1 вопрос. В Мф. 19:17 сказано Иисусом "что ты называешь Меня Благим? Никто не Благ как только один Бог. (но мы ведь считаем Иисуса Богом. Сам православный, просто возникли вопросы на которых в Писании не нахожу ответов)
И второй вопрос почему к Кол. 1:15 сказано об Иисусе "рожденный прежде всякой твари". Если мы говорим о Нём как о Боге, разве Он может быть рождён? Разве у Него может быть начало?
От о. Олега Стеняева я слышал, что есть догмат о том, что Сын рождается от Отца вне времени. Но любой из нас, если задастся вопросом на чём должна быть основана любой догмат? Ответ очевиден - на Священном Писании, на Слове Божьем. В Писании нет такого.
4 Ответа
Мирон, Иисус Христос - Бог Сын воплотившийся. Он предвечно (всегда) рождается от Отца.
См. ссылки на Библию: Иисус Христос как Бог и как Бог воплотившийся.
Ответы о Св. Писании рекомендую искать в Толкованиях, например на Мф.19:17.
Здесь подборка ссылок на статьи и видео с ответами на Ваш вопрос: Иисус Христос.
В Мф. 19:17 сказано Иисусом "что ты называешь Меня Благим? Никто не Благ как только один Бог.
В свете других высказываний Господа Иисуса это именно притязание на божественность - потому что Иисус как раз считает Себя благим. Он говорит о том, что всегда творит то, что угодно Отцу: «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Иоан.8:29) Что его невозможно обличить в грехе: « Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?» (Иоан.8:46) Иисус относит к Себе (Лук.22:37) пророчество Исайи, в котором говорится о Праведнике, который «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис.53:9)
И второй вопрос почему Кол. 1:15 сказано об Иисусе "рожденный прежде всякой твари". Если мы говорим о Нём как о Боге, разве Он может быть рождён? Разве у Него может быть начало?
Аналогия, которую можно встретить у св.Отцов - солнце и его лучи. Солнце порождает лучи, но при этом нельзя сказать, что солнце существует до лучей или когда-нибудь существовало без них. Так и Сын Божий рождается от Отца вне и до времени. Сын не начинал быть, а был всегда - как мы видим, например, в Евангелии от Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:3) Все, что начало быть, начало быть через Сына - то есть сам Сын не относится к тому, что «начало быть». Или в послании к Евреям, где Сыну усваивается та же вечность, что и Отцу: « А о Сыне… в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр.1:8-12)
Мирон, хорошо, что Вы читаете Писание, но жаль, что не пытаетесь найти ответы в толкованиях отцов Церкви. Например, у блж. Феофилакта Болгарского.
Сын потому и Сын, что у Него есть Отец. А значит, Сын от Отца получил Свое бытие - был рожден. Причем это рождение произошло, когда еще не было ни времени, ни этого мира. Как сказано в символе веры, "прежде всех век".
Ответ на вопрос юноши не означает, что Господь отрицает Свое божество (об этом сказано в других местах), но лишь показывает, что юноша имел неправильное, внутренне противоречивое представление о Христе: как о человеке, но в то же время как о благом, что уместно лишь по отношению к Богу. Это и видно из последующих событий: юноша отошел от Христа.
Что касается рождения вне времени, то откройте Евангелие от Иоанна. Оно начинается словами: "В начале было Слово". Ясно, что если Слово уже было в начале (а не только появилось), то было оно и до начала. Потому-то Господь и рожден прежде всех век и вне времени. Он имеет начало бытия в Отце, но собезначален с Отцом по отношению к миру.
- Прочитайте внимательно этот отрывок из Писания:
"Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.
Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.
Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
Я и Отец — одно.
Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы — боги»?
Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я — Сын Божий»?
Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём.
Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их" (Ин.10:24-39)
Разве этого мало? Кто может дать Жизнь Вечную, кроме Бога? Кто может быть с Богом одно, как не Бог?
2. Читаем еще один отрывок.
"Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?
Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя — ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.
Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет ещё пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?
Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошёл далее" (Ин.8:53-59).
Сам Христос постоянно говорит об Отце. Кто может говорить об Отце, как не Сын? И Он же говорит, что был прежде Авраама, чтобы показать, что Он - прежде всего был.
Блаженный Августин Иппонийский так объясняет этот отрывок: "Разгневанные иудеи ответили: Тебе еще нет пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? (Ин. 8:57).
А Господь: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был создан Авраам, Я есмь (ср. Ин. 8:58). Взвесь слова и постигни тайну. Прежде нежели был создан Авраам. Уразумей: «был создан» (fieret) относится к человеческому творению, есмь (sum) же — к Божественной сущности. «Был создан» — потому что Авраам был творением. Он не сказал: «Прежде нежели был (esset) Авраам, Я был (eram)». Но: «Прежде нежели был создан Авраам, который не мог быть создан иначе, как Мною, Я есмь». Не сказал Он и так: «Прежде нежели был создан Авраам, Я был создан». Ибо в начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1). Ное начале было Слово (Ин. 1:1). Прежде нежели был создан Авраам, Я есмь. Познайте Творца, отделите творение. Тот, Кто говорил, стал семенем Авраама, но, чтобы появился сам Авраам, прежде Авраама был Он".
В обоих приведенных отрывках видим, что иудеи предельно точно поняли Иисуса, говорящего о Себе как о Боге и именно за это, по их мнению, богохульство хотели убить Его. Какие же еще доказательства нужны?