Справедливость

Литература по теме

Справедли́вость

1) Божественное свойство, проявляемое, в частности, в том, Бог Сам не действует вопреки установленному Им нравственному закону (не творит зла), и требует от разумно-свободных творений исполнения этого закона, нелицеприятно воздаёт каждому по делам его (другие названия этого свойства – правосудие, праведность);
2) беспристрастное отношение к юридически или нравственно оцениваемым вещам (мыслям, действиям, желаниям, поступкам, поведению кого-либо и т. п.), соответствующее юридическим, моральным или нравственным нормам (принятым в том или ином обществе);
3) христианская добродетель, выражаемая желании действовать в соответствии с Божественным нравственным законом и оценивать (в случае необходимости) действия окружающих соответственно этому закону.

azsaints 201 – Справедливость

В земной, временной жизни человека Бог проявляет более милосердия, нежели справедливости, попуская свободной воле человека выбирать между добром и злом. После самоопределения человека Бог являет Свою справедливость. Христос проиллюстрировал это притчей о пшенице и плевелах (Мф.13:24–30).

О Божественной справедливости

В Священном Писании неоднократно утверждается, что Бог справедлив (правосуден) (Быт.18:25; Пс.118:128,137; Рим.2:5). Однако справедливость Бога соединена с Его благостью, милосердием, любовью, что, в частности, проявляется в том, что Он желает грешникам спасения, а не погибели: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез.33:11). Прп. Иоанн Дамаскин пишет:

«Бог предварительно желает, чтобы все спаслись и сделались участниками Его Царства (см.: 1Тим.2:4). Ибо Он создал нас не для того, чтобы наказывать, но как Благой, для того чтобы мы приняли участие в Его благости. А чтобы согрешающие были наказываемы, этого Он желает как Правосудный».

Особым образом справедливость и любовь Бога в отношении человека проявились в домостроительстве спасения. Будучи человеколюбивым и милосердным, Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Бог так возлюбил «мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Благодаря Домостроительству спасения и, в частности, благодаря искуплению, совершенному через крестные страдания и смерть вочеловечившегося Сына Божия, люди получили возможность достичь Царства Небесного, стяжать вечную блаженную жизнь. Однако те, кто не пожелают воспользоваться этой возможностью, будут справедливо подвергнуты наказанию.

Суд Божий над каждым человеком является в высшей степени справедливым и милосердным одновременно. Это относится и к Частному суду, и будет проявлено на Страшном Суде. По словам свт. Феофана Затворника, Господь «будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была».

Справедливость Божия проявляется не только в наказании за грехи, но и в воздаянии за добродетели. По словам апостола Павла, Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев» (Рим.2:6-8). Также он утверждает, что «каждый получит свою награду по своему труду» (1Кор.3:8).

Таким образом, Господь не просто справедлив, а сверхсправедлив. Ещё раз подчеркнём, справедливость Божия неотделима от Божественной благости, премудрости, любви и пр.

О добродетели справедливости

Справедливость принадлежит к числу главных нравственных добродетелей, наряду с благоразумием (мудростью), мужеством и воздержанностью (см.: Православное исповедание, Ч. 3, вопрос 10). Добродетельный человек стремится к тому, чтобы воздавать каждому должное, невзирая на лица и личные выгоды. Добродетель справедливости выражается в правдивости, искренности, в любви к Богу и ближнему.

Справедливость принадлежит к числу главных добродетелей, наряду с мужеством, благоразумием и воздержанностью. В отличие от тех добродетелей, которые присущи только христианам, главные добродетели, включая справедливость, могут присутствовать и у людей неверующих во Христа. Однако у христиан под воздействием Божественной благодати они возвышаются, приобретают постоянство и направляются на угождение Богу. Без веры эти добродетели сами по себе не могут помочь человеку достичь бессмертия и блаженства.

Быть справедливым – это обязанность по отношению к Богу и к ближним. В отношении к людям справедливость проявляется, например, в том, что человек, оценивая поступки другого человека, будет делать это беспристрастно, исходя из представлений о нормах христианской нравственности. Или в том, что судья разбирает дела нелицеприятно, стремясь быть честным и справедливым, а не преследуя личные выгоды. Или в том, что родители по-христиански заботятся о детях, а дети по-христиански почитают своих родителей. Иными словами, когда человек делает то, что должен делать в соответствии со своими христианскими обязанностями, он поступает справедливо. Это касается как области гражданских отношений, которые регулируются государственными законами, так и любых других.

В Священном Писании мы можем найти заповедь о справедливом отношении к людям в различных формулировках, как для общего, так и для частного применения.

«Не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего» (Лев.19:15).

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

«Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол.4:1).

«Отдавайте всякому должное: кому по́дать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим.13:7-8).

При этом христианская справедливость не предполагает возможности воздавать злом за зло (Рим.12:17). Однако это не препятствует осуществлению правосудия в обществе, при условии, что это происходит с добрыми мотивами и в рамках закона.

Нарушение справедливости требует от нарушителя принятия на себя последствий и возмещения ущерба. Возмещение ущерба – необходимая часть покаяния. Например, если человек покалечил человека, то он должен компенсировать материальные затраты на лечение и восстановление пострадавшего. Если человек присвоил себе чужое, значит, он должен вернуть его. Если оклеветал ближнего, значит должен постараться восстановить его репутацию, если она испорчена.

В чем разница между мирским и христианским понятием о справедливости?

1. Мирская справедливость часто касается только внешних отношений между людьми, христианская справедливость требует, чтобы человек искренне стремился к тому, чтобы поступать справедливо в соответствии с заповедями Божьими, даже если нарушение справедливости ему ничем не грозит со стороны человеческого правосудия.

2. Мирская справедливость учитывает, прежде всего, интересы обиженной стороны. Она допускает, по крайней мере, в качестве внутреннего мотива, воздаяние злом за зло. Христианская справедливость не допускает воздаяния злом за зло.

3. Христианская справедливость, в отличие от мирской, требует от человека поступать по любви во всех ситуациях без исключения.

4. Мирская справедливость требует не нарушать прав ближнего, определенных человеческими законами или признанными в обществе морально-нравственными нормами. Христианская справедливость добавляет к этому требование поступать со всеми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Правильно ли говорить, что «любовь всегда выше справедливости»?

Для того чтобы дать оценку этому высказыванию с точки зрения православного нравственного богословия, нужно иметь в виду следующее.

1. Справедливость в христианском понимании, в отличие от языческого, не противопоставляется любви, а является ее выражением.

2. Поступить по любви для христианина, означает исполнить заповеди Божьи. Если человек считает, что в некоторых случаях можно и нужно поступить вопреки ясному Божественному предписанию якобы ради любви, он заблуждается. Нарушить заповедь Божию – это и означает поступить не по любви.

3. Существуют такие поступки, которые не предписаны заповедями Божьими, но христианин побуждается к ним по своему свободному желанию. Например, человек задолжал нам определенную сумму денег. По справедливости и одновременно по любви, мы можем ожидать, что он вернет свой долг. Однако если он находится в затруднительном положении и не в состоянии возвратить нам всю сумму долга, мы, руководствуясь заповедью о любви к Богу и ближнему, можем простить ему часть его долга или весь долг.

4. В некоторых случаях человек может поступить выше «юридической справедливости». Например, судья может освободить человека от задолженности, если он сам выплатит необходимую сумму за него. Но он не может освободить его от нее таким образом, чтобы из-за этого понесли ущерб третьи лица. Примером здесь служит Сам Господь, Который, будучи совершенно безгрешным, принес Себя в жертву за грехи ради нашего спасения.

Таким образом, фраза «любовь выше справедливости» может быть корректной, если речь идет о языческом понимании справедливости. Использование этой фразы для обоснования права нарушить закон Божий в какой-то ситуации, неприемлемо.

Цитаты о справедливости

«Закон (Христов) не имеет в себе ничего тяжкого и неудобоносимого. Чего хочешь себе, говорит, то и делай. Воздаяние равное. Не сказано – Не делайте того другим, чего не хотите себе, но предписывается гораздо больше; то удерживало бы только от зла, а это требует делать добро; в последнем заключается и первое. И не сказано – Так и вы желайте, но – творите им. Какая же польза? – В этом закон и пророки. Хочешь получить прощение? Прощай и ты. Не хочешь слышать худого? И не говори худого. Желаешь, чтоб тебя хвалили? Сам хвали (других). Хочешь, чтоб у тебя не похищали? Сам не похищай. Видишь ли, как он доказал, что добро свойственно нам по природе, и что мы не имеем нужды ни во внешних законах, ни в наставниках? Тем уже самым, что желаем или не желаем себе чего-нибудь от ближнего, мы налагаем на себя закон. Таким образом, если себе не желаешь, а другому делаешь, или себе желаешь, другому же не делаешь, то сам на себя произносишь суд, и ничем уже не можешь оправдаться, будто бы не знаешь и не понимаешь, что должно делать».
свт. Иоанн Златоуст

«В еврейской заповеди око за око надобно видеть не учение о мести, а, наоборот, ограничение законом так сродной греховной природе человека мстительности. И это вполне понятно. Месть не довольствуется правом правды; она жаждет крови и готова наброситься даже на ни в чем неповинных сродников возненавиденного. В ограничение этой-то зверской склонности поврежденного грехом сердца человеческого законом Моисеевым и попускалось за око лишь око, не более. Воздаяние равным за равное, практиковавшееся у евреев, было выражением того закона, который Сам Иисус Христос не упразднил, а только дополнил. В самом деле, не согласно с христианством не требование справедливого наказания за преступление, а наслаждение чужими страданиями и издевательство над бесценной личностью человеческой, купленной дорогой ценою страданий Самого Богочеловека и предназначенной к вечному сонаследию с Ним, что имело место у древних и практикуется у тех из современных христиан, которые живут не по заветам Евангелия. И если наказание свыше меры безнравственно и позорно, то и потакательство преступлениям почти в такой же мере ненормально и вредно. Оно свидетельствует, в сущности, о равнодушии к добру и злу, о дряхлости и слабости духа, неспособного возвышаться до христианского идеала справедливости».
протоиерей Николай Стеллецкий

Комментировать

Загрузка формы комментариев...