Текст Священного Писания (Библии) весь полностью до единой буквы создан и продиктован Самим Господом Богом, а святые люди, считающиеся авторами библейских книг, были на самом деле только "Господними писцами", записывавшими Слово Божие, диктуемое им Свыше — или же эти святые люди добавили в текст Библии что-то и от самих себя, без Господней диктовки: и поэтому они являются не только "Господними писцами" и "ретрансляторами" Слова Божия в наш земной мир — но также и соавторами Господа Бога в деле создания текста Священного Писания?
4 Ответа
«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» 2Тим.3:16.
Библию писали более 40 человек, жившие в разных странах: Вавилоне, Риме, Греции, Иерусалиме… Авторы принадлежали к разным социальным слоям (от пастуха Амоса до царей Давида и Соломона), имели различный образовательный уровень (ап. Иоанн был простым рыбаком, ап. Павел закончил Иерусалимскую раввинскую академию).
Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует неискусственная, внутренняя согласованность. Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Им людьми. Дух Святой не надиктовывал Истину с Небес, а соучаствовал с автором в творческом процессе создания Священной книги, вот почему мы можем заметить индивидуальные психологические и литературные особенности её авторов.
Св. Писание — не исключительно Божественный продукт, но продукт Богочеловеческого сотворчества (синергии). Священное Писание было составлено в результате совместной деятельности Бога и людей. При этом человек не являлся пассивным орудием, обезличенным инструментом Бога, но был Его соработником, соучастником Его благого действия. Данное положение раскрывается в догматическом учении Церкви о Богодухновенности Писания.
Среди обилия высказываний о боговдохновенности священных книг наиболее характерными являются 3 цитаты:
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1:21).
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках... (Евр. 1:1).
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3:16).
Последнее свидетельство – самое явное (ясно, что под боговдохновенным писанием апостол в первую очередь подразумевает книги Ветхого Завета); здесь же используется сам термин θεόπνευστος, который и вошел в богословскую науку. Вера христианской Церкви в божественное происхождение Библии запечатлена в Символе веры, где мы свидетельствуем о том, что Святой Дух «говорил в пророках» («глаголавшаго пророки»).
Однако по причине того, что и в приведенных свидетельствах Писания, и в Символе веры утверждается лишь сам принцип боговдохновенности, но о ее сущности не говорится подробно, в христианском богословии было сформировано несколько точек зрения по этому вопросу. Наш современник Д. Г. Добыкин насчитывает в общей сложности 10 различных теорий боговдохновенности, которые можно условно разделить на 3 группы: полная боговдохновенность, частичная и символическая.
В теориях полной боговдохновенности единственным автором книг Библии считается Дух Божий, а роль человека ограничивается механической передачей Его речений. В этом подходе наиболее популярны две версии: теория надиктовывания (когда Бог как бы диктует священному автору текст книги) и вербальная теория (от лат. verbum — «слово»), согласно которой Бог как бы изнутри действует в сознании писателя, указывая ему, какие следует выбрать слова и выражения. Частично в пользу теорий полной боговдохновенности говорит фраза: язык мой — трость скорописца (Пс. 44:2).
Противоположную крайность представляет символическое понимание боговдохновенности, согласно которому идея боговдохновенности считается метафорой, а участие Бога сводится к минимуму (Он только усиливает способности самих авторов, сообщает им первоначальный импульс). В итоге священные книги низводятся на уровень хотя и выдающихся, гениальных, но в сущности обыкновенных человеческих произведений (то есть боговдохновенность священных авторов сравнима с гениальностью выдающихся писателей и поэтов).
Православному богословию всегда были чужды крайности вербальной концепции боговдохновенности, тем более для христианства неприемлема символическая теория. Уже в творениях отцов IV века (свят. Василий Великий, свят. Епифаний Кипрский, Иоанн Златоуст, блаж. Августин) подчеркивается мысль о сознательном участии человека-писателя в составлении священной книги, говорится о том, что, испытывая воздействие Святого Духа, авторы сохраняли совершенно ясное сознание и некоторую долю самостоятельности.
В частности, эту идею ясно формулирует блаженный Августин, говоря, что каждый евангелист «держится своего, присущего ему одному стилю и способу выражения. … как кто запомнил, или как кому было по душе изложить — короче или пространнее, но, безусловно, одну и ту же мысль, — так тот и излагал». Из этих слов видно, что святитель даже такому фактору как человеческая память, не всегда надежному в силу ограниченности тварного естества, отводил определенную роль в написании священных книг. Таким образом, уже в древности сформировался православный подход к пониманию боговдохновенности, который можно назвать теорией синергизма (термин «синергизм» означает «совместное действие»). Согласно этому пониманию Источником откровения является Сам Господь, Он же побуждает пророков и других священных писателей к произнесению речей и описанию других событий, способствует преображению ума человека и помогает в выборе точных формулировок и оборотов, оберегая от возможных неточностей в изложении вероучения и правил нравственной жизни. В то же время автор остается свободен в выборе стиля, в описании деталей и второстепенных подробностей.
Теория синергизма отличается от теорий полной боговдохновенности признанием активного участия самих священных авторов в написании книг. В результате мы можем говорить о литературном стиле каждого писателя, о других частных особенностях священных книг, фиксировать в их тексте разного рода неточности — исторические, хронологические и топографические.(впрочем, о неточностях, разного рода ошибках в тексте Библии православные богословы предпочитают говорить очень осторожно, ибо иногда неточность является кажущейся, а иногда возникла вследствие неверного копирования текста).
Научные теории - штука интересная, но у святых отцов есть свой взгляд на вопрос о соучастии священных авторов в написании библейского текста. Прп. Нил Синайский пишет:
Владычественный ум святых подобен какой-то доске, или скрижали, на которой Бог пишет, что должно быть изречено народу Его. Потому Пророку Аввакуму сказано: «впиши видение на доске» (Авв. 2, 2). Святой, вникая в ум свой, всматриваясь в него и всецело обратившись внутрь себя самого, как бы читает, что написано Богом в уме его, и прочитанное возвещает народу.
Человек не компьютер. Конечно, что и как писал священный автор, зависело не только от Бога, но и от него. Поэтому у каждой книги есть своя лексика, любимые речевые обороты и проч.
Ваш вопрос раскрыт в церковном учении о богодухновенности Священного Писания. Рекомендую прочитать статью на нашем сайте, в которой есть ответ и на ваш вопрос.
Если вы хотите глубже погрузиться в тему, то можно порекомендовать вам серию статей Д.С. Леонардова.
Так, значит, всё-таки те святые люди, через которых был ниспослан человечеству текст Библейского Священного Писания, считывали внутри себя (внутри своего ума) уже готовый священный текст, созданный исключительно одним только Господом Богом без чьего-либо соавторства — и доносили этот текст до своих слушателей и читателей в таком вот готовом виде, ничуть его не меняя и не внося в него ни единой буквы от самих себя: и таким образом эти святые люди в деле создания текста Св.Писания являлись не более чем ретрансляторами слов Господа Бога, не более чем «Господними писцами» и «дикторами», только озвучивающими тот текст, в создании которого они сами не принимали никакого участия?