Я понимаю, что я перестала любить себя и нравиться себе, как женщина, чувствую себя серой мышкой, в зеркало не хочется смотреть, еще пол года назад мои самоощущения были другими. Мне хотелось бы обрести эту гармонию внутри себя и нравиться себе, но мне кажется, что само понятие любви к себе противоречит христианству. Я ошибаюсь? Может ли христианин любить себя и как это проявляется? Думаю, что человек, который не любит себя и других любить не умеет. Но пример святых говорит об обратном, это очень самоотверженные люди, отреченные от себя. Один только Серафим Саровский чего стоит, любил своих обидчиков. Но мы-то не святые. В общем, возникает некоторый диссонанс в голове, когда пытаюсь размышлять на эту тему. Помогите разобраться в этом вопросе.
8 Ответов
Может ли христианин любить себя?
Обязан!
...Люби ближнего твоего, как самого себя (Лев.19:18; Мф.22:37–39).
Но мы-то не святые.
Цель жизни любого христианина - святость. Мы стремимся к ней всеми силами. По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. (1Пет.1:15) Святость христиан – не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху.
«Каждый христианин должен находить для себя закон, обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть не достигнет вечного блаженства… Верно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников. Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми».
свт. Филарет Московский
Вчера вечером я был в бассейне и обратил внимание на девушку в ярком оранжевом, почти люминисцентном купальнике. Почти всё время, что я плавал, она фотографировала себя с разных ракурсов на бортике и в воде. При этом у неё была фигура крайне тощего мальчика, женского там не было ничего от слова "совсем". Она упорно мелькала перед глазами и мне подумалось, что сколько же девушек с несравнимо лучшими фигурами сидят дома, измождённые комплексом неполноценности и в страшном сне не могут себя представить в общественном месте даже в закрытом купальнике. А эта девушка, как бабочка, носилась по спа-центру, ничуть не сомневаясь, что её кости - произведение искусства и их нужно обязательно продемонстрировать не только присутствующим, но и запечатлеть на память.
Елизавета, см. здесь: https://azbyka.ru/vopros/dolzhen-li-chelovek-lyubit-sebya/
Может ли христианин любить себя и как это проявляется. Но какая она христианская любовь к себе? Как она проявляется? Я не понимаю!
Да, это ещё та задачка.
Удивительным образом любовь к себе проявляется через любовь к людям, к своим близким. А любовь к людям обретается через любовь к Богу.
Начинаете через исполнение заповедей менять своё вИдение мира, и обретать любовь к Богу. Через эту любовь найдёте, что люди это наивысшая ценность окружающего мира. И тогда наступает знание о настоящей ценности собственной жизни. Мф. 22:36-40
Это знание ценности открывает любовь к себе. Любовь к себе состоит в желании сохранять себя от духовной скверны, в желании жить по заповедям Божиим.
О любви к себе протоиерей Николай Стеллецкий пишет:
(Это) коренное чувство нашей природы, на котором зиждется вся сила нашей жизни и из которой развивается вся разнообразная наша деятельность. Чувство это происходит от Самого Бога, Творца нашей природы, и потому в нем нет ничего преступного и грешного. Человек погрешает этим чувством только тогда, когда или через меру расширяет его в себе, так что не остается в нем места для любви к Богу и ближнему, или же дает ему неверное направление к какому-либо предмету, который не соответствует достоинству его богоподобной природы (Быт. 1, 26–27. Ср. Иак. 3, 9; Деян. 17, 29).
Любовь христианина к самому себе не есть любовь его ко всей своей, зараженной грехом, природе. Нет, эта любовь простирается только на, так сказать, частицу божества, ту «искру Божию», которую он находит в себе. Любовь к себе, отвлекающая христианина от стремления его к богоуподоблению (Мф. 5:48), есть любовь греховная. От всего, что отвлекает человека от его вечного назначения, христианин должен освободиться как от препятствия, затрудняющего его нравственное самоусовершенствование. В этом смысле сказано в Евангелии: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12, 25), т.е. кто не придает самостоятельного значения своему земному личному благополучию, отказываясь от него во имя вечного значения души (Мф. 16, 26), тот уже этим самым сохраняет свою душу для вечной жизни.
Понимаете, то что вы описали (не нравлюсь себе), это не добродетель, это не ради Христа, это просто комплекс. Никакой заслуги в этом нет перед Богом. Возможно, за полгода произошли некоторые изменения в личной жизни, которые изменили ваше отношение к себе как к женщине. Или же вы попытались себе это искусственно внушить, думая что это "по-христиански". На мой взгляд, это вообще лежит в другой плоскости, в психологической, а не в нравственной. Нравитесь вы себе или не нравитесь - это не делает вас праведной или грешной, так как нравственность - это про сознательное отношение, про поступки, а не про чувства и ощущения. Приведу пример: вам может жутко не нравится какой-то человек, но как христианка, вы любить его обязаны. Понимаете, симпатию к нему вы испытывать не обязаны (она возникает естественно, это ни хорошо, ни плохо), а быть готовой делать ему добро должны.
Может ли христианин любить себя и как это проявляется?
Да, может. Выше я уже привел рассуждение о. Николая, кратко говоря: любить себя - это желать себе блага и удалять от себя зло. Что касается самоощущения, то в том, чтобы осознавать себя симпатичной и достойной любви нет ничего дурного. Более того, если женщина не стремится к этому, то и мужчина не сможет ее такой воспринимать. Мы мужчины это хорошо чувствуем. Грех начинается там, где мы вместо благодарности Богу начинаем искать суетной славы, или начинаем думать о себе больше, чем мы есть.
Но пример святых говорит об обратном, это очень самоотверженные люди, отреченные от себя. Один только Серафим Саровский чего стоит, любил своих обидчиков.
Что-то вы запутались. Самоотвержение - это готовность исполнять волю Божию, Его закон, даже если это будет вступать в конфликт с нашим эгоизмом. Причем здесь нелюбовь к себе или отвращение к внешности, непонятно. Разве любовь к себе мешает любить врагов? Наоборот, помогает. Ведь если мы не знаем, что значит любить себя, то как мы сможем понять, что значит любить другого человека?
В завершение приведу слова христианского писателя К. Льюиса:
На самом деле любить себя можно двумя способами. Можно видеть в себе создание Божие, а к созданиям этим, какими бы они ни стали, надо быть милостивым. Можно видеть в себе пуп земли и предпочитать свои выгоды чужим. Вот эту, вторую любовь к себе нужно не только возненавидеть, но и убить. Христианин ведет с ней непрерывную борьбу, но он любит и милует все “я” на свете, кроме их греха. Сама борьба со своекорыстием показывает ему, как он должен относиться ко всем людям.
См. также о ложном понимании смирения (письмо 14-е).
Елизавета, вот такое соображение. У Св. Отцов есть понятие "среднего" или "царского" пути. Например, у Аввы Дорофея в 10 поучении. Т.е. структура добра и зла, если отобразить как бы на шкале, не "добро - зло", а "зло - добро - зло". Уклонение от середины в обе стороны это зло, но разное. И вот мне кажется, что у Вас мог произойти просто перескок от одного зла (сильное услаждение видом себя) к другому (когда я себе сильно не нравлюсь), а среднего положения достигнуть и в нем постоянно пребывать Вы не можете. Собственно вся духовная борьба - это борьба за достижение середины во всем. Там в статье Аввы Дорофея приводятся и примеры.
Также обычно есть путаница в лексическом значении слова "любовь". Т.е. думают, что в фразах "я люблю яблоко", "я люблю невесту", "я люблю Бога" это слово означает одно и то же и означает то же, что Иисус Христос объясняет в Евангелии от Иоанна. Но в русском языке это одно слово, но разные значения. От этого путаница.
"Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Мк. 12:31
Как видите, критерием любви к ближнему является любовь к самому себе. Только надо понимать, что христианская любовь к себе - это прежде всего желание себе спасения, а во вторую очередь уже стремление к спокойной, мирной жизни, того самого "тихого и безмолвного жития", которого мы просим у Бога на богослужениях.
Но к благочестивому желанию себе блага вовсе не относится любование собой, подобно крыловской Вороне: "Какие перышки! Какой носок! И верно, ангельский быть должен голосок!" Последнее состояние скорее мешает спасению, а следовательно, противоречит христианскому пониманию любви к самому себе. Да и ровной, спокойной христианской жизни ваше стремление видеть себя эффектной, соблазнительной женщиной тоже не способствует. Подобного рода персонажи обычно ищут и находят всякие нехорошие приключения на свою... голову.
С уважением,
Здравствуйте!
Как любить себя в приложении христианства и спасения сложно для понимания современного человека. Ведь сейчас понятие любви к себе основывается на доставлении "себе же любимому" всяческих удовольствий. Причем практического применения этому нет.
Христос, говоря о любви к ближнему, как к самому себе имел ввиду обычную заботу. О себе мы ведь заботимся во всей полноте. Так же надо относится и к ближнему, то есть прощать ему ошибки и заботиться.
Ваше изменение отношения к себе произошло с потерей современного понимания. Возрастайте в христианских добродетелях, пребывайте в благодати и изучении веры и все приложится.
Помощи Божией!
Елизавета, Вы запутались из-за того, что свалили все в кучу. Приводя в пример прп. Серафима Саровского, Вы ведь должны понимать, что монашеское отречение от мира, затворнический образ жизни - это совсем не то же самое, что не нравиться себе в зеркале или не нравиться себе вообще. Подвиг ради Христа, ради спасения, не имеет ничего общего с тем, о чем Вы говорите. Самоотвержение в примере со святыми происходит ради предмета любви - ради Бога и желания быть с ним. Именно такова христианская любовь.
Если в течение полугода Вы перестали себе нравиться, то это означает лишь одно - за полгода произошло что-то, что сильно повлияло на Вашу психику и возник комплекс. С этим надо разбираться подробно, возможно, вместе с психологом.
Елизавета, подскажите, Вы кроме тела имеете что-нибудь? Может быть, бессмертную душу? Которая создана по образу Божию? Вот ее-то, родная, и надо любить, а не красоваться перед зеркалом. Тогда и будет настоящая гармония. Чтобы ум созерцал Бога и руководил неразумными силами души; чтобы душа всецело подчиняла себе тело, а весь полный человек стремился к Богу и наполнялся божественной силой. Но и тело весьма важно для нашего спасения: ведь мы ногами идем в храм, ушами слушаем церковные песнопения, устами исповедуем грехи и принимаем в себя Тело Сына Божия. Поэтому не отчаивайтесь: Вы просто вступили в период переоценки ценностей. Читайте Евангелие, молитесь, просите Бога привить Вам правильную систему ценностей.
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. (Мф.10:28)
Благодарю за ответ, вы абсолютно правы
Но какая она христианская любовь к себе? Как она проявляется? Я не понимаю.