Ваш город - Сиэтл?

Для получения календаря в соответствии с Вашей временной зоной - пожалуйста, укажите город.

Не найден город с таким названием. Пожалуйста, укажите другой (например, ближайший региональный центр).

Неделя 2-я Великого поста

Па­мять свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ламы

12 мар­та в 2017 го­ду

Кондак свя­то­му:

Се­го­дня мы еди­но­душ­но вос­пе­ва­ем те­бя, о Гри­го­рий «Бо­го­глагольник (Про­по­ве­дав­ший о Бо­ге)», как свя­щен­но­го и бо­же­ствен­но­го пев­ца, как свет­лую тру­бу бо­го­сло­вия. И ты, свой ум к Пер­во­му Уму пред­ста­вив­ший, на­правь же и наш ум к Нему. По­то­му мы и при­зы­ва­ем те­бя: «Ра­дуй­ся, про­по­вед­ник бла­го­да­ти!»

Апо­столь­ское чте­ние (ря­до­вое)

(Евр.1:10-2:3. – За­ча­ло 304)

[Пре­вос­ход­ство лю­дей над ан­ге­ла­ми]

«В на­ча­ле, Ты, Гос­по­ди, ос­но­вал зем­лю, и небе­са – де­ло рук Тво­их; они по­гиб­нут, Ты же  пре­бу­дешь веч­но; и все, как одеж­да, об­вет­ша­ют, и, по­доб­но оде­я­нию, Ты свер­нёшь их; и бу­дут из­ме­не­ны; но Ты – один и тот же, и го­ды (ле­та) Твои не кон­чат­ся (не ис­чез­нут)» (Пс.101:26-28). Бо­лее то­го, раз­ве ко­гда-ни­будь ска­зал Он [Бог] ко­му-то из ан­ге­лов:

«Сядь спра­ва от Ме­ня,

по­ка Я не по­ло­жу вра­гов Тво­их

как под­но­жие ног Тво­их»?! (Пс.109:1)

Раз­ве не все они – слу­жеб­ные ду­хи, по­сы­ла­е­мые на под­мо­гу го­то­вя­щим­ся уна­сле­до­вать спа­се­ние?!

По­это­му мы долж­ны креп­ко дер­жать­ся слы­шан­но­го, чтобы не унес­ло нас те­че­ни­ем. Ведь ес­ли ска­зан­ное через ан­ге­лов сло­во [вет­хо­за­вет­но­го За­ко­на] ока­за­лось твёр­дым, и вся­кое пре­ступ­ле­ние и непо­слу­ша­ние по­лу­ча­ло спра­вед­ли­вое воз­да­я­ние, – то как же мы [лю­ди Но­во­го За­ве­та] мо­жем из­бе­жать [на­ка­за­ния], не за­бо­тясь о ве­ли­чай­шем спа­се­нии, ко­то­рое бы­ло сна­ча­ла про­по­ве­да­но Гос­по­дом, а в нас утвер­жде­но слы­шав­ши­ми от Него [уче­ни­ка­ми]?

Крат­кий ком­мен­та­рий[*]. Ес­ли рань­ше ка­ра тя­го­те­ла над ослуш­ни­ка­ми «вет­хо­го» («уста­рев­ше­го» и от­ме­нён­но­го для хри­сти­ан) Мо­и­се­е­ва За­ко­на, воз­ве­щён­но­го, со­глас­но иудей­ской тра­ди­ции, через ан­ге­лов, – то сколь же страш­нее от­па­де­ние от Но­во­го Со­ю­за (За­ве­та), за­клю­чен­но­го на­все­гда со всем че­ло­ве­че­ством Са­мим Сы­ном Бо­жи­им! Сын Бо­жий пре­вос­хо­дит ан­ге­лов не толь­ко тем, что Он – Бог, но и тем, что, бу­дучи со­вер­шен­ным Бо­гом, Он стал через во­пло­ще­ние со­вер­шен­ным Че­ло­ве­ком. Ведь не кто-ли­бо из вер­хов­ных ан­ге­лов и да­же не всё ан­гель­ское со­бра­ние, но имен­но сла­бый зем­ной че­ло­век был опре­де­лён лю­бя­щим Бо­гом стать од­новре­мен­но и це­лью, и сред­ством спа­се­ния всей Все­лен­ной! Да­лее ав­тор По­сла­ния к Ев­ре­ям го­во­рит, что не ан­ге­лам, но имен­но че­ло­ве­ку под­чи­нил Бог бу­ду­щую пре­об­ра­жён­ную Все­лен­ную, как об этом в про­ро­че­ском вос­тор­ге воз­ве­щал бо­го­вдох­но­вен­ный Псал­мо­пе­вец (Пс.8:5-7). Умалив Се­бя пе­ред ли­цом ан­ге­лов в во­че­ло­ве­че­нии, – ко­гда че­ло­век был под­вер­жен гре­ху и смер­ти, и осво­бо­див его из это­го раб­ства Сво­ей смер­тью и вос­кре­се­ни­ем, – Иисус Хри­стос был увен­чан От­цом сла­вой и че­стью. Он по­бе­дил «смер­тью смерть»; Он – Вождь на­ше­го спа­се­ния, по­свя­щён­ный на это слу­же­ние Сво­им От­цом через стра­да­ния. Через это про­слав­лен­ный Бо­го­че­ло­век при­вёл во сла­ву весь вос­ста­нов­лен­ный Им в из­на­чаль­ном до­сто­ин­стве род че­ло­ве­че­ский.


[*] Комментарий Ю. Рубана.

Еван­гель­ское чте­ние (ря­до­вое)

(Мк.2:1-12. – За­ча­ло 7)

[Ис­це­ле­ние па­ра­лич­но­го]

И, ко­гда через неко­то­рое вре­мя, Он сно­ва во­шёл в Ка­пер­на­ум, про­слы­ша­ли, что Он до­ма. И со­бра­лось мно­го на­ро­да, так что не бы­ло ме­ста да­же воз­ле са­мой две­ри; и Он го­во­рил им сло­во. И при­шли к Нему с па­ра­лич­ным, ко­то­ро­го вчет­ве­ром нес­ли на ру­ках. И, по­сколь­ку не смог­ли из-за мно­го­люд­ства про­бить­ся к Нему, то разо­бра­ли они кров­лю над тем ме­стом, где Он на­хо­дил­ся, и, сде­лав ды­ру, ста­ли опус­кать в неё по­стель, на ко­то­рой ле­жал па­ра­лич­ный. Уви­дев их ве­ру, Иисус го­во­рит па­ра­лич­но­му: «Ча­до, про­ще­ны гре­хи твои!»

А бы­ли там кое-кто из книж­ни­ков, и они си­де­ли и ду­ма­ли про се­бя: «Что та­кое Он го­во­рит? Это же ко­щун­ство! Кто мо­жет про­щать гре­хи, кро­ме од­но­го Бо­га?!»

И тот­час по­знав ду­хом Сво­им, о чём они ду­ма­ют про се­бя, Иисус го­во­рит им: «К че­му вы о та­ком рас­суж­да­е­те в серд­цах ва­ших? Что лег­че: ска­зать па­ра­лич­но­му: „про­ще­ны гре­хи твои“, – или ска­зать: „вста­вай, бе­ри твою по­стель и хо­ди“? Но, чтобы вы зна­ли, что есть у Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го власть про­щать на зем­ле гре­хи», – тут Он го­во­рит па­ра­лич­но­му:

«Те­бе го­во­рю: вста­вай, бе­ри твою по­стель и сту­пай к се­бе до­мой!»

И тот встал и тот­час же на гла­зах у всех вы­шел с по­сте­лью на пле­чах, так что все бы­ли вне се­бя от изум­ле­ния и сла­ви­ли Бо­га, го­во­ря, что, мол, та­ко­го мы ещё ни­ко­гда не ви­де­ли.

Кто со­вер­шен­нее: Ан­ге­лы или лю­ди?

grigorii_palama

Вто­рое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста (12 мар­та в 2017 го­ду) и сле­ду­ю­щая за ним 3-я сед­ми­ца (по 18 мар­та вклю­чи­тель­но) по­свя­ще­ны па­мя­ти ви­зан­тий­ско­го иерар­ха и бо­го­сло­ва свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ламы (1296–1359), ар­хи­епи­ско­па Фес­са­ло­никийско­го (Со­лун­ско­го). На­звав его име­нем сле­ду­ю­щий за «Неде­лей Тор­же­ства Пра­во­сла­вия» ка­лен­дар­ный пе­ри­од, Пра­во­слав­ная Цер­ковь за­сви­де­тель­ство­ва­ла тем са­мым выс­шую цен­ность и от­ли­чи­тель­ную осо­бен­ность той ми­сти­че­ской тра­ди­ции, ко­то­рой свя­той Гри­го­рий дал окон­ча­тель­ное фило­соф­ское за­вер­ше­ние. Эта од­на из утон­чён­ней­ших форм хри­сти­ан­ской ми­сти­ки, имев­шая к то­му вре­ме­ни мно­го­ве­ко­вую тра­ди­цию, но­сит на­зва­ние «ис­ихазм» (от гре­че­ско­го ис­ихиа – «по­кой», «без­мол­вие»), или, в честь его си­сте­ма­ти­за­то­ра, – «па­ламизм».

«Ум­ное де­ла­ние» и ду­хов­ное со­зер­ца­ние ис­их­а­стов рез­ко от­ли­ча­лось от чи­сто умо­зри­тель­но­го фило­соф­ско­го («ра­цио­на­ли­сти­че­ско­го») со­зер­ца­ния. Здесь – не пас­сив­ное или вы­со­ко­мер­ное, но де­я­тель­ное и твор­че­ское со­зер­ца­ние, в про­цес­се ко­то­ро­го от­дав­ший­ся ему че­ло­век пе­ре­фор­ми­ро­вы­ва­ет сам се­бя, ста­но­вясь на путь бес­ко­неч­но­го ду­хов­но-нрав­ствен­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния. До­стиг­ший вы­со­кой ста­дии про­свет­ле­ния че­ло­век пре­об­ра­жа­ет­ся, ста­но­вясь про­вод­ни­ком зри­мых бо­же­ствен­ных энер­гий, или «фа­вор­ско­го све­та». Это зна­чит, что в выс­ших про­яв­ле­ни­ях ду­хов­ной жиз­ни че­ло­ве­ка ре­аль­но участ­ву­ет и его те­ло. Имен­но те­лес­ность, – утвер­жда­ет свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма, – да­ёт че­ло­ве­ку пре­иму­ще­ство пе­ред бес­те­лес­ны­ми ан­ге­ла­ми! От­сю­да и пре­дель­но вы­со­кая оцен­ка те­лес­ной сто­ро­ны че­ло­ве­че­ско­го бы­тия (и че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры в це­лом), рез­ко от­ли­ча­ю­щая ис­тин­ное Хри­сти­ан­ство – как ре­ли­гию Бо­го­во­пло­ще­ния и Во­че­ло­ве­че­ния! – от раз­лич­ных псев­до­ас­ке­ти­че­ских («скоп­че­ских») те­че­ний и ту­пи­ко­вых ми­сти­че­ских тра­ди­ций «раз­во­пло­ще­ния» и «уга­са­ния» (нир­ва­ны).

Неуди­ви­тель­но, что ис­и­хазм ока­зы­ва­ет­ся в цен­тре куль­ту­ры Пра­во­сла­вия, а его тес­ная связь с эс­те­ти­че­ской сфе­рой хо­ро­шо зна­ко­ма нам не толь­ко по ви­зан­тий­ским об­раз­цам. Ис­их­аста­ми бы­ли пре­по­доб­ный Ан­дрей Рублев, Фе­о­фан Грек и мно­гие дру­гие. Нить ис­их­аст­ской тра­ди­ции про­тя­ну­лась вплоть до свя­то­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го, и мы не мо­жем утвер­ждать, что она обо­рва­лась по­сле него. Ви­зан­тий­ская эс­те­ти­ка ис­и­хаз­ма по­сле па­де­ния Ви­зан­тии мно­гие сто­ле­тия пи­та­ла ду­хов­ную куль­ту­ру пра­во­слав­ных стран, и уже в XX ве­ке вы­да­ю­щи­е­ся рос­сий­ские мыс­ли­те­ли свя­щен­ник Па­вел Фло­рен­ский и про­то­и­е­рей Сер­гий Бул­га­ков пы­та­лись ре­шить сфор­му­ли­ро­ван­ные ей за­да­чи.

Ли­те­ра­ту­ра по те­ме «Ис­и­хазм» огром­на; из рос­сий­ских ав­то­ров наи­боль­ший вклад в ее изу­че­ние внес­ли ар­хи­епи­скоп Ва­си­лий (Кри­во­ше­ин), про­то­и­е­рей Иоанн Мей­ен­дорф, А. С. По­зов, С. С. Аве­рин­цев, Г. М. Про­хо­ров.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Случайный тест

(2 голоса: 3 из 5)