Часто вижу, как в электричках ходят попрошайки и просят рубль для лечения ребёнка. Или, например, ходит бабушка с ребёнком и клянчит деньги на проезд… вообщем легенд много. Я не понимаю, нужно ли подавать, проявляя в сердце своём милосердие, или это не милосердие, а прелесть, что мол «вот я такой молодец, не смотря на то, что это может быть обман, все равно подал копеечку»? Спасибо за ответ.
8 Ответов
Разумеется, им не надо подавать. Мафия никогда не позволит ходить по электричкам обычным нуждающимся, этот рынок четко поделен и строго контролируется. Давая этим людям деньги, вы совершаете не доброе, а злое дело, развивая их преступный бизнес, в который вовлечены несовершеннолетние, и доходы от которого идут неизвестно на что (наркотики? торговля людьми?). Меня всегда очень раздражает, когда я вижу, как прихожане одного из питерских храмов дают монетки попрошайничающим там детям "люли" (среднеазиатских цыган). Вместо того, чтобы заговорить с грязным бомжом и купить ему пакет продуктов, или помочь малоимущей соседке-старушке, они пытаются самым легким и дешевым способом выглядеть в своих глазах эдакими благодетелями, подпитывая своей мелочью омерзительную мафию, эксплуатирующую детей. Почитайте статью Анатолия Шария "Почему спит ребенок", из нее Вы узнаете немало полезного.
Вокруг нас живет масса действительно нуждающихся, есть и официальные фонды помощи больным и пострадавшим. Это открывает перед нами широкие возможности по мере сил помогать людям, а не кормить криминал.
С уважением,
"Просящему у тебя дай" - так сказано в Писании. Ни слова больше о том, что, мол, "попрошайкам не давай, алкашам на смей, обманщиков не поощряй". Сказано - дай!.. Остальное - от лукавого. Даже если сказано клириком или богословом.
Известен случай из жития св.Иоанна Милостивого, когда при раздаче им милостыни, один и тот же нищий, перевернув одежду подходил несколько раз. Служители хотели его прогнать, но св.Иоанн остановил их, сказав: "Оставьте его... Не Господь ли меня искушает?.. "
Лично я даю соседу-алкоголику, когда он просит на опохмелку. Единственное, чего я не делаю никогда - я никогда ничего не беру у него из того, что он носит "на продажу". Просто даю и всё. А насчёт приносимого всегда говорю, чтоб отнёс туда, где взял. Хотя и уверен, что он отнесёт не туда, а кому-нибудь другому, кто возьмёт.
Подавайте по силам, у них в любом случае кислая и тяжелая жизнь.
Если спрашивает постоянно один и тот же попрашайка, то подавайте ему с перерывом, а если получится контакт, то предлагайте ему ходить в Церковь и помолиться за себя и подающих.
Лично я следую такому принципу: выделять регулярно средства для помощи тем, о ком точно знаю, кому она очень нужна. Остальным помогать по ситуации, особенно когда подошли с просьбой лично ко мне. В электричках и переходах принципиально не подаю.
Что касается заповеди Спасителя: "Просящему у тебя дай" (Мф.5:42), то мне близко объяснение блаженного Августина:
(Христос) говорит: "всякому просящему", а не "все просящему", чтобы ты давал то, что можешь дать по чести и по праву. В самом деле, что делать, если кто просит денег, чтобы совершить несправедливость в отношении невинного человека? Что, если он просит о чем-то бесчестном? Впрочем, я не буду приводить много примеров, которых может быть великое множество; в общем, давать следует то, что не может причинить вред ни тебе, ни другому, насколько человек это может знать и предполагать. И если ты кому-то по справедливости отказываешь в его просьбе, ему следует указать, в чем состоит эта справедливость, чтобы не отпускать его с пустыми руками. Так ты дашь всякому просящему, хотя и не всегда дашь то, что он просит. А иногда ты дашь человеку нечто лучшее, когда он попросит что-то неправедное, а ты [обоснованно отказав] исправишь его (О Нагорной проповеди Господа, I, 20.67).
нужно ли подавать, проявляя в сердце своём милосердие, или это не милосердие, а прелесть, что мол «вот я такой молодец, не смотря на то, что это может быть обман, все равно подал копеечку»?
Так разве не Ваш выбор как к этому относиться? Это ведь личное восприятие и только от Вас зависит каково оно. Я знаю многих людей, которые совершенно искренне подают попрошайкам в электричке и других общественных местах. Знаю и много людей, которые принципиально не дают. Скажи тому, кто давать не хочет - дай и в этом милосердие, так он приведет сотню аргументов, почему он не станет этого делать. И наоборот, скажи тому, кто подает, что это мошенники и аферисты, и это введет его в сильное смущение. Поэтому каждый должен определить для себя сам, по сердцу своему.
Мне ближе слова Св. Иоанна Златоуста. На слова апостола «Аще кто не хощет делати, ниже да яст» (2 Сол., 3, 10) он говорит: «Милостыня предназначена только для тех, кто не имеет силы трудами рук своих удовлетворять своих нужд... И чтобы ты не предполагал ничего такого, он (апостол) прибавил: “Ничто же делающие, но лукавно обходящия, таковым запрещаем и молим о Господе нашем Исусе Христе, да с безмолвием делающе свой хлеб да ядят”. Почему не сказал “если они не бесчинствуют, то пусть питаются от вас”? Но требует от них и того и другого, — чтобы они и оставались в безмолвии, и трудились? Потому что он хочет, чтобы они, трудясь, себя пропитывали. Это именно значат слова: “да свой хлеб ядят”, т.е. от своих трудов, а не чужой, добываемый выпрашиванием подаяния... А что, скажет кто-нибудь, если получивший от нас все в изобилии, останется праздным? Против этого, говорит, я указал вам хорошее лекарство, именно: отделяйтесь от такого человека, т.е. не придавайте ему дерзновения, показывайте вид, что вы гневаетесь на него. Это (наставление) немаловажно. Так именно мы должны наказывать брата, если действительно желаем того, чтобы он исправился» (Творения, т.XI,стр. 609-610). Решайте сами,кому подавать милостыню.