Ваш город - Ашберн?

Для получения календаря в соответствии с Вашей временной зоной - пожалуйста, укажите город.

Не найден город с таким названием. Пожалуйста, укажите другой (например, ближайший региональный центр).

Дни памяти:

17 июня  (переходящая) – Собор Новгородских святых

1 февраля

Житие

Краткое житие блаженного Феодора Новгородского

Ро­дом из Нов­го­ро­да, с Тор­го­вой сто­ро­ны. Под­ра­жая жиз­ни свя­тых, св. Фе­о­дор на­ла­гал на се­бя стро­гий пост (в сре­ду и пят­ни­цу во­об­ще ни­че­го не ел), ча­сто по­се­щал хра­мы Бо­жии и по­да­вал ще­д­рую ми­лость ни­щим. Укре­пив свои си­лы та­ки­ми бо­го­угод­ны­ми упраж­не­ни­я­ми, он при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства. До кон­ца жиз­ни свя­той со­блю­дал пол­ную ни­ще­ту, не имея ни сво­е­го уг­ла, ни теп­лой одеж­ды. Из­ну­ряя се­бя по­стом, он всю ми­ло­сты­ню, по­лу­ча­е­мую от по­чи­та­те­лей-со­граж­дан, раз­да­вал бед­ным. По но­чам свя­той об­хо­дил нов­го­род­ские церк­ви и го­ря­чо мо­лил­ся за род­ной го­род. По сви­де­тель­ству ле­то­пис­ца, «не раз спа­са­лась его зем­ная ро­ди­на от пред­сто­яв­ших ей зол мо­лит­ва­ми угод­ни­ка Бо­жия». Об­ли­чая вза­им­ную враж­ду нов­го­род­цев, жи­те­лей Тор­го­вой и Со­фий­ской сто­рон, бла­жен­ный де­лал вид, что враж­ду­ет с бла­жен­ным Ни­ко­ла­ем Ко­ча­но­вым, ко­то­рый под­ви­зал­ся на Со­фий­ской сто­роне. Ко­гда бла­жен­но­му Фе­о­до­ру слу­ча­лось хо­дить на Со­фий­скую сто­ро­ну Вол­хов­ским мо­стом, то бла­жен­ный Ни­ко­лай гнал его на Тор­го­вую, то же де­лал и Фе­о­дор, ко­гда за­ста­вал Ни­ко­лая на сво­ей сто­роне.

Од­на­жды св. Ни­ко­лай, узнав, что бла­жен­ный Фе­о­дор на­хо­дит­ся на «его» сто­роне, стал гнать его и пре­сле­до­вать. «Спа­са­ясь» от него, бла­жен­ный Фе­о­дор по­бе­жал по ули­цам, по­том по ого­ро­дам и на­ко­нец по ре­ке Вол­хо­ву, идя по во­де, как по су­ше. Бла­жен­ный Ни­ко­лай про­дол­жал по­го­ню до по­ло­ви­ны ре­ки, а по­том бро­сил в убе­гав­ше­го ко­чан ка­пу­сты, вы­рван­ный пе­ред тем в ого­ро­де. Сво­ей мни­мой враж­дой свя­тые на­по­ми­на­ли нов­го­род­цам небла­го­вид­ность их меж­до­усо­биц, ко­то­рые ча­сто окан­чи­ва­лись кро­во­про­лит­ны­ми столк­но­ве­ни­я­ми.

Бла­жен­ный Фе­о­дор по­лу­чил от Гос­по­да дар про­зор­ли­во­сти и про­ро­че­ства. Так он пред­ска­зал нов­го­род­цам неуро­жай и по­жар, опу­сто­шив­ший ули­цы Тор­го­вой сто­ро­ны. О вре­ме­ни сво­ей кон­чи­ны свя­той был предуве­дом­лен через Ан­ге­ла Бо­жия и мир­но по­чил 19 ян­ва­ря 1392 г. Те­ло его бы­ло по­гре­бе­но у церк­ви вмч. Ге­ор­гия на Тор­го­вой сто­роне. При­хо­див­шие с ве­рой боль­ные по­лу­ча­ли здесь ис­це­ле­ния.

Полное житие блаженного Феодора Новгородского

Бла­жен­ный Фе­о­дор ро­дил­ся в XIV ве­ке в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де, на Тор­го­вой сто­роне, близ тор­го­вых ря­дов. О ро­ди­те­лях его из­вест­но толь­ко, что они бы­ли лю­ди бла­го­че­сти­вые. То об­сто­я­тель­ство, что бла­жен­ный был обу­чен чте­нию книг и имел воз­мож­ность, до вступ­ле­ния на свой глав­ный жиз­нен­ный по­двиг, сво­бод­но пре­да­вать­ся под­го­то­ви­тель­ным по­дви­гам бла­го­че­стия и меж­ду про­чим тво­рил обиль­ную ми­ло­сты­ню, поз­во­ля­ет ду­мать, что он при­над­ле­жал се­мье со­сто­я­тель­ной и за­ни­мав­шей не низ­кое об­ще­ствен­ное по­ло­же­ние в го­ро­де.

Ро­ди­те­ля­ми сво­и­ми бла­жен­ный Фе­о­дор был вос­пи­тан в стра­хе Бо­жи­ем и доб­рых на­вы­ках и «изу­чен Бо­же­ствен­но­му Пи­са­нию». Доб­рое вос­пи­та­ние и про­све­щен­ный све­том Бо­же­ствен­но­го уче­ния ра­зум да­ли осо­бое воз­вы­шен­ное на­прав­ле­ние всем его си­лам и спо­соб­но­стям. При­дя в со­вер­шен­ный воз­раст, Фе­о­дор ре­шил все­це­ло по­свя­тить се­бя на слу­же­ние Бо­гу. Под­ра­жая жиз­ни свя­тых, он на­ло­жил на се­бя по­сто­ян­ный стро­гий пост, при­ни­мал пи­щу лишь один раз в день, по за­хо­де солн­ца, а в сре­ду и пят­ни­цу со­всем ни­че­го не вку­шал; ча­сто хо­дил к цер­ков­ным служ­бам, по­се­щал для мо­лит­вы окрест­ные оби­те­ли и за­бо­тил­ся о бед­ных, по­да­вая обиль­ную ми­ло­сты­ню нуж­да­ю­щим­ся, осо­бен­но же юро­ди­вым Хри­ста ра­ди, ко­то­рых он лю­бил, по­дви­гам ко­то­рых стре­мил­ся под­ра­жать. Укре­пив свои си­лы та­ки­ми упраж­не­ни­я­ми, он при­нял на се­бя ве­ли­кий и труд­ный по­двиг юрод­ства, до­ступ­ный толь­ко лю­дям вы­со­ко­го нрав­ствен­но­го со­вер­шен­ства.

По­двиг юрод­ства бла­жен­ный Фе­о­дор про­хо­дил там же, где жил ра­нее, на Тор­го­вой сто­роне Нов­го­ро­да. Он про­во­дил все вре­мя под от­кры­тым небом, не имея кро­ва и при­ста­ни­ща, по­лу­на­гой и бо­сой под до­ждем и сне­гом, в зной и мо­роз. Со­блю­дая пол­ную ни­ще­ту и из­ну­ряя се­бя по­стом, он всю ми­ло­сты­ню, по­лу­ча­е­мую от по­чи­та­те­лей-со­граж­дан, раз­да­вал бед­ным. Но­чью ма­ло спал, но об­хо­дил хра­мы, мо­лясь за род­ной го­род и жи­ву­щих в нем, про­ся у Гос­по­да из­бав­ле­ния от на­ше­ствия ино­пле­мен­ных, меж­до­усоб­ной бра­ни, от го­ло­да и по­жа­ра. Днем же юрод­ство­вал на мно­го­люд­ных ули­цах и рын­ках. Неред­ко за свои стран­ные и сме­лые дей­ствия и ре­чи, имев­шие скры­той це­лью на­зи­да­ние и спа­се­ние ближ­них, бла­жен­ный при­ни­мал оскорб­ле­ния – толч­ки и по­бои, но пе­ре­но­сил их тер­пе­ли­во, мо­лясь за при­чи­няв­ших ему оби­ды.

Ча­сто Фе­о­дор юрод­ство­вал вме­сте с бла­жен­ным Ни­ко­ла­ем Ко­ча­но­вым, ко­то­рый од­новре­мен­но с ним под­ви­зал­ся в Нов­го­ро­де, но на дру­гой, Со­фий­ской, сто­роне. Оба свя­тые де­ла­ли вид, что нена­ви­дят друг дру­га, и по­сто­ян­но на­хо­ди­лись в мни­мой борь­бе. Ко­гда бла­жен­ный Ни­ко­лай при­хо­дил на Тор­го­вую сто­ро­ну, Фе­о­дор бе­жал вслед за ним и про­го­нял его до по­ло­ви­ны вол­хов­ско­го мо­ста, го­во­ря: «Не хо­ди на мою сто­ро­ну, жи­ви на сво­ей».

По­доб­ным же об­ра­зом по­сту­пал и Ни­ко­лай, ко­гда за­ме­чал Фе­о­до­ра на Со­фий­ской сто­роне. Один слу­чай дал по­вод уве­ко­ве­чить эти вза­им­ные от­но­ше­ния в про­зва­нии бла­жен­но­го Ни­ко­лая «Ко­ча­но­вым». Ка­кой-то жи­тель Со­фий­ской сто­ро­ны об­ра­тил­ся к бла­жен­но­му Фе­о­до­ру с прось­бой по­се­тить его дом. Фе­о­дор сна­ча­ла от­ка­зал­ся ид­ти за ре­ку, ссы­ла­ясь на враж­деб­ность к нему бла­жен­но­го Ни­ко­лая, но за­тем усту­пил уси­лен­ным прось­бам и по­шел вме­сте с при­гла­шав­шим. В это вре­мя бла­жен­ный Ни­ко­лай юрод­ство­вал на ули­цах. Услы­шав о при­хо­де на Со­фий­скую сто­ро­ну сво­е­го про­тив­ни­ка, он быст­ро отыс­кал Фе­о­до­ра и стал бить его пле­тью, взя­той у про­ез­жав­ше­го ми­мо всад­ни­ка, при­го­ва­ри­вая: «За­чем ты, Фе­о­дор, при­шел на на­шу сто­ро­ну, или ты хо­чешь что украсть у нас?»

Укры­ва­ясь от Ни­ко­лая, бла­жен­ный Фе­о­дор по­бе­жал по ули­цам, по­том по ого­ро­дам и на­ко­нец по ре­ке Вол­хо­ву, идя по во­де, как по су­ше. Ни­ко­лай про­дол­жал по­го­ню до по­ло­ви­ны ре­ки и от­сю­да бро­сил в скры­вав­ше­го­ся бег­ле­ца вы­рван­ный пе­ред тем в ого­ро­де ко­чан ка­пу­сты. Ви­дя, что Фе­о­дор взял ко­чан
с со­бою, он дол­го сто­ял и кри­чал ему вслед: «Фе­о­дор, от­дай ко­чан ка­пу­сты, – мой он, а не твой». По­сле это­го слу­чая на­род про­звал бла­жен­но­го Ни­ко­лая «Ко­ча­но­вым».

Цель этой ви­ди­мой нена­ви­сти и борь­бы свя­тых за­клю­ча­лась в том, чтобы на­гляд­но по­ка­зать неле­пость той вза­им­ной враж­ды, ко­то­рая весь­ма ча­сто в воль­ном Нов­го­ро­де по незна­чи­тель­ным по­во­дам раз­де­ля­ла меж­ду со­бою бра­тьев-со­граж­дан и при­во­ди­ла их да­же к во­ору­жен­ным и кро­во­про­лит­ным столк­но­ве­ни­ям.

Бла­жен­ный Фе­о­дор по­лу­чил от Гос­по­да дар про­зре­ния и про­ро­честв. Ино­гда, ви­дя умно­же­ние без­за­ко­ния в лю­дях, он го­во­рил: «Бе­ре­ги­те хлеб, до­рог бу­дет хлеб». Дей­стви­тель­но, на­сту­пал го­лод. Ино­гда же пред­ска­зы­вал: «Все это ме­сто бу­дет чи­сто, хо­ро­шо бу­дет хлеб да ре­пу се­ять». И по­сле то­го слу­чал­ся по­жар. Мно­гим без­дет­ным жен­щи­нам он пред­ре­кал рож­де­ние де­тей, го­во­ря: «Мо­лись Бо­гу, даст Бог сы­на», или: «Мо­лись Бо­гу, даст Бог дочь».

О вре­ме­ни сво­ей кон­чи­ны бла­жен­ный Фе­о­дор был предуве­дом­лен через Ан­ге­ла Бо­жия. Об­ра­до­ван­ный этим из­ве­ще­ни­ем, он про­дол­жал днем юрод­ство­вать на ули­цах, го­во­ря всем: «Про­щай­те, я да­ле­ко иду».

Но­чи же про­во­дил без сна, об­хо­дя хра­мы и мо­лясь о се­бе и граж­да­нах. 19 ян­ва­ря 1392 го­да по­сле­до­ва­ла его бла­жен­ная кон­чи­на. Те­ло его, как и за­ве­щал бла­жен­ный, по­гре­бе­но близ тор­жи­ща при хра­ме свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. С те­че­ни­ем вре­ме­ни над гро­бом бы­ла вы­стро­е­на ча­сов­ня с ка­мен­ной гроб­ни­цей, и при­хо­див­шие с ве­рою боль­ные по­лу­ча­ли здесь ис­це­ле­ния. В но­вой ка­мен­ной ча­совне, по­стро­ен­ной в 1832 го­ду на ме­сте древ­ней, и ныне по­чи­ва­ют под спу­дом мо­щи бла­жен­но­го Фе­о­до­ра. Тор­го­вые лю­ди Нов­го­ро­да счи­та­ют его сво­им по­кро­ви­те­лем и осо­бен­но чтут его па­мять.

Име­ет­ся ру­ко­пис­ная служ­ба бла­жен­но­му Фе­о­до­ру, со­став­лен­ная не ра­нее вто­рой по­ло­ви­ны XVI ве­ка, быть мо­жет, од­новре­мен­но с уста­нов­ле­ни­ем ему мест­но­го цер­ков­но­го празд­но­ва­ния, со­вер­ша­е­мо­го 19 ян­ва­ря/1 фев­ра­ля.

Случайный тест

(4 голоса: 5 из 5)