания^

Чело­век дости­гает какого-то высо­кого поло­же­ния, славы, богат­ства, может себе поз­во­лить то, что раньше было недо­ступно: усадьба с при­слу­гой — пожа­луй­ста, все бро­сить и поле­теть среди зимы на Канары — запро­сто. Конечно, в таком состо­я­нии семья, обя­зан­но­сти, про­блемы детей начи­нают его тяго­тить, ста­но­вятся скуч­ными. А все­доз­во­лен­ность может при­ве­сти к край­ней внут­рен­ней недис­ци­пли­ни­ро­ван­но­сти — ума, сердца, воли. И «вожжи души» рас­пус­ка­ются. По-моему, у свя­того Мака­рия Вели­кого (он жил в IV веке) был очень точный образ дви­же­ния по жизни: воз­ни­чий, управ­ля­ю­щий колес­ни­цей твер­дой рукой, с рас­суж­де­нием, легко пре­одо­ле­вает рас­сто­я­ния; другой ездок мчится во всю прыть с ослаб­лен­ными вож­жами, и его кони в конце концов пере­во­ра­чи­вают колес­ницу. Поэтому важно, чтобы, будучи воз­не­сен­ным на колес­ницу успеш­но­сти, чело­век держал разум, волю, чув­ства в узде рас­суж­де­ния и веде­ния — не только этого мира, но и гор­него. Если это будет так, то колес­ница поле­тит вперед.

Бог нас любит и много дает нам. Но непре­мен­ный закон для любого чело­века: не губи себя. Надо понять, что губить себя — это не только ста­ка­нами водку глу­шить и гулять дни и ночи, про­ма­ты­вая богат­ство. Я буду также губить себя, если воз­гор­жусь, если буду смот­реть на всех, как на чернь какую-то, и вместо того, чтобы жалеть и помо­гать людям, стану пре­зи­рать их и над­ме­ваться над ними. Ради успеха житей­ского нельзя забы­вать вос­хож­де­ния духов­ного. Апо­стол Павел при­зы­вает нас воз­дер­жи­ваться от всего для полу­че­ния венца нетлен­ного (см.: 1Кор. 9:25). Если моя цель такова, то дай мне хоть все богат­ства и всю славу мира — они не повре­дят моей душе. Чтобы не впу­стую наша жизнь прошла, мы должны быть наце­лены не к мате­ри­аль­ному пре­иму­ще­ству, не к высо­кому соци­аль­ному ста­тусу, а к поче­сти выш­него звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3:14). Жела­ние стя­жать почесть гор­него звания — вот что в сердце каж­дого должно быть. Только тогда мы прой­дем этот путь достойно, сохра­нив вер­ность Богу и любовь к людям. 

Не при­ла­гайте сердца…^

Как пре­успев­шему сохра­ниться хри­сти­а­ни­ном? Живой, дея­тель­ной верой. Душа может при­вя­заться к богат­ству, славе, но нужно выйти на уро­вень такого пони­ма­ния, чтобы, ценя данное мне и бла­го­даря Бога, не при­леп­ляться к этому настолько, чтобы жить только этим. Надо пом­нить о том, что сказал пророк Давид: когда богат­ство умно­жа­ется, не при­ла­гайте сердца (Пс. 61:11). Поль­зуй­тесь успеш­но­стью, состо­я­тель­но­стью, но не при­ла­гайте к этому своей души. Гово­рите: «Слава Тебе, Гос­поди, за все!» — и ищите, как данное вам упо­тре­бить разумно. На жертву, на помощь нуж­да­ю­щимся, на стро­и­тель­ство храма, на бла­го­тво­ри­тель­ность. И чело­век так сохра­ня­ется душевно, потому что он, во-первых, видит щед­рость и любовь Божию и бла­го­да­рит Его, а во-вторых, стре­мится от своих воз­мож­но­стей быть полез­ным людям. Это един­ственно верный путь. Если чело­век будет доби­ваться успеха всеми сред­ствами, не гну­ша­ясь нечест­ных и жесто­ких путей, то такой успех отно­си­те­лен, он может быть лишь внешне эффект­ным, а внут­ренне он не при­не­сет чело­веку удо­вле­тво­ре­ния, радо­сти, сча­стья, даже при всех, каза­лось бы, поло­жи­тель­ных момен­тах. При­ме­ров подоб­ного очень много можно найти. 

Все мы перстны, смертны. Фило­софы упо­доб­ляли нашу жизнь пузырю в океане жизни. Вот пузы­рек только из воды появился, а через секунду — нет его на поверх­но­сти океана веч­но­сти. Мы настолько хруп­кие! И чело­веку необ­хо­димо непре­станно рабо­тать над собой, чтобы это усво­ить серд­цем, понять смысл духов­ной жизни и жить в соот­вет­ствии с ним. Насто­я­щий успех там может быть, где мы пре­даем себя, путь своей жизни, свои дела в высшую волю Про­мысла Божи­его.

Журнал «Пра­во­сла­вие и совре­мен­ность» № 14 (30)

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки