Здравствуйте! Как всем известно, пост предназначен для очищения души и для укрепления взаимосвязи с Богом. В пост не разрешается есть продукты животного происхождения и конечно обильную и изысканную пищу. Но даже постясь, можно употреблять вкусную пищу. Есть очень много вкусных ПОСТНЫХ блюд. Так вот смысл поста в том,чтобы не есть продукты животного происхождения или не употреблять вкусную пищу? Я очень люблю ананасы, мандарины, гранаты, салаты из помидор и огурцов, но если употреблять их, так как они вкусные, то смысла в посте не будет?
6 Ответов
В монастырской практике рассматривается грех гортанобесия. Но нужно иметь в виду, что ощущали это грехом те, кто свою жизнь посвятил молитве, воздержанию и послушанию. Это «высший пилотаж» духовной жизни.
Для мирян это не закон, а ориентир. Многое зависит от духовного возраста христианина. То, что для новоначального может быть постным подвигом, для совершенного - падением. У одного человека спросили насколько строго он постится? Он ответил, что по сравнению с преподобным Серафимом Саровским он весь пост предаётся чревоугодию, а по сравнению со среднестатистическим прихожанином - постится достаточно строго.
А кормить в пост детей слабых духом пресной, невкусной пищей может быть и грехом.
Смысл поста в том, что это не цель, а средство для ведения правильной духовной жизни. Цель духовной жизни христианина заключается в уподоблении Христу, в постоянной внутренней борьбе со своими грехами и страстями и трудах по взращиванию в себе христианских (Христовых) добродетелей. И не только в пост, а всегда и везде. Вот на это и ориентируйтесь. Любой пост который не помогает, а тем более мешает этой цели - плох и бессмысленен. Есть вкусную пищу не грех, грех не благодарить за возможность её вкушения Бога. Сомневаюсь, что гранаты и мандарины могут как-то мешать духовной жизни, впрочем, всё хорошо в меру.
Пост нужен для того, чтобы научиться воздержанию. Он - средство, а не самоцель. Если без конца услаждаться вкусными блюдами во время поста, то воздержания особо и не получится. Но это не значит, что надо есть только что-то невкусное и дурно пахнущее. Вполне имеет смысл чередовать простые постные блюда с праздником вкуса. Тем паче, что постный устав вполне располагает к этому, предписывая в среду и пятницу более строгий пост, чем в другие дни.
В «Православном исповедании Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» дается следующее определение, что такое пост:
«Воздержание от всех, или, по причине какой-либо немощи, от некоторых видов пищи, равно и от питья: также от всех мирских предметов, и от всех дурных пожеланий, с тою целью, чтобы христианин удобнее мог совершать свою молитву и умилостивлять Бога; также, чтобы мог умертвить пожелания плоти и получить благодать Божию» (Ч. 3, вопрос 7).
Таким образом, нормальный пост – это невкушение пищи и воды до определенного времени (обычно до 15.00), как это и было принято в библейские времена. То, что Вы говорите про отказ от вкусной пищи - это называется воздержанием. Но воздержание в период малых многодневных постов, церковными правилами не требуется (об этом говорит только современный монастырский Устав). Если Вы не можете ничего не кушать до обеда, то умеренное вкушение растительной пищи утром, а во второй половине - мяса, молока и всего остального, не будет нарушением поста. Да, так мало кто постится (потому что привыкли по другому), но это более соответствует церковным правилам. По субботам и воскресеньям поститься вообще запрещено (см. 64 правило святых апостолов).
Отдельный вопрос - пост среды и пятницы (а также Великого поста). По мнению некоторых авторитетных толкователей церковных правил, в норме в эти дни нужно не только поститься (голодать до 15 часов), но и соблюдать сухоядение во второй половине дня. Однако сегодня распространена практика даже вкушения рыбы в эти дни.
Подводя итог, могу сказать, что если Вы хотите воздерживаться от фруктов - воздерживайтесь, если не хотите - не воздерживайтесь (но все в меру). Это не относится к общей мере поста, а может быть только Вашим добровольным решением. См. еще рекомендации к посту.