3 Ответа
Догмат о восхищении церкви - это протестантский взгляд, возникший в 17-м веке в среде американских пуритан и сейчас особенно распространён в среде баптистов и пятидесятников. Основан он на словах ап. Павла:
Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1Фес.4:17).
Они отделяют это событие от Второго пришествия Спасителя из-за приверженности ещё одному еретическому догмату - о тысячелетнем царствовании Христа на земле, осуждённом на Вселенских соборах. Однако, если мы не будем вырывать цитату из контекста Священного Писания, как это обычно и делают разного рода сектанты, то прочтём следующее:
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1Фес.4:15-17).
Очевидно же, что здесь говорится о Втором пришествии Спасителя. Так это понимали и подавляющее большинство святых отцов. Например, свт. Иоанн Златоуст:
Слова его означают то, что Господь, пришедши, найдет многих христиан в телах еще не испытавшими смерти; и, однако, они не прежде восхищены будут на небо, как умершие святые восстанут из гробов, будучи пробуждены трубою Божиею и гласом архангела. Когда же они будут пробуждены, то, соединившись с живыми, вместе с ними восхищены будут на облаках в сретение Христу на воздух, и таким образом будут царствовать с Ним всегда.
Или блж. Августин:
Эти апостольские слова яснейшим образом указывают на воскресение мертвых, имеющее совершиться тогда, когда придет для суда, конечно же, над живыми и мертвыми Господь Христос.
Итак, здесь речь идёт о Втором пришествии Господа Иисуса Христа.
Камнем преткновения для протестантов стали слова Апокалипсиса:
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет (Откр.20:4).
Из него они выводят догмат о тысячелетнем царствовании Христа на земле до Второго пришествия и носит название "хилиазма". Это учение было отвергнуто на 2-м Вселенском соборе, как учение Аполлинария Лаодикийского. Православная Церковь рассматривает тысячелетнее царство Христа на земле, как период между Первым и Вторым пришествием, как Церковь Небесную Торжествующую и Земную Воинствующую. Более подробно можно почитать по ссылке и здесь.
Церковь действительно будет восхищена на небеса для встречи с Господом, но это произойдет в момент Второго пришествия, как об этом и говорит апостол Павел.
Концепция "восхищения Церкви" появилась в XIX в. в Англии и впоследствии стала популярной благодаря "Толковой Библии" Скоуфилда. Примерно с середины XX в. это основная эсхатологическая доктрина в евангелическом движении (у баптистов, пятидесятников, харизматов и т.д.), в т.ч. в среде русскоязычных евангеликов. Она страдает рядом грубых ошибок, совершенно невероятных для христианина. Например, само "восхищение" вводится для того, чтобы:
1) христиане не испытали гонений антихриста и тем самым показали, что она чужды страстей Христовых и не желают подражать Ему и быть Ему верными даже до смерти, как того требует от нас Господь (Откр.2:10);
2) чтобы вместо христиан верными Богу на земле стали иудеи, которые во время гонений сами собой должны уверовать и стать христианами, причем никто им не будет проповедовать, крестить их, рукополагать и т.д.
3) чтобы впоследствии, в течение тысячелетнего царства для иудеев был восстановлен закон Моисеев с подзаконным священством и храмом, а вместо евхаристии - кровавыми жертвами (которые уже упразднены Жертвой Христовой).
Кроме того, в случае "восхищения" получается удвоение последних событий, на что нет свидетельства в Писании: несколько "Вторых пришествий", восхищений мертвых и судов. Причем в конце тысячелетия в царстве Христовом случится восстание Гога и Магога, что вообще ни в какие ворота не лезет. Тысячелетнее царство противоречит Символу веры, в котором сказано, что после славного Второго пришествия Царству Христову не будет конца.
Подробнее о "восхищении Церкви" смотрите в моей книге (этот параграф и вся вторая глава) и в учебном диспуте (видео и текст).