Добрый день!
Я плохо понимаю сущность того, что такое вера.
Я часто встречал мнение, что вере не нужно доказательство.
У меня в душе против этого восстаёт протест, я прихожу в немирный дух, когда думаю об этом.
Меня волнует, что конкретно нужно принимать верой, не требуя доказательств.
Мне очень нравится, когда какое-то положение обосновывают, доказывают, рассказывают, какие плоды оно приносит.
На веру нужно принимать только Писание и догматы Вселенских Соборов, или что-то ещё?
Как не попасть на "Негодные и бабьи басни"?
Мне бы очень хотелось прочитать на эту тему какую-нибудь хорошую, добрую, спокойную книжку, в которой вопрос был бы разобран глубоко.
3 Ответа
Научно доказать существование Бога невозможно. Также, как и то, что Его нет. И то, и другое предмет веры. Почему? Научные доказательства выглядят так: при таких условиях берём то-то и делаем то-то, в результате получаем то-то. К Богу такой подход неприменим. Его нельзя ни измерить, ни пощупать. Он открыл людям только то, что считал нужным открыть через святых людей, близких Ему. Потому всё, что касается Бога мы можем воспринимать только верой. О Боге мы читаем в Священном Писании, а также знаем от святых отцов Вселенских соборов. Также можно сказать и о творениях святых отцов. Однако здесь надо сверяться с соборным разумом Церкви. Вот то, что принимается верой.
У любого христианина могут возникать сомнения в тот или другой период жизни. Преодолеваются они молитвой к Богу, исповедью и Причащением. Молитвы можно найти по ссылке.
Есть хорошее рассуждение свт. Иннокентия Херсонского на эту тему:
В отношении к способу толкования христианской религии и отношения ее к уму есть также крайности и средина. Первая крайность – неверие: христианская религия, говорят, должна быть толкуема по началам одного разума; все, что превышает понятие ума, должно быть отвергаемо как ложное. Эта крайность выразилась преимущественно в секте социниан, которые утверждают, что разум есть не только толкователь, но и судья Священного Писания, что в нем нет ничего, превышающего законы ума, а есть нечто, кажущееся таковым. В эту же крайность впал и Кант, который рекомендовал ум практический как единственное начало, с которым должно поверять истины религии; всему, утверждал он, что противно сему началу, должно посредством аллегории или других способов давать смысл другой. В этой крайности есть излишнее усвоение прав уму.
Другая крайность, противоположная ей, есть слепая вера в худшем смысле: «Верь всему, что ни говорят тебе, нисколько не испытывая, следовательно, брось все умствования, не смей и думать, так ли что-нибудь в религии или нет». Всякое в сем случае сомнение есть уже грех. Эта крайность выразилась в иностранных религиозных фанатиках; они всегда ставят себя предметом веры, особенно у простого народа.
Среднее мнение: разум не есть верховный судья откровения, ибо в нем есть непостижимые для него таинства, но есть также и сторона естественная, которую разум имеет право понимать и судить; даже в отношении к таинствам он может быть толковником, только должен делать это с осторожностью и благоразумием.
Свт. Феофан Затворник также писал:
Слепая вера есть та, которая не знает, во что должно веровать, или если знает, то не полно, кое-как; равно не знает и того, почему должно веровать, и не заботится узнать ни того, ни другого. Такова большею частью вера простого нашего народа, но не исключительно: ибо и между лицами высшего и образованного круга очень много таких, если не наибольшая часть. И в простом народе не редкость сильная детская вера видящая, за которою куда гнать нашей ученой вере?!
У нас вошло в обычай слепой вере противополагать разумную, а под разумною верою разуметь веру ученую, которая не довольствуется одним тем основанием, что – Бог так повелел и верую, – но ко всему примешивает и соображения своего ума, и когда начнет говорить о предметах веры, то говорит об них так, как бы это было постижение его ума, стыдясь даже помянуть, что так Бог повелел, видя в этом унижение уму своему. У иных это доходит до того, что они и совсем верить не хотят ничему такому, что не сумеют подвести под начала своего разума и согласовать с суммою добытых им понятий и с установившимися в голове воззрениями на сущее. – На сие скажу:
Никакого нет греха доискиваться некоторых умовых соображений в уяснение и полнейшее уразумение предметов веры. Это делали нередко и святые отцы. Но надо заметить, что к существу веры это ничего не прибавляет и есть совсем побочное или придаточное дело. Будь это или не будь, вера, верующая Богу, как сказано, нисколько от того не теряет. Кто набрал себе таких соображений, не имеет у Бога преимущества пред тем, кто не имеет их, а искренно и ясно верует во все веруемое потому одному, что так Бог повелел. Это замечание надо крепко держать в уме, чтоб не породилось лукавое в сердце предпочтение своих соображений тому единственному прочному основанию: Бог так повелел, и верую. Ибо в таком случае человек выходит из детскости и сам себя подвергает опасности, в коей находятся не имеющие детской веры: «Аще не будете яко дети, не внидете в Царство Небесное». Как ни мудр будет ум, все ему окончательно надо стоять на том, что – Бог так повелел, и верую. – Но само собою уже разумеется, что по мере того, как дается предпочтение своим соображениям, вера слабеет и теряет свое значение; а где своим только соображениям верят, там и совсем веры нет, а есть умствования о предметах веры.
На веру нужно принимать только Писание и догматы Вселенских Соборов, или что-то ещё?
Да, то, что Церковь определила как свое вероучение на основании Божественного Откровения. То, что не является частью Божественного Откровения, то и не заслуживает безусловной веры.
Хотите почитать хорошую книжку на эту тему? Могу предложить два известных труда.
О религии свт. Иннокентия Херсонского и О вере, неверии и сомнении митр. Вениамина (Федченкова)
Бог желает от нас разумной веры и основанной на вере деятельной христианской жизни - исполнения заповедей и восхождения ума к Богу.
Сами по себе истины веры не есть человеческое изобретение, но открыты нам Богом, сохранены в Церкви и должны быть поняты и приняты каждым верующим. От нас требуется разумное понимание этих истин; причем с годами верующий по благодати и основываясь на личном опыте должен все лучше понимать великую премудрость Божию и иные Его свойства, видеть действие Промысла в своей жизни и в человеческой истории. Правильно обученный разум христианина научается господствовать над телом и неразумными частями души - гневом и вожделением.
Элементарные основы веры излагаются в катехизисе. Более развернуто и с обоснованиями - в учебниках догматического богословия, например в этом или (если желательно потолще) - этом.
Если желаете почитать что-то интересное, то в дополнение к рекомендованным Сергием книгам назову эту.
Общие рассуждения о вере у нас даны здесь.