3 Ответа
Последования в нашем молитвослове имеют непростую и долгую историю формирования. Молитвы ко Причастию, закрепились в XIII-XIV вв., вечерние и утренние известны на Руси в нынешнем состоянии с конца XVII в.
Безграмотные могли как запоминать на слух церковные последования, так и заменять их Иисусовой молитвой.
На Руси неграмотные люди заучивали молитвы и песнопения наизусть, слушая их на богослужениях. Таким образом, научаясь с малых лет, они пели все вместе, как было принято в древней церкви.
Был обычай приглашать к себе в дом тех, кто умел читать, поэтому была популярна Псалтырь, которую разрешалось читать вне храма.
Молились короткой Иисусовой молитвой, а так же своими словами.
Современному человеку невозможно сослаться на безграмотность, а нежелание заглянуть в молитвослов, как правило, означает начало воцерковления, или леность, или самомнение. Бывают конечно и уважительные причины, которые нужно учитывать в каждом отдельном случае.
Цель молитвы - это единение с Богом, а выбор определенной формы молитвы, места и времени - это средство, ведущее к цели. Они могут изменяться в соответствии с внешними обстоятельствами, духовными потребностями христианина и пастырскими рекомендациями.
Богослужения и молитвенные правила формировались постепенно. Последования ко Святому Причащению и выделение его в самостоятельный чин - в XIII–XIV вв., молитвенное келейное правило - в ХХ в. стало восприниматься как образец, «прошедший проверку церковной жизнью».
Ответ на Ваш вопрос также есть в очень хорошей книге " Откровенные рассказы странника своему духовному отцу".