Библейские «страшилки» и разговоры об аде

Библейские «страшилки» и разговоры об аде

(3 голоса5.0 из 5)

Как рас­ска­зать ребенку о  жесто­ком мире вет­хого завета, чтобы не трав­ми­ро­вать его дет­скую пси­хику? Как объ­яс­нить, что Бог не жесток, а мило­сер­ден? Стоит ли пугать детей веч­ными адскими муками за непослушание?

 

Ветхий завет

С самого начала мы зна­ко­мим детей с любя­щим Богом, гово­рим о том, что Бог как сол­нышко, оза­ряет все вокруг своей любо­вью.  И вдруг перед детьми появ­ля­ются стра­ницы Вет­хого завета, с еги­пет­скими каз­нями, нака­за­нием иудеев, все­мир­ным пото­пом. Исто­рии Вет­хого завета полны кро­во­про­ли­тий. Вет­хий чело­век сам по себе жесто­ко­сер­ден и очень гре­шен, за что соб­ственно Бог и нака­зы­вает его. Однако и сам Бог в Вет­хом Завете может пока­заться ребенку кара­те­лем, истреб­ля­ю­щим целые народы и уни­что­жа­ю­щим города. На самом деле это не так. Кажу­ща­яся жесто­кость Гос­пода — эта жесто­кость любя­щего Отца. Что делают отец и мать, когда видят, что их сын свя­зы­ва­ется с дур­ной ком­па­нией и может стать пре­ступ­ни­ком? Пер­вая мера – пре­сечь вся­кое обще­ние. Так и Бог, долго тер­пит «выходки» сво­его люби­мого ребенка, ждет пока­я­ния, мно­го­кратно про­щает, и только потом уже нака­зы­вает. И не про­сто в педа­го­ги­че­ских целях, а для взра­щи­ва­ния нового поко­ле­ния, гото­вого при­нять  в буду­щем Иисуса Хри­ста и перейти с ним в Новый завет.

По сло­вам иеро­мо­наха Адри­ана (Пашина):

«Но для того, чтобы гру­бый, жесто­ко­вый­ный, как он назы­ва­ется Биб­лии, иудей­ский народ, слу­шал Бога, он дол­жен быть пол­но­стью отде­лен от всех осталь­ных наро­дов, погряз­ших в язычестве».

Поэтому, прежде всего, стоит объ­яс­нить детям, за что соб­ственно гне­ва­ется Бог, и что его кары – спра­вед­ли­вая мера за поступки вет­хо­за­вет­ных людей.

Спра­вед­ли­вость Бога выра­жа­ется в том, что Он щедро награж­дает за пра­вед­ность и сурово карает за грехи. Яхве – Бог чело­ве­ко­лю­би­вый и мило­серд­ный, дол­го­тер­пе­ли­вый и мно­го­мило­сти­вый и истин­ный, сохра­ня­ю­щий правду и явля­ю­щий милость в тысячи родов, про­ща­ю­щий вину и пре­ступ­ле­ние и грех, но не остав­ля­ю­щий без нака­за­ния, нака­зы­ва­ю­щий вину отцов в детях и детях детей до тре­тьего и чет­вер­того рода (Исх 34:6–7).

По мысли пра­во­слав­ного бого­слова В. Лос­ского, «исто­рия чело­ве­че­ства после гре­хо­па­де­ния – это исто­рия дли­тель­ного кораб­ле­кру­ше­ния с ожи­да­нием спа­се­ния… Пад­ший чело­век нахо­дится в состо­я­нии мучи­тель­ной пас­сив­но­сти, сна­чала это ничем неис­тре­би­мая щемя­щая тоска по раю, а затем – все более созна­тель­ное ожи­да­ние спа­се­ния». Вет­хий Завет – это, по слову св. отцов, дето­во­ди­тель, т. е. вос­пи­та­тель рода чело­ве­че­ского, кото­рый пре­мудро при­го­то­вил его к При­ше­ствию в мир Иисуса Хри­ста и при­ня­тия Его, как Спа­си­теля мира.

Детские капризы ведут в ад?

Про­то­и­е­рей Андрей Лор­гус, прак­ти­ку­ю­щий пси­хо­лог, рек­тор Инсти­тута хри­сти­ан­ской пси­хо­ло­гии (Москва):

«Под­час веру­ю­щие роди­тели пугают малень­ких детей бесами, мытар­ствами, адскими муче­ни­ями, будучи уве­рен­ными, что это и есть хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние. Каса­ется это и неко­то­рых педа­го­гов вос­крес­ных школ, и, увы, даже неко­то­рых свя­щен­ни­ков. По-моему, это больше, чем ошибка, это преступление.

Вообще, всему свое время. Гово­рить о бесах, об аде с дошколь­ни­ками (а порой и с млад­шими школь­ни­ками) я кате­го­ри­че­ски не сове­тую. Рас­ска­зы­вая им о хри­сти­ан­ской вере, нужно вести речь о Хри­сте, о любви и радо­сти, о победе — над гре­хом, над смер­тью. Это, кстати, каса­ется и дет­ских молитв. Задача роди­теля и педа­гога — создать осо­бые усло­вия для дет­ской молит­вен­ной прак­тики. Нужно исклю­чить из нее молитвы, где упо­ми­на­ются адские муки, бесы и тому подобное.

А если уж у детей появ­ля­ются такие вопросы (что вполне веро­ятно, невоз­можно же создать для них пол­но­стью сте­риль­ную среду, все равно где-то от кого-то услы­шат), то отве­чать нужно обду­манно. Прежде всего им надо гово­рить, что Хри­стос все­гда рядом, что Он все­гда защи­тит от вся­кого зла, если Его об этом попро­сить. Акцент дол­жен делаться не на суще­ство­ва­нии бесов и ада, а на том, что хри­сти­а­нин имеет мощ­ную защиту. И ни в коем слу­чае не пугать!». И далее: «но если взрос­лые дей­ствуют непра­вильно, если пугают детей, то у тех в резуль­тате может сфор­ми­ро­ваться чув­ство вины по отно­ше­нию к роди­те­лям, бабуш­кам-дедуш­кам, учи­те­лям, и они с этим чув­ством вины спра­виться не в состо­я­нии, оно давит на них, порож­дает повы­шен­ную тре­вож­ность, а повы­шен­ная тре­вож­ность создает нега­тив­ный эмо­ци­о­наль­ный фон.

Пере­жи­вать его дли­тель­ное время очень трудно, и дет­ская пси­хика начи­нает защи­щаться. А именно: ребе­нок созна­тельно выби­рает себе пред­меты стра­хов и счи­тает их источ­ни­ками своей тре­воги и чув­ства вины. Напри­мер, он думает: если я оби­дел маму, то бесы в аду будут меня тер­зать крю­чьями и жечь огнем. Или: если я кого-нибудь обма­нул, то по ночам ко мне будет при­хо­дить дья­вол и мучить. То есть это попытка ребенка как-то раци­о­на­ли­зи­ро­вать свое тре­вож­ное состо­я­ние, как-то объ­яс­нить себе, что с ним про­ис­хо­дит и почему. Таков зача­стую меха­низм зарож­де­ния дет­ских страхов».

Пугать детей адскими муками за неуб­ран­ные игрушки  и демо­нами за пло­хое пове­де­ние, конечно, нельзя. Так же, как и лука­вить, что все послуш­ные дети попа­дут в рай. Говоря об аде и рае, нужно ска­зать, что рай – это место веч­ной радо­сти с Богом, анге­лами и свя­тыми. А ад – место без Бога, от чего там мрак и тоска. Это место не для людей, а для пад­ших анге­лов, демо­нов. А люди на про­тя­же­нии своей жизни все­гда делают выбор, с кем им быть, с Богом, или с его про­тив­ни­ком. Так что ад над нами ника­кой силы не имеет, если мы сами его не выби­раем сво­ими злыми делами. В любом слу­чае акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние детей необ­хо­димо на любви Божией и его без­гра­нич­ной мило­сти к нам.

Про­то­и­е­рей Илия Зуб­рий, насто­я­тель храма Иоанна Бого­слова в с. Богословское-Могильцы:
«Чтобы не напу­гать обра­зом ада, роди­тели должны пони­мать, что ребенку важно с дет­ства чув­ство­вать, знать, что его очень любят. Отно­ше­ния с Отцом Небес­ным вырас­та­ю­щий чело­век очень во мно­гом ори­ен­ти­рует на отно­ше­ния с зем­ными роди­те­лями. Не слу­чайно Гос­подь выде­ляет среди дру­гих запо­ве­дей запо­ведь о почи­та­нии роди­те­лей так, что обе­щает за нее бла­го­ден­ствие и дол­го­жи­тель­ство. Потому что невоз­можно постро­ить отно­ше­ния с Отцом Небес­ным, не построив их с отцом зем­ным. Поэтому когда ребе­нок рас­тет и его нака­зы­вают, но он знает и видит, что это делают с любо­вью, если роди­тели не живут для себя, а своим при­ме­ром пока­зы­вают, что такое жерт­вен­ная насто­я­щая любовь, то он рас­тет в радо­сти, мире и покое. И если ска­зать ему, что Бог это любовь, это будет ему понятно. Акцен­ти­ро­вать надо на том, что Гос­подь это тот, кто ищет воз­мож­ность поми­ло­вать чело­века, а не ищет повода для того, чтобы его наказать».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки