10 советов по запоминанию стихов

10 советов по запоминанию стихов

(6 голосов4.5 из 5)

Чтобы уче­ние сти­хов не стало моно­тон­ной зубрежкой.

  1. При­учайте ребенка к ритму с ран­него дет­ства. Исполь­зуйте эле­менты фольк­лора, потешки, стишки, ско­ро­го­ворки. Если с пеле­нок мама будет вво­дить в оби­ход риф­мо­ван­ные строчки, память и про­цесс запо­ми­на­ния будут раз­ви­ваться есте­ствен­ным путем, и уже в более стар­шем воз­расте разу­чи­ва­ние рифм не ста­нет проблемой.
  2. Чтобы сти­хо­тво­ре­ние учи­лось легко, про­чув­ствуйте ритм. Можно поде­лать с ребен­ком дви­же­ния под ритм сти­хо­тво­ре­ния. Или попро­бо­вать запом­нить сти­хо­тво­ре­ние под музыку, благо суще­ствуют раз­лич­ные дет­ские песни на корот­кие стихи, напри­мер, супру­гов Желез­но­вых (мето­дика раз­ви­тия «Музыка с мамой»).
  3. Для заучи­ва­ния сти­хо­тво­ре­ния можно исполь­зо­вать мячик: мама гово­рит строчку и бро­сает мячик ребенку. Он повто­ряет строчку и бро­сает мяч вам обратно. Мама гово­рит сле­ду­ю­щую строчку и опять бро­сает мяч и так далее. Когда ребе­нок позна­ко­мится со сти­хо­тво­ре­нием поближе, можно бро­сать мяч на каж­дое слово. В этом слу­чае ребе­нок не повто­ряет за вами слова, а каж­дый из вас гово­рит сле­ду­ю­щее слово в момент, когда мяч ока­зы­ва­ется у него в руках.
  4. «Учите ребенка каким-нибудь неиз­вест­ным ему пяти сло­вам — он будет долго и напрасно мучиться, но свя­жите два­дцать таких слов с кар­тин­ками, и он их усвоит на лету», — писал К. Д. Ушин­ский. Иными сло­вами, исполь­зуйте мне­мо­таб­лицы. Суть заклю­ча­ется в том, что на каж­дое слово или малень­кое сло­во­со­че­та­ние при­ду­мы­ва­ется кар­тинка — сим­вол, изоб­ра­жа­ю­щая дей­ствие или пред­мет, таким обра­зом, все сти­хо­тво­ре­ние зари­со­вы­ва­ется схематически.
  5. Если ваш ребе­нок больше дру­жит с циф­рами, чем с бук­вами, и запо­ми­на­ние дается ему непро­сто – попро­буйте объ­яс­нить кра­соту рифмы на его языке:

Стихи Пуш­кина цифрами:

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

Мая­ков­ский в цифрах:

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

Есе­нин — стих цифрами:

14 126 14
132 17 43.
16 42… 511
704 83.
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02

Сонет В.Шекспира  №23
132  15  27
145  120  49
511 2107
2000229

3  26  713  5
2  20  40  328
7  33  4  45
3  5  700  148
16  30  10  27
127  513  20
2500 147

4  117  25  16
701 2107 ?
7  25  615  7 ?

А вы смогли бы?
В.Маяковский

15  20  28
16  30  29
123  120  8
110 249

5  28  10  20
124 136
105
108 3
17
511 2106 ?

Что такое хорошо…

47  3  9  5
3  4  20
220 305
6  2  105  17 ?

  1. Объ­яс­няйте ребенку прочитанное.

Там лес и дол виде­ний полны;
Там о заре при­хлы­нут волны
На брег пес­ча­ный и пустой,
И трид­цать витя­зей прекрасных
Чре­дой из вод выхо­дят ясных..

Неуди­ви­тельно, если на этих стро­ках ребе­нок сби­ва­ется, хотя избушку на курьих нож­ках и кота на цепи он отлично запом­нил. Что такое «дол», «виде­ния»? Как выгля­дит чреда витя­зей? Если ребенку непо­ня­тен смысл слов, запом­нить рифму будет непро­сто, либо он инту­и­тивно нач­нет заме­нять непо­нят­ные слова на что-то зна­ко­мое: «дол» — «пол», «о заре» — «на заре» и т.д.

  1. Визу­а­ли­зи­руйте образ. Бывает, что все слова понятны, но из них все равно не скла­ды­ва­ется кар­тинка. Ребе­нок повто­ряет «травка зеле­неет, сол­нышко бле­стит», а не видит ни травки, ни сол­нышка, и после­ду­ю­щие строчки выле­тают из головы. Стоит спро­сить его, как он это видит, обсу­дить эту кар­тинку, – когда она есть в голове, выучить сти­хо­тво­ре­ние гораздо легче. А еще лучше попро­бо­вать нари­со­вать прочитанное.
  2. Сов­мест­ное разу­чи­ва­ние бла­го­творно вли­яет на запо­ми­на­ние сти­хов. Можно чере­до­вать строчки с мамой, читать и учить по оче­реди. В конце кон­цов, это полез­ное дело не только для тре­ни­ровки памяти детей, но и взрос­лых. Чтобы ребе­нок «влился» в сотвор­че­ство по выучи­ва­нию сти­хов, роди­телю важно про­де­мон­стри­ро­вать свою заинтересованность.
  3. Не пытай­тесь запом­нить все и сразу, делайте пере­рыв. Малень­кие дети не могут долго кон­цен­три­ро­ваться на чем-то одном, музы­каль­ная пауза или физ­культ-минутка при разу­чи­ва­нии сти­хов необходимы.
  4. Не забы­вайте, что все дети от рож­де­ния обла­дают раз­ным типом памяти. Если ребе­нок аудиал, для него опти­маль­ный вари­ант запо­ми­на­ния сти­хо­тво­ре­ния будет на слух. Если кине­сте­тик – с ним можно поиг­рать в мяч и дру­гие актив­ные игры. Визу­алу подой­дет мне­мо­тех­ника. Имейте в виду, что опре­де­лен­ный тип памяти в «чистом» виде встре­ча­ется не часто, поэтому реко­мен­ду­ется поль­зо­ваться раз­ными методами.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки