Здравствуйте.
Мой друг - агностик. Мою убежденность в бытии Бога, к которому я пришел логическим рассуждением, он опровергает тем, что Бог по своей природе, даже если Он существует, абсолютно непознаваем и недоступен для нашей логики, т. к. трансцендентен миру. Мое возражение на это: если исходить из того, что мир и человек -- творение Божие, значит они в какой-то мере "отражают" Его, следовательно выводы нашего человеческого разума (также сотворенного по образу Божию) -- оправданны. Тем более, что представление о Боге, присутствует у всех народов на протяжении всех времен. Его ответ: наша логика и наш разум условны и ограничены. Какие бы мы выводы не сделали при помощи них относительно Бога, они не будут говорить о Боге и Его бытии абсолютно ничего.
Прав ли он?
4 Ответа
Бог по своей природе, даже если Он существует, абсолютно непознаваем...
Откройте любой учебник Догматического богословия, там будет сказано, что Бог не познаваем по Своей сущности, но познаваем по Своим действиям (греч. энергиям). Мы можем познать Бога в той мере, в которой Он Сам нам открывается.
Вот что говорится в Библии о возможности познания Бога из природы:
Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника,
а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их.
А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их;
ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их. Впрочем, они меньше заслуживают порицания, ибо заблуждаются, может быть, ища Бога и желая найти Его: потому что, обращаясь к делам Его, они исследуют и убеждаются зрением, что все видимое прекрасно. Но и они неизвинительны: если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследовать временный мир, то почему они тотчас не обрели Господа его? (Прем.13:1-9).
Бог по своей природе, даже если Он существует, абсолютно непознаваем и недоступен для нашей логики, т. к. трансцендентен миру.
Этот тезис, по крайней мере, наполовину ложен, он уже заявляет нечто о Боге так, как будто человек уверен, что нет и не может быть никаких свидетельств существования Творца. А это уже не что иное, как личное убеждение, которое можно только принять за исходную точку рассуждений. Так что ваш друг просто выбрал его как предпочтительное, это не более чем его домысел.
Бога не только можно, но и нужно познавать: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).
Мы не можем познать Бога в полной мере, однако из этого не следует, что Он непознаваем для нас вовсе. Бог может познан человеком в той мере, в какой Сам открывается человеку и в какой человек способен это Откровение принять (Ср.: Лк.10:22).
Собственно говоря, даже признание Бога непознаваемым уже может быть расценено как шаг на пути к Его познанию.
См. подробнее: Что такое естественное откровение Божие и естественное богопознание?; см. также: Сверхъестественное откровение Божие.