Здравствуйте
Знаю, что каждый отвечает за свои грехи. Однако Евангелии от Иоанна
в эпизоде об исцелении слепорожденного есть слова: « Апостолы спросили Иисуса: кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»
Значит допускали тогда каноны возможность наказания детей за родителей. Можно ли читать на очищение рода такие молитвы, как указаны здесь?
https://stihi.ru/2018/12/20/7562
4 Ответа
Апостолы спросили об этом потому, что тогда они еще не были до конца просвещены. Никакого очищения рода не существует, это кармическая, то есть языческая теория. Каждый отвечает за свои собственные грехи, вознаграждается за свои собственные добродетели.
Вы, как взрослый, и даже воцерковленный человек, не можете не видеть, что та страница на «Стихире», на которую вы сослались, является чисто-языческой, несмотря на псевдохристианский антураж. Там говорится о карме, о порче, о реинкарнации и т. д. Поэтому даже такой вопрос с вашей стороны представляется очень странным.
И какой род вы хотели бы отмаливать, и до какого колена? Род у всех нас один, он очень древний, и тянется до Ноя, а потом до Адама и Евы. Мы все - потомки одного предка, представители одного рода.
Доверчивость является гибельным недостатком для христианина, а ответственность и духовная дисциплина - необходимым качеством для спасения. Доверяйте только проверенным источникам и вообще проявляйте простейший христианский здравый смысл.
С уважением,
1. В православном богословии не существует понятия «родовых грехов», которые ложатся на потомков и нуждаются в «отмаливании». В Священном Писании есть ясные слова Бога, опровергающие этот вздор:
Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез.18:20-24).
2. Дети действительно могут быть наказаны за грехи родителей (как это произошло с египетскими первенцами или умершим ребенком царя Давида за его грех) в педагогических целях, но никакого автоматического переноса вины или «проблем рода» не существует.
3. Православное учение не предполагает возможности «вымаливания» нераскаянных грешников. В действительности,
доставляют утешение и облегчение в страданиях и страхе тем, кто скончался в покаянии, но без совершенства, совершаемые за них добрые дела, священные молитвы, а особенно — Бескровные Жертвы, приносимые за них Богу; но только при условии, что они преставились в правой вере и в конце жизни покаялись» («Исповедание веры» Константинопольского собора 1727 года).
Церковь никогда не призывала к вымаливанию всего своего рода и не учила о том, что это возможно.
4. В основе идеи «молитв за род» лежит представление о том, что канонических церковных молитв недостаточно, Церковь якобы скрывает от вас какие-то «сильные» молитвенные правила, которые способны гарантированно дать ожидаемый результат. Тем самым культивируется недоверие к Церкви и магическое восприятие молитвословий. Например, в тексте, на который Вы дали ссылку написано:
Господи, прощаю всех, кто меня обидел вольно или невольно в этой жизни или в прошлых моих жизнях.
Александр, Вы пробовали вникнуть в текст того, что прислали? О каких прошлых жизнях (реинкарнации) может идти речь, если христиане верят, что дадут ответ перед Богом за одну единственную прожитую жизнь? Это ведь откровенно эзотерический текст с характерной терминологией (карма, силы света, энергии), а не христианская молитва. Я не говорю уже о странице автора, которая наполнена эзотерическим бредом.
Та молитва, которую Вы привели, противоречит евангельскому учению. Карма, прошлые жизни, силы света, неба и земли - это всё признаки оккультного учения. Святитель Иоанн Златоуст о людях, творящих такие «молитвы» писал:
Если и имя Святой Троицы призывают на таковых действиях, если будет призывание святых, если и знамение крестное наводится, бежать подобает таковых и отвращаться... [ибо] как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещав вылечить болезнь, лишают человека спасения души.
Грехи родителей безусловно могут отражаться на детях, как впрочем и грехи детей на родителях. Более того, любой грех отражается на всём человечестве и не проходит бесследно. Однако только в этой жизни. В будущей каждый даст ответ только за свои грехи.
Но есть и хорошая новость. И покаяние одного человека и его добрые дела отражаются на ближних и на всём человечестве. Тем более молитвы. Потому молиться за усопших сродников, конечно, надо. Однако соблюдайте меру и правила. Потому что молиться за других - это брать часть их грехов на себя, часть их скорби. Ведь мы просим Бога простить их и помиловать. Потому святые и писали, что
Молиться за других - это кровь проливать.
Это проявление любви к ближним, но важно не переоценить свои силы.
Александр, мы обязаны молиться о своих родителях, а также и обо всех предках, кого знаем. О них надо молиться и дома, и в храме, испрашивая прощение их грехов и милость от Бога. При желании можно взять на себя чтение специального молитвенного правила, например заупокойной Псалтири.
Родительские грехи, к сожалению, часто становятся для детей поводом идти по их плохому пути, и в этом смысле они отражаются на детях. Но никак нельзя говорить о том, что Бог наказывает невинных добродетельных детей исключительно за грехи отцов.
В предлагаемом Вами тексте содержатся эзотерические глупости, грубо искажающие веру Церкви и являющиеся хулой на Святого Духа. Это видно с самого начала:
Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие как внутриутробная порча или родовое проклятие.
И еще:
Господи, прошу прощения перед всеми, кого я вольно или невольно обидел в этой жизни и в прошлых моих жизнях.
и т.д.
Верующий человек должен знать, что Бог защищает от колдовства через таинства, молитву и христианскую жизнь, а «прошлые жизни» - это языческое учение о переселении душ.
Чтобы уметь отличать ложь от истины, советую Вам начать изучение церковной веры. Как минимум, надо прочитать катехизис, а лучше пойти на воскресную школу для взрослых или пройти обучение на специальных курсах. Если время позволяет, потрудитесь ради Бога и своего спасения.
Что касается непонятных мест Писания, старайтесь проверять свои догадки толкованиями святых отцов. Например, вот как толкует цитированное Вами место прп. Исидор Пелусиот:
Ст. 2-3 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем
Апостолы, как ученики премудрости и любители истины, видя, что Спаситель внимательно смотрит на слепого и как бы вызывает их на вопрос, предлагают Ему два общеизвестных учения, над исследованием которых трудились люди.
Еллины утверждали, что согрешила душа и в наказание за это послана в тело, а Иудеи признавали, что грехи предков переходят на потомков, по написанному: грехи отцев на чада до третияго и четвертого рода (Втор.5:9). Посему ученики, как знающему все прежде рождения, говорили Господу: кто согреши, сей ли, как говорят Еллины, или родители его, как говорят Иудеи, яко слеп родися?
Истина же дала не темный, не уклончивый, не загадочный ответ, но прямой, превосходящий всякую ясность, потому что отвергла то и другое, сказав: ни сей согреши (ибо мог ли он согрешить до рождения?), ни родители его, не согрешили очевидно, в том, яко слеп родися, так как ответ дан на вопрос. Хотя вероятно, что они согрешили и действительно были грешны, но и при этом не они виновны в несчастии. Для чего же слеп родися? Да явятся дела Божия на нем, то есть природа допустила недостаток, чтобы проповедан был Художник.