Благоверный князь Изясла́в Владимирский
Дни памяти
6 июля - Собор Владимирских святых
Житие
Изяслав Владимирский († окт. 1165, Владимир-на-Клязьме), старший сын владимиро-суздальского князя св. Андрея Юрьевича Боголюбского (имя и происхождение матери неизвестно), брат благоверных князей Мстислава и Глеба. В источниках Изяслав Андреевич начинает упоминаться, после того как его отец стал правителем Ростово-Суздальской земли.
Зимой 1159/60 г. Изяслав Андреевич во главе ростовского войска, в которое входила также «муромьская помочь», был отправлен в поход для оказания помощи своему нареченному зятю вщижскому князю Святославу Владимировичу, которого осадили войска черниговского князя Святослава Ольговича и полоцкого князя Всеслава Васильковича. При подходе ростовских войск к Вщижу осада была снята, князья заключили мир. В конце мая – начале июня 1160 г. новгородцы направили в Ростов посольство с предложением послать к ним на княжение сына Андрея Боголюбского. В летописях его имя не названо, но можно предположить, что речь шла об Изяславе Андреевиче. Однако князь Андрей отправил в Новгород своего племянника Мстислава Ростиславича.
В 1164 г. вместе с отцом, дядей Ярославом Юрьевичем и муромским князем Юрием Ярославичем Изяслав Андреевич участвовал в победоносном походе на Волжскую Булгарию. Русское войско взяло «град славный» Бряхимов и еще 3 крепости. По мнению русских князей и воинов, победа была одержана благодаря заступничеству Божией Матери через Ее чудотворную Владимирскую икону, находившуюся в русском войске. Захваченные князьями трофеи были использованы для украшения храмов. Рассказ о чуде от иконы и имена русских князей вошли в древнейшую редакцию Сказания о Владимирской иконе Божией Матери, описание чудес было включено в летописные своды, созданные в Сев.-Вост. Руси в XIII–XVI вв.
Вскоре после окончания похода Изяслав Андреевич скончался. 28 октября 1165 г. в присутствии отца и младшего брата Мстислава князь был похоронен в кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы во Владимире[1]. В источниках XV–XVII вв. погребение князя ошибочно отнесено к 28 сентября. В память о сыне Андрей Боголюбский в 1165 г. приказал построить Покрова Пресвятой Богородицы храм на Нерли.
Имя Изяслава Андреевича было записано в синодики Ростовской и Суздальской епархий. Наряду с двоюродным братом князем Изяславом Глебовичем Изяслав Андреевич упоминается в синодиках владимирских соборов и нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря[2]. Имена благоверных князей Изяслава и Мстислава Боголюбских записаны в помяннике нижегородского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря[3]. До середины XVI в. память об Изяславе Андреевиче была связана с его принадлежностью к правящей династии. В этом качестве князь упоминается в ранних родословцах летописной редакции, сохранившихся в Новгородской IV летописи, Летописном своде 1418 г., Новгородско-Софийском своде 30-х гг. XV в., Белорусско-Литовском своде 20-30-х гг. XVI в. и др.
В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам владимирского Успенского собора, составленной в конце 40-х – начале 50-х гг. XVI в. (вероятно, в 1550), изложен порядок поминания архиереев, великих князей, княгинь и их детей, чьи останки почивали в соборе. В связи с грамотой была составлена «Выписка о панихидах», в соответствии с которой в соборе по Изяславу Андреевичу должны были служиться панихиды[4]. В описи владимирских гробниц 1-й половины XVII в. упоминаются «розные гробницы» 3 сыновей великого князя Андрея Боголюбского, находившиеся на левой стороне Успенского собора. В середине XVII в., после реконструкции захоронений, в связи с перенесением 22 января 1645 г. в центр Успенского собора гробницы Владимирского великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, гробницы его двоюродных братьев были перемещены. Согласно новому описанию некрополя, «на левой стране у сторонних дверей», у гробницы Владимирского великого князя св. Михаила Юрьевича «в головах две гробницы князь Андреевых детей Боголюбскаго Глеба да Ижеслава: одна в стене, а другая возле»[5]. Над гробницей Изяслава Андреевича появился лист, текст которого в виде приписки воспроизведен в рукописи 1670 г. «Книги степенной царского родословия» из библиотеки Успенского собора[6]. В надгробном листе Изяслав Андреевич характеризуется как «кроткий, и смысленный, и храбрый» князь, сообщается, что он «на сопротивных устрои себе самострелные оружия – стрелы железныя великия» (в летописях об этом оружии известий нет), которые «и ныне в соборной церкви обретаются, и доднесь видими всеми». «Железные стрелы» Изяслава Андреевича оценивались современниками как важные реликвии. 3 октября 1697 г. по просьбе настоятеля ярославского в честь Преображения Господня монастыря архим. Иосифа владимирский протопоп Григорий Гаврилов передал в монастырь «железную стрелу великаго князя Андрея с чады… в похвалу великаго князя Феодора с чады, Смоленских и Ярославских чюдотворцев, сродича его Андрея Боголюбского с чады»[7]. О почитании Изяслава Андреевича во 2-й половине XVII–XVIII в. свидетельствует его упоминание вместе с отцом и младшими братьями в ряде списков «Росписи, что во Владимире у Пречистые Богородицы лежат благоверные и великие князи и княгини, и их дети, и епископы», а также в «Описании о Российских святых» (С. 215-216). В 1882 г. в ходе реставрации Успенского собора захоронение Изяслава Андреевича было освидетельствовано.
12 и 15 февраля 1919 г. мощи Изяслава Андреевича наряду с мощами других Владимирских святых были подвергнуты вскрытию, затем изъяты из собора. Они были возвращены Церкви в 50-х гг. XX в., в настоящее время почивают в Успенском соборе Владимира. Канонизация Изяслава Андреевича совершилась, по-видимому, внесением его имени в Собор Владимирских святых, празднование которому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева).
Примечания
[1] Бережков. 1963. С. 67, 158, 165, 176
[2] РГБ. Ф. 256. Рум. № 387. Л. 41, 42 об.
[3] НГОУНБ. Ф. 1. Оп. 2. № 37. Л. 18, нач. 30-х гг. XVII в.
[4] Роспись панихид владимирским князьям // ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67
[5] Виноградов. 1905. С. 67; Сиренов. 2006. С. 410
[6] РГБ. Ф. 178. Муз. № 4288. Л. 616 об.
[7] См.: Сиренов. 2003. С. 76-77
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но чтобы простить; не для того, чтобы Ему узнать грех твой: разве Он и без этого не знает? Но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Хочет Он показать тебе великость Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы был медлительнее на грех, ревностнее к добродетели.
1923 год. Вышел Томос о даровании автономии Финляндской Православной Церкви.
Утверждать себя в вере в Бога можно через рассматривание сотворенных от Бога вещей
Список храмов с престольным праздником Владимирской иконы Богород