«Блаженны чистые сердцем»: как сердце меняет нашу жизнь?

«Блаженны чистые сердцем»: как сердце меняет нашу жизнь?

(7 голосов5.0 из 5)

Хри­стос в Нагор­ной про­по­веди ука­зы­вает на сердце чело­века как на глав­ный инстру­мент бого­по­зна­ния: «бла­женны чистые серд­цем, ибо они Бога узрят». Но как мы можем уви­деть Бога, если в Еван­ге­лии от Иоанна ска­зано, что Бога не видел никто и никогда?

Оче­ред­ная беседа о Запо­ве­дях бла­женств с про­то­и­е­реем Вла­ди­ми­ром Хула­пом, док­то­ром бого­сло­вия, про­рек­то­ром по учеб­ной работе Санкт-Петер­бург­ской Духов­ной Ака­де­мии, состо­я­лась в эфире пере­дачи «Слово» (Санкт-Петер­бург) пра­во­слав­ного теле­ка­нала «Союз».

– Отец Вла­ди­мир, что озна­чает сердце чело­века в этом контексте?

hulap2 600 - «Блаженны чистые сердцем»: как сердце меняет нашу жизнь?– Сердце на языке Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого и Нового Заве­тов – это не про­сто орган чело­ве­че­ского тела, кото­рый пере­го­няет кровь по орга­низму, но это сре­до­то­чие всех его сил.

И интел­лек­ту­аль­ных сил, – напри­мер, Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит о мыс­лях сердца, помыш­ле­ниях сердца, – и как некий эмо­ци­о­наль­ный его центр, центр воли.

То есть это то, через что про­хо­дят все мысли чело­века, вызы­вая  те или иные эмо­ции и побуж­дая чело­века на те или иные действия.

Но если мы посмот­рим на сердце и с обыч­ной, физио­ло­ги­че­ской, точки зре­ния, то мы уви­дим, что и как орган сердце очень сильно стра­дает от житей­ских проблем.

Потому что, если мы посмот­рим на ста­ти­стику смерт­но­сти, то от сер­дечно-сосу­ди­стых забо­ле­ва­ний она самая высокая.

Чело­век про­пус­кает те или иные мысли и эмо­ции через своё сердце, и нередко эти эмо­ции дей­стви­тельно ста­но­вятся смер­тель­ными. Об этом гово­рят и врачи, и священнослужители.

Но,  раз­мыш­ляя о сердце как о сре­до­то­чии всего, что вхо­дит в чело­века и что из него выхо­дит, мы рас­смат­ри­ваем сердце как некий внут­рен­ний духов­ный стер­жень – то, вокруг чего вра­ща­ется вся жизнь чело­века, как то, что при­даёт его жизни некий век­тор и опре­де­лён­ное направление. 

И поэтому Свя­щен­ное Писа­ние неод­но­кратно гово­рит о том, что Бог судит чело­века по его сердцу. И дей­стви­тельно, те неболь­шие мысли и эмо­ции, какие-то нечи­стые или гре­хов­ные мысли начи­на­ются как нечто, что падает на почву нашего сердца и либо даёт опре­де­лен­ный всход, росток, либо, наобо­рот, на этой почве умирает.

congresso eucaristico diocesano bologna 2017 icona kopiya kopiya kopiya - «Блаженны чистые сердцем»: как сердце меняет нашу жизнь?

Хри­стос в Еван­ге­лии гово­рит о том, что осквер­няет чело­века не то, что вхо­дит в него (име­ется в виду какая-то пища, какой-то вид пищи, в одном из своих спо­ров с фари­се­ями Он об этом гово­рит), но то, что исхо­дит из него.

Именно из сердца чело­века как из сре­до­то­чия его бытия выхо­дит то, чем чело­век явля­ется: злоба, вражда, нена­висть, ссоры. И из сердца же может выхо­дить доб­рое: любовь, мир, радость, дол­го­тер­пе­ние, кро­тость – те плоды Свя­того Духа, о кото­рых гово­рит апо­стол Павел. 

Поэтому сердце – это харак­тер чело­века, это то, чем чело­век явля­ется на про­тя­же­нии всей своей жизни.

Как можно очи­щать своё сердце? Как узнать, что оно преображается?

– Если мы посмот­рим на обыч­ное окон­ное стекло, то мы уви­дим, что если его дол­гое время не мыть, рано или поздно на нём появятся частички грязи. Потом этой грязи будет всё больше, больше, и затем через неё уже могут и пере­стать про­ни­кать сол­неч­ные лучи. И хоро­шая хозяйка, и хоро­ший хозяин сле­дят за чисто­той стекла. Чело­век, кото­рый сле­дит за своим здо­ро­вьем, регу­лярно про­ве­ряет сердце.

В апте­ках  есть раз­лич­ные пре­па­раты от дав­ле­ния. Чело­век время от вре­мени про­хо­дит дис­пан­се­ри­за­цию, ста­ра­ется пить чистую воду, есть чистые про­дукты, дышать чистым воз­ду­хом, то есть избе­жать чего-то, что нано­сит вред. Это пер­вый под­ход – не пус­кать в сердце то, что его ранит, что делает его камен­ным, что раз­ру­шает его.

А сде­лать это в наш инфор­ма­ци­он­ный век дей­стви­тельно очень и очень сложно, поскольку, хотим мы этого или нет, но мы посто­янно под­ле­жим неко­ему воз­дей­ствию инфор­ма­ции, внеш­них факторов.

Реклама, фильмы, радио, Интер­нет – всё остав­ляет явные или неяв­ные следы в нашей душе или в нашем сердце. Поэтому, чтобы сердце было чистым, нужно ста­раться не пус­кать  в него то, что нас раз­ру­шает, то, что явля­ется дей­стви­тельно деструктивным.

И неуди­ви­тельно, если на работе чело­век впу­стил в своё сердце раз­дра­же­ние и злость, неува­же­ние к людям, гнев на под­чи­нён­ного,  а потом при­хо­дит домой, и вроде бы дру­гая ситу­а­ция: жена, дети, но вольно или невольно в его сердце уже нахо­дится набор этих пове­ден­че­ских моде­лей. И он дома посту­пает точно так же.

Если бы он отка­зался от этих моде­лей на про­тя­же­нии дня, вполне воз­можно, что и вечер­ний ужин в кругу семьи мог бы быть совер­шенно другим.

С дру­гой сто­роны, в сердце нужно не только что-то не пус­кать, но регу­лярно про­во­дить некий обзор того, что в нём нахо­дится. И не про­сто, когда чело­век дости­гает какого-то воз­раста, круг­лой даты и огля­ды­ва­ется назад. Но про­во­дить этот  кон­троль сво­его сер­деч­ного состо­я­ния еже­дневно: что я могу сего­дня с помо­щью Божией улуч­шить, что я могу изменить?

Очи­ще­ние сердца в хри­сти­ан­стве, в отли­чие от пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских прак­тик – это дей­ствие Бога. Бог видит сердце, Бог обра­ща­ется к чело­веку: «Сыне, дай Мне твоё сердце», и пре­об­ра­же­ние сердца – это сов­мест­ное дей­ствие и чело­века, и Бога.

Говоря об очи­ще­нии сердца, можно при­ве­сти такую ана­ло­гию из повсе­днев­но­сти: чтобы уви­деть, чистое у нас лицо или гряз­ное, мы смот­римся в зер­кало. Таким зер­ка­лом явля­ется слово Божие, Еван­ге­лие, кото­рое и вобрало в себя весь опыт чело­ве­че­ского вопро­ша­ния о смысле жизни.

Весь опыт того, как чело­век строил и строит свои отно­ше­ния с Богом, и все боже­ствен­ные ответы, ответы хри­сти­ан­ской рели­гии на то, что бес­по­ко­ило и бес­по­коит чело­века сейчас.

Когда сердце начи­нает меняться, меня­ется и взгляд чело­века на окру­жа­ю­щий мир. Он начи­нает одни и те же собы­тия, кото­рые про­ис­хо­дили с ним и пять, и десять  лет назад, и вчера, – вос­при­ни­мать по-дру­гому и реа­ги­ро­вать на них по-другому. 

Те люди, кото­рые, может быть, его раз­дра­жали, те люди, кото­рые были или оста­ются его вра­гами, пере­стают быть тако­выми, поскольку он ста­ра­ется уви­деть их гла­зами Божи­ими, гла­зами Христа.

Он может понять, что каж­дый чело­век – тоже сла­бый, тоже греш­ный, но, подобно тому, как Бог любит всех людей, точно так же и веру­ю­щий стре­мится к тому, чтобы уви­деть образ Божий в дру­гом чело­веке, в ближ­нем и даль­нем, и отне­стись к нему таким же обра­зом, про­све­щён­ным сердцем.

Про­сле­див за собой на про­тя­же­нии одного дня, про­сле­див за тем, как мы реа­ги­руем на те или иные раз­дра­жи­тели в метро, на работе, дома, мы можем понять, каково состо­я­ние нашего сердца и что мы в нашей жизни можем и должны улучшить.

– Но в запо­веди ска­зано, что чистое сердце уви­дит Бога. Как это возможно?

– Дей­стви­тельно, Бога никто нико­гда не видел, как гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние. Но если мы ведём речь о том, что чело­век видит – это зна­чит, что в дан­ной ком­нате или в дан­ном поме­ще­нии есть свет, поскольку без света видеть ничего невозможно.

Когда чело­век начи­нает очи­щать гре­хов­ную корку, она спа­дает с его глаз, про­пус­кает всё больше Боже­ствен­ного света. И тогда  он начи­нает видеть Бога в том, что с ним происходит. 

Он начи­нает пони­мать, что собы­тия его жизни – не только какие-то вели­кие, зна­чи­тель­ные, но и некие повсе­днев­ные детали, встречи имеют внут­рен­ний духов­ный смысл. 

Чело­век начи­нает пони­мать, что с Богом можно встре­титься не только в храме, не только в молитве, во время бого­слу­же­ния, но можно встре­титься с Ним, обща­ясь с семьёй, ока­зы­вая помощь ближ­ним. Это все боль­шее виде­ние Бога как внут­рен­ней духов­ной основы и цели чело­ве­че­ского бытия, бытия каж­дого человека.

Но вме­сте с тем Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит о том, что это виде­ние всё равно пока еще недо­ста­точно. Это некое малень­кое зёр­нышко, кото­рое рас­тёт в тече­ние всей жизни чело­века, но насто­я­щий плод оно при­не­сёт в вечности.

В тот момент, когда чело­век уви­дит Бога лицом к лицу на Суде, когда все дела чело­века – и хоро­шие, и пло­хие, будут при­не­сены перед лицом Божиим, перед лицом этого чело­века, перед лицом всего человечества.

И тогда дей­стви­тельно обна­ру­жится помыш­ле­ние сердца, обна­ру­жится то, до какой сте­пени чело­веч­но­сти или бого­че­ло­веч­но­сти чело­век смог вырасти за те годы, кото­рые были отве­дены на его жизнь.

Очи­ще­ние сердца и виде­ние Бога – это две нераз­рыв­ные вещи. Чем больше чело­век стре­мится к встрече с Богом, тем больше он своё сердце очищает. 

И наобо­рот – чем чище сердце чело­века, чем лучше он отно­сится к Богу и к ближ­нему, и к самому себе. И тем больше веро­ят­ность, что встреча с боже­ствен­ной реаль­но­стью произойдёт. 

И эта встреча ока­жет вли­я­ние не только на него, но через него, через сердце его, вот это новое, изме­нён­ное, или, как гово­рят про­роки, уже не камен­ное сердце, а пло­тя­ное сердце, – нач­нёт пре­об­ра­жаться и окру­жа­ю­щая его реальность.

Свя­щен­ное Писа­ние неод­но­кратно гово­рит о скри­жа­лях сердца, о том, что напи­сано на этих створ­ках, на плоти нашего сердца. 

В Вет­хом Завете мы видим камен­ные скри­жали – скри­жали, на кото­рых напи­саны Десять запо­ве­дей. Запо­веди, кото­рые даны людям, и даны как бы извне – это нечто, дан­ное сверху, что опус­ка­ется до уровня чело­века. Это то, что может вос­при­ни­маться, в том числе, как дав­ле­ние, как некое, может быть, даже наси­лие над сво­бо­дой человека.

Но когда мы гово­рим о скри­жа­лях сердца, речь идёт о том, что этот внут­рен­ний закон начер­тан у нас  внутри. И чело­веку не обя­за­тельно нужен какой-то одно­знач­ный внеш­ний руко­во­ди­тель, ему не нужно давать ту или иную систему запретов.

Внутри его сердца уже, как бы не заду­мы­ва­ясь, суще­ствует вот этот новый закон – новый закон, кото­рый посто­янно пре­об­ра­жает его жизнь…

Беседа состо­я­лась в эфире пра­во­слав­ного теле­ка­нала «Союз»

Соб. инф.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Марина, 07.08.2020

    Спа­сибо! Как все­гда, очень глу­боко и интересно.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки