3 Ответа
Нам не следует мудровать о Троице больше того, что утвердила Церковь. Бог имеет свойство всеблаженства, и это свойство у Всех Трёх Лиц.
Бог Един по существу и Троичен в Лицах. Лица имеют общую Божественную природу, и каждое Лицо имеет уникальное известное нам Ипостасное свойство: у Бога Отца - нерождение, у Бога Сына - рождение, у Бога Святого Духа - исхождение. Всё, других ипостасных свойств Им не присваиваем, а их названия условны и не имеют тварного содержания.
Почему? Так как Бог трансцедентен, то есть Он самобытен, вне тварного мира, вне времени и пространства, то любое наше дополнительное мнение о Боге имеет присущую нам (разумным и тварным) ограниченность. Ограниченность есть ложь о Боге, что недопустимо в деле спасения.
Как бы положительно не описывали о Боге, любое описание ограничено нашим наблюдением и знанием тварного мира. Богословы предпочитают использовать обратный инструмент - описывать Бога тем, чем Он не является (апофатически). Например, отрицается зависимость бытия Бога от любого внешнего обстоятельства, Он Сам причина всего другого бытия.
Да, мы не можем познать сущностную природу Бога. Но мы можем познавать действия Бога в мире. Эти Его Энергии присущи для Единого Божества, для Пресвятой Троицы.
Когда мы говорим о Благодати Святого Духа, то это именно Божественная Благодать, но не присущая исключительно Святому Духу. Благодать Бога Слова, например, в Его Воплощении, в проповеди, в чудесах, в освящении человеческой плоти, и это такая же Божественная Благодать.
Во славу Божию!
В вопросе перепутана терминология, поэтому скажу так: Бог един по сущности, но троичен в Лицах, и каждое из Лиц (Отец, Сын и Святой Дух) в полноте является Богом. При этом до сотворения мира Бог имел то, что было, как говорят отцы, окрест Бога: Божественную славу, силу, вечность, действие, энергию, благость, премудрость и прочее. Все это от века присуще Богу. Как учит прп. Максим Исповедник (в цитате свт. Григория Паламы):
Благость и все то, что входит в это понятие, а также просто всякая жизнь, бессмертие, простота, неизменность, беспредельность и то, что сущностным образом созерцается окрест Бога, — они суть творения Божий, и не начинали быть во времени. Ведь никогда добродетели или чему-либо из вышеназванного не предшествовало небытие, хотя и сопричаствующие им сущие сами по себе начинали быть во времени. Ибо всякая добродетель безначальна и время не предшествует ей, поскольку она имеет от вечности своим Родителем единственнейшего Бога, Бог бесконечно и беспредельно отличается от всех сущих — как сопричаствующих, так и допускающих сопричастие.
Вместе с тем, божественная благодать преподается и людям. Во время земной жизни Спасителя Он это делал лично, а после Пятидесятницы эта же благодать подается нам через Святого Духа, почему часто и говорится прямо о благодати Святого Духа.
Итак, благодать не является лично Святым Духом, но принадлежит Ему вместе с Отцом и Сыном.
Спасибо!
Это возможно. Согласно паламистскому богословию, выраженному в актах Константинопольского Собора 1351 г., энергия Божия - сам Бог. Благодать - это энергия Божия.
В этом отношении благодать Божья нередко именуется так же, как и третье Лицо Пресвятой Троицы — Святым Духом, хотя её можно обозначить и более развёрнутым выражением: благодатью Святого Духа или благодатью Отца и Сына и Святого Духа. Святым Духом она называется потому, что Божественное действие всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.
Спасибо