Почему не у всех людей равные условия для спасения, зависящие от места рождения и среды?
Рассмотрим святых, тех, кто обрёл спасение. Да, и у язычников были дети святые, в основном это мученики. Хотя даже у великомученика Панелеимона мать прославлена в лике святых, а у вмч. Георгия Победоносца оба родителя.
Если мы возьмем святителей и преподобных, то чаще это люди из христианских семей.
В связи с этим вопросом часто вспоминают папуасов, но это пример не корректный, большинство из них христиане.
4 Ответа
Нет, возможность спастись зависит не от места рождения и родителей, а от самого человека, ищет ли он Бога и хочет ли всегда быть с Ним. Мы знаем множество святых - мучеников, святителей, преподобных,- у которых родители не были христианами.
Например, Вы привели в пример двух великомучеников. Давайте для сравнения посмотрим на тех великомучеников, у которых родители были язычниками: это свв. Ирина, Евстафий Плакида, Меркурий, Марина, Варвара, Прокопий, Артемий, Никита. Мне кажется, список слишком обширный, чтобы благочестие ребенка можно было приписать исключительно доброму влиянию родителей. Тем более что в случае св. Варвары, как известно, родной отец оказался доносчиком и потом ее убийцей. Однако это не помешало ей, размышляя об устройстве мира, прийти к мысли о едином Боге и всей душой устремиться к Нему.
У некоторых, как свв. Пантелеимона, Екатерины и Анастасии Узорешительницы, лишь мать была христианкой. О родителях других великомучеников, как, например, св. Мины, Феодора Тирона и Феодора Стратилата, нет сведений.
К сожалению, есть немало печальных примеров, когда святые родители не смогли принести святой плод в своих детях. Например, у свт. Луки (Войно-Ясенецкого) было четыре сына, и все они выросли неверующими, пока отец был в ссылках. Но даже впоследствии, общаясь с отцом вживую, они не пришли к вере и Церкви.
Что же касается диких аборигенов, их проблема не в невозможности обратиться к Богу (это можно сделать в любом месте), а в нежелании искать Его. Если бы искали, Бог открылся бы им, как в древности св. Варваре.
И еще обращу Ваше внимание: святость не есть спасение, но нечто гораздо более высокое. Святость - это высшая степень совершенства, доступного для христианина.
Люди рождаются в той среде, в которой рождаются, Бог искусственным образом ее не меняет. Возможность спасения не детерменирована средой и обстоятельствами, хотя действительно кому-то сложнее, а кому-то проще на этом пути. Воспитание действительно значит много, но не всё. Но Бог и по разному спросит с каждого человека, принимая во внимание все объективные и субъективные условия его жизни, нравственных выборов. Поэтому можно не переживать о том, что в высшей степени правосудный и милосердный Господь с кем-то поступит несправедливо.
Здравствуйте, Господь видит заранее выбор человека, если он ищет истину, то получает все условия и возможности для спасения, если же Бог видит, что человек не ищет истину, и что, узнав о пути спасения, он его сознательно отвергнет, то Господь не посылает туда православных миссионеров и не даёт всех условий для спасения, чтобы человек еще больше не согрешил и не был потом еще сильнее наказан, ибо в Евангелие от Луки сказано: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12,47-48).
Если же человек начнёт искать истину, то изменяются и обстоятельства с условиями и возможностями для его спасения, ибо Бог всемогущий и способен мгновенно поменять обстоятельства жизни любого, кто ищет Его.
Святитель Василий Великий писал о мерах наказания: «выражения «бит будет много» и «бит будет меньше», означают не конец, а разность мучения. Ибо если Бог есть праведный Судия, не только добрым, но и порочным воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, но или слабейшего, или более пожигающего, другой – червя неумирающего, но опять причиняющего боль или более легкую, или более жестокую, по достоинству каждого, и иной – геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой – тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная (внешняя), без сомнения, показывает, что есть нечто и внутреннее. И сказанное в Притчах: «в глубине Преисподней» (Притч. 9, 18) дает разуметь, что некоторые находятся во аде, однако не «в глубине преисподней», подвергаясь мучению более легкому. Это можно и ныне заметить в телесных страданиях. Ибо один болен лихорадкой с припадками и другими недугами, другой чувствует только лихорадку, и этот не одинаково с другим; иной же не имеет лихорадки, а страждет болью в каком-либо члене, опять и этот более или менее другого. Но и это «много» и «мало» сказано Господом по обыкновенному словоупотреблению, как и иное сему подобное. Ибо знаем, что подобный образ речи употребляется часто о страждущих одним каким-нибудь недугом, например, когда говорят о человеке, который болен только лихорадкой или чувствует боль в глазу, дивясь, сколько он потерпел или какие вынес нужды. Почему опять повторяю, что «много» и «мало» быть битым означает не продолжение или скончание времени, но разность наказания».
