8 Ответов
Конечно Бог может ненавидеть, и может жёстко реагировать в этой ненависти:
Пс. 5:5-7 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
Неприятие Господом грехов становится проблемой для их проводников. Не только Исав, но и Каин, и древние жители Содома, Гомора, и египтяне, и жители Иерусалима апостольских времён ощутилина себе Божию ненависть ко греху.
И нам нужно помнить об этом, имея страх перед Создателем
Бог не может ненавидеть. В Библии используются обороты речи, которые понятны для человека. Божество неописуемо. Поэтому Бог говорит с людьми на их языке.
«И хотя в божественном Писании от лица Божия изрекаются некоторые из обычных у нас речений, но нужно знать, что Дух Святый беседует с нами нашими же словами. Так и из повествования книги Деяний (Деян. 2:6) знаем, что каждый принимал учение на собственном природном языке, внимая силе слов при помощи известных ему речений».
(Св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия, книга 12).
"Когда ты слышишь слова: "ярость и гнев", в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых".
(Св. Иоанн Златоуст. Беседа на 6 псалом).
Словом "ненависть" ("ненавидеть") отмечается особое отношение Бога ко злу, ко греху. Это отношение носит негативный характер; оно может иметь внешним выражением наказание грешника (группы грешников), и даже суровое наказание, однако при этом Бог внутренне остаётся неизменным (если использовать антропоморфный язык, можно сказать, что Бог никогда не переходит из одного "эмоционального" состояния в другое).
Таким образом, на вопрос, может ли Бог ненавидеть, допустимы две формы ответа: и да, и нет: да - в том значении, в каком подобные выражения употребляются в Библии и какое представлено выше; нет - в том смысле, в каком это слово употребляется для характеристики ненавидящего человека (когда ненависть жжёт его, изъедает, служит препятствием для любви).
Как хорошо объясняет игумен Арсений (Соколов), понятие "любви" в Библии связано с выбором: мужчина полюбил женщину - значит он выбрал ее в качестве супруги для себя, Господь возлюбил Израиль - Он выбрал Израиль Своим уделом среди народов (см. Исх. 19:5) (См. Арсений (Соколов), игум. Супружеская метафора в пророческой литературе. // Буква и дух. Сборник статей и докладов по библеистике. Бейрут, 2016. С. 104). Продолжая логику этих рассуждений, можно сделать вывод: Ненависть - антипод любви, то есть возненавидел - значит "не выбрал". Применительно к Исаву и Иакову все просто объясняется: Иакова и его потомков Господь выбрал, тогда как Исава и его потомков отверг
Здесь может действовать библейский параллелизм: особое построение фразы, когда одна часть сопоставляется с другой и либо подобная ей, либо противоположна. В данном случае образуются пары: Иаков-Исав, возлюбил-возненавидел. Поэтому можно рассматривать как особый поэтический язык, условность писателя. Также подобные фразы относятся к антропатизмам - когда для простоты понимания Богу приписывают человеческие качества.
Человек либо сам приближается к Богу, либо сам удаляется от него.