Я православный христианин(ни моя семья, ни мои друзья, ни моя страна, в которой родился(из СНГ), ни моя страна, в которой нахожусь не являются православными, то есть меня в Православии держит только лишь мой разум). Раньше не очень разбирался в глубине спасения и таинств Православия, но прекрасно понимал разницу между традиционным христианством и другими учениями: ненавидел протестантизм, ислам, иудаизм, язычество и смеялся с христологических ересей первых веков от рождества Христова. Но в то время мне очень нравилась культура Европы, благородных рыцарей, героев, орденов, замков, Шекспира Гете, Данте, воспевание личности(которое не так развито у восточных народов) и все в том же духе. Европа, которую я любил, у меня ассоциировалась только с Христианством, это укрепляло во мне веру, Европа была для меня домом, это укрепляло во мне веру в Христианство и я со спокойной душой ненавидел другие религии и не испытывал сомнений(мол, Бог же не мог допустить такую нелепость под названием «ислам» и так чтобы он был против Европы, которая самая лучшая).Католицизм я воспринимал как заблуждение, как и другие христианские учение кроме Православия , но при этом думал, что все, кто под именем Сына Божьего - тот может обрести спасение в Рай, особенно те, кто очень близок к Православию, «Бог тоже за них».
Но потом я прочитал книгу Георгия Максимова «Вне Церкви нет спасения». Хоть аргументы этой книги были железные, схоластические и логичны, - меня это вывело из равновесия. Я понял, что вне учения нет спасения, и если я ошибаюсь - гнев Божий на мне. Дальше я через кровь и пот изучил православную догматику. Разумом я осознавал всю нелепость папизма, но сердцем я не мог поверить, что миллиард Христиан и вся Европа обречены на ад и на ней гнев Божий за учение католицизма.
Георгий Максимов говорит «если бы католик был добрым по совести, Бог бы направил его на путь Православия», но мне очень сложно поверить, что нет ни одного праведного у католиков. Чтобы стать православным, европейцу нужно пройти титановый путь изучения богословия, что, мне кажется, не должно быть обязательным для спасения. Это вызвало у меня сильнейший когнитивный диссонанс: как христиане, искренне воспитанные в вере, искренне веря что Бог их любит - попадают в ад?
А при этом еще сильнее меня смутило, что большинство священников, говорящие про ересь католицизма - имеют русские фамилии, симпатию к своей православной родине, православных родственников, и скорее всего стали православными по принципу «ну все православные почему бы и не мне быть"(как те же католики по МаксимОВу). И кажется, что они осуждают католицизм изначально не из разума(к чему пришли позже), а из за того что чужую культуру воспринимают как «моавитские поля»
После этого я решил узнать про католиков, которые приняли православие: много из них или любили русскую литературу(меланхолический реализм которой меня отталкивает),или имели русского прадеда, или цитата «Затем в течение 6 лет получал теологическое образование в Берлине».
Почему всемогущий, справедливый, всезнающий Господь допустил Европе(большинству христиан) погибнуть в ереси? 
3 Ответа
Георгий Максимов говорит «если бы католик был добрым по совести, Бог бы направил его на путь Православия», но мне очень сложно поверить, что нет ни одного праведного у католиков.
На мой взгляд, суждение о. Георгия по этому вопросу, привлекательное для некоторых в своей простоте и категоричности, является серьезным упрощением замысла Божия о спасении человечества. Более того, сама методология, которую он выбрал, неверна. Я не буду сейчас вдаваться в проблему еретичности конкретных исповеданий. Хочу только напомнить о том, что смертный грех, то есть тот, который подвергает человека опасности уйти в муку вечную, это по определению грех сознательный. То есть человек точно знает или по крайней мере догадывается, что совершает преступление, и тем не менее предпочитает его совершить. Люди не попадут в геенну в силу того, что им неповезло родиться в нужном месте и нужное время, но только потому что они сознательно выбрали противление Богу в своей жизни. Никакого автоматизма, о котором говорит о. Георгий, не существует у Бога, праведного и милосердного Судии. В приложении к греху ереси, это означает, что человек точно знает, что он противопоставляет свое мнение учению сообщества, которое он ясно осознает как Церковь Христову. Св. Иероним Стридонский писал в связи с этим:
Еретики сами осуждают себя, поскольку по своему выбору (suo arbitrio) уходят из Церкви, поскольку они знают (conscientia) об этом проклятии.
Согласитесь, что далеко не каждый неправославный делает сознательный выбор уйти из Церкви как корабля спасения. Подобным образом рассуждал и св. Августин:
Ни в коем случае не должно обвинять в ереси тех, которые хотя и имеют ложное и извращенное мнение, однако же, защищают его без упорства и пыла, и ищут истину с вдумчивым стремлением, будучи готовы по ее нахождении свое мнение исправить.
О. Георгию следовало бы приложить свое требование «искать истинную Церковь» и к православным. Ведь одной уверенности в правильности Православия или другого исповедания, по его словам, мало, нужно убедиться в этом интеллектуально и духовно. Но Вы сами понимаете, что не так много православных, которые пробовали бы, как предлагает о. Георгий католикам, критически оценить православное вероучение, чтобы точно убедиться что они на верном пути. Многих из них также как и многих католиков, армян и других, вполне устраивают привитые им с детства религиозные взгляды.
Поэтому предлагаю Вам подумать над этим и не воспринимать мнение о. Георгия относительно участи конкретных людей как истину в последней инстанции. Гораздо более осторожной и разумной мне представляется позиция свт. Филарета Московского, который писал:
Поскольку я не знаю, многие ли из христиан западных и глубоко ли проникнуты сими особенными мнениями, обнаружившимися в церкви Западной, и кто из них как твердо держится верой «краеугольного камня» Вселенской Церкви, Христа, то изъявленное мною справедливое уважение к учению Восточной Церкви никак не простирается до суда и осуждения западных христиан и Западной церкви. По самым законам церковным, я предаю частную Западную церковь суду Церкви Вселенской, а души христианские суду или паче милосердию Божию. Вера и любовь возбуждают меня к ревности по святой Восточной Церкви; любовь, смирение и надежда научают терпимости к разномыслящим. Я думаю, что последую в сем точно духу Восточной Церкви, которая при самом начале каждого Богослужения молится не токмо «о благостоянии святых Божиих церквей», но и «о соединении всех».
Вспоминается один случай, связанный со свт. Филаретом. Однажды у св. Филарета зашла речь с его викарием о Роберте Пиле, благочестивом английском министре, составившем особую молитву при вступлении в должность министра. Викарий спросил об участи министра, который был еретик. «Что он был еретик, – отвечал святитель, – за это ответят Богу Кентерберийский архиепископ и епископ Лондонский. Он же не виноват, что по их катихизису учился». Викарий возразил, что еретики не имеют таинств, кроме крещения. Митрополит отвечал: «У них есть вера. Когда сердце пламенеет верою и любовию, догматика остается в стороне. Впрочем, это тайна Промысла Божьего» (Из записок преосв. Леонида, впоследствии архиеп. Ярославского. Душеполезное чтение. 1906 г. Янв. С. 36.)
Поэтому оставьте суд над другими людьми Господу Богу, а сами стремитесь честно и последовательно служить Богу на своем месте.
Не знаю, как Вас зовут и сколько Вам лет, но заданные Вами вопросы свидетельствуют о начале духовного взросления. В этом есть опасность, как и во всякой свободе: можно потерять всякую веру, или принять ложь за истину, либо стать теплохладным и со всем пылом заняться суетой этого мира, или же впасть в ров страстей. Итак, хотя я имею русскую фамилию, постараюсь объяснить Вам, что причина моей православной веры не в этом, но в твердом внутреннем убеждении, основанном на доверии Церкви.
Вы сказали, что из католицизма уходят преимущественно люди с русскими корнями или имевшие симпатии к русской литературе, которая Вам в целом чужда (и, видимо, антипатии к собственной литературе, которая Вам близка?). Я специально прошел подряд список наших историй об обращении из католицизма и не заметил этой закономерности. Вот из первой десятки - без русских корней и литературы: см. здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь, здесь. Но даже если были русские корни или интерес к литературе, они стали сопутствующим фактором (как здесь, здесь и здесь), а вовсе не решающим. А главное, основной миссионерский запал на Западе (особенно в США) принадлежит вовсе не Русской Церкви, а Антиохийской. Какая уж тут русская литература? Итак, данный Ваш аргумент ошибочный.
Основная причина прихода в Православную Церковь, как правило, носит мировоззренческий характер, а в последнее десятилетие связана еще и с нравственным релятивизмом католиков в духе известной декларации «Fiducia Supplicans».
Вторая причина связана со стремительной утратой традиционного богослужения, близкого к Тридентской мессе, и различными экспериментами в этой области. Поищите сами стенания католиков-традиционалистов об этом, вплоть до раскола лефевристов. На этом сайте можете сами почитать суждения «Священнического братства святого Пия X» о ересях и слиянии с масонством в современном католицизме.
Теперь что касается главного вопроса: почему католики сотнями миллионов шествуют в ад? С Вашего позволения, я его расширю: почему миллиарды атеистов, протестантов, мусульман и буддистов с прочими язычниками тоже идут в ад? Причем весьма многие из них люди искренние и по-человечески добродетельные. Среди них, к сожалению, основная масса Ваших знакомых и даже родственников. Наверняка Вы думали об этом и знаете ответ. Он прост: все эти люди не ищут Бога и не ищут истины. Они родились в среде католиков (или лютеран, буддистов, индуистов и проч.) и их вполне устраивают привитые им с детства религиозные взгляды. Либо они избрали нечто новое, потому что посчитали это более точно согласующимся с их взглядами на мир и на Бога. Но опять-таки они не искали Самого Бога.
Если человек ищет Бога, ничто не может помешать ему: ни место, ни среда, ни обстоятельства. Вспомните историю Авраама, отец которого был идолопоклонником, а больше никого и нельзя было спросить о Боге. Если Вам кажется, что из католичества выйти сложнее, почитайте жития русских Христа ради юродивых - бывших католиков: свв. Исидора Ростовского, Иоанна Власатого Милостивого (по ростовскому местному преданию, он пришел из немцев), Прокопия Устюжского. Даже в средневековье, когда отношение к русским в Европе было совсем карикатурным, а серьезной информации найти было нельзя, они искали истину и нашли ее в русском православии, но жить нормальной жизнью с русскими так и не смогли, почему и приняли подвиг юродства. Подобный путь чуть позже, в XVII в., прошел из лютеранства знаменитый Адам Зерникав, после чего написал свой огромный полемический трактат против филиокве.
Отвечу и о том, что Вы не спросили: почему религиозные поиски католиков редко приводят их к Богу? Это связано с особенным нормативным образом их молитвы, который сложился ближе к эпохе отделения их от Православной Церкви и окончательно зафиксировался у католических мистиков и учителей молитвы. По учению православных святых (например, свт. Игнатия Брянчанинова), такого рода способ молитвы ввел католических святых и их последователей в состояние прелести. Прелесть неотделима от высокого мнения о собственной святости, что и видно в житиях знаменитейших католических святых.
Что касается искажений вероучения, то по состоянию на XIX в. сошлюсь на француза, бывшего католического, а затем православного священника Владимира (первоначально Рене Франсуа) Гетте и его книгу «Еретичество папства». Там же содержится и исторический ответ на Ваш вопрос.
Наконец, скажу последнее.
Я понял, что вне учения нет спасения, и если я ошибаюсь - гнев Божий на мне.
Вы не совсем точны. Правильное учение не гарантирует спасение: весьма многие православные не исполнили заповеди и пошли в ад. Доверчивое принятие ложного учения приводит к искажению не только веры, но и понимания правильных взаимоотношений Бога и человека, а значит, искажении содержания заповедей. И наоборот, при неправильном учении всемерное стремление к исполнению заповедей и любовь к Богу приведут человека к Церкви, как некогда привели они в Церковь св. Корнилия сотника. Так происходит и с нынешними искренними католиками. Внутренняя искренность католика обязательно где-то натолкнет его на ложь католицизма и вызовет религиозный конфликт. Наверное, Вы читали этот известный автобиографический рассказ.
Итак, советую Вам временно оставить религиозные поиски и постараться делом исполнить заповеди Божии, обращая особое внимание на приобретение смирения и любви к Богу и ближним, часто укрепляясь в таинствах исповеди и причастия. Через несколько лет Вы почувствуете, что Ваши дела подтверждают веру, и, наоборот, православная вера требует деятельной жизни по Евангелию.
Свт. Феофан Затворник на подобный вопрос отвечал примерно так:
Я не знаю спасутся ли католики. Но точно знаю, что если я покину Православие и перейду в католицизм, то погибну.
С этим согласны слова апостола:
Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи (2Пет.2:21-22).
Также хочу напомнить слова Господа в ответ на вопрос:
Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут (Лк.13:23-24).
Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф.7:13-15).
Потому лучше не смотреть на множество погибающих вокруг, а посмотреть на тех, кто спас свою душу - на святых Божиих людей, и подражать им. Даже будучи правой веры, мы можем надеяться только на милость Божию, а не считать себя уже спасёнными.