Свеча́ церко́вная – свеча, предназначенная для особого использования в храме или часовне – жертва на храм и символ, сопровождающий молитву. Также свеча может использоваться для фиксирования времени молитвы.
Горение свечи символизирует горячую, ревностную молитву верующего, являет теплоту любви ко Господу, Божией Матери, другим святым, к своим ближним, напоминает о присутствии Божьем; выражает стремление христианина к духовному преображению (подобно тому как воск претворяется в огонь); приобретение свечи в храме – пожертвование на его содержание и функционирование.
Пожертвование за свечу является добровольной жертвой человека Богу и Его храму.
В храме свеча пред образом ставится, по обычаю, следующим образом: подойдя к иконе, следует совершить два поясных поклона с молитвой и крестным знамением, поставить свечу, приложится к иконе (т.е. поцеловать ее) и, отступив, сотворить еще один поклон.
Свечи перед иконами в храме следует ставить до начала богослужения, чтобы потом, во время службы, не создавать хождением по храму и передачей свечей неуместной суеты и толчеи, нарушающей молитвенное внимание предстоящих.
За умерших свечи ставят на канун (небольшой столик с Распятием и свечами).
О домашней свече обычно говорят зажечь, и погасить, потушить; о церковной: затеплить (устар. сократить).
Существует хорошая поговорка для тех, чья духовная жизнь сводится к свечам: «Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа».
Существует обычай совершать особый чин освящения свечей в праздник Сретения Господня (15 февраля).
Во время келейного (домашнего) молитвенного правила свеча может выполнять роль часов. Затепляем свечу и молимся, пока она горит.
Каков смысл в горящей свече: почему мы затепляем её?
Вот что отвечает на этот вопрос свт. Николай Сербский (Велимирович) (+ 1956):
Во-первых, наша вера – свет. «Аз есмь свет миру», – говорит Спаситель. Свеча и лампада напоминают нам о том свете, которым Христос просвещает нашу душу.
Во-вторых, это свидетельство о яркости души того, перед чьей святою иконою горит свеча. Святых мы называем сынами света.
В-третьих, это обличение наших темных дел, злых помыслов и желаний, и наставление на путь евангельского света. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех», – говорит Спаситель.
В-четвертых, это наша скромная жертва Богу, Который отдал Себя в жертву за нас, наш минимальный знак любви и благодарности Тому, Кого мы молим о жизни, здравии, спасении, обо всем том, на что способна Его бескрайняя небесная любовь.
В-пятых, это защита от тех сил зла, которые по временам нападают на нас во время молитвы и уводят наши мысли прочь от Творца: зло любит тьму и боится света.
В-шестых, это призыв к самоотверженности. Как, подчиняясь нашей воле, сгорает масло и воск, так и наша душа должна гореть любовью к Спасителю, подчиняясь Ему на всех поворотах судьбы.
В-седьмых, это урок для нас: как свеча и лампада не зажигаются сами по себе, так и сердце, лампада нашей души, не загорится без святого огня Божией благодати… Наши добродетели и достижения – это горючее, но зажечь его способен только небесный огонь.
Есть ли в Церкви обряд постановки свечей?
Нет, такого обряда не существует.
Можно ли ставить свечи о собственном здравии?
Свеча является малой жертвой Богу и лишь сопровождает молитву, а не молится за человека. Да, конечно можно таким образом внести пожертвование и помолиться о собственном здравии, затеплив свечу.
Когда принято на службе всем верующим стоять со свечами?
- Во время чтения Великого Покаянного канона свт. Андрея Критского (первые четыре дня 1-ой седмицы Великого Поста);
- вечером Великого Четверга при чтении 12-ти Страстных Евангелий;
- во время отпеваний, панихид;
- на крестном ходе на Пасху.
Можно ли ставить свечу для прощения грехов?
Для прощения грехов Спасителем установлено Таинство Покаяния.
Возжжение свечей в храме по Уставу
Количество горящих свечей есть отражение степени торжественности момента богослужения: В Типиконе правила возжжения свечей изложены в главах 24 и 25, причем глава 24 «О вжигании свещ како подобает в церкви вжигати, в неделю, и на праздники Христовы, и Богородицы, и святых, и прочия дни», как это понятно из заглавия, содержит предписания о возжжении свечей в воскресные и праздничные дни, тогда как глава 25 «О вседневном вжигании свещ» – на вседневном (будничном) богослужении. Достаточно хорошо эти правила Типикона (с корректировкой применительно к современной практике) изложены в «Настольной книге священнослужителя» том 8, глава 29.
Для того, чтобы понять нижеизложенные указания, выделим 3 варианта освещения храма в зависимости от количества горящих свечей (эти варианты различаются в Типиконе, хотя названий не имеют):
- Минимальный – горят свечи только на амвоне перед иконами Спасителя и Богородицы (по Уставу – по одной свече).
- Средний – в добавление к свечам на амвоне зажигают свечи в алтаре, перед иконами храма и праздника (в центре храма).
- Максимальный – свечи по всему храму в большом количестве.
На вседневном богослужении на вечерне от начала до «Господи, воззвах…» – минимальное освещение, от «Господи, воззвах…» до «Ныне отпущаеши…» – средний вариант, от Трисвятого до конца вечерни – минимальный вариант. На утрене сначала минимальный вариант, от «Бог Господь…» до «Благо есть…» – средний вариант. От последнего Трисвятого до конца утрени – минимальный вариант освещения. Как видно, на вседневном богослужении на вечерне и на утрене максимальный вариант освещения не используется.
На часах, а также на повечерии и полунощнице, если эти службы совершаются, освещение полагается по минимальному варианту (по одной свече только на амвоне)
На всенощном бдении свечи возжигают в следующем порядке:
Перед началом великой вечерни – средний вариант, от пения «Господи, воззвах» до окончания пения «Ныне отпущаеши» – максимальный, от Трисвятого до конца великой вечерни – средний.
В начале утрени, когда читается Шестопсалмие – минимальный вариант, от пения «Бог Господь» до полиелея – средний вариант, от полиелея до 3-й песни канона включительно – максимальное количество свечей. От 3-й до 8-й песни канона – средний вариант, от 8-й песни канона до конца пения славословия – вновь максимальное количество, от Трисвятого до конца – средний вариант.
Представим правила возжжения свеч на всенощном бдении в виде схемы (высота прямоугольника соответствует степени освещения в указанный момент службы):
На литургии (в любой день). Перед проскомидией – только свеча на жертвеннике. Когда в храме начинается чтение Часов, возжигают свечи по среднему варианту. Перед чтением Евангелия – максимальное количество свечей, которые горят до заамвонной молитвы, от заамвонной молитвы до конца – средний вариант (на практике все свечи гасят только после окончания литургии).
Можно заметить, что в наше время различение между средним и максимальным вариантами можно осуществить при помощи паникадила: когда по Уставу полагает максимальный вариант освещения, включать паникадило; в остальных же случаях ограничиваться только свечами, горящими в храме.
Цитаты о церковной свече
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».
1Ин.1:5
«Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – Свет несотворенный, без Которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».
Тертуллиан
«Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники».
свт. Софроний Иерусалимский
«На глубинном уровне восприятия свеча – это и символ нашей жизни. Человек загорается огнем веры и горит молитвой и добрыми делами, принося всю свою жизнь в жертву Богу и служа светильником для окружающих».
священник Сергий Бегиян
«Свеча – это человек. Воск – это тело человеческое, а фитиль – это душа. Если мы свечу не зажигаем, то что идет от свечи? Ничего. Так и душа наша бывает мертвой, когда она не загорается от благодати Святаго Духа».
епископ Городецкий и Ветлужский Августин
«Хотя бы раз в жизни нужно поставить свечу за тех, кого мы обидели, обсчитали, у кого украли, не вернули долг».
преподобный Серафим Вырицкий
Литература по теме
- Свеча церковная Богословско-литургический словарь
- Зачем перед иконой зажигается лампадка свт. Николай Сербский
- О святом храме и освящении его свт. Симеон Солунский
- Наставление православному христианину о церковной свече
- Восковые свечи. Их значение А.А. Усинин
- Свеча архим. Макарий (Веретенников)
- О свече прот. Владимир Башкиров
- Кратко о церковной свече прот. Дионисий Свечников
- «Сретенские» свечи и чин их освящения сайт Суеверие.нет
- Свеча. Смысл и значение свящ. Стахий Колотвин
- Фотоальбом: «Свечи»
Комментировать