ПРАВОСЛАВНОЕ АУДИО АЗБУКА ВЕРЫ

Протоиерей Владимир Волгин о неосуждении Добавлено в рубрику: Другие авторы

Протоиерей Владимир Волгин о неосуждении

Рейтинг публикации:
(27 голосов: 4.44 из 5)


Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Из передачи на радио «Радонеж» 7 авг. 2012 г.
 
Протоиерей Владимир Волгин о неосуждении
 
— Сегодня хотелось бы поразмышлять над словами Господа «Не судите, да не судимы будете». Отец Владимир, а что значит «судить»?

— Судить — это от слова «суд». Произвести суд над человеком. Обозначить не грех, а отождествить человека с грехом. Сказать, что это плохой человек, никудышный, что этот человек вор, допустим. Мы обычно говорим о людях, что этот —  вор, а в свое время старец архимандрит Иоанн Крестьянкин поправил. Он говорит: неправильно так говорить, это суд. Мы не знаем, как человек в дальнейшем будет себя вести. Может быть, он раскается вэтом. Сейчас он ворует. Когда мы произносим «вор», то мы как бы произносим суд, суд навсегда. Безусловно, духовный суд принадлежит Богу.

 — Но разве дело только в словах, как назвать человека? Мы говорим «вор» не только потому, что хотим заклеймить этого человека,а чтобы осудить само действие. Вот он вор, и это нехорошо – как бы такой ярлычок вешаем  на него.

— Я думаю, что если сказать, что он ворует, склонен к воровству, наверно, это будет иметь тот же самый смысл, о котором вы говорите. Только здесь мы не клеймим человека, мы говорим об его сегодняшнем действии.Ведь мы не знаем, что происходит в душе человека. Я все время вспоминаю мученика Вонифатия, который пил и находился в блуде со своей госпожой. Ведь никто не видел его тайных слез. Он постоянно молился Господу и просил Господа, чтобы Господь освободил его от пьянства и от блуда. И настал тот момент, когда Господь дал ему силы пойти и исповедовать себя христианином, и мученическая смерть смыла с него эти два смертных греха. Этот человек был причислен к лику святых. Разве кто видел невидимых слез мученика Вонифатия? А можно было бы сказать, что он блудник, что он пьяница. Но лучше всегда говорить, что этот человек сейчас – да, склонен к блудной страсти, сейчас он склонен к винопитию. Но ни в коем случае, как я понял из слов старцев, ни в коем случае нельзя пригвоздить человека к этому греху и отождествить его с этим грехом. Это все то наносное, что несвойственно душе. Каждая душа создана по образу и по подобию Божию. Вспоминаю свою жизнь. Иногда душа моя вопит и кричит, когда я вспоминаю о своих грехах, соделанных мною в течении всей своей жизни, она вопиет и кричит – это не я! То есть, это мне несвойственно, мне другое свойственно. Мне свойственно было бы иметь и развивать те Божие свойства, которые заложены в душе каждого человека. А какие свойства заложены? Любовь, милость, долготерпение, милосердие, нравственная чистота. Все то, что свойственно Богу.

А если мы говорим, что вот такой-то грешит — есть ли это осуждение? Как братья просили авву Моисея, чтобы он пришел на суд, и, наполнив дырявую корзину песком, старец пошел. А на вопрос братьев отвечал, что вот грехи сыпятся позади меня, но я их не вижу, зато пошел судить брата моего. Отец Владимир, можем ли мы понимать эти слова в том смысле, что даже наименование греха есть уже осуждение?

— Нет. Я думаю, что мы  можем, безусловно, классифицировать, свидетельствовать о том, что человек поступает неправильно, по неправде, что он грешит.

— Мы можем сказать ему это?

— Конечно. И человеку можем сказать, и предупредить другого человека. Предположим, что этот человек, о котором мы говорим, склонен к воровству или еще к каким-то грехам. Мы должны предупредить другого человека – будьте внимательны, будьте осторожны, сейчас у него вот такая страсть имеется, которую он не может остановить в себе и искоренить в себе.

— Это не осуждение?

— Это не осуждение, это свидетельство. Допустим, человек пьет воду. Я говорю – он пьет воду. Это осуждение? Нет. Если я вижу, что человек залез в карман к другому человеку, я говорю: он своровал – с целью воровства полез в карман другому человеку. Это не осуждение, это свидетельство о том поступке  — неправедном или праведном, или вообще безразличном, который человек делает и совершает. Поэтому это — свидетельство об этом грехе или об этой страсти.

 — Вот здесь очень тонкая, как мне видится, грань. Такое явление, что человек что-то узнал о другом человеке, о неблаговидном поступке, наклонности к какому-то греху, и начинает всем рассказывать. Правильно ли так себя вести? Где грань предупреждению и где грань злословию начинается?

— Есть разные страсти человеческие. Если я вижу, – возвращаясь к страсти воровства, – безусловно, я должен предупредить, наверное, тех людей, с которыми этот человек, склонный к страсти воровства, общается, быть осторожными. Если я вижу, что человек, предположим, склонен к блудной страсти, я должен предупредить тех барышень-прихожанок прихода: будьте осторожны, может быть, этот человек имеет совершенно другие цели в общении с вами, не совсем чистые и не совсем нравственные, будьте начеку. Я должен предупредить об этом других людей, которые связываются с тем или иным человеком, склонным к той или иной страсти. Но при этом, безусловно, я не должен чувствовать себя праведником.

Вот смотрите – Господь Иисус Христос – я хочу отметить этот момент, говорит:«что ты видишь сучок в глазе брата своего, а бревна в своем не видишь». Почему так говорит Господь Иисус Христос? Потому что мы видим недостатки других, как мизерные, как сучок в глазе другого человека. А если мы вглядимся, всмотримся в свою душу, то увидим и можем увидеть бревно — не сучок, а бревно.

— То есть получается, осуждение проистекает из нашей гордости, из-за того, что мы считаем себя чище ближе к Богу, чем наш ближний, и поэтому имеем право его судить?

— Да, конечно. Ведь всем нам знакома притча о мытаре и фарисее. Фарисей, который вроде бы исполнял заповеди Божии, говорил о том, что я не такой как мытарь. Господь заканчивает эту притчу: кто ушел более оправданным? Мытарь, который бил себя в грудь и не мог поднять глаза к небу, или фарисей? Конечно, мытарь. Потому что каждый человек, который ведет внимательный образ жизни, постигает в себе бездну страстей, видит в себе бездну страстей и грехов. Мой опыт моей начальной духовной жизни, которая до сих пор не перешла к какой-то зрелой стати, свидетельствует о следующем. Как только мне хочется обратить внимание на недостаток другого человека, уже автоматически взор моей души погружается в свою душу, глаза мои погружаются в душу свою. Я вижу так много грехов в себе, что мне становится нежелательным другого осуждать или свидетельствовать о каких-то грехах другого человека. Мне больно за свои грехи. Я их вижу во множестве. Ведь,безусловно хорошо, когда человек практически воздерживается и не совершает преступления заповедей Божиих. Но Господь ведь нас призвал к чистоте сердечной. И кто из нас может сказать о себе, что у меня чистое сердце? Никто. Мы все мысленно, чувственно, может быть согрешаем и бываем виновны в преступлении всех заповедей Божиих в той или иной степени. И как говорили святые о том, что человек, согрешающий мысленно, сядет на скамью подсудимых на Суде Божием – говорят они образно, — вместес теми, которые практически нарушали заповеди Божии. Видите как. Кто получит большее осуждение от Бога – я ли, согрешающий мысленно священник, или человек, который практически нарушает все заповеди, но не познавший Бога? Кто получит большее осуждение: я или тот человек? Я руководствуюсь словами Господа: «Кому больше дано, с того больше спросится». Я понимаю внутри и в глубине своей души, что за мысленные грехи, которые я совершаю, как священник, я вполне возможно, дам гораздо больший ответ на нелицеприятном Суде Божием, чем те люди, которые не познали Бога, и которые живут по своей воле, по своим страстям

— Отец Владимир, а как пресечь сам корень греха осуждения?

— Мы со всем страстями, которые борют нас, можем бороться только одним способом и нам дан этот способ борьбы – молиться непрестанно. Только в молитве мы можем отсечь те страсти, которые кишат и владычествуют над нашей душой. Как преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов Именем Иисусовым» И, безусловно,внимательными наблюдением над проявлением своей души. Мы должны уклоняться от всех тех мыслимых чувственных грехов и тех страстей, которые внедряются в нашу душу. Молитвы, переключение своего сознания на что-то другое, от низменного к высокому. И, безусловно – таинство покаяния, обязательная исповедь, которая смывает с нас, счищает с нас все эти грехи, которые мы совершаем, и в которых искренно исповедуемся. И все начинается с белого листа.

 — А возможно ли вообще не осуждать?

— Вы знаете, преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих слов говорит: «Хулой наДуха Святого является следующая мысль, что человек не может достичь совершенной любви». То есть, каждый из нас способен с помощью Божией достичь совершенной любви, а это значит — достичь неосуждения.

То есть, вот этот призыв Божий к святости к любви к ближнему, исполним?

— Да, конечно. «Будьте совершенны, как  Отец ваш Небесный совершен. Потому знают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Это, безусловно, призыв. Призыв к любви. А свойства любви гениально перечисляет апостол Павел, который говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, не мыслит своего, не сорадуется злу, а сорадуется истине…» То есть, любви свойственно не осуждать, а прощать, долготерпеть и превозносить человека, и видеть в человеке ту драгоценную его часть, которой является душа человеческая.

 — На этом на сегодня мы закончим. И в следующий раз продолжим размышлять над заповедью Божией «Не судите да не судимы будете». Благодарим вас, батюшка, за столь интересную беседу!

— Спаси Вас Господи и Божие благословение призываю на вас и слушающих нашу передачу.
 
См. также раздел «Осуждение» на портале «Азбука Веры».

Метки 2 6126
Оставить комментарий » 2 комментария
  • ольга, 13.10.2015

    Замечательная проповедь! Только любовь может простить любой грех человека, тогда он не сможет осудить другого!Дай Вам Бог здоровья, батюшка!

    Ответить »
  • Алла, 28.01.2016

    Очень нужная проповедь для нас маловеров, так тяжело понять, как же можно видеть зло и не осудить. Оказывается можно, только очень сильно и не спеша надо над собой работать. Спасибо большое.

    Ответить »
Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email Адрес: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
Всего записей: 627
Алкоголизм Апокалипсис Апостол Аскетика Библия Богородица Богословие Богослужения Великий канон Вера Ветхий Завет Дети Детям Евангелие Заповеди Исповедь История Церкви Катехизация Книги Литургия Любовь Молитвы Новый Завет О Боге Оккультизм Ответы Пасха Песни Пост Праздники Причащение Проповеди Псалмы Психология Религии Рождество Христово Святоотеческие поучения Святые Секты Семья Смерть Страстная седмица Толкования Церковное пение Церковь
Обновления на почту

Введите Ваш email-адрес:

Самое популярное (просмотров)
Последние комментарии

Любовь: Благодарю! Очень понравилось, особенно в рассказе про половца, где так уместна музыка Чайковского и негромкое сопровождение ею, в первых рас …

Администратор: Елена, житие добавлено.

Кирилл: См. здесь: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pervoe-sobornoe-poslanie-svjatogo-apostola-petra/

Татьяна: Спасибо большое! Отличная книга. Очень душеполезная.

Татьяна: Книга потрясла до глубины души....Слава нашему милостивому Богу, что мы можем хоть частичкой своей души прикоснуться  к Великому....Слава Бо …

Наталья: Спаси Вас Господи за работу за то , что мы все слушать можем. Только хорошо бы если обозначали кому Апостол направляет Послание.

Ульяна: Слушаю с удовольствием! Уже в третий раз, а радости не меньше! Невероятно душевно! Спасибо, отец Константин! Ваши интонации тоже очень украс …

Сергей: Спасибо всем большое за аудио, тем более, что к нам в город недавно привезли мощи Николая Чудотворца! буду слушать с удовольствием!

женя: Слава Богу за таких святых. Настаящий духовный клад

Любовь: Благодарю! Храни Господь и помоги создателям сайта в трудах их!