Преподобный Ла́зарь Муромский (Мурманский), Олонецкий, игумен
Дни памяти
Житие
Преподобный Лазарь был грек по национальности, родом из Константинополя, где и воспринял иноческое пострижение. В своем родном городе он принял иночество в Высокогорском монастыре от старца Афанасия Дискета – строителя многих обителей. Затем преподобный 8 лет находился под руководством кесарийского епископа Василия.
По поручению Константинопольского патриарха Филофея Коккина прп. Лазарь вместе с епископом Евмением отправился в Вел. Новгород к архиеп. Василию Калике (1330-1352) вручить ему белый клобук и послание. По возвращении в Константинополь Лазарь и Евмений рассказали Филофею о «величествии» Новгорода и передали ему «подобие» (портрет) Василия Калики. Этот портрет написал Лазарь, поскольку он был изографом. Через некоторое время Лазарь снова отправился в Новгород по поручению своего «духовного настоятеля» Кесарийского еп. Василия (в конце агиографической Повести он назван Царьградским епископом), чтобы «изготовить список» с новгородской иконы Софии Премудрости Божией и написать «изображения» новгородских храмов и монастырей. Выполнив эту работу, Лазарь отправил с купцами свои произведения в Кесарию, а сам остался жить в Новгороде.
Рядом с архиеп. Василием Лазарь провел 4 года (в Краткой редакции – 9 лет), до самой кончины Новгородского владыки. В 1352 году, после кончины святого архипастыря Василия Калики, он своими руками одел в готовые одеяния святое тело и много пролил слез.
Лазарь пользовался покровительством следующего архиепископа, свт. Моисея (1352-1360), и некоторое время жил в новгородском Деревяницком в честь Воскресения Христова монастыре, помышляя о возвращении на родину.
Но Василий Калика и Василий, еп. Кесарийский, тоже уже умерший, по очереди явились Лазарю в видении и повелели ему отправиться на «велие езеро» (Онежское), чтобы основать на острове Мурма (или Муч) монастырь и предать там погребению тело египетского митрополита Макария [1].
По летописям известно, что в то время новгородцы предпринимали первые попытки обратить в христианскую веру народы, населявшие Поморье.
Лазарь стал подробно расспрашивать сведущих людей о тех местах. Остров был тогда во владении новгородского посадника Иоанна. Преподобный Лазарь пришел к нему и стал просить на жительство этот остров, поведал посаднику и то, что он воздвигнет там церковь и построит монастырь. Сначала посадник Иоанн пожалел острова и отказал преподобному. Но ему было во сне видение (умерший архиепископ Василий явился и грозно приказал посаднику отдать остров Лазарю) и, призвав подвижника, он сказал: «Ступай, отче, на место, указанное тебе Богом, на остров Муч». При этом и рассказал о видении, бывшему ему. Однако родственники посадника стали жалеть об острове и уступили его лишь за плату в 100 гривен серебра и за некоторые драгоценные вещи. Лазарь отправился на Мурманский остров со слугами посадника, которых тот послал для сбора податей. Перед отъездом преподобный посетил святого Моисея, испросил у него благословение и передал ему о причине своего отшествия в пустыню. Святой архипастырь благословил преподобного и предрек много такого, что потом сбылось. Помолился преподобный Лазарь у гроба своего духовного друга архиепископа Василия и отправился в путь.
После долгого и трудного путешествия, когда не один раз смерть грозила путникам, преподобный прибыл на остров, в то время необитаемый. Поставив хижину, он стал проводить тяжелую жизнь отшельника. Неподалеку от этого острова жили дикие и не ведущие истинного Бога инородцы – лопари и чудь. Не любо им было, что на острове поселился отшельник, и они часто приходили сюда. Некоторые поселились вместе со своими женами и детьми недалеко от хижины преподобного, причиняли ему много огорчений и говорили: «Оставь ты, инок, это место».
Много раз они немилосердно били святого, грозили даже убить его, неоднократно отгоняли его с острова. Но Господь не оставлял Своего избранника, укреплял и хранил его. Лопари сильнее и сильнее ополчались на преподобного Лазаря: собирались убить его. Тогда преподобный удалился на одну гору, называемую Тетеревица, где он ископал себе малую пещеру, в одном поприще от острова.
Однажды подошли они к хижине, но преподобный был не в ней, а в своей пещере. Дикие люди думали найти в хижине преподобного сокровище, но, не найдя ничего, предали ее огню. И как бы в возмездие за это напал на них великий страх, и многие из них ослепли. В хижине находилась икона Богородицы, которой благословили преподобного при его пострижении в иноки. Увидев, как сгорела хижина, преподобный весьма опечалился, думая, что икона погибла в огне. Направляясь к месту своей хижины, он размышлял о том, угодно ли Господу, чтобы обитель была на этом месте. И вдруг, осмотревшись, увидал на месте сожженной хижины чудом уцелевший от огня образ Пресвятой Богородицы, и услышал глас: «Неверные люди станут верными, будет единая Церковь и единое стадо Христово. Поставь на сем месте церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы». В другой раз видел святой, как это же место благословила «Жена светолепная, сияющая золотом, и благообразные мужи поклонялись Ей». А вскоре к преподобному пришел сам старейшина лопарей и просил исцелить слепорожденного ребенка: «Тогда мы уйдем с острова, как приказывают твои слуги». Понял преподобный Лазарь, что это Ангелы небесные, и возблагодарил Господа. Совершив моление Господу Богу и Пречистой, Лазарь взял дитя, окропил его святою водою, приложил к образу Богородицы, и чадо прозрело. Старейшина удалился в радости и через некоторое время снова вернулся к чудотворцу, принес в дар часть своего имения и пищу. Преподобный взял от него одну только шкуру оленя и немного пищи. После этого «злые люди» покинули остров, а отец исцеленного впоследствии стал монахом, и все сыновья его крестились.
Тогда стали приходить к преподобному люди из дальних стран и жить с ним, причем некоторые принимали иноческое пострижение. И поставили тогда отшельники деревянную церковь в честь Воскрешения Лазаря, друга Божия.
Этот храм преподобный построил на месте чудесного видения: Пресв. Богородица, св. Иоанн Предтеча и ап. Иоанн Богослов измеряли «вервием» место для храма, а посвящение престола было начертано «ангеловою рукою» на кресте, перед которым молился основатель обители. Лазаревская церковь предназначалась для погребения близ нее умерших насельников и странников.
Собравшаяся братия построила еще 2 деревянные церкви: в честь Успения Пресв. Богородицы и в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (трапезную).
Пришли к нему и его соотечественники из Константинополя – святые иноки Елеазар, Евмений и Назарий – будущие основатели Предтеченского монастыря в Олонецком крае.
Вскоре преподобный направился к Новгородскому архиепископу, святому Моисею. Святитель подробно расспросил его о месте подвигов, о многотрудном пустынном житии его, благословил, дал ему антиминс, священные сосуды и обильную милостыню. Пребывая в Новгороде, подвижник узнал, что посадник Иоанн уже скончался. Тогда он пришел к его сыну Феодору. Последний с любовью принял преподобного и сказал ему: «Отец мой, отходя ко Господу, велел мне отдать тебе сто гривен, которые прежде он взял от тебя за Мурманский остров; есть у меня, отче, и грамота отца моего о том острове, на котором живешь ты». При этом он отдал преподобному 100 гривен и щедрое пожертвование на устроение обители; отдал он и грамоту, где отец его собственною рукою написал следующее: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Дал я, посадник Иван, Фомин сын, Пречистой Богородице, священнику Лазарю и его чернецам принадлежащую мне часть земли и воды, по своей душе и по своих родителях, на озере Онеге остров Муч со всею землею, и озеро Мурманское, и около озера речки, и островки. В них воды, ловища и перевесища, чем владел я, покосы, и поросшие земли, и воды. Пусть владеют землею и водою все чернецы Пречистой во веки. А детям моим не вступаться, властям не делать насилия, не отнимать ни земли, ни воды; пусть владеют по духовной и по купчей деда моего во веки, пусть чернецы обрабатывают землю при помощи своих слуг. А кто преступит нашу грамоту и нарушит ее, тот даст ответ Богу и Пречистой».
Спустя некоторое время преподобный из Новгорода отправился на свой пустынный остров. Там он еще усерднее трудился над устроением обители: освятил церковь в честь воскрешения Лазаря, друга Божия, поставил келлии для сподвижников и огородил все место. Первыми монахами были старцы из Киево-Печерской лавры Иона и Евфросин, они построили другую церковь – Успения Пресвятой Богородицы Печерской. И стало умножаться тогда число братии. Вскоре пришел в новую обитель с Горы Афонской старец Феодосий, который проводил весьма добродетельную жизнь и носил на себе тяжелые вериги.
Между тем преподобный Лазарь достиг глубокой старости, и было явлено ему, что скоро последует его кончина. Тогда он призвал к себе братию и сказал: «Братья мои, вы сами видите, что пришел конец моей жизни. Из среды вашей изберите себе вождя и учителя».
Но братья просили, чтобы преподобный сам назначил им игумена. Тогда преподобный благословил Феодосия на игуменство в своей обители. Причастившись Христовых Тайн, он благословил братию и, воздев святые свои руки, предал Господу дух свой. Братия с честью и с псалмопением погребли преподобного за алтарем церкви друга Божия Лазаря, на том месте, где преподобный поставил первоначально крест. Преставился преподобный Лазарь 8 марта 1391 года, на 105-м году своей жизни. Мощи его почивают под спудом подле Успенской церкви бывшего Мурманского монастыря.
Житие святого было записано старцем Феодосием со слов самого преподобного Лазаря.
В Крыму в честь святого построен мужской монастырь преподобного Лазаря Муромского (Скалистое).
Примечание
[1] Заключительная часть агиографической Повести прп. Лазаря Муромского посвящена истории обретения и погребения на о-ве Мурма тела египетского митрополита Макария; эта часть вновь излагается от лица прп. Лазаря. По повелению ангела Лазарь долгие годы искал тело святителя, но нашел его только после явления Пресв. Богородицы и окончательного забвения «всех страстей плотских». Тело митр. Макария находилось в гробу в пещере на берегу озера более 300 лет и охранялось ангелом. Лазарь вместе с ангелом похоронил митр. Макария, причем святитель, «яко жив», благословил Лазаря своей рукой и принял участие в церемонии своего захоронения. О митр. Макарии сообщаются в тексте анахронистические данные: он «остави епископию… в лето 6532 (1024)», жил в годы правления Новгородского еп. (впосл. архиепископа) св. Нифонта (1131-1156), а «преставися в лето 6552 (1044)». Описание внешности митр. Макария («велик возрастом, брада до колену, лице и персты долги, власы русы с сединою») соответствует иконописному облику прп. Макария Великого.
Жития и книги в библиотеке
- Преподобные Лазарь и Афанасий Мурманские, или Муромские свт. Димитрий Ростовский
- Сведения о преподобном Лазаре муромском Докучаев-Басков К. А.
- Житие Лазаря Муромского Словарь книжников и книжности Древней Руси
- Лазарь Мурманский, преподобный проф. С. И. Смирнов
- Лазарь, преподобный Муромский (Мурманский) Половцов А. А.
- Преподобные Лазарь и Афанасий Мурманские, или Муромские (XIV-XV вв.) мон. Таисия (Карцова)
- Память преподобных Лазаря и Афанасия Мурманских, Олонецких иером. Макарий Симонопетрский
- Преподобный авва Лазарь, Мурманский или Муромский чудотворец граф М.В. Толстой
- Преставление пр. Лазаря Мурманского свт. Филарет Черниговский
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Я́ко свети́льник пресве́тел, яви́лся еси́/ во о́стpове Му́рома е́зера,/ пpеподо́бне о́тче Ла́заре./ Ты бо Кpе́ст Хpисто́в от ю́ности своея́ на pа́мо взе́м,/ усе́pдно Тому́ после́довал еси́,/ чистото́ю Бо́гови пpибли́жився,/ и язы́чники-лопари́ ко све́ту Ева́нгелия приве́л еси́./ Тем и мы, пpитека́юще к тебе́, уми́льно глаго́лем:/ о́тче пpеподо́бне,/ моли́ Хpиста́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8
Оте́чества, преподо́бне, удали́вся/ и на о́стров Му́рома е́зера восше́д,/ подви́жническое житие́ показа́л еси́,/ и мно́гих доброде́тельми удиви́, ко Христу́ приве́л еси́./ Помина́й нас, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Ла́заре, о́тче на́ш.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
...Евхаристия – это Таинство Таинств, исполнение и венец всего в Церкви. Евхаристия всегда завершает, всегда следует после других служб. Это окончательное действо, реальное участие в Царстве Божием. После Евхаристии никакие другие службы духовно невозможны. Добавление молитв после Евхаристии есть свидетельство литургического упадка.