Приветствую.
Меня зовут Максим.
Меня интересует один вопрос. Я знаю, что Бог Триедин и исходя из Библии, наш Господь Бог не когда не изменяется. Но так же, благодаря Библии, Богословию и апологетике мы знаем, что во Христе Иисусе в один момент существовало 2 сущности(или же природы). Природа Бога и природа Человека. Означает ли это то, что одна ипостась, Бог Слова, Иисус Христос в какой то момент своего существования претерпел изменение? Означает ли принятие Богом человеческую природу изменением в самом себе?
Надеюсь я вас не запутал и правильно задал вопрос. Спасибо за внимание. Жду ответа.
7 Ответов
Здравствуйте, Максим. Это очень важный богословский вопрос. Если кратко, то природа божества не изменилась, когда Бог вочеловечился. По учению св. отцов VI-VIII вв. (в частности, прпп. Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина), Сын Божий принял в Свою божественную Ипостась человеческую безыпостасную природу, при этом Сам не претерпев изменения по божеству, но став вместе с тем и человеком. Это называется воипостазирование.
Чтобы объяснить это, надо понять несколько терминов: природа (сущность) - это общее (родовое) бытие, а ипостась (или лицо) - это индивидуальное бытие. У людей реально существует лишь ипостась (конкретная природа, или природа с особенностями: например, Петра или Павла), а природа лишь абстрактно мыслится, тогда как в Боге существуют и Три Ипостаси, и общая божеская природа.
Так вот, реально существующая Ипостась Сына Божия неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно соединилась с человеческой природой Иисуса Христа, придав ей индивидуальное (конкретное) бытие, но само по себе божество Логоса не изменилось. При этом образ соединения человечества и божества таков, что каждая природа существует действительно, но вместе в едином Лице. В качестве наиболее удачного примера нередко приводят металл в огне: видно и металл, и огонь, при этом они отличаются друг от друга, но рассечь их можно лишь мысленно, поскольку в реальности они составляют как бы одно целое.
Принятие Богом человеческой природы никак не изменило природы Божества. Бог и человек соединились в Иисусе Христе - неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно.
Потому в Иисусе Христе две природы и две энергии - Божественная и человеческая, в Нём 100% Бог, и 100% безгрешный человек, следующий только за Богом.
Восприятие Богом человеческой природы превозносит каждого из нас над всем тварным миром, и даже ангельским. Такая ответственность и честь требует усилий в делании личного спасения, это должно быть радостным трудом всей земной жизни.
Нет, восприятие человеческой природы в Ипостась Сына не произвело изменений в Боге. По Божественной природе Сын Божий не претерпел ни малейших изменений. Как до воплощения Он был единосущен Отцу и Святому Духу и был с Ними един, так и после воплощения.
См. Боговоплощение
По Своей (Божественной) Сущности Бог неизменен. Восприяв в Свою Ипостась человеческое естество, Сын Божий стал Человеком, не переставая быть неизменеямым Богом. Бог Троица не перестал быть неизменяемым Богом Троицей.
Для того, чтобы лучше понять, как, став Человеком, Сын Божий, не изменился как Бог, используется святоотеческая аналогия. Как известно, Сын Божий - это Слово Божие, рождаемое от Отца. В какой то мере рождение Слова от Отца можно сравнить с человеческой мыслью, рождаемой от человеческого ума.
Теперь представьте, что вы, рожденную в вашем уме мысль, взяли и записали на бумаге - она, как бы, соединилась с бумагой. Но от этого сама мысль не перестала быть мыслью, не стала бумажной. И если вы правильно её записали, то при её фиксации на бумаге она не претерпела изменений. Ещё раз: бумага осталась бумагой, мысль мыслью.
Бог не изменился по существу, изменилась лишь Ипостась Бога Слова. Прп. Максим Исповедник, объясняя слова свт. Григория Богослова, пишет об этом:
Тот, Кто ныне человек, а был и несложен, был прост по природе и по ипостаси; ведь Он был только Бог, не облеченный в тело и в то, что относится к телу, хотя бы ныне приятием плоти, обладающей разумной душой, Он и сделался тем, чем не был – сложной ипостасью, оставшись тем, чем Он был – простым по природе, дабы спасти тебя, человека.
Посмотрите также похожий вопрос.
Бог по Своей природе, по самой Своей сущности, действительно абсолютно неизменен. Когда Сын Божий стал Человеком, Он не перестал быть Богом и Его Божественная природа никак не изменилась.
Православная Церковь, опираясь на Священное Писание, учит (это сформулировано в догмате IV Вселенского Собора), что во Христе две природы — Божественная и человеческая — соединились в одной Ипостаси (Личности) Сына Божия «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Слово «неизменно» в рассматриваемом вопросе здесь ключевое. Оно означает, что Божественная природа не стала человеческой, а человеческая не превратилась в Божественную.
Произошло не изменение Божества, а восприятие Им человечества. Сын Божий, вечно оставаясь совершенным Богом, в определённый момент истории стал ещё и совершенным Человеком.
Для описания этого таинственного единства святоотеческое богословие использует понятие «сложная Ипостась». Этот термин подчёркивает, что единая и предвечная Ипостась Сына, будучи по Божеству простой, становится Ипостасью для двух природ — Божественной, которой Она обладала вечно, и человеческой, которую Она восприняла в Воплощении. Личность Христа одна, но она живёт и действует через две природы, являясь единым субъектом всех действий и свойств как Божества, так и человечества.
Божественная природа во Христе осталась абсолютно неизменной. При этом сама Ипостась Сына, оставаясь по Божеству тем, чем была вечно, стала тем, чем не была — Человеком. Это не изменение в Его Божественной сущности, а «присвоение» или «восприятие» человеческой природы: к Своему вечному бытию как Бог, Сын Божий присоединил бытие во времени как Человек. Наша же человеческая природа в Лице Христа была воспринята и обо́жена, достигнув небывалой высоты — ипостасного соединения с Самим Богом.