Дни памяти

3 июня – Собор Карельских святых

28 июня  (переходящая) – Собор Новгородских святых

21 марта

Житие

Краткое житие преподобного Лазаря Муромского (Мурманского)

Пре­по­доб­ный Ла­зарь Мур­ман­ский был грек по на­цио­наль­но­сти, ро­дом из Кон­стан­ти­но­по­ля. В сво­ем род­ном го­ро­де он при­нял ино­че­ство в Вы­со­ко­гор­ском мо­на­сты­ре от стар­ца Афа­на­сия Дис­ке­та – стро­и­те­ля мно­гих оби­те­лей. За­тем пре­по­доб­ный 8 лет на­хо­дил­ся под ру­ко­вод­ством ке­са­рий­ско­го епи­ско­па Ва­си­лия. В 1343 го­ду епи­скоп Ва­си­лий, же­лая укре­пить­ся ду­хов­ным бла­го­сло­ве­ни­ем Рус­ской Церк­ви, от­пра­вил пре­по­доб­но­го Ла­за­ря как зна­то­ка ико­но­пи­си с ико­на­ми и да­ра­ми к Нов­го­род­ско­му свя­ти­те­лю Ва­си­лию (па­мять 10 фев­ра­ля, 4 ок­тяб­ря, 3 июля). Пре­по­доб­ный Ла­зарь дол­жен был сде­лать для Ке­са­рий­ской епар­хии спи­сок с ве­ли­кой нов­го­род­ской свя­ты­ни – ико­ны Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей (па­мять 15 ав­гу­ста), и со­ста­вить опи­са­ние нов­го­род­ских церк­вей и мо­на­сты­рей. Встре­тив пре­по­доб­но­го, нов­го­род­ский свя­ти­тель до зем­ли по­кло­нил­ся го­стю и бла­го­сло­вил его остать­ся в устро­ен­ном им мо­на­сты­ре. Де­сять лет вер­но слу­жил пре­по­доб­ный Ла­зарь свя­ти­те­лю Ва­си­лию, а в 1352 го­ду, по­сле кон­чи­ны свя­то­го ар­хи­пас­ты­ря, он "сво­и­ми ру­ка­ми одел в го­то­вые оде­я­ния свя­тое те­ло и мно­го про­лил слез".

Опе­ча­лен­ный тем, что ли­шил­ся он те­перь обо­их сво­их на­став­ни­ков (о кон­чине Ке­са­рий­ско­го епи­ско­па пре­по­доб­ный узнал ра­нее по пись­мам), пре­по­доб­ный Ла­зарь ду­мал воз­вра­тить­ся на ро­ди­ну, но вско­ре во сне ему явил­ся свя­ти­тель Нов­го­род­ский и ука­зал "ид­ти в се­вер­ную сто­ро­ну к мо­рю, к ост­ро­ву Муч, на озе­ре Оне­га" (Мур­ман­ский ост­ров на Онеж­ском озе­ре), а в ско­ром вре­ме­ни и его пер­вый на­став­ник – епи­скоп Ке­са­рий­ский во сне по­ве­лел ему ид­ти на то же ме­сто и ос­но­вать оби­тель. По ле­то­пи­сям из­вест­но, что в то вре­мя нов­го­род­цы пред­при­ни­ма­ли пер­вые по­пыт­ки об­ра­тить в хри­сти­ан­скую ве­ру на­ро­ды, на­се­ляв­шие По­мо­рье.

Но не сра­зу смог по­пасть свя­той Ла­зарь в те зем­ли – вла­де­лец ост­ро­ва, нов­го­род­ский по­сад­ник Иван, дол­го не усту­пал его. Усерд­но мо­лил­ся пре­по­доб­ный Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це и свя­то­му Иоан­ну Пред­те­че и пла­кал у гро­ба свя­ти­те­ля Ва­си­лия. И упор­ство земле­вла­дель­ца бы­ло слом­ле­но: од­на­жды сам свя­ти­тель Ва­си­лий явил­ся ему в "гроз­ном ви­де" и при­ка­зал от­дать ост­ров "дру­гу на­ше­му Ла­за­рю", ибо там "про­сла­вит­ся имя Ма­те­ри Бо­жи­ей".

При­был свя­той Ла­зарь один на бла­го­слов­лен­ное ме­сто. По­ста­вил крест, хи­жи­ну и "ма­лую хра­ми­ну" – ча­сов­ню. Вско­ре о нем про­слы­ша­ли жив­шие у озе­ра ло­па­ри и чудь, и мно­го стра­да­ний при­шлось ему пре­тер­петь от них: они спа­ли­ли его хи­жи­ну, вре­ди­ли, чем мог­ли, не раз би­ли его, гна­ли с ост­ро­ва; пре­сле­до­ва­ли, чтобы убить. Но Бог и Ца­ри­ца Небес­ная охра­ня­ли Сво­е­го угод­ни­ка. На ме­сте со­жжен­ной хи­жи­ны пре­по­доб­но­му Ла­за­рю яви­лась чу­дом уцелев­шая от ог­ня ико­на Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рой его бла­го­сло­ви­ли при по­стри­ге, и глас по­ве­ли­тель­ный был от нее: "Невер­ные лю­ди ста­нут вер­ны­ми, бу­дет еди­ная Цер­ковь и еди­ное ста­до Хри­сто­во. По­ставь на сем ме­сте цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы". В дру­гой раз ви­дел свя­той, как это же ме­сто бла­го­сло­ви­ла "Же­на све­то­леп­ная, си­я­ю­щая зо­ло­том, и бла­го­об­раз­ные му­жи по­кло­ня­лись Ей". А вско­ре к пре­по­доб­но­му при­шел сам ста­рей­ши­на ло­па­рей и про­сил ис­це­лить сле­по­рож­ден­но­го ре­бен­ка: "... то­гда мы уй­дем с ост­ро­ва, как при­ка­зы­ва­ют твои слу­ги". По­нял пре­по­доб­ный Ла­зарь, что это Ан­ге­лы небес­ные, и воз­бла­го­да­рил Гос­по­да. Он ис­це­лил сле­по­го ре­бен­ка, про­чи­тав над ним мо­лит­ву и окро­пив свя­той во­дой. По­сле это­го "злые лю­ди" по­ки­ну­ли ост­ров, а отец ис­це­лен­но­го впо­след­ствии стал мо­на­хом, и все сы­но­вья его кре­сти­лись.

С тех пор к пре­по­доб­но­му ста­ли при­хо­дить мно­гие из даль­них мест – он их кре­стил, по­стри­гал в ино­че­ство. При­шли к нему и его со­оте­че­ствен­ни­ки из Кон­стан­ти­но­по­ля – свя­тые ино­ки Еле­азар, Евме­ний и На­за­рий (па­мять 4 июня) – бу­ду­щие ос­но­ва­те­ли Пред­те­чен­ско­го мо­на­сты­ря в Оло­нец­ком крае.

По­бы­вав в Нов­го­ро­де, свя­той Ла­зарь по­лу­чил от епи­ско­па Мо­и­сея (1352–1360) бла­го­сло­ве­ние на устро­е­ние мо­на­сты­ря, ан­ти­минс и свя­щен­ные со­су­ды. Бы­ли по­стро­е­ны цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – пер­вая во всем По­мо­рье; цер­ковь Вос­кре­ше­ния Ла­за­ря, а так­же де­ре­вян­ная цер­ковь свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи с тра­пез­ной.

До глу­бо­кой ста­ро­сти устро­ял и укреп­лял Мур­ман­ский Успен­ский мо­на­стырь его рев­ност­ный на­сто­я­тель пре­по­доб­ный Ла­зарь.

Вре­мя кон­чи­ны бы­ло от­кры­то ему в ви­де­нии его вер­ным по­кро­ви­те­лем – свя­ти­те­лем Ва­си­ли­ем Нов­го­род­ским. Вы­брав с бра­ти­ей до­стой­но­го пре­ем­ни­ка се­бе – афон­ско­го стар­ца Фе­о­до­сия, при­ча­стив­шись Свя­тых Жи­во­тво­ря­щих Та­ин и бла­го­сло­вив всех, свя­той Ла­зарь ото­шел ко Гос­по­ду 8 мар­та 1391 го­да в воз­расте 105 лет. По­греб­ли его в ча­совне, ря­дом с цер­ко­вью в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Жи­тие свя­то­го бы­ло за­пи­са­но стар­цем Фе­о­до­си­ем со слов са­мо­го пре­по­доб­но­го.

В се­ре­дине XV ве­ка в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Ла­за­ря Мур­ман­ско­го игу­ме­ном был пре­по­доб­ный Афа­на­сий. По­сле кон­чи­ны те­ло по­движ­ни­ка бы­ло по­гре­бе­но в осо­бой ча­совне, где хра­ни­лись вери­ги свя­то­го – сви­де­тель­ство его по­дви­гов. По­чи­та­ние это­го угод­ни­ка идет из­древ­ле. Во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка игу­ме­на Афа­на­сия на­зы­ва­ли "пре­по­доб­ным чу­до­твор­цем". Из­вест­ны тро­парь и кондак свя­то­му.

Полное житие преподобного Лазаря Муромского (Мурманского)

Пре­по­доб­ный Ла­зарь был ро­дом с Во­сто­ка, из Кон­стан­ти­но­по­ля, где и вос­при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние. Он при­был на Рус­скую зем­лю и по­се­лил­ся в Нов­го­ро­де в то вре­мя, ко­гда паст­вой нов­го­род­ской пра­вил ар­хи­епи­скоп Ва­си­лий (с 1331 по 1352 гг.). Пре­по­доб­ный Ла­зарь жил вме­сте с свя­ти­те­лем Ва­си­ли­ем несколь­ко лет, и ко­гда пас­тырь ото­шел ко Гос­по­ду, по­движ­ник при­сут­ство­вал при его по­гре­бе­нии. Всту­пив­ший на пре­стол Нов­го­род­ский свя­той Мо­и­сей ока­зы­вал пре­по­доб­но­му свое бла­го­рас­по­ло­же­ние и да­же пред­ло­жил жить вме­сте с ним. Но он через неко­то­рое вре­мя по­же­лал уда­лить­ся на да­ле­кий Се­вер, на Онеж­ское озе­ро, где на­хо­дит­ся ост­ров Мур­ман­ский, или, как его име­но­ва­ли преж­де, Муч, и стал по­дроб­но рас­спра­ши­вать све­ду­щих лю­дей о тех ме­стах. Ост­ров был то­гда во вла­де­нии нов­го­род­ско­го по­сад­ни­ка Иоан­на. Пре­по­доб­ный Ла­зарь при­шел к нему и стал про­сить на жи­тель­ство этот ост­ров, по­ве­дал по­сад­ни­ку и то, что он воз­двигнет там цер­ковь и по­стро­ит мо­на­стырь. Сна­ча­ла по­сад­ник Иоанн по­жа­лел ост­ро­ва и от­ка­зал пре­по­доб­но­му. Но ему бы­ло во сне ви­де­ние (умер­ший ар­хи­епи­скоп Ва­си­лий явил­ся и гроз­но при­ка­зал по­сад­ни­ку от­дать ост­ров Ла­за­рю) и, при­звав по­движ­ни­ка, он ска­зал: «Сту­пай, от­че, на ме­сто, ука­зан­ное те­бе Бо­гом, на ост­ров Муч». При этом и рас­ска­зал о ви­де­нии, быв­ше­му ему. Од­на­ко род­ствен­ни­ки по­сад­ни­ка ста­ли жа­леть об ост­ро­ве и усту­пи­ли его лишь за пла­ту в 100 гри­вен се­реб­ра и за неко­то­рые дра­го­цен­ные ве­щи. Ла­зарь от­пра­вил­ся на Мур­ман­ский ост­ров со слу­га­ми по­сад­ни­ка, ко­то­рых тот по­слал для сбо­ра по­да­тей. Пе­ред отъ­ез­дом пре­по­доб­ный по­се­тил свя­то­го Мо­и­сея, ис­про­сил у него бла­го­сло­ве­ние и пе­ре­дал ему о при­чине сво­е­го от­ше­ствия в пу­сты­ню. Свя­той ар­хи­пас­тырь бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го и пред­рек мно­го та­ко­го, что по­том сбы­лось. По­мо­лил­ся пре­по­доб­ный Ла­зарь у гро­ба сво­е­го ду­хов­но­го дру­га ар­хи­епи­ско­па Ва­си­лия и от­пра­вил­ся в пу­сты­ню.

По­сле дол­го­го и труд­но­го пу­те­ше­ствия, ко­гда не один раз смерть гро­зи­ла пут­ни­кам, пре­по­доб­ный при­был на ост­ров, в то вре­мя необи­та­е­мый. Он по­ста­вил се­бе ма­лую хи­жи­ну и стал про­во­дить тя­же­лую жизнь от­шель­ни­ка. Непо­да­ле­ку от это­го ост­ро­ва жи­ли ди­кие и не ве­ду­щие ис­тин­но­го Бо­га ино­род­цы – ло­па­ри. Не лю­бо им бы­ло, что на ост­ро­ве по­се­лил­ся от­шель­ник, и они ча­сто при­хо­ди­ли сю­да. Неко­то­рые по­се­ли­лись вме­сте с сво­и­ми же­на­ми и детьми неда­ле­ко от хи­жи­ны пре­по­доб­но­го, при­чи­ня­ли ему мно­го огор­че­ний и го­во­ри­ли: «Оставь ты, инок, это ме­сто».

Мно­го раз они неми­ло­серд­но би­ли свя­то­го, гро­зи­ли да­же убить его, неод­но­крат­но от­го­ня­ли его с ост­ро­ва. Но Гос­подь не остав­лял сво­е­го из­бран­ни­ка, укреп­лял и хра­нил его. Ло­па­ри силь­нее и силь­нее опол­ча­лись на пре­по­доб­но­го Ла­за­ря: со­би­ра­лись убить его. То­гда пре­по­доб­ный уда­лил­ся на од­ну го­ру, на­зы­ва­е­мую Те­те­ре­ви­ца, где он ис­ко­пал се­бе ма­лую пе­ще­ру, в од­ном по­при­ще от ост­ро­ва. Од­на­жды по­до­шли они к хи­жине, но пре­по­доб­ный был не в ней, а в сво­ей пе­ще­ре. Ди­кие лю­ди ду­ма­ли най­ти в хи­жине пре­по­доб­но­го со­кро­ви­ще, но, не най­дя ни­че­го, пре­да­ли ее ог­ню. И как бы в воз­мез­дие за это на­пал на них ве­ли­кий страх, и мно­гие из них ослеп­ли. В хи­жине на­хо­ди­лась ико­на Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рой бла­го­сло­ви­ли пре­по­доб­но­го при его по­стри­же­нии в ино­ки. Уви­дев, как сго­ре­ла хи­жи­на, пре­по­доб­ный весь­ма опе­ча­лил­ся, ду­мая, что ико­на по­гиб­ла в огне. На­прав­ля­ясь к ме­сту сво­ей хи­жи­ны, он раз­мыш­лял о том, угод­но ли Гос­по­ду, чтобы оби­тель бы­ла на этом ме­сте. И вдруг, осмот­рев­шись, уви­дал невда­ле­ке, как яр­кий луч сол­неч­ный, об­раз Пре­чи­стой, ко­то­рый сто­ял у де­ре­ва на три лок­тя от зем­ли, ни­кем не под­дер­жи­ва­е­мый. Пре­по­доб­ный Ла­зарь с ра­до­стью при­бли­зил­ся к это­му ме­сту и дол­го мо­лил­ся со сле­за­ми пе­ред ико­ной Бо­го­ма­те­ри. И услы­шал он го­лос от свя­той ико­ны: «При­зрю на сми­рен­ных ра­бов Мо­их и на ме­сто сие и не остав­лю его. По­веле­ваю те­бе: воз­двиг­ни на сем ме­сте цер­ковь во имя Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Пе­чер­ской».

По­ра­жен­ный чу­дом, пре­по­доб­ный дол­го, как мерт­вый, ле­жал на зем­ле. За­тем, встав, он про­сла­вил Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу: «Бо­го­ро­ди­це, всем Ца­ри­ца, пра­во­слав­ным по­хва­ла. Ты рас­се­и­ва­ешь ере­ти­че­ские ша­та­ния, Ты по­срам­ля­ешь не по­кло­ня­ю­щих­ся Те­бе и не чту­щих Тво­е­го Пре­чи­сто­го об­ра­за».

И был то­гда вто­рич­но го­лос от ико­ны: «Сии лю­ди невер­ные бу­дут вер­ны­ми, бу­дет еди­на цер­ковь и еди­но ста­до Хри­сто­во».

По­сле то­го ико­на Бо­го­ма­те­ри, быв­шая на воз­ду­хе, спу­сти­лась вниз к пре­по­доб­но­му и ста­ла у него над го­ло­вой. Пре­по­доб­ный с ве­ли­кой ра­до­стью при­нял ее в ру­ки и при­нес в свою пе­ще­ру.

В дру­гой раз пре­по­доб­ный Ла­зарь скры­вал­ся в сво­ей пе­ще­ре от ло­па­рей, ис­кав­ших умерт­вить его. В стра­хе усерд­но мо­лил­ся он Гос­по­ду и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це, пел псал­мы и ка­но­ны. Взгля­нув на ост­ров, он узрел див­ное ви­де­ние: по­сре­дине ост­ро­ва, там, где бы­ла рань­ше на воз­ду­хе ико­на Бо­го­ма­те­ри, сто­я­ла све­то­леп­ная Же­на, окру­жен­ная неиз­ре­чен­ным све­том и укра­шен­ная зо­ло­ты­ми ри­за­ми; бла­го­об­раз­ные му­жи из­да­ле­ка по­кла­ня­лись све­то­леп­ной Жене, а Она бла­го­слов­ля­ла то ме­сто, на ко­то­ром впо­след­ствии бы­ла по­стро­е­на цер­ковь Успе­ния Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы. Пре­по­доб­ный ис­пол­нил­ся ве­ли­кою ра­до­стью и сно­ва мо­лил­ся За­ступ­ни­це ро­да че­ло­ве­че­ско­го. От­пев утрен­нее пра­ви­ло, он на рас­све­те при­шел к ме­сту яв­ле­ния Бо­го­ма­те­ри, по­ста­вил здесь крест и ис­ко­пал пе­ще­ру – ме­сто бу­ду­ще­го мо­на­сты­ря.

Вско­ре по­сле это­го явил­ся к пу­стын­ни­ку ста­рей­ши­на ло­па­рей, неся на ру­ках сле­по­рож­ден­ное ди­тя свое, и ска­зал: «Ис­це­ли его, и мы отой­дем от это­го ост­ро­ва, как при­ка­зы­ва­ют нам твои слу­ги». Уди­вил­ся пре­по­доб­ный его сло­вам, но, со­вер­шив мо­ле­ние Гос­по­ду Бо­гу и Пре­чи­стой, взял от­ро­ка, окро­пил его свя­тою во­дою, при­ло­жил к об­ра­зу Бо­го­ро­ди­цы, и ди­тя про­зре­ло. Ста­рей­ши­на уда­лил­ся в ра­до­сти и через неко­то­рое вре­мя сно­ва вер­нул­ся к чу­до­твор­цу, при­нес в дар часть сво­е­го име­ния и пи­щу. Пре­по­доб­ный взял от него од­ну толь­ко шку­ру оле­ня и немно­го пи­щи. Ло­парь при этом ска­зал пре­по­доб­но­му: «С то­бой жи­вут здесь твои слу­ги, они силь­но бьют жез­ла­ми на­ших жен и де­тей и при­ка­зы­ва­ют оста­вить сие ме­сто». И о том по­ве­дал он, что на этом ме­сте они слы­шат звон. Пре­по­доб­ный от­пу­стил его с ми­ром. Вско­ре по­сле это­го ло­па­ри ушли с ост­ро­ва к оке­а­ну, а стар­ши­на их впо­след­ствии при­нял хри­сти­ан­ство и стал мо­на­хом, кре­сти­лись и сы­но­вья его. То­гда ста­ли при­хо­дить к пре­по­доб­но­му лю­ди из даль­них стран и жить с ним, при­чем неко­то­рые при­ни­ма­ли ино­че­ское по­стри­же­ние. И по­ста­ви­ли то­гда от­шель­ни­ки де­ре­вян­ную цер­ковь в честь Вос­кре­ше­ния Ла­за­ря, дру­га Бо­жия.

То­гда пре­по­доб­ный на­пра­вил­ся к Нов­го­род­ско­му ар­хи­епи­ско­пу, свя­то­му Мо­и­сею. Свя­ти­тель по­дроб­но рас­спро­сил его о ме­сте по­дви­гов, о мно­го­труд­ном пу­стын­ном жи­тии его, бла­го­сло­вил, дал ему ан­ти­минс, свя­щен­ные со­су­ды и обиль­ную ми­ло­сты­ню. Пре­бы­вая в Нов­го­ро­де, по­движ­ник узнал, что по­сад­ник Иоанн уже скон­чал­ся. То­гда он при­шел к его сы­ну Фе­о­до­ру. По­след­ний с лю­бо­вью при­нял пре­по­доб­но­го и ска­зал ему: «Отец мой, от­хо­дя ко Гос­по­ду, ве­лел мне от­дать те­бе сто гри­вен, ко­то­рые преж­де он взял от те­бя за Мур­ман­ский ост­ров; есть у ме­ня, от­че, и гра­мо­та от­ца мо­е­го о том ост­ро­ве, на ко­то­ром жи­вешь ты». При этом он от­дал пре­по­доб­но­му 100 гри­вен и щед­рое по­жерт­во­ва­ние на устро­е­ние оби­те­ли; от­дал он и гра­мо­ту, где отец его соб­ствен­ною ру­кою на­пи­сал сле­ду­ю­щее: «Во имя От­ца, и Сы­на, и Свя­та­го Ду­ха. Дал я, по­сад­ник Иван, Фо­мин сын, Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це, свя­щен­ни­ку Ла­за­рю и его чер­не­цам при­над­ле­жа­щую мне часть зем­ли и во­ды, по сво­ей ду­ше и по сво­их ро­ди­те­лях, на озе­ре Оне­ге ост­ров Муч со всею зем­лею, и озе­ро Мур­ман­ское, и око­ло озе­ра реч­ки, и ост­ров­ки. В них во­ды, ло­ви­ща и пе­ре­ве­си­ща, чем вла­дел я, по­ко­сы, и по­рос­шие зем­ли, и во­ды. Пусть вла­де­ют зем­лею и во­дою все чер­не­цы Пре­чи­стой во ве­ки. А де­тям мо­им не всту­пать­ся, вла­стям не де­лать на­си­лия, не от­ни­мать ни зем­ли, ни во­ды; пусть вла­де­ют по ду­хов­ной и по куп­чей де­да мо­е­го во ве­ки, пусть чер­не­цы об­ра­ба­ты­ва­ют зем­лю при по­мо­щи сво­их слуг. А кто пре­сту­пит на­шу гра­мо­ту и на­ру­шит ее, тот даст от­вет Бо­гу и Пре­чи­стой».

Спу­стя неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный из Нов­го­ро­да от­пра­вил­ся на свой пу­стын­ный ост­ров. Там он еще усерд­нее тру­дил­ся над устро­е­ни­ем оби­те­ли: освя­тил цер­ковь в честь вос­кре­ше­ния Ла­за­ря, дру­га Бо­жия, по­ста­вил кел­лии для спо­движ­ни­ков и ого­ро­дил все ме­сто. Два ино­ка, при­шед­шие из Ки­е­ва, по­стро­и­ли дру­гую цер­ковь – Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Пе­чер­ской. И ста­ло умно­жать­ся то­гда чис­ло бра­тии. Вско­ре при­шел в но­вую оби­тель с Го­ры Афон­ской ста­рец Фе­о­до­сий, ко­то­рый про­во­дил весь­ма доб­ро­де­тель­ную жизнь и но­сил на се­бе тя­же­лые вери­ги.

Меж­ду тем пре­по­доб­ный Ла­зарь до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти, и бы­ло яв­ле­но ему, что ско­ро по­сле­ду­ет его кон­чи­на. То­гда он при­звал к се­бе бра­тию и ска­зал: «Бра­тья мои, вы са­ми ви­ди­те, что при­шел ко­нец мо­ей жиз­ни. Из сре­ды ва­шей из­бе­ри­те се­бе во­ждя и учи­те­ля».

Но бра­тья про­си­ли, чтобы пре­по­доб­ный сам на­зна­чил им игу­ме­на. То­гда пре­по­доб­ный бла­го­сло­вил Фе­о­до­сия на игу­мен­ство в сво­ей оби­те­ли. При­ча­стив­шись Хри­сто­вых Тайн, он бла­го­сло­вил бра­тию и, воз­дев свя­тые свои ру­ки, пре­дал Гос­по­ду дух свой. Бра­тия с че­стью и с псал­мо­пе­ни­ем по­греб­ли пре­по­доб­но­го за ал­та­рем церк­ви дру­га Бо­жия Ла­за­ря, на том ме­сте, где пре­по­доб­ный по­ста­вил пер­во­на­чаль­но крест. Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Ла­зарь 8 мар­та 1391 го­да, на 105-м го­ду сво­ей жиз­ни. Мо­щи его по­чи­ва­ют под спу­дом под­ле Успен­ской церк­ви быв­ше­го Мур­ман­ско­го мо­на­сты­ря.

Случайный тест