Архим. Савва (Мажуко) о цели воспитания: «Всё просто – мужчина, сын, отец…»

Архим. Савва (Мажуко) о цели воспитания: «Всё просто – мужчина, сын, отец…»

(6 голосов5.0 из 5)

Говоря о пра­во­слав­ном вос­пи­та­нии, мы про­из­но­сим много кра­си­вых и тор­же­ствен­ных слов, но ино­гда забы­ваем о прак­ти­че­ских целях и зада­чах. Каких? Напо­ми­нает наш частый и люби­мый собе­сед­ник архи­манд­рит Савва (Мажуко).

83627f366982e69a9d7ce0c1ecc016b6 - Архим. Савва (Мажуко) о цели воспитания: «Всё просто – мужчина, сын, отец…»«Боль­шин­ство из вас, да и я сам, не полу­чили в свое время долж­ного рели­ги­оз­ного образования.

Такое было время: слож­ный период исто­рии пере­жи­вала наша страна, наш народ, что поде­лать, – и нам при­шлось жить в эту эпоху.

Хорошо помню время в начале 90‑х годов, когда надежды наших близ­ких, наших совре­мен­ни­ков были устрем­лены к Церкви, что вот Цер­ковь ска­жет свое слово, оздо­ро­вит наше обще­ство, и люди как-то мас­сово взя­лись вен­чаться, молиться, креститься.

Помню, мы тогда вен­чали по 5–10 пар, по 30 чело­век крестили.

Как раз в начале 90‑х я начал пре­по­да­вать в дет­ской вос­крес­ной школе, где у нас было очень много учеников.

Роди­тели сда­вали (именно сда­вали) детей в школу с боль­шой надеж­дой, что как раз дети, в отли­чие от нас, усвоят истину Хри­стову, батюшки научат их пра­вильно жить, и тогда земля рас­цве­тет и все будет хорошо.

И вдруг люди столк­ну­лись с труд­но­стями – вдруг ока­за­лось, что это рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние не пана­цея. Почему? 

Потому что вос­пи­та­ние в вос­крес­ной школе – это только часть работы, кото­рую должна вести вся страна, даже не семья и школа, а все обще­ство – это нор­маль­ный, есте­ствен­ный импульс.

Хотя в то время и появи­лось направ­ле­ние, кото­рое стало обособ­лять пра­во­слав­ную педа­го­гику от цель­ной идеи воспитания.

Дру­зья мои, может быть, я сей­час скажу кра­моль­ную вещь, но я счи­таю, что нет ника­кой пра­во­слав­ной педа­го­гики! Мы должны ясно и четко пони­мать, осо­бенно если нам пред­стоит вос­пи­ты­вать детей в вере Хри­сто­вой, кого мы хотим вос­пи­тать и какова цель хри­сти­ан­ской педагогики.

Мне дово­ди­лось читать в кни­гах, ста­тьях и даже слы­шать на кон­фе­рен­циях, как пра­во­слав­ные уче­ные, педа­гоги, бого­словы, гово­рили, что цель хри­сти­ан­ской педа­го­гики, хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния – дове­сти ребенка до спа­се­ния. Какая жут­кая фраза – «дове­сти до спа­се­ния». «Вот довели меня до спа­се­ния!» – страш­нее не придумаешь!

Извра­щен­ная цель ино­гда ведет к непра­виль­ным послед­ствиям, к непра­виль­ному выстра­и­ва­нию самого мно­го­сту­пен­ча­того устро­е­ния вос­пи­та­ния человека.

Не наша цель при­ве­сти чело­века ко спасению.

3 1 - Архим. Савва (Мажуко) о цели воспитания: «Всё просто – мужчина, сын, отец…»

Я про­ра­бо­тал не один деся­ток лет с детьми и могу ска­зать, положа руку на сердце, мы даже не можем утвер­ждать, что вос­пи­тан­ники вос­крес­ной школы пол­но­стью веру­ю­щие люди. 

Мы не можем опре­де­лить, веру­ю­щий ребе­нок или нет. Мы можем ска­зать, рели­ги­оз­ный он или нет, потому что сте­пень его рели­ги­оз­но­сти зави­сит от того окру­же­ния, в кото­ром он находится.

В 90‑е годы детей «сда­вали» в вос­крес­ные школы: люди, оста­ва­ясь свет­скими, про­дол­жая жить по совет­ской морали, по каким-то усво­ен­ным в без­бож­ные годы нор­мам, ждали, что ребе­нок, про­ведя 45 минут в неделю в вос­крес­ной школе, ста­нет вдруг анге­лом, цер­ков­ным чело­ве­ком. Или наобо­рот, цер­ков­ные, очень веру­ю­щие люди или семья, предъ­яв­ляют очень завы­шен­ные рели­ги­оз­ные требования.

Мы можем гово­рить о рели­ги­оз­но­сти ребенка, но не о вере – вера есть очень лич­ная встреча с Богом, кото­рая может про­изойти в 12 лет, а может и в 60. Мы можем только создать усло­вия, в кото­рых ребе­нок рас­кры­ва­ется навстречу Богу, и Гос­подь нахо­дит его.

Но все-таки оста­ется вопрос, кого же мы тогда вос­пи­ты­ваем, кого мы «обра­зуем», кого хотим видеть. И я опять воз­вра­ща­юсь к тезису, что не суще­ствует ника­кой пра­во­слав­ной педа­го­гики, так же, как не может быть пра­во­слав­ной мате­ма­тики, потому что цель вос­пи­та­ния зало­жена в самом нашем обще­стве, в еди­ном, все­че­ло­ве­че­ском теле.

Кого мы хотим вос­пи­тать? Свет­ская педа­го­гика: вы вос­пи­ты­ва­ете лич­ность! Что зна­чит «лич­ность»? Это какое-то абстракт­ное понятие. 

Когда мы смот­рим на ребенка, то не рас­счи­ты­ваем, что «выра­щи­ваем» из него лич­ность или хри­сти­а­нина, а должны уви­деть что-то кон­крет­ное в этом человеке.

Маль­чик – это муж­чина, и мы хотим вос­пи­тать из него муж­чину. А что такое «муж­чина»? Муж, отец, чело­век, кото­рому можно дове­рить жен­щину и ребенка. Очень просто. 

Он может быть веру­ю­щим и неве­ру­ю­щим, хоро­шим спе­ци­а­ли­стом, как напри­мер док­тор Мен­дель, а может и пло­хим, но мы должны из него вырас­тить именно муж­чину – чело­века, кото­рому можно дове­рить жен­щину и ребенка.

Кого еще мы хотим вырас­тить из этого маль­чика? Сына. Вы ста­но­ви­тесь сла­бее, а дети силь­нее. Они рас­тут, а вы умаляетесь. 

С годами в нашу жизнь при­хо­дят немощи, и дол­жен быть чело­век, кото­рый за нами при­смот­рит, под­дер­жит в нашей немощи, достойно про­во­дит нас на тот свет, сде­лает это с честью, кра­сиво, достойно, чтобы его совесть не обли­чала, да и моя ста­рость была досмотрена.

Все про­сто: муж­чина, сын, отец… И еще один момент – нужно вырас­тить из него хозя­ина, не абстракт­ную лич­ность, не веру­ю­щего хри­сти­а­нина, а чело­века, кото­рому мы можем дове­рить эту землю, уна­сле­до­ван­ную от предков.

Землю, за кото­рой нужно смот­реть, к кото­рой нужно тре­петно и нежно отно­ситься, за кото­рую нужно дер­жаться и бороться, и потом достой­ным обра­зом пере­дать ее сле­ду­ю­щему поко­ле­нию, нашим потом­кам. И это все, что мы должны пере­дать ребенку.

Если мы гово­рим о вос­пи­та­нии девочки, речь идет о том же самом: вырас­тить не какую-то «лич­ность» или «спе­ци­а­ли­ста», а вырас­тить женщину.

Того чело­века, кото­рому можно дове­рить мужа и детей. Вырас­тить дочь и хозяйку, кото­рая будет чув­ство­вать ответ­ствен­ность за эту землю и пере­даст и ее, и память о пред­ках, и тре­пет по отно­ше­нию к своей Отчизне своим детям.

Рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние пре­сле­дует какие-то очень про­стые цели, но все мы делаем одно очень боль­шое дело.

Вос­пи­ты­вает все обще­ство, не может только Цер­ковь гово­рить о том, что из маль­чи­ков нужно взра­щи­вать мужа, хозя­ина, сына, не может вос­пи­ты­вать только семья. Всё обще­ство должно этим зани­маться, потому что это вопрос выживания.

Ведь сей­час я апел­ли­рую не к рели­ги­оз­ным дог­мам – хотя они тоже с этим свя­заны – но к инстинкту само­со­хра­не­ния обще­ства, народа как еди­ного целого.

Если у народа есть импульс к само­со­хра­не­нию, тогда и вос­пи­та­ние чело­век полу­чает нор­маль­ное. А если его нет, если мы все раз­роз­нен­ные: каж­дый сам за себя, взва­лили все на школу, тре­буем от нее что-то, а роди­тели, обще­ство, искус­ство, куль­тура, госу­дар­ство само­устра­ни­лись, и «выра­щи­ваем» какую-то абстракт­ную «лич­ность».

Вот тогда мы и умерщ­вляем сами себя, уби­ваем свой народ.

Если сум­ми­ро­вать все эти образы, кото­рые я пытался кон­турно пред­ста­вить, то цель хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния – научить чело­века быть сво­бод­ным, то есть обхо­диться без нянек, без каких-то апелляций. 

Вос­пи­тать силь­ного, креп­кого чело­века, кото­рый спо­со­бен пере­дать память, кото­рую он полу­чил от пред­ков, сле­ду­ю­щему поко­ле­нию, и занять актив­ное место в жизни сво­его народа.

Вот, дру­зья мои, очень про­стые вещи – очень про­стые в том слу­чае, если мы будем над этим рабо­тать все вме­сте: все обще­ство, весь народ, и тогда нас ждет необ­ра­ти­мый расцвет.

“Пра­во­слав­ная газета”, Екатеринбург
Видео-вер­сия пере­дачи на теле­ка­нале “Союз” “Свет невечерний”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки