Редкие молитвы великих русских святых и подвижников благочестия


По бла­го­сло­ве­нию Ага­пи­та, епи­ско­па Севе­ро­до­нец­ко­го и Старобельского

 

^ Вступление

Молит­ва есть дыха­ние живой души, молит­ва есть раз­го­вор с Богом, молит­ва есть сила, отвер­за­ю­щая вра­та помо­щи Отца Небес­но­го страж­ду­ще­му и труж­да­ю­ще­му­ся рабу Божию.

Про­мыс­лом Божи­им в помощь нам на зем­ле опре­де­ле­ны свя­тые заступ­ни­ки и покро­ви­те­ли в самых раз­ных житей­ских и духов­ных нуждах.

Молит­вен­ное пред­ста­тель­ство этих свя­тых перед пре­сто­лом Гос­под­ним име­ет вели­кую силу в при­зы­ва­нии помо­щи Божи­ей к нашим нуж­дам, начи­на­ни­ям и делам.

В эту кни­гу вхо­дят ред­кие молит­вы, кото­ры­ми моли­лись сами вели­кие рус­ские свя­тые и подвиж­ни­ки благочестия.

В молит­вах свя­тых пере­дан дра­го­цен­ный духов­ный опыт — заве­ты, как отно­сить­ся к близ­ким и род­ным, к вра­гам и гони­те­лям, как стя­жать дары Духа Свя­та­го, как начи­нать каж­дое дело, как молить­ся в беде, в болез­ни, при при­бли­же­нии кончины.

Тай­ну рож­де­ния этих молитв при­от­крыл свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский: «Хоро­шо на молит­ве ска­зать несколь­ко сво­их слов, дыша­щих горя­чею верою и любо­вию ко Гос­по­ду… И как при­я­тен быва­ет Гос­по­ду этот наш соб­ствен­ный лепет, исхо­дя­щий пря­мо от веру­ю­ще­го, любя­ще­го и бла­го­дар­но­го серд­ца, — пере­ска­зать нель­зя: надоб­но толь­ко то ска­зать, что душа при сво­их сло­вах к Богу тре­пе­щет радо­стию… Несколь­ко слов ска­жешь, а бла­жен­ства вку­сишь столь­ко, что не полу­чишь его в такой мере от самых длин­ных и тро­га­тель­ных чужих молитв, по при­выч­ке и искрен­но произносимых».

На про­тя­же­нии мно­гих веков эти свя­тые молит­вы горя­чей верою и любо­вью ведут нас, греш­ных, ко Гос­по­ду, помо­гая пре­одо­ле­вать в бла­го­да­ре­нии к Богу за все печа­ли, скор­би и при­тес­не­ния наш тер­ни­стый жиз­нен­ный путь.

* * *

^ Молитвы святых о стяжании даров Духа Святаго

Пре­по­доб­ный Никон Оптин­ский о стя­жа­нии даров Духа Свя­та­го ска­зал следующее:

«…Мы спо­до­би­лись полу­чить дары Свя­та­го Духа при кре­ще­нии. А мно­гие ли пом­нят об этом? Мало полу­чить, надо еще сохра­нять, усо­вер­шать, умно­жать, а не зары­вать. Для это­го надо воз­гре­вать рев­ность. Как?

1. Читать Свя­щен­ное Писа­ние, — ведь свя­тые кни­ги напи­са­ны Свя­тым Духом, от них и веет Он. Ника­кое свет­ское удо­воль­ствие не может дать того мира, той радо­сти, кото­рая дает­ся Свя­тым Духом. Пес­но­пе­ния, псалмы.

2. Вни­мать себе.

3. Часто участ­во­вать в Свя­тых Таин­ствах, через них Свя­той Дух сооб­ща­ет­ся человеку.

4. Часто посе­щать свя­той храм — это место осо­бен­но­го при­сут­ствия Свя­та­го Духа.

5. Нако­нец, молит­ва — это вели­кое дело для полу­че­ния даров Свя­та­го Духа, осо­бен­но молит­ва «Царю Небес­ный». Ее надо не толь­ко с осо­бен­ным бла­го­го­ве­ни­ем выслу­ши­вать во вре­мя молит­вы в хра­ме, — но и во вре­мя рабо­ты про­из­но­сить, испра­ши­вая помо­щи от Свя­та­го Духа».

^ Молитвы святого праведного Иоанна Кронштадтского

Пле­ни мя, Вла­ды­ко, в слад­кий плен Духа Тво­е­го Свя­та­го, да, яко пото­ки югом, поте­кут сло­ва мои в сла­ву Твою и во спа­се­ние людей Тво­их! Даруй мне это слад­кое и могу­ще­ствен­ное внут­рен­нее побуж­де­ние изла­гать сво­бод­но на хар­тии пол­но­ту духов­ных виде­ний и чувств! Да будет язык мой тро­стию книж­ни­ка-ско­ро­пис­ца (Пс.44:2) — Духа Всесвятаго!

Гос­по­ди! Се сосуд Твой есмь: напол­ни мя даро­ва­ни­я­ми Духа Тво­е­го Свя­та­го, без Тебя я пуст вся­ка­го бла­га или, паче, полн вся­ка­го греха.

Гос­по­ди! Се корабль Твой есмь: испол­ни мя гру­зом доб­рых дел.

Гос­по­ди! Се ков­чег Твой: испол­ни его не пре­ле­стию среб­ро­лю­бия и сла­стей, а любо­вию к Тебе и к оду­шев­лен­но­му обра­зу Тво­е­му — человеку.

^ Молитвы преподобного Силуана Афонского

Боже, про­све­ти нас Духом Тво­им Свя­тым, что­бы мы все поня­ли Твою любовь.

Кто про­сит у меня молитв, за тех слез­но про­шу Господа:

«Гос­по­ди, дай им Духа Тво­е­го Свя­та­го, да позна­ют Тебя Духом Свя­тым. Гос­по­ди Мило­сти­вый, научи всех нас Духом Тво­им Свя­тым жить по воле Тво­ей, что­бы все мы во Све­те Тво­ем позна­ли Тебя, истин­но­го Бога, ибо без Све­та Тво­е­го мы не можем понять пол­но­ту люб­ви Тво­ей. Про­све­ти нас бла­го­да­тью Тво­ею, и она согре­ет серд­ца наши любить Тебя.

Вла­ды­ко Мно­го­мило­сти­вый, даруй нам духа сми­рен­но­го, что­бы души наши обре­ли покой в Тебе».

«Пре­свя­тая Матерь Гос­по­да, испро­си, Мило­сти­вая, нам сми­рен­но­го духа.

Все свя­тые, вы живе­те на небе­сах и види­те сла­ву Гос­под­ню, и раду­ет­ся дух ваш, — моли­тесь, что­бы и нам быть с вами. Вле­чет­ся и моя душа видеть Гос­по­да и ску­ча­ет по Нему во сми­ре­нии, как недо­стой­ная сего блага.

Гос­по­ди Мило­сти­вый, Духом Свя­тым научи нас сми­ре­нию Твоему.

Гос­по­ди, исправь нас, как неж­ная мать исправ­ля­ет сво­их малых детей.

Дай вся­кой душе познать радость При­ше­ствия Тво­е­го и силу помо­щи Тво­ей. Дай про­хла­ду страж­ду­щим душам Тво­е­го наро­да, и всех нас научи Духом Свя­тым знать Тебя. Томит­ся душа чело­ве­че­ская на зем­ле. Гос­по­ди, и умом не может укре­пить­ся в Тебе, пото­му что не зна­ет Тебя и Тво­ей благости».

«О Гос­по­ди, научи нас Духом Тво­им Свя­тым быть послуш­ли­вы­ми, воз­дер­жа­ны­ми. Дай нам дух Ада­мо­ва пока­я­ния и сле­зы о гре­хах наших. Дай нам веч­но сла­вить Тебя и бла­го­да­рить. Ты дал нам пре­чи­стое тело Твое и кровь, что­бы мы веч­но жили с Тобой, и были там, где Ты пре­бы­ва­ешь, и виде­ли сла­ву Твою».

«Гос­по­ди, дай наро­дам всей зем­ли познать, как мно­го Ты нас любишь и какую чуд­ную жизнь Ты даешь веру­ю­щим в Тебя.

Поми­луй мя, Боже, пад­шее созда­ние Твое.

Сколь­ко раз Ты давал мне бла­го­дать Свою, и я не хра­нил ее, пото­му что тще­слав­на душа моя; но душа моя зна­ет Тебя, Твор­ца и Бога мое­го, и пото­му ищу Тебя, рыдая, как рыдал Иосиф об отце сво­ем Иако­ве на гро­бе мате­ри сво­ей, уво­ди­мый в Еги­пет­ское рабство.

Я оскорб­ляю Тебя гре­ха­ми, и Ты ухо­дишь от меня, и душа моя ску­ча­ет по Тебе.

О Душе Свя­тый, — не оставь меня. Когда Ты ухо­дишь от меня, то пло­хие мыс­ли при­хо­дят ко мне и ску­ча­ет душа моя по Тебе до вели­ких слез».

* * *

^ Молитвы святых к Божией Матери

Свя­той пра­вед­ный Иоанн Кронд­штад­ский учит:

«При­сту­пая молить­ся Цари­це Бого­ро­ди­це, преж­де молит­вы будь твер­до уве­рен, что ты не уйдешь от Нее, не полу­чив­ши мило­сти. Так мыс­лить и так быть уве­рен­ным отно­си­тель­но Нее – достой­но и пра­вед­но. Она – все­ми­ло­сти­вая Матерь все­ми­ло­сти­во­го Бога-Сло­ва и о Ее мило­стях, неис­чет­но вели­ких и бес­чис­лен­ных, воз­гла­ша­ют все века и все церк­ви хри­сти­ан­ские. Она точ­но есть без­дна бла­го­сты­ни и щед­рот, как гово­рит­ся о Ней в каноне Оди­гит­рии (песнь 5,1).

Пото­му при­сту­пать к Ней в молит­ве без такой уве­рен­но­сти было бы нера­зум­но и дерз­ко, а сомне­ни­ем оскорб­ля­лась бы бла­гость Ее, как оскорб­ля­ет­ся бла­гость Божия, когда при­сту­па­ют в молит­ве к Богу и не наде­ют­ся полу­чить от Него просимого.

Как спе­шат за мило­стию к како­му-либо высо­ко­му и бога­то­му чело­ве­ку, мило­сти кое­го все зна­ют, кото­рый милость свою дока­зал мно­го­чис­лен­ны­ми опы­та­ми? Обык­но­вен­но с самою покой­ною уве­рен­но­стью и надеж­дою полу­чить от него чего желают.

Так надо и в молит­ве не сомне­вать­ся, не малодушествовать».

^ Молитва к Божией Матери, читаемая преподобным Сергием Радонежским, чудотворцем

Пречи́стая Ма́ти Хри­ста́ мое­го́, Хода́таице и Засту́пнице, кре́пкая помо́щнице ро́ду челове́ческому! Бу́ди на́м, недосто́йным, хода́таице, при́сно моля́щися к Сы́ну Сво­е­му́ и Бо́гу на́шему, я́ко да при́зрит на свято́е ме́сто сие́, е́же воз­ло­же­но е́сть в похва­лу́ и че́сть свято́му И́мени вове́ки. Тебе́ бо, Ма́ти сла́дкаго ми́ Хри­ста́, хода́таицу предлага́ем и моли́твенницу, я́ко мно́го дерзнове́ние к Нему́ стяжа́вше раби́ Твои́, я́ко все́м спасе́нному упокое́нию и приста́нищу.

^ Молитва к Божией Матери святого праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца

Вла­ды­чи­це Бого­ро­ди­це! Ты, Коей любовь к хри­сти­а­нам пре­вос­хо­дит любовь вся­кой мате­ри зем­ной, вся­кой жены, внем­ли нам в молит­вах наших и спа­си нас! Да памя­ту­ем мы о Тебе посто­ян­но! Да молим­ся Тебе все­гда усерд­но! Да при­бе­га­ем все­гда под кров Твой свя­тый неле­ност­но и без сомнения.

^ Молитва ко Пресвятой Богородице преподобного иеросхимонаха Нила Сорского, чтомая в день воскресный

О, всеми́лостивая Де́во Богоро́дице, Ма́ти щедро́т и человеколю́бия, прелюбе́зная наде́жде и упова́ние мое́!
О, Ма́ти пресла́дкаго, перворожде́ннаго и вся́ку любо́вь превосходя́щаго Спаси́теля, Го́спода Иису́са Хри­ста́, Человеколю́бца и Бо́га мое­го́. Све́те помраче́нныя души́ моея́!
К Тебе́ а́з многогре́шный и без­на­деж­ный припа́даю и Тебе́ молю́ся, Исто́чниче милосе́рдия, Де́во Мари́е, бе́здну милосе́рдия и пучи́ну щедро́т и человеколю́бия ро́ждшая: поми́луй мя́, вопию́ Ти́ боле́зненно, поми́луй мя́, все­го́ уя́звленнаго, в лютые разбо́йники впа́дшаго, и от оде́жды, в ню́же обле­че́ мя́ Оте́ц, увы́ мне́, обнаже́ннаго. Те́мже возсмерде́ша и согни́ша ра́ны моя́ от лица́ безу́мия моего́.
Но, Влады́чице моя́ Богоро́дице, молю́ Тя́ смире́нно, воз­зри́ на мя́ ми́лостивым свои́м о́ком и не возгнуша́йся мене́, все­го́ помраче́ннаго, все­го́ оскверне́ннаго, все­го́ в ти́не сласте́й и страсте́й погруже́ннаго, лю́те па́дшаго и возста́ти не могу́щаго: умилосе́рдися на мя́ и да́ждь ми́ ру́ку по́мощи, во е́же воздви́гнути мя́ из глу­би­ны́ грехо́вныя.
О Ра́досте моя́! Изба́ви мя́ от обыше́дших мя́; про­све­ти́ лице́ Твое́ на раба́ Тво­е­го́, спа­си́ погиба́ющаго, очи́сти оскверне́ннаго, возста́ви па́дшаго лю́те: мо́жеши бо вся́, я́ко Ма́ти Бо́га Всемогу́щаго.
Изле́й на мя́ еле́й милосе́рдия Тво­е­го́, и вино́ умиле́ния точи́ти ми́ пода́ждь: Тебе́ бо вои́стину еди́ну наде́жду стяжа́х в житии́ мое́м.
Не отри́ни у́бо мене́, к Тебе́ притека́ющаго но ви́ждь ско́рбь мою́, Де́во, и души́ жела́ние, и сие́ при­и­ми́ и спа­си́ мя́, Хода́таице спасе́ния мое­го́. Ами́нь.

^ Молитва к Божией Матери святителя Гавриила Новгородского об обращении заблудшего

О, Все­ми­ло­сти­вая Гос­по­же, Дево Вла­ды­чи­це Бого­ро­ди­це, Цари­ца Небес­ная! Ты рож­де­ством Сво­им спас­ла род чело­ве­че­ский от веч­но­го мучи­тель­ства диа­во­ла: ибо от Тебя родил­ся Хри­стос, Спа­си­тель наш. При­з­ри сво­им мило­сер­ди­ем и на сего (имя), лишен­но­го мило­сти Божи­ей и бла­го­да­ти, исхо­да­тай­ствуй Матер­ним Сво­им дерз­но­ве­ни­ем и Тво­и­ми молит­ва­ми у Сына Тво­е­го, Хри­ста Бога наше­го, дабы нис­по­слал бла­го­дать Свою свы­ше на сего поги­ба­ю­ще­го. О, Пре­бла­го­сло­вен­ная! Ты надеж­да нена­деж­ных, Ты отча­ян­ных спа­се­ние, да не пора­ду­ет­ся враг о душе его!

^ Молитва ко Пресвятой Богородице иеросхимонаха Сампсона («Всемилостивая»)

Всеми́лостивая, Влады́чица моя́, Пресвята́я Гос­по­же́, Всепречи́стая Де́ва, Богоро́дица Мари́е, Ма́ти Бо́жия, несумне́нная и еди́нственная моя́ Наде́ждо, не гнуша́йся мене́, не отверга́й мене́, не оста́ви мене́, не отсту­пи́ от мене́; засту­пи́, попро­си, услы́ши; ви́ждь, Гос­по­же́, помо­зи́, про­сти́, про­сти́, Пречи́стая!

* * *

^ Молитвы святых о детях, о здравии и спасении родных и близких

Наставление святителя Тихона Задонского о воспитании детей

Роди­те­лям нуж­но молить­ся Богу о сво­их детях, что­бы Сам Он научил их стра­ху Сво­е­му и умуд­рил во спасение.

При­ме­ры доб­рых дел нуж­но являть им в самих себе. Юные, да и люди вся­ко­го воз­рас­та, луч­ше настав­ля­ют­ся доб­рой жиз­нью, чем сло­вом. Ибо дети осо­бен­но под­ра­жа­ют жиз­ни роди­те­лей, что заме­ча­ют в них, то и сами дела­ют, доб­рое будет или дур­ное, что видят. Поэто­му роди­те­лям нуж­но самим беречь­ся от соблаз­нов и при­мер доб­ро­де­тель­ной жиз­ни пода­вать сво­им детям, если хотят их наста­вить в доб­ро­де­те­ли. Ина­че ни в чем не пре­успе­ют. Ибо дети боль­ше смот­рят на жизнь роди­те­лей и отра­жа­ют ее в сво­их юных душах, чем слу­ша­ют их сло­ва. Сло­во вся­ко­го настав­ни­ка, соеди­нен­ное с жиз­нью,— достой­ное и силь­ное настав­ле­ние; тем более настав­ле­ние родителей.

Само­нуж­ней­шее дело есть роди­те­лям вос­пи­ты­вать детей сво­их в стра­хе Божи­ем и доб­ро­нра­вии. Без того вся­кое уче­ние и вос­пи­та­ние ничто. Дерев­це малое к кото­рой сто­роне накло­не­но будет, так будет и рас­ти; тако и малые дети, как вос­пи­та­ны будут, так будут и жить.

Мно­гие обу­ча­ют детей сво­их ино­стран­ным язы­кам, иные худо­же­ствам обу­ча­ют, но о хри­сти­ан­ском обу­че­нии и вос­пи­та­нии небре­гут: тако­вые роди­те­ли к вре­мен­ной жиз­ни рож­да­ют детей, но к веч­ной жиз­ни их не допус­ка­ют. Горе им, яко не теле­са, но души чело­ве­че­ские уби­ва­ют сво­им нерадением.

^ Молитвы матери о своих детях (составлены преподобным Амвросием Оптинским)

Аудио:

 

Го́споди, Ты́ Еди́н вся́ ве́си, вся́ мо́жеши и все́м хо́щеши спасти́ся и в ра́зум И́стины при­и­ти́. Вра­зу­ми́ ча́д мои́х (име­на́) позна́нием и́стины Твое́й и во́ли Тво­ея́ Святы́я, укре­пи́ и́х ходи́ти по за́поведям Твои́м и мене́ гре́шнаго поми́луй. Ами́нь.

Милосе́рдный Го́споди, Иису́се Хри­сте́, Тебе́ вруча́ю ча́д мои́х, кото́рых Ты́ дарова́л мне́, испо́лни моле́ние мое́. Про­шу́ Тебя́, Го́споди, спа­си́ и́х путя­ми, и́миже Ты́ Са́м ве́си. Сохра­ни́ и́х от поро́ков, зла́, го́рдости, и да не ко́снется ду́ш и́х ничто́, проти́вное Тебе́. Но ве́ру, любо́вь и наде́жду на спасе́ние да́руй и́м, и да бу́дет свя́т и непоро́чен пред Бо́гом и́х жи́зненный пу́ть. Бла­го­сло­ви́ и́х, Го́споди, да стремя́тся они́ ка́ждую мину́ту жи́зни свое́й исполня́ти Твою́ Святу́ю во́лю, дабы́ Ты́, Го́споди, мо́г все­гда́ пребыва́ти с ни́ми Ду́хом Твои́м Святы́м. Го́споди, научи́ и́х моли́тися Тебе́, дабы́ моли́тва была́ и́м опо­рою, отра́дою в ско́рбех и утеше́нием жи́зни и́х, и дабы́ моли́твою и́х спа­са­лись и мы́, и́х роди́тели. А́нгелы Твои́ да храня́т и́х все­гда́. Да бу́дут ча́да мои́ чут­ки к го́рю бли́жних свои́х, и да испо́лнят они́ Твою́ за́поведь люб­ви́. И е́же согреша́т они́, то́ сподо́би и́х, Го́споди, при­не­сти́ покая́ние Тебе́, и Ты́ по Свое́й неизрече́нной ми́лости про­сти́ и́х. Когда́ же кон­чит­ся жи́знь и́х земна́я, то́ возь­ми́ и́х в Свои́ Небе́сныя Оби́тели, куда́ пу́сть веду́т они́ с собо́ю и други́х рабо́в Твои́х избра́нных. Моли́твами Пречи́стыя Ма́тери Тво­ея́ Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и и святы́х Твои́х (пере­чис­ля­ют­ся все́ святы́е семьи́), Го́споди, поми́луй на́с, я́ко препросла́влен еси́ со Безнача́льным Твои́м Отцем и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

^ Молитвы и поучения святого праведного Иоанна Кронштадтского о любви к ближним и дерзновении перед Богом

Гос­подь с бла­го­го­ве­ни­ем при­зи­ра­ет на молит­ву люб­ви нашей и на дерз­но­ве­ние наше перед Ним… Молясь, говори:

Го́споди, возмо́жно Тебе́ сде́лать (то́) и (то́) рабу́ Тво­е­му́ (и́мя); сотво­ри́ ему́ сие́, и́бо и́мя Тебе́ – благи́й Человеколю́бец и Всемогу́щий. А́ще мы́, лука́ва су́ще, уме­ем дая́ние бла́га дая́ти не то́кмо ча́дам, но и чужи́м, коль­ми́ па́че Ты́ да́си все­воз­мож­ныя бла́га прося́щим у Тебе́. Благи́й Человеколю́бче! И́же тва́рь еди́ным сло́вом соде́лавый и из нея́ челове́ка созда́вый, посе­ти́ же неизрече́нным Твои́м человеколю́бием па́дшаго раба́ Тво­е­го́, я́ко да не поги́бнет до кон­ца́ де́ло руки́ Тво­ея́. Ами́нь.

Да́ждь ми́, Го́споди, люби́ти вся́каго бли́жняго мое­го́, ка́к себя́, все­гда́, и ни из-за чего́ на него́ не озлоб­ля­ти­ся и не рабо́тати диа́волу.
Да́ждь ми́ распя́ти мое́ самолю́бие, го́рдость, любостяжа́ние, малове́рие и про́чия стра́сти.
Да бу́дет на́м и́мя: вза­им­ная любо́вь; да ве́руем и упова́ем, что́ для все́х на́с всё Госпо́дь; да не пече́мся, не бес­по­ко­им­ся ни о че́м; да будешь Ты́, Бо́же на́ш, еди́ным Бо́гом се́рдца на́шего, и, кро­ме́ Тебя́, ничто́.
Да бу́дем мы́ меж­ду́ собо́ю в едине́нии люб­ви́, я́коже подоба́ет, и все́ раз­де­ля­ю­щее на́с дру́г от дру́га и от люб­ви́ отлуча́ющее да бу́дет у на́с в презре́нии, ка́к пра́х, попи­ра­е­мый нога́ми. Бу́ди! Бу́ди! Ами́нь.

Если Бог даро­вал Само­го Себя нам, если Он в нас пре­бы­ва­ет и мы в Нем, по нелож­но­му сло­ву Его, то чего Он не даст мне, чего поща­дит, чего лишит, в чем покинет?

Гос­подь пасет мя, и ничто­же мя лишит (Пс.22:1).

Итак, будь пре­мно­го покой­на, душа моя, и ниче­го не знай, кро­ме любви.

Сия запо­ве­даю вам, да люби­те друг дру­га (Ин.15:17)».

Как молиться о гордых и строптивых

Го́споди, научи́ раба́ Тво­е­го́, в диа́вольскую го́рдость впа́дшаго, кро́тости и смире́нию, и отже­ни́ от се́рдца его́ мра́к и бре́мя сатани́нской горды́ни!

Как молиться о злобных

Го́споди, бла́га сотво­ри́ раба́ Тво­е­го́ сего́ (имя) благода́тию Твое́ю!

Как молиться о сребролюбивых и жадных

Сокро́вище на́ше нетле́нное и бога́тство неистощи́мое! Да́руй рабу́ Тво­е­му́ сему́, сотворе́нному по о́бразу и подо́бию Тво­е­му́, позна́ти ле́сть бога́тства, и я́ко вся́ земна́я – суе­та́, се́нь и со́ние. Я́ко тра­ва́ дни́ вся́каго челове́ка, или́ я́ко пучи́на, и я́ко Ты́, еди́н бога́тство, поко́й и ра́дость на́ша! Ниче́м не озлоб­ляй­ся, побежда́й всё любо­вью: вся­кие оби́ды, капри­зы, вся­кие непри­ят­но­сти семей­ные. Не зна́й ниче­го́, кро­ме́ люб­ви́. Вини все­гда́ и́скренно себя́, признава́я себя́ винов­ни­ком непри­ят­но­стей. Гово­ри: я́ вино­ват, я́ гре́шен. По́мни, что́ ка́к ты́ не́мощен, та́к и бли́жний, а не́мощь за не́мощь уничтожа́ется, и вини́ть не́чего немощны́х и гре́шных, а́ще они́ признаю́тся в свое́й не́мощи. Диа́вола, си́льнаго во зле́, на́до вини́ти.

Как молиться о завистливых

Го́споди, про­све­ти́ у́м и се́рдце раба́ Тво­е­го́ сего́ к позна́нию вели́ких, безчи́сленных и неиз­сле­ди­мых даро́в Твои́х, и́хже прия́т от неисче́тных щедро́т Твои́х, во ослепле́нии бо стра́сти сво­ея́ забы́ Тебе́ и да́ры Твои́ бога́тыя, и ни́ща себя́ бы́ти вме­ни́, бога́т сы́й бла́гами Твои́ми, и сего́ ра́ди зри́т преле́стне на блага́я рабо́в Твои́х, и́миже, о пре­не­из­гла­го­лан­ная Благосты́ня, уще́дриши все́х, коего́ждо проти́ву си́лы его́ и по наме́рению во́ли Тво­ея́. Отъ­и­ми́, всеблаги́й Влады́ко, покрыва́ло диа́вола от о́чию се́рдца раба́ Тво­е­го́ и да́руй ему́ серде́чное сокруше́ние и сле́зу покая́ния и благодаре́ния, да не возра́дуется вра́г о не́м, за́живо улов­лен­ном от него́ в свою́ его́ во́лю и да не исто́ргнет его́ от руки́ Твоея́.

Как молиться о пьяных

Го́споди, при́зри ми́лостиво на раба́ Тво­е­го́, прельще́нного ле́стью чре́ва и плотско́го весе́лья. Да́руй ему́ позна́ть сла́дость воздержа́ния в посте́ и проистека́ющих от него́ плодо́в Ду́ха. Ами́нь.

Как молиться о страстных к брашнам (чревоугодниках)

Го́споди, сладча́йшее Бра́шно на́ше, нико­гда́ же ги́блющее, но пребыва́ющее в живо́т ве́чный! Очи́сти раба́ Тво­е­го́ сего́ (имя) от скве́рны чревообъеде́ния, все­го́ плоть сотвори́вшегося и чу́ждого Ду́ху Тво­е­му́, и да́руй ему позна́ть сла́дость Тво­е­го́ животворя́щего духо́вного бра́шна, е́же есть Плоть и Кровь Твоя́ и свято́е, живо́е и де́йственное сло́во Твое́!

* * *

^ Молитвы святых о мире в семье

Молитвы святителя Тихона Задонского о умиротворении беснующейся души и об укращении страстей

Поми́луй мя́ Го́споди, Сы́не Бо́жий: душа́ моя́ зле́ бесну́ется. Го́споди, помо­зи́ ми́. Да́ждь ми́, да насы́щуся и а́з, я́ко пе́с от крупи́ц, па́дающих от трапе́зы рабо́в Твои́х. Ами́нь.

Поми́луй мя́, Го́споди, Сы́не Бо́жий, Сы́не Дави́дов по пло́ти, я́коже поми́ловал еси́ ханане́ю: душа́ моя́ зле́ бесну́ется гне́вом, я́ростию, по́хотию зло́ю и про́чими па́губными страстьми́. Го́споди! Помо­зи́ мне́, вопию́ Тебе́, не на зем­ли́ ходя́щему, но одесну́ю Отца́ на небесе́х седя́щему. Е́й, Го́споди! Да́ждь мне́ се́рдце ве́рою и любо́вию после́довати Тво­е­му́ смире́нию, бла́гости, кро́тости и долготерпе́нию, да и в ве́чном Твое́м Ца́рствии сподо́блюся причаща́тися трапе́зы рабо́в Твои́х, и́хже избра́л еси́. Ами́нь.

^ Молитва преподобного Силуана Афонского

Про­сти́ мне́, Го́споди, и́бо я́ не́мощен зело́, и да́руй мне́ ми́р Тво́й, кото́рый Ты́ дае́ши рабо́м Твои́м.

^ Молитва старца Евстратия Глинского

Гос­по­ди, дай мне дух кро­то­сти, что­бы быть крот­ким к ближ­ним моим и воз­дер­жан­ным от гнева.

Даруй мне дух сми­рен­но­муд­рия, дабы не думать о себе высо­ко и не гордиться.

* * *

^ Молитвы об успехе каждого дела

Афон­ский ста­рец Кирик поучал, как пра­виль­но молить­ся об успе­хе каж­до­го дела: «Не начи­най преж­де ника­ко­го дела, даже само­го мало­го и ничтож­но­го, пока не при­зо­вешь ты Бога, что­бы Он помог Тебе совер­шить это дело. Рече бо Гос­подь: «Без Мене не може­те тво­ри­ти ниче­со­же», то есть ни ска­зать, ни помыс­лить. Дру­ги­ми сло­ва­ми: без Меня не име­е­те пра­ва сде­лать ника­ко­го доб­ро­го дела! А поэто­му над­ле­жит при­зы­вать бла­го­дат­ную помощь Божию либо сло­ва­ми, либо мысленно:

Гос­по­ди, бла­го­сло­ви! Гос­по­ди, помо­ги! Без помо­щи Божи­ей мы не можем ниче­го сде­лать полез­но­го и спа­си­тель­но­го; а если дела­ем что-либо без испра­ши­ва­ния бла­го­дат­ной помо­щи у Бога на свое дело, то этим толь­ко обна­ру­жи­ва­ем свою духов­ную гор­дость и про­тив­ля­ем­ся Богу. Но при­зы­ва­ни­ем име­ни Божия полу­ча­ем мы бла­го­сло­ве­ние от Гос­по­да… При вся­ком малей­шем деле и начи­на­нии это­го дела: идем ли по ров­но­му месту или по неглад­кой доро­ге (под этим сло­вом разу­ме­ва­ют­ся раз­но­го рода наши дела и заня­тия во всех видах и родах) — все­гда взы­вай ко Гос­по­ду о помо­щи, ина­че не будет благополучия».

* * *

^ Молитвы об обижающих нас и о врагах наших, о неотступной Божией помощи

Молитвы святителя Тихона Задонского

Не оста́ви мене́, Го́споди Бо́же мо́й, не отсту­пи́ от мене́; вон­ми́ в по́мощь мою́, Го́споди спасе́ния моего́.

Кто тебе или сло­вом, или делом оби­дит, ты на того не гне­вай­ся, но про­сти ему от серд­ца и, ото­шед­ше, помо­ли­ся о нем, глаголя:

Гос­по­ди, оста­ви ему (или ей).

^ Молитва преподобного Силуана Афонского об оскорбляющих нас

Душа не может иметь мира, если не будет молить­ся за вра­гов. Душа, научен­ная молить­ся от бла­го­да­ти Божи­ей, любит и жале­ет вся­кую тварь, и осо­бен­но чело­ве­ка, за кото­ро­го стра­дал Гос­подь на кре­сте и болел душою за всех нас.

Гос­подь научил меня любить вра­гов. Без бла­го­да­ти Божи­ей не можем мы любить вра­гов, но Дух Свя­той науча­ет люб­ви, и тогда будет жал­ко даже и бесов: поте­ря­ли сми­ре­ние и любовь к Богу.

Молю вас, испы­тай­те. Кто вас оскорб­ля­ет, или бес­че­стит, или отни­ма­ет что ваше, или гонит Цер­ковь, то моли­тесь Гос­по­ду, гово­ря: «Госпо­ди, все мы — созда­ние Твое; пожа­лей рабов Тво­их, и обра­ти их на пока­я­ние», — и тогда ощу­ти­мо будешь носить в душе сво­ей бла­го­дать. Сна­ча­ла при­нудь серд­це свое любить вра­гов, и Гос­подь, видя доб­рое жела­ние твое, помо­жет тебе во всем, и сам опыт пока­жет тебе. А кто помыш­ля­ет злое о вра­гах, в том нет люб­ви Божи­ей, и не познал он Бога.

Если будешь молить­ся за вра­гов, то при­дет к тебе мир; а когда будешь любить вра­гов, то знай, что бла­го­дать Божия живет в тебе боль­шая, но не гово­рю еще — совер­шен­ная, но доста­точ­ная ко спа­се­нию. А если ты поно­сишь вра­гов сво­их, то это зна­чит, что злой дух живет в тебе и при­но­сит в серд­це твое злые помыс­лы, ибо, как ска­зал Гос­подь, от серд­ца исхо­дят помыш­ле­ния злые или добрые.

Доб­рый чело­век дума­ет: вся­кий, заблу­див­ший­ся от исти­ны, поги­ба­ет, и пото­му его жал­ко. А кто не научен Духом Свя­тым люб­ви, тот, конеч­но, не будет молить­ся за вра­гов. Научен­ный люб­ви от Духа Свя­та­го — всю жизнь скор­бит о людях, кото­рые не спа­са­ют­ся, и мно­го слез про­ли­ва­ет о наро­де, и бла­го­дать Божия дает ему силы любить врагов.

Если ты не име­ешь люб­ви, то хотя бы не поно­си и не кля­ни их; и это уже луч­ше будет; а если кто кля­нет и руга­ет, в том ясно живет злой дух, и, если не пока­ет­ся, то по смер­ти пой­дет туда, где пре­бы­ва­ют злые духи. Да изба­вит Гос­подь вся­кую душу от такой беды.

Пой­ми­те. Это так про­сто. Жал­ко тех людей, кото­рые не зна­ют Бога или идут про­тив Бога; серд­це болит за них, и сле­зы льют­ся из очей. Нам ясно вид­но и рай, и муку; мы позна­ли это Духом Свя­тым. Вот и Гос­подь ска­зал: Цар­ствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Так отсю­да еще начи­на­ет­ся веч­ная жизнь; и мука веч­ная отсю­да начинается.

^ Молитва преподобного Симеона Нового Богослова

Не попу­сти́ на меня́, Влады́ко Го́споди, искуше́ние и́ли скорбь, и́ли боле́знь свы́ше си́лы мое́й, но изба́вь от них и́ли да́руй мне кре́пость пере­не­сти́ их с благодаре́нием.

^ Молитва вдовы о защите, о помощи, о просвещении и умягчении обидчиков (составлена св. равноапостольной Великой княгиней Ольгой)

О, преми́лостивый Го́споди Бо́же мо́й Иису́с Христо́с, при­льпе́ душе́ моя́ по Тебе́, и мене́ прия́т десни́ца Твоя́: при­к­ло­ни́ у́хо Твое́ ко мне́ и услы́ши моли́тву мою́. И да́й ми́ пу́ть обре­сти́, и́мже ми́ полу­чу́ угоди́ти Тебе́: бо жа́жду исто́чника спасе́ния.

Помо́щник ми́ бу́ди и не оста́ви мене́, Бо́же Спаси́телю мо́й, я́ко Оте́ц мо́й и ма́ти моя́ оста́виста мя́, и супру́га лише́на бы́х; от него́ же еди́наго сы́на при­жих, и то́й непо­ко­рен и неве́рен, та́коже и лю́дие неве́рни.

Ты́ же, Го́споди, еди́ну мя́ на упова́ние призва́л еси́.

А́з же, Го́споди, на ми́лость Твою́ упова́х и на пучи́ну щедро́т Твои́х наде́жду душа́ моя́ возлага́ю и, к Тебе́ прибега́я, молю́ся: научи́ мя́ твори́ти во́лю Твою́ и спа­си́ мя́ от ро́да сего́ стропти́ваго, мно́жества неве́рных люде́й.

А́ще они́ заблу­ди­ли су́ть от Тво­ея́ благода́ти, но Ты́, Влады́ко, человеколю́бия Сво­е­го́ ра́ди, не пре́зри и́х, но посе­ти́ и в ра́зум при­зо­ви́, и сво­е­му́ позна́нию приведи́.

Я́коже и от мене́ дре́вле учу­же­ную присво́ил еси́ достоя́нию Тво­е­му́, та́ко, Го́споди, и лю́ди сия́, боля́щая неве́рием, исце­ли́ благове́рием и, к Себе́ обрати́в, при­в­ле­цы́, да и ти́, не́когда просвеще́нии Тобо́ю бы́вше, просла́вят и́мя Твое́ Пресвято́е Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха в ро́д, и в ро́ды, и вове́ки.

^ Молитва святого праведного Иоанна Кронштадского

Гос­по­ди, Ты Судия зем­ли, Ты не любишь неправ­ду, услы­ши молит­ву мою недо­стой­ную и пошли силу Твою, и пошли помощь Твою там, где встре­тят меня вра­ги види­мые и неви­ди­мые, и что­бы ста­ли стол­пы на месте том, где их встре­тит сила Твоя. Аминь.

^ Молитва святителя Иоасафа Белгородского на каждый час

Бу́ди благослове́н де́нь и ча́с, в о́нь же Госпо́дь мо́й Иису́с Христо́с мене́ ра́ди роди́лся, распя́тие пре­тер­пе́ и сме́ртию постра­да́. О, Го́споди Иису́се Хри­сте́, Сы́не Бо́жий, в ча́с сме́рти моея́ при­и­ми́ ду́х раба́ Тво­е­го́, в стра́нствовании су́ща, моли́твами Пречи́стыя Тво­ея́ Ма́тери и все́х Твои́х святы́х. Ами́нь.

* * *

^ Как молиться в скорбях и гонениях

Пре­по­доб­ный Силу­ан Афон­ский о том, как молить­ся в скор­бях и гоне­ни­ях, говорил:

«Гос­подь любит людей, но посы­ла­ет скор­би, что­бы люди позна­ли немощь свою, и сми­ри­лись, и за сми­ре­ние свое при­ня­ли Свя­та­го Духа, а с Духом Свя­тым — все хоро­шо, все радост­но, все прекрасно.

Иной мно­го стра­да­ет от бед­но­сти и болез­ней, но не сми­ря­ет­ся и пото­му без поль­зы стра­да­ет. А кто сми­рит­ся, тот вся­кою судь­бою будет дово­лен, пото­му что Гос­подь — его богат­ство и радость, и все люди будут удив­лять­ся кра­со­те души его.

Ты гово­ришь: у меня мно­го горя. Но я тебе ска­жу, или, луч­ше, Сам Гос­подь гово­рит: сми­рись, и уви­дишь, что твои беды пре­вра­тят­ся в покой, так что ты и сам уди­вишь­ся и ска­жешь: «Поче­му же я рань­ше так мучил­ся и скор­бел?» Но теперь ты раду­ешь­ся, пото­му что сми­рил­ся и при­шла бла­го­дать Божия; теперь ты хотя бы один сидел в бед­но­сти, радость не оста­вит тебя, пото­му что на душе у тебя мир, о кото­ром Гос­подь ска­зал: мир Мой даю вам. Так вся­кой сми­рен­ной душе Гос­подь дает мир».

^ Молитва Георгия Затворника, Задонского

Еди́но утеше́ние мое́ в печа́ли, Спаси́тель мо́й! Не попу­сти́ мне́ уклони́тися от Тебя́: при­и­ми́ сие́ взы­ва­ние се́рдца мое­го́, о ра́досте моя́! Бо́же се́рдца мое­го́! Услы́ши моли́тву мою́, и во́пль мо́й к Тебе́ да прии́дет..

^ Молитвы различно искушаемого и об отверзении очей духовных (составлены святителем Тихоном Задонским)

Го́споди! Спа­си́ мя́, погиба́ю. Се́ бо корабле́ц мо́й бе́дствует от искуше́ния во́лн, и бли́з потопле́ния е́сть. Ты́, я́ко Бо́г милосе́рд и сострада́телен не́мощем на́шим, вла́стию Твое́ю всеси́льною запре­ти́ волне́нию бе́дствий, хотя́щих погрузи́ти мя́ и низ­ве­сти́ во глу­би­ну́ зо́л, — и бу́дет тиши­на́, я́ко ве́тры и мо́ре послу́шают Тебе́. Ами́нь.

Поми́луй мя́, Го́споди, Сы́не Бо́жий. Умилосе́рдися, Иису́се, Сы́не Бо́жий. Да отве́рзутся о́чи мои́, да узрю́ све́т Тво́й и иду́ по Тебе́.

^ Молитва преподобного Нектария Оптинского

Гос­по­ди, даруй мне бла­го­дать Твою, — так учил молить­ся пре­по­доб­ный ста­рец Нек­та­рий и гово­рил: «И вот идет на вас туча, а вы моли­тесь: Дай мне бла­го­дать, — и Гос­подь про­не­сет мимо тучу».

^ Молитвы, читаемые при утрате, потере какого-либо имущества
(преподобного Арефы Печерского)

Гос­по­ди, поми­луй! Гос­по­ди, про­сти! Все Твое, не жалею о сем!

Гос­подь дал. Гос­подь взял, да будет бла­го­сло­вен­но имя Господне.

^ Молитва преследуемого человеками (составлена святителем Игнатием Брянчаниновым)

Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов учил, как молить­ся о соб­ствен­ном спа­се­нии, о даро­ва­нии люб­ви к Богу:

«Бла­го­да­рю Тебя, Гос­подь и Бог мой, за все совер­шив­ше­е­ся надо мною!

Бла­го­да­рю Тебя за все скор­би и иску­ше­ния, кото­рые посы­лал Ты мне для очи­ще­ния осквер­нен­ных гре­ха­ми, для исце­ле­ния изъ­язв­лен­ных гре­ха­ми моих души и тела!

Поми­луй и спа­си те ору­дия, кото­рые Ты упо­треб­лял для мое­го вра­че­ва­ния: тех людей, кото­рые нано­си­ли мне оскорб­ле­ния. Бла­го­сло­ви их в этом и буду­щем веке! Вме­ни им в доб­ро­де­те­ли то, что они дела­ли для меня! Назначь им из веч­ных тво­их сокро­вищ обиль­ные награды.

Что же я при­но­сил Тебе? Какие бла­го­угод­ные жерт­вы? Я при­но­сил одни гре­хи, одни нару­ше­ния Тво­их Боже­ствен­ней­ших заповеданий.

Про­сти меня, Гос­по­ди, про­сти винов­но­го пред Тобою и пред чело­ве­ка­ми! Про­сти без­от­вет­но­го! Даруй мне уве­рить­ся и искрен­но сознать­ся, что я греш­ник! Даруй мне отверг­нуть лука­вые оправ­да­ния! Даруй мне пока­я­ние! Даруй мне сокру­ше­ние серд­ца! Даруй мне кро­тость и сми­ре­ние! Даруй любовь к ближ­ним, любовь непо­роч­ную, оди­на­ко­вую ко всем, и уте­ша­ю­щим и оскорб­ля­ю­щим меня! Даруй мне тер­пе­ние во всех скор­бях моих! Умерт­ви меня для мира! Отъ­и­ми от меня мою гре­хов­ную волю и наса­ди в серд­це мое Твою свя­тую волю, да тво­рю ее еди­ную и дела­ми, и сло­ва­ми, и помыш­ле­ни­я­ми, и чув­ство­ва­ни­я­ми моими.

Тебе за все подо­ба­ет сла­ва! Тебе еди­но­му при­над­ле­жит сла­ва! Мое един­ствен­ное досто­я­ние — сты­де­ние лица и мол­ча­ние уст. Пред­стоя Страш­но­му суду Тво­е­му в убо­гой молит­ве моей, не обре­таю в себе ни еди­но­го доб­ро­го дела, ни еди­но­го досто­ин­ства и пред­стою, лишь объ­ятый отвсю­ду бес­чис­лен­ным мно­же­ством гре­хов моих, как бы густым обла­ком и мглою, с еди­ным уте­ше­ни­ем в душе моей: с упо­ва­ни­ем на неогра­ни­чен­ную милость и бла­гость Твою. Аминь».

^ Молитва старца Феофана Новоезерского

Влады́ко Бо́же, О́тче Вседержи́телю! Го́споди, Сы́не единоро́дный Иису́се Хри­сте́ и Святы́й Душе́, еди́но Боже­ство́, еди́на Си́ла, поми́луй мя́, гре́шную, и и́миже ве́си судьба́ми спа­си́ мя́!

Влады́чице моя́, Пресвята́я Богоро́дице, спа­си́ мя́, гре́шную!

Непре­стан­но повторяйте:

Го́споди, поми́луй! Го́споди, не оста́ви! Го́споди, да́ждь ми́ мы́сль бла́гу! Отъ­и­ми́ от мене́ ве́сь по́мысл лука́вый!

В про­дол­же­ние дня читай­те молитву:

Помя­ни́ на́с, Го́споди, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м!

Помя­ни́ на́с, Влады́ко, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м!

Помя­ни́ на́с, Святы́й, егда́ прии́деши во Ца́рствии Твое́м!

^ Молитвы святого праведного Иоанна Кронштадтского

Гос­по­ди! Я — чудо Тво­ей бла­го­сти, пре­муд­ро­сти, все­мо­гу­ще­ства, поко­ли­ку при­ве­ден Тобою из небы­тия в бытие, поко­ли­ку сохра­ня­юсь Тобою досе­ле в бытии, поко­ли­ку имею, по бла­го­сти, щед­ро­там и чело­ве­ко­лю­бию еди­но­род­но­го Сына Тво­е­го, насле­до­вать жизнь веч­ную, если верен Тебе пре­бу­ду, поко­ли­ку страш­ным свя­щен­но­дей­стви­ем при­не­се­ния Себя Само­го в жерт­ву Сыном Тво­им, я вос­став­лен от ужас­но­го паде­ния, искуп­лен от веч­ной поги­бе­ли. Слав­лю Твою бла­гость, Твое могу­ще­ство бес­ко­неч­ное. Твою пре­муд­рость! Но совер­ши чуде­са Тво­ей бла­го­сти, все­мо­гу­ще­ства и пре­муд­ро­сти надо мною, ока­ян­ным, и ими же веси судь­ба­ми спа­си меня, недо­стой­но­го раба Тво­е­го, и вве­ди в Цар­ство Твое веч­ное, спо­до­би меня жиз­ни неста­ре­ю­щей­ся, дня невечерного.

Ста­рец Зоси­ма гово­рил: «Кто жела­ет Цар­ства Небес­но­го, тот богат­ства Божия жела­ет, а не Само­го еще любит Бога».

Го́споди! И́мя Тебе́ – Любо́вь: не отве́ргни меня́ заблужда́ющаго челове́ка.
И́мя Тебе́ – Си́ла: под­кре­пи́ меня́ изнемога́ющаго и па́дающаго.
И́мя Тебе́ Све́т: про­све­ти́ мою́ ду́шу, омраче́нную жите́йскими страстя́ми.
И́мя Тебе́ – Ми́р: уми­ри́ мяту́щуюся ду́шу мою́.
И И́мя Тебе́ – Ми́лость: не престава́й ми́ловати меня́.

^ Молитвы святителя Димитрия Ростовского

Спа­си́ мя́, Спа́се мо́й, по Твое́й бла́гости, а не по мои́м де́лом! Ты́ хо́щеши мя́ спа­сти́, Ты́ ве́си, ко́им о́бразом мя́ спа­сти́: спа­си́ у́бо мене́, я́ко хо́щеши, я́ко мо́жеши, я́ко ве́си: и́миже ве́си судьба́ми спа­си́ мя́! А́з на Тя́, Го́спода мое­го́, наде́юся, и Твое́й во́ле Свято́й себе́ вруча́ю: тво­ри́ со мно́ю е́же хо́щеши! А́ще хо́щеши мя́ име́ти во све́те: бу́ди благослове́н. А́ще мя́ хо́щеши име́ти во тьме́: бу́ди па́ки благослове́н. А́ще отве́рзеши ми́ две́ри милосе́рдия Тво­е­го́: доб­ро́ у́бо и бла́го, А́ще затвори́ши ми́ две́ри милосе́рдия Тво­е­го́: благослове́н еси́, затвори́вый ми́ в пра́вду. А́ще не погуби́ши мя́ со беззако́ниями мои́ми, сла́ва безме́рному милосе́рдию Тво­е­му́. А́ще погуби́ши мя́ со беззако́ниями мои́ми, сла́ва пра́ведному суду́ Тво­е­му́: я́коже хо́щеши, устро́й о мне́ ве́щь!

Го́споди! Все́ жела́ние и воздыха́ние мое́ да бу́дет в Тебе́. Все́ жела́ние мое́ и раче́ние мое́ в Тебе́ еди́ном да бу́дет, Спаси́телю мо́й! Все́ изволе́ние мое́ и помышле́ние мое́ в Тебе́ да углуби́тся, и вся́ ко́сти моя́ да реку́т: «Го́споди, Го́споди! Кто́ подо́бен Тебе́, кто́ сравни́тся си́ле, благода́ти и прему́дрости Твое́й? Вся́ бо прему́дре, и пра́ведне, и благоутро́бне о на́с устро́ил еси́».

Да ничто́же мя́ отто́ргнет, да ничто́же мя́ отлучи́т от Боже́ственныя Тво­ея́ люб­ве́, о Бо́же мо́й! Да ничто́же пресече́т, ни о́гнь, ни ме́ч, ни гла́д, ни гоне́ние, ни глу­би­на́, ни высо­та́, ни настоя́щая, ни бу́дущая, то́чию еди́но сие́ да пребу́дет в душе́ мое́й вы́ну. Ничто́же и́но да возжела́ю в ве́це се́м, Го́споди, но де́нь и но́щь да взы­щу́ Тебя́ — Го́спода мое­го́: и да обре́т, ве́чное сокро́вище при­и­му́, и бога́тство стя­жу́, и все́х бла́г сподо́блюся.

^ Ежедневная молитва святителя Филарета Московского

Го́споди! Не зна́ю, чего́ проси́ть у Тебя́! Ты оди́н ве́даешь, что мне потре́бно. Ты лю́бишь меня́ па́че, не́жели я уме́ю люби́ть себя́.
О́тче! Да́ждь рабу́ Тво­е­му́ — чего́ и сам я проси́ть не уме́ю. Не дерза́ю проси́ть ни кре­ста́, ни утеше́ния. То́лько пред­стою́ пред Тобо́ю, се́рдце моё отве́рсто.
Ты зри́ши ну́жды, кото́рых я не зрю. Зри! — и сотво­ри́ со мно́ю по ми́лости Твое́й! Пора­зи́ и исце­ли́, низ­ло­жи́ и поды­ми́ меня́. Благогове́ю и безмо́лвствую пред свято́ю Твое́ю во́лею и непостижи́мыми для меня́ Твои́ми су́дьбами.
Прино­шу́ себя́ в же́ртву Тебе́. Предаю́сь Тебе́. Нет у меня́ жела́ния, кро́ме жела́ния — испо́лнить во́лю Твою́. Научи́ меня́ моли́ться. Сам во мне моли́сь!

^ Молитвы преподобного Силуана Афонского

Гос­по­ди, дай мне Тебя еди­но­го любить.
Ты создал меня, Ты про­све­тил меня свя­тым кре­ще­ни­ем, Ты про­ща­ешь гре­хи мне и даешь при­ча­щать­ся Пре­чи­сто­го Тела Тво­е­го и Кро­ви; дай же мне силу все­гда пре­бы­вать в Тебе.
Госпо­ди, дай нам Ада­мо­во пока­я­ние и Твое свя­тое смирение.
Дай, Гос­по­ди, всем наро­дам Тво­им разу­меть любовь Твою и сла­дость Духа Свя­та­го, да забу­дут люди горе зем­ли, и да оста­вят все пло­хое и при­ле­пят­ся к Тебе любо­вью, и да будут жить в мире, тво­ря волю Твою во сла­ву Твою.
О Гос­по­ди, спо­до­би нас дара Духа Свя­та­го, да разу­ме­ем сла­ву Твою и будем жить на зем­ле в мире и люб­ви, да не будет ни зло­бы, ни войн, ни вра­гов, но одна любовь да цар­ству­ет, и не нуж­ны будут ни армии, ни тюрь­мы, и лег­ко будет жить всем на земле.
Госпо­ди, как Сам Ты молил­ся за вра­гов, так и нас Духом Тво­им Свя­тым научи любить врагов.
Госпо­ди, все наро­ды — созда­ние рук Тво­их, обра­ти их от враж­ды и зло­бы на пока­я­ние, да позна­ют все Твою любовь.
Госпо­ди, Ты запо­ве­дал любить вра­гов, но труд­но нам, греш­ным, если с нами нет Тво­ей благодати.
Госпо­ди, излей на зем­лю Твою бла­го­дать; дай всем наро­дам зем­ли познать Твою лю-бовь, познать, что Ты любишь нас, как мать, и боль­ше мате­ри, пото­му что и мать может забыть исча­дие свое, но Ты нико­гда не забы­ва­ешь, ибо Ты без­мер­но любишь созда­ние Свое, а любовь не может забыть.
Госпо­ди Мило­сти­вый, богат­ством мило­сти Тво­ей спа­си все народы.

Гос­по­ди, про­сти меня.

И не думай, что Гос­подь не про­стит: Его милость не может не про­щать, и Он сра­зу про­ща­ет и освя­ща­ет. Так Дух Свя­той учит в нашей Церкви.

* * *

^ Как молиться Господу о прощении грехов

При­знав свою небла­го­дар­ность и согре­ше­ния, пади со сми­ре­ни­ем пред мило­серд­ны­ми Божи­и­ми оча­ми и из глу­би­ны серд­ца взы­вай Ему:

«Согреши́х, Го́споди, поми́луй мя́! При­и­ми́ мя́, заблу́ждшую о́вцу и сопри­чти́ избра́нному Тво­е­му́ ста́ду! Да́й мне́ се́рдце, Сердцеве́дче Бо́же, Тебе́ почита́ющее, Тебе́ боя­ще­е­ся, Тебе́ любя­щее, во́ле Твое́й после́дующее! Наста́ви мя́ на пу́ть тво́й, и пой­ду́ во и́стине Твое́й! При́зри на мя́ и поми́луй мя́, по суду́ лю́бящих и́мя Твое́! Го́споди Бо́же си́л! Обра­ти́ на́с и про­све­ти́ лице́ Твое́, и спасе́мся».

^ Молитва старца Кирика

Как толь­ко заме­тишь в себе (при све­те сове­сти и Зако­на Божия) грех ума, сло­ва, мыс­ли либо какой-нибудь гре­хов­ной стра­сти или при­выч­ки, борю­щей тебя во вся­кое вре­мя и месте, — сию же мину­ту кай­ся Богу (хотя бы и мысленно):

Гос­по­ди, про­сти и помоги!

(То есть про­сти, что я оскор­бил Тебя, и помо­ги, что­бы не оскорб­лять Твое величие.)

Эти три сло­ва — Гос­по­ди, про­сти и помо­ги! — сле­ду­ет про­из­но­сить мед­лен­но и несколь­ко раз или, вер­нее, пока вздох­нешь; этот вздох озна­ча­ет при­ше­ствие бла­го­да­ти Свя­та­го Духа, про­стив­ше­го нам этот грех.

Когда день скло­нил­ся к вече­ру и насту­па­ет ночь, перед отхо­дом ко сну надо помыс­лить — как про­ве­ден день?

Вспом­ни — где был, что видел, что гово­рил и что худое сотво­рил: про­тив Бога, про­тив ближ­не­го и про­тив сво­ей сове­сти, и если что-либо усмот­ришь гре­хов­ное, тогда покай­ся Богу за весь день, а если не усмот­ришь и не вспом­нишь ниче­го, то это не зна­чит, что ниче­го не слу­чи­лось, но зна­чит, что по рас­се­ян­но­сти мыс­лей все забыто.

Тогда надо каять­ся Богу и за самое забве­ние о Боге, говоря:

Забыл я Тебя, Гос­по­ди! Увы мне: Не забудь же меня, Гос­по­ди, Тебя забывающего!

И эти сло­ва надо выра­жать (хотя бы и мыс­лен­но) несколь­ко раз про­тяж­ным тоном, ибо при таком имен­но тоне, а не при ско­ро­го­вор­ке быва­ет серд­це сокру­шен­ное и сми­рен­ное; тогда и полу­чит­ся вздох, как знак при­ше­ствия к нам бла­го­да­ти Свя­та­го Духа, без Кое­го сам по себе чело­век — ничто!..

Вечер­ний навык о пока­я­нии пред Богом и пове­дет даль­ше к сере­дине дня, а потом будешь ловить себя на месте пре­ступ­ле­ния гре­хов­но­го паде­ния в мелочах.

^ Молитва преподобного Макария Оптинского, чтомая во время брани плотской

О, Ма́ти Го́спода мое­го́ Твор­ца́, Ты еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цвет чисто­ты́. О Богороди́тельнице! Ты ми помо­зи́, немощству́ющему плотско́ю стра́стию и боле́зненну су́щу, еди́но бо с Тобо́ю Тво­е­го́ Сы́на и Бо́га име́ю заступле́ние. Ами́нь.

^ Молитва преподобного Нектария Оптинского на отгнание злых духов

Аудио:

 

Го́споди Иису́се Хри­сте́, Сы́не Бо́жий, гряды́й суди́ти живы́х и ме́ртвых, поми́луй на́с, гре́шных, про­сти́ грехопаде́ния все́й на́шей жи́зни, и и́миже ве́си судьба́ми сокры́й на́с от лица́ анти́христа в сокрове́нной пусты́не спасе́ния Твоего́.

* * *

^ Молитвы в болезнях и благодарения за исцеления от болезней

Молитвы святого праведного Иоанна Кронштадтского

Когда види­те болез­нен­ное раз­ру­ше­ние тела, не роп­щи­те на Гос­по­да, а гово­ри­те: Госпо́дь даде́, Госпо́дь отъя́… бу́ди и́мя Госпо́дне благослове́но (Иов.1:21).

Вы при­вык­ли смот­реть на тело свое, как на неотъ­ем­ле­мую соб­ствен­ность, но это крайне неспра­вед­ли­во, пото­му что ваше тело — Божие здание.

Сла́ва Тебе́, Го́споди Иису́се Хри­сте́, Сы́не единоро́дный безнача́льнаго Отца́, Еди́не исцеля́яй вся́кий неду́г и вся́ку я́зю в лю́дех, я́ко поми́ловал мя́ еси́, гре́шнаго, и изба́вил еси́ мя́ от боле́зни моея́, не попусти́в е́й раз­ви­ти­ся и умертви́ти меня́ по грехо́м мои́м. Да́руй мне́ отны́не, Влады́ко, си́лу тве́рдо твори́ти во́лю Твою́ во спасе́ние души́ мое́й окая́нной и во сла́ву Твою́ со безнача́льным Твои́м Отце́м и единосу́щным Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молит­ва­ми Бого­ро­ди­цы и всех свя­тых Тво­их услы­ши мя, Гос­по­ди. Аминь.

 

^ Молитва болящего (составлена преподобным Гавриилом Седмиезерским)

Пресвята́я Богоро́дице Де́во, жи́ва су́щая и по сме́рти спаса́ющая при́сно насле́дие Твое́, услы́ши воздыха́ние души́ мое́й, призыва́ющей Тебя́ на по́мощь!

Сни́ди с небе­се́, при­и­ди́ и косни́ся ума́ и се́рдца мое­го́, откро́й зре́ние души́ моея́, да узрю́ Тя, Гос­по­же́ моя́, и Сы́на Тво­е­го́, Созда́теля, Хри­ста́ и Бо́га мое­го́, и уразуме́ю, что есть во́ля Его́ и чего́ лиша́юся аз. Ей, Гос­по­же́ моя́, потщи́ся по́мощью Твое́ю и моли́ Сы́на Тво­е­го́, да присе́тит мя благода́тию Свое́ю, да уза́ми люб­ви́ Его́ прико́ванный у ног Его́ пребу́ду вове́ки, а́ще в ра́нах и боле́зни, а́ще неду́гующий и рассла́бленный те́лом, но у ног Его́.

К Тебе́ взыва́ю, Го́споди Иису́се! Ты моя́ сла́дость, жизнь, здра́вие, ра́дость па́че ми́ра сего́ ра́дости, весь соста́в жи́зни моея́. Ты еси́ свет па́че вся́кого све́та. Ви́жу недви́жное от боле́зни те́ло мое́, чу́вствую расслабле́ние всех чле́нов мои́х, бо́ли в костя́х мои́х. Но, о све́те мой, как услажда́ют меня́ лучи́ све́та Тво­е­го́, па́дающие на ра́ны мои́! Согре́тый теплото́ю их, забыва́ю все и у ног Твои́х слеза́ми мои́ми омыва́ю гре­хи́ мои́, возвыша́юся, светле́юся.

Сие́ еди́но про­шу́ у Тебя́, Иису́се мой, — не отвра­ти́ лица́ Тво­е­го́ от меня́, дай мне ве́чно у ног Твои́х ра́достно опла́кивать гре­хи́ мои́, и́бо при виде Тебя́, Го́споди, покая́ние и сле́зы для меня́ услади́тельнее ра́достей все­го́ ми́ра.

О, све́те, ра́дость моя́, сла́дость моя́, Иису́се! Не отри́ни же меня́ от ног Твои́х, Иису́се мой, но по моли́тве мое́й со мной при́сно бу́ди, да живя́ Тобо́ю, сла́влю Тя со Отце́м и Ду́хом вове́ки. Моли́твами Богоро́дицы и всех святы́х Твои́х услы́ши мя, Го́споди. Ами́нь.

* * *

^ Молитвы перед своей кончиной

Молитва святителя Филиппа, митрополита Московского

Влады́ко Го́споди Вседержи́телю, при­и­ми́ мо́й ду́х с ми́ром; пошли́ от пресвято́й Свое́й сла́вы ми́рнаго А́нгела, веду́щаго меня́ к трисо́лнечному Боже­ству́, что́бы нача́льник тьмы́ с свои́ми си́лами не оста­но­вил меня́ в пути́; не посра­ми́ меня́ пред Твои́ми А́нгелами и причи́сли меня́ к ли́ку избра́нных; я́ко благослове́н вове́ки. Ами́нь.

^ Молитва святого благоверного князя Андрея Боголюбского

Го́споди, при́зри на не́мощь мою́ и ви́ждь смире́ние мое́, и злу́ю мою́ печа́ль, и ско́рбь мою́, одержа́щую мя́ ны́не! Да, упова́я, терп­лю́ о все́х си́х. Бла­го­да­рю́ Тя́, Го́споди, я́ко смири́л еси́ ду́шу мою́, и в Ца́рствии Твое́м прича́стника мя́ сотво­ри́! И се́ ны́не Го́споди, а́ще и кро́вь мою́ пролию́т, и при­чти́ мя́ в ли́ки святы́х му́ченик Твои́х, Го́споди!

^ Молитва преподобного Пафнутия Боровского

Царю́ Небе́сный Всеси́льне! Молю́ Ти́ ся́, Влады́ко мо́й, Иису́се Хри­сте́, ми́лостив бу́ди души́ мое́й, да не уде́ржана бу́дет проти́вным лука́вством, но да сря́щут ю́ А́нгели Твои́, проводя́ще ю́ скво­зе́ про­нырств те́х мра́чных мыта́рств и наставля́юще ю́ к Тво­е­му́ милосе́рдия све́ту. Ве́м бо и а́з, Влады́ко, я́ко без Тво­е­го́ заступле́ния никто́ не мо́жет избы́ти ко́зней духо́в лука́вствия.

^ Молитва преподобного Александра Свирского

Бо́же, очи́сти мя́, гре́шнаго, и поми́луй мя́, и про­сти́ ми́, Го́споди Бо́же, Спа́се Ми́лостивый! Да́ждь ми́, Го́споди, христиа́нский коне́ц с Пречи́стым Те́лом и с Честно́ю Кро́вию, со слеза́ми и покая́нием. Изба́ви, Го́споди, му́ки ве́чныя, огня́ негаси́маго, и че́рвия неусыпа́ющаго, и смо­лы кипя­щия. Го́споди, Ты́ созда́л мя́ еси́, Го́споди, Ты́ поми́луй, Го́споди, Твое́ е́смь созда́ние. Ами́нь.

* * *

^ Как молиться об усопших

«Когда будешь молить­ся об упо­ко­е­нии души усоп­ше­го, – пишет свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, – при­нудь себя помо­лить­ся о нем от всей души, памя­туя, что это суще­ствен­ный долг твой, а не одно­го свя­щен­ни­ка и кли­ри­ка. Вооб­ра­зи, как необ­хо­дим усоп­ше­му покой и как он нуж­да­ет­ся в молит­ве за него живых, будучи чле­ном еди­но­го тела Церк­ви; как бесы оспа­ри­ва­ют у Анге­лов душу его и как она тре­пе­щет, не зная какая участь постиг­нет ее наве­ки. Мно­го зна­чит пред Вла­ды­кой молит­ва веры и люб­ви за усоп­ше­го. Вооб­ра­зи еще, как необ­хо­дим для тебя покой, когда тебя свя­жут плен­ни­цы гре­хо­па­де­ний, и как ты тогда усерд­но, с какою искрен­но­стью, жаром, силою молишь­ся Гос­по­ду и Пре­чи­стой Бого­ро­ди­це, и как раду­ешь­ся и тор­же­ству­ешь, когда после усерд­ной молит­вы полу­чишь избав­ле­ние от гре­хов и покой душев­ный. При­ло­жи это и к душе усоп­ше­го: и его душа так­же нуж­да­ет­ся в молит­ве — теперь уже тво­ей, пото­му что сама не может молить­ся пло­до­твор­но; и его душа нуж­да­ет­ся в покое, кото­рый ты можешь испро­сить для него теп­лою молит­вою, с бла­го­тво­ре­ни­ем в поль­зу души его, и осо­бен­но при­но­ше­ни­ем за него бес­кров­ной жерт­вы. О усоп­ших молись так, как буд­то бы твоя душа нахо­ди­лась в аду, в пла­ме­ни, и ты сам мучил­ся; чув­ствуй их муки сво­им серд­цем и пла­мен­но-пла­мен­но молись об упо­ко­е­нии их в месте свет­ле и злачне, в месте прохлаждения».

^ Молитва преподобного Льва Оптинского о родителе, умершем без покаяния

Взы­щи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу отца́ мое­го́, а́ще возмо́жно е́сть, поми́луй! Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне во гре́х сей моли́твы мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя́.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки