- Похоть плоти и похоть очей как греховное влечение
- Похоть как половое влечение или неупорядоченное желание эротических удовольствий
- Чем отличается сильный сексуальный темперамент от одержимости похотью?
- Можно ли победить плотскую похоть?
- Литература по теме
По́хоть (греч. ἐπιθυμία) –
1) всякое противоестественное, противозаконное греховное желание, влечение, страсть (1Кор.10:6, 1Петр.2:18);
2) половое влечение;
3) неупорядоченное желание, неумеренность в стремлении к эротическим удовольствиям.
Похоть плоти и похоть очей как греховное влечение
О похоти плоти и похоти очей сообщается в послании апостола Иоанна Богослова: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:15-16).
Под похотью плоти в православной аскетической литературе подразумеваются такие формы похоти, которые связаны с греховными проявлениями плотского начала в человеке.
Похоть плоти проявляется в беспорядочных порочных чувственных желаниях, чревоугодии, пьянстве, блуде, сластолюбии и пр.
Апостол Павел призывает: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:16-17).
В свою очередь, под похотью очей подразумевается греховное расположение человека, связанное с восприятием им греховных соблазнов посредством зрения. «Глаза наши, – свидетельствует свт. Лука Крымский, – соблазняют нас, соблазняют и срамными видениями, и видениями того, как блистательно живут люди богатые, далекие от Бога, от Христа. В этом похоть очей».
Похоть – неестественное проявление плотского и / или душевного начала в человеке, обнаруживающее его греховную болезнь.
Все человеческие греховные пристрастия могут быть названы похотью: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию» (Иак.1:14); «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». (Гал.5:24).
Похоть как половое влечение или неупорядоченное желание эротических удовольствий
В Священном Писании любая греховная страсть называется похотью. Иногда термин ἐπιθυμία используется в более узком значении сексуального желания (Мф.5:28)
В современных церковных документах, положительно оценивающих супружескую близость как способ выражения любви, термином “похоть” (“похотливость”) обозначается только эгоистичное или неумеренное желание эротических удовольствий, превращающее других людей в объекты удовлетворения страсти. В «Суждениях Священного Синода Православной Церкви в Америке о браке, семье, сексуальности и святости жизни» об этом сказано так: «Сексуальная любовь в браке должна быть целомудренной и чистой, лишенной похотливости, разврата, насилия и самоудовлетворения».
Чем отличается сильный сексуальный темперамент от одержимости похотью?
Сексуальный темперамент это набор устойчивых биологических свойств организма, от которого зависит потребность в сексе и потенциальные рамки половой активности. Это говорит не столько о потребности, сколько о возможности человека реализовать свою половую активность. Эти свойства формируются на основе физиологических особенностей и под влиянием социально-психологических факторов. Темперамент бывает неодинаковым у разных людей. Неудовлетворение темперамента можно компенсировать, сублимировать иными способами (спорт, творчество и т. п.). Однако существует ряд признаков, которые характерны для таких людей, которые одержимы похотью, что является патологией.
- Человек видит в других лишь объекты удовлетворения страсти. Его не интересуют искренние отношения с людьми, близость, общение, любовь. Он желает лишь получать удовольствие. Такие люди бывают пристрастны к мастурбации, просмотру порнографии, половым извращениям.
- Человек, удовлетворяющий свою страсть, стремиться делать это тайно, нередко – стыдясь своих поступков. Удовлетворение страсти не приносит человеку подлинной радости, не укрепляет отношения.
- Страсть постоянно прогрессирует и не оставляет человека в покое.
Можно ли победить плотскую похоть?
Если речь идет о половом влечении, как таковом, то оно нуждается в обуздании, а не в уничтожении. Однако если это влечение гипертрофировано и извращено, то оно нуждается в исцелении. На этом пути человеку необходимо полное обращение всей своей жизни к Богу, покаяние, молитва, пост, воздержание, хранение мыслей и чувств, обретение добродетели целомудрия.
***
Христианскому подвижнику предстоит борьба со страстями и похотьми. Приведем по данному вопросу мнение протоиерея Н. Иванова:
«Человек видит, что плоды от древа познания добра и зла хороши для пищи, то есть, что это хорошо для его материального существования, а все остальное в мире представляет собой лишь «пищу» для «я». Душа забывает о своей связи с Источником и со всей природой, она хочет лишь удовлетворения своих вожделений. Нормальное самоутверждение плоти и та радость ощущения, которая возникает при становлении, превращается в похоть – похоть плоти.
Такова первая ступень грехопадения. Человек видит, что возникшее представление о новых возможностях, не только чисто материальных, хорошо для пищи, но и приятно для глаз, и желанно – хорошо для глаз и вожделенно, ибо дает душе удовлетворение. Целый комплекс душевных сил находит свое удовлетворение на пути вкушения добра и зла, то есть на том пути, где добро и зло – лишь одинаково приемлемые средства для удовлетворения желаний. В себе самом человек может помышлять: «Все то, что мне представляется, что ко мне относится, должно относится ко мне так, чтобы давать наслаждение».
Вторая ступень грехопадения – это кажущаяся возможность жизни по-новому. Гармония красоты целого, когда все в мире прекрасно лишь в силу того, что отражает в себе славу Божию и восхваляет Творца, – эта гармония и красота становятся хороши, лишь поскольку они хороши для меня. Мое «я» становится в центре гармонии и центре красоты и желает всего только для себя. Такова вторая ступень грехопадения – похоть очей.
И наконец, третья ступень грехопадения. Человек хочет иметь знание в смысле владения тем, что видит… Но если человек станет на самостоятельный путь, упиваясь полной свободой выбора, забыв о заповеди, данной ему Творцом, то легко может потянуться к «злому» знанию, то есть знанию лишь того, что выгодно ему, но губительно для его собратий. И он будет упорствовать, стремясь овладеть этим знанием.
Путь познания (фактически смешения) в себе добра и зла есть путь индивидуалистического самоутверждения. Он дает опыт борьбы, самовозвышения, наслаждения в чувстве самолюбования, чувство превосходства над теми, кто может быть превращен в объект наслаждения и господства. Предлагаемый путь есть путь гордости собой, своим знанием и своим мнимым совершенством. Этот путь есть путь созерцания своего превосходства. Такова третья ступень грехопадения – гордость житейская».
Литература по теме
- Похоть Энциклопедия изречений
- Похоть Сокровищница духовной мудрости
- Похоть Библейский словарь
- Желание, похоть Библейская Энциклопедия Брокгауза
- Похоть Библейская энциклопедия
- Беседа о грехопадении прот. Серафим Слободской
- Похоть плотская свт. Димитрий Ростовский
- Слово в день обретения мощей прп. Cepгия свт. Филарет Московский (Дроздов)
- Похоть плотская прп. Ефрем Сирин
- Похоть свт. Иоанн Златоуст
- Сборник цитат о похоти
Комментировать