Пророк Дании́л
Дни памяти
Житие
За 600 лет до Р. X. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу – дар прозорливости и истолкования снов. Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона. Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение – огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока – Анания, Азария и Мисаил – были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опаляя стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (Дан.3:26-90). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному. При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись («Мене, Такел, Фарес»), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства. При персидском царе Дарии святой Даниил по наветам своих врагов был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, «потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно». Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих – тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие» (Дан.9:18). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.
При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства – Царства Господа нашего Иисуса Христа (Дан.2:44). Пророческое видение о семидесяти седминах (Дан.9:24-27) поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (Дан.12:1-12). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария – царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу. Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству святителя Кирилла Александрийского, святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.
См. также: "Житие святого пророка Даниила и с ним святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила" в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь пророку Даниилу и трем отрокам Анании, Азаpии и Мисаилу, глас 2
Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ во исто́чнице пла́мене, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и трие́ о́троцы ра́довахуся,/ и проро́к Дании́л льво́м па́стырь я́ко о́вцам явля́шеся.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод:
Велики веры свершения! В источнике пламени, как на воде отдохновения, святые три отрока радовались. И пророк Даниил львов пасущим, как овец, явился. Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши!
Кондак пророку Даниилу, глас 3
Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце,/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище,/ зри́ши бо я́ко настоя́щая дале́че су́щая./ Львы укроти́л еси́, вве́ржен в ров;// сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че блаже́нне, Дании́ле сла́вне.
Перевод:
Просвещенное Духом чистое твое сердце стало вместилищем яснейшего пророчества: ибо видишь ты далекое будущее, как настоящее. Львов укротил ты, брошенный в ров, потому мы почитаем тебя, пророк блаженный, Даниил, славный.
Каноны и Акафисты
Проповедь дня

- Прот. Григорий Дьяченко. Св. пророк Даниил и три отрока: Анания, Азария и Мисаил.
Богослужебные (литургические) особенности
Особенности службы.
Служба пророка Даниила и 3-х отроков по знаку является шестеричной, однако имеет две отличительные черты:
- На «Господи, воззвах…» и на стиховне вечерни и утрени после стихир поются вместо Богородичных стихиры предпразднства;
- Если 17 декабря случится в Неделю праотец, то служба пророку не отменяется (как это происходит со службами другим святым при таком совпадении), но соединяется с Неделей Праотец. Это происходит потому, что данные службы – родственные; у них много общих песнопений (тропарь, канон отрокам, стихиры), в обеих службах особое место уделено прославлению трех отроков.
Даниил — «муж желаний».
В песнопениях пророк Даниил часто называется «мужем желаний»: в службе 17 декабря два таких песнопения: стихира 6-го гласа «Даниил, муж желаний…» и тропарь 4-й песни канона «Свяще́нну жи́знь пожи́в, Богоявле́нне, жела́ний муж наре́клся еси́…»; в службе Недели святых отец повторяется стихира «Даниил, муж желаний…», в службе Недели праотец говорится о «Данииле пророке желаний» (стихира на «Слава» на «Господи, воззвах…»). Откуда это интересное и загадочное выражение?
Оно взято из самой книги пророка Даниила; в этой книге именование «муж желаний» употребляется трижды: Дан.9:23,10:11,19. Впервые оно используется в 9:23 как раз в том месте, где дается знаменитое откровение о семидесяти седминах. Контекст помогает понять значение этого почетного эпитета.
Существительное חֲמֻדוֹת («хамудот») множественного числа и происходит от глагола חָמַד («хамад»); этот глагол достаточно известный, используется в 10-й заповеди (Исх.20:17: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего …»), а производное от него существительное – в известном пророчестве: «и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами» (Агг.2:7). Во множественном числе существительное חֲמֻדוֹת обозначает сокровище, нечто особо драгоценное. В приложении к человеку Даниилу смысл такой: Архангел Гавриил возвещает пророку, что как только тот начал молиться, Господь уже послал одного из высших Своих Ангелов для того, чтобы тот лично возвестил ему ответ. Такая быстрая реакция Господа связана с тем, что Даниил – драгоценнейший, любимый Господом пророк; эту любовь Божию пророк заслужил своей верностью и предыдущими подвигами. Потому и в библейских переводах «муж желаний» передается как «возлюбленный» или «драгоценный человек».
Случайный тест
- Пояснения к календарю
- Что такое время
- Что такое жизнь
- Лики святости
- История календарей
- Календарные циклы
- О постах
- Календарь постов
- Великий пост 2023
- Многодневные посты
- Однодневные посты
- Православные посты
- Великий Пост
Расчёт 3, 9, 40 дней
Русская пословица

1883 год - освящение Храма Христа Спасителя в Москве.
Список храмов с престольным праздником пророка и предтечи Иоанна