Читаем детям вслух – как надо и не надо, польза и особенности

Читаем детям вслух – как надо и не надо, польза и особенности

(6 голосов5.0 из 5)

Ваш ребе­нок не любит читать? Вы не оди­ноки. Но пус­кать на само­тек этот про­цесс все ж не стоит. Нет, застав­лять, как и в любом дру­гом деле, не нужно. Про­сто надо найти очень инте­рес­ную книгу и под­ход к сыну или дочери. А осталь­ное – дело техники.

Чтение вслух – особенности и польза

Как пока­зы­вает опыт мно­гих роди­те­лей, это во всех отно­ше­ниях заме­ча­тель­ная форма при­об­ще­ния детей к чте­нию, хотя неко­то­рые моменты могут и мешать. Как быть? Надо знать неко­то­рые нюансы, и все получится.

Особенности чтения вслух: что может помешать

Да, не сразу будет полу­чаться. Ведь тут несколько зна­чи­мых факторов:

  1. воз­раст: ну, и пус­кай ребе­нок сам умеет читать или еще мал (до 10–15 могут слу­шать), ведь он может не понять всей инфор­ма­ции, ему может быть скучно одному читать, поэтому читайте вслух регу­лярно (может, даже по оче­реди!), подыс­ки­вая каж­дый раз под­хо­дя­щие книжки;
  2. тем­пе­ра­мент ребенка: один не уси­дит на месте, а дру­гой будет явно скучать;
  3. дефи­цит вре­мени: надо поста­раться все дела подо­гнать так, чтобы чте­ние вслух ребенку оста­ва­лось неру­ши­мой традицией;
  4. могут нагря­нуть гости: или дру­гие обсто­я­тель­ства могут появиться, но тра­ди­цию чте­ния вслух пре­кра­щать не стоит, разве что в край­них случаях;
  5. труд­но­сти с выбо­ром книг: это отго­ворка, потому что книг в про­даже и в инете много!

Да, при­дется из дня в день или вечер тер­пе­нием запа­саться, ведь читать надо будет нето­роп­ливо, вдум­чиво, бесе­дуя с ребен­ком, что-то ему разъ­яс­няя. Но польза очевидна!

Польза от чтения вслух 

Известно, что во мно­гих семьях есть такая тра­ди­ция. Где-то ее даже празд­ни­ком счи­тают. Пред­ставьте кар­тинку… Дет­ская. Детвора в постели. В этой теп­лой домаш­ней обста­новке рядом – вы. И тихое чте­ние, раз­но­ся­ще­еся в ком­нате, льется как мед… И вот она, польза!

  • У малы­шей раз­ви­ва­ется уст­ная речь, у деток постарше — рас­суж­де­ние и любовь к книге.
  • Обо­га­ща­ется их сло­вар­ный запас и рас­ши­ря­ется кругозор.
  • Они крепко засы­пают и про­сы­па­ются утром с пре­крас­ным настро­е­нием. Конечно, если вы не выбе­рете им какие-то страшилки.
  • Детки посте­пенно зна­ко­мятся и с рус­ской клас­си­кой, что им помо­жет в школе, в даль­ней­шей жизни, и с духов­ной лите­ра­ту­рой, и т.д.
  • Читая им вслух, про­водя вме­сте время, вы духовно сбли­жа­е­тесь, учите решать слож­ные проблемы.
  • Такой спо­соб обще­ния с детьми (кол­лек­тив­ное обсуж­де­ние книги в том числе) помо­гает ребя­тиш­кам актив­нее раз­ви­ваться и, кто знает, может быть, найти свою про­фес­сию, научиться доб­ро­де­тели и т.д.

Какие книги лучше выбирать для чтения вслух 

Без­условно, малышу проще читать. Купил кни­жечку с доб­рыми рисун­ками, изоб­ра­жа­ю­щими эле­мен­тар­ные вещи, и листай вме­сте с ним, рас­ска­зы­вая, что, где, кто, почему.

С детьми постарше слож­нее. И тем не менее, это делать надо, в том числе это каса­ется чте­ния Св. Писа­ния, книг духов­ного содер­жа­нии. И лучше выби­рать вме­сте, но ненавязчиво.

Жела­тельно ли еди­ную тема­тику под­би­рать? Или лучше жанры раз­ные подыс­ки­вать? Глав­ное, чтобы чте­ние вслух инте­ре­со­вало ребенка. Иной раз мно­гие дети про­сят вто­рой и тре­тий раз про­чи­тать что-то. Зна­чит, заце­пило. Каж­дый ребе­нок инди­ви­дуа­лен, подыс­ки­вайте клю­чики к нему!

Можно и так — вспом­нив свое дет­ство, отро­че­ство, юность. Что вам тогда нра­ви­лось? Вот и ищите книги, кото­рые нра­ви­лись вам.

Важно и дру­гое — пол ребенка. Девочке с одним укло­ном выби­ра­ется лите­ра­тура, маль­чи­кам — с дру­гим. И тут хорошо бы отца приобщить!

Как бы та ни было, но есть основ­ные направ­ле­ния, кото­рые помо­гут ребенку в развитии.

  1. Клас­сика (худо­же­ствен­ная лите­ра­тура). Важно читать, т.к. в школе или инсти­туте ребе­нок обя­за­тельно вспом­нит все, о чем вы гово­рили, какие детали обсуж­дали, читая Гоголя, Досто­ев­ского, Пуш­кина, Некра­сова и т.д. И вообще, рус­ская лите­ра­тура в своих луч­ших образ­цах — это все­гда полезно…
  2. Сказки. Очень вни­ма­тельно отно­си­тесь к выбору! Увы, сюжеты мно­гих из ска­зок напо­ми­нают фильмы ужа­сов (дети не только не засы­пают ночью, а при­об­ре­тают массу тиков и дру­гих подоб­ных про­блем) и явля­ются сце­на­ри­ями для совер­ше­ния преступлений.
  3. Позна­ва­тель­ная лите­ра­тура. Здесь воз­мож­но­сти про­сто огромны. Можно мето­ди­че­ски читать лите­ра­туру, кото­рая помо­жет позна­вать мно­гие про­цессы. Это лите­ра­тура о живот­ных, о при­роде, о ремес­лах, о нау­ках и пр. Есте­ственно, начать надо с несколь­ких глав Дет­ской Биб­лии, где этот про­цесс опи­сан, чтобы у ребенка сло­жи­лось ясное пред­став­ле­ние о сотво­ре­нии мира и чтобы он мог осталь­ные вещи вос­при­ни­мать сквозь эту призму.
  4. Духов­ная лите­ра­тура. Тут тоже все заме­ча­тельно. Есть жития свя­тых, есть дет­ский кате­хи­зис, рас­сказы, напи­сан­ные пра­во­слав­ными писа­те­лями, и др. Глав­ное – учесть воз­раст и не читать из-под палки. Не менее важно рас­суж­дать с дет­ками на тему про­чи­тан­ного, опять же – нена­вяз­чиво и свя­зы­вая про­чи­тан­ное с жизнью…

Как надо и не надо читать

Ребе­нок научится вни­ма­тельно читать, пра­вильно оце­ни­вать про­чи­тан­ное, если вы будете читать ему в дет­стве. Важно лишь знать, как надо и не надо читать.

Как надо

  • Пер­вое, нето­роп­ливо и внятно.
  • Вто­рое, тер­пе­ливо, даже если ребе­нок не при­слу­ши­ва­ется к чтению.
  • Тре­тье, так, чтобы ему все было понятно и ясно (то есть, раз­го­ва­ри­вайте с ним, про­го­ва­ри­вайте важ­ные моменты, объ­яс­няйте зна­че­ние чего-то).
  • Чет­вер­тое, так, чтобы заин­те­ре­со­вать чадо (вплоть до того, что пока­жите ему рисунки, или сло­вами пере­ска­жите интересное).
  • Если ребе­нок с чем-то не согла­ша­ется, рас­суж­дайте вместе.
  • Хва­лите его, если он что-то спро­сил, попро­сил повто­рить и т.п.

Нако­нец, чтобы инто­на­ция ваша была есте­ственна и при­ятна для слуха, а не нази­да­тельна и строга.

Как не надо

Не читайте книгу, если сами не про­смот­рели ее! Конечно же, исклю­че­ние – Новый и Вет­хий Завет…

Не сади­тесь далеко от постельки, ребе­нок дол­жен вас хорошо слышать.

Не пре­вра­щай­тесь в мен­тора, посто­янно допра­ши­вая его, понра­ви­лось ли ему про­чи­тан­ное. Если ему было инте­ресно, он сам спро­сит или ска­жет. Если вы и решите спро­сить, делайте это при слу­чае и тактично.

Не обсуж­дайте с ребен­ком каж­дую строчку, кото­рая вам кажется важ­ной. Выде­ляйте приоритеты.

Сти­му­ли­руйте у ребенка жела­ние самому разо­браться в том или ином месте, понять, оце­нить и обсу­дите это.

Не читайте до конца то, что наме­тили. Насильно мил не будешь. Лучше поду­майте, как заин­те­ре­со­вать. Но кни­жечку закан­чи­вать обя­за­тельно надо, пус­кай и в несколько попыток.

Избе­гайте кате­го­рич­ных заяв­ле­ний и суждений.

Не навя­зы­вайте чте­ние, най­дите дру­гой путь.

До какого возраста читать ребенку вслух

Это зави­сит от него. Конечно же, даже если он уже умеет читать сам, сов­мест­ные чте­ния полез­нее. Но ваши труды увен­ча­лись успе­хом, если ребе­нок сам про­сит почи­тать ему.

Резюме

Кто-то может скеп­ти­че­ски отне­стись к чте­нию вслух. Мол, столько источ­ни­ков инфор­ма­ции вокруг. Между тем, ни план­шеты, ни дру­гие источ­ники не спо­собны при­вить ребенку любовь к чте­нию, научить раз­би­раться в лите­ра­туре, во мно­гих про­цес­сах, общаться так тесно с роди­те­лями… Так зачем кому-то дове­рять важ­ный про­цесс вос­пи­та­ния лич­но­сти? Потру­димся сами!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

3 комментария

  • Regina, 20.10.2018

    Попро­буйте наш про­ект онлайн биб­лио­теки “Рас­скажи мне сказку” — это умный сер­вис для сов­мест­ного чте­ния и досуга с детьми​. ​В основе — соб­ствен­ная запа­тен­то­ван­ная мето­дика раз­ви­тия лич­но­сти. Цель меро­при­я­тия — повы­сить каче­ство и осо­знан­ность вре­мени про­во­ди­мого с детьми, и, как след­ствие, общий уро­вень сле­ду­ю­щего поколения.

    Более 300‑х книг для детей онлайн
    Около 600-та раз­ви­ва­ю­щих игр и упражнений
    Гид по пси­хо­эмо­ци­о­наль­ному раз­ви­тию ребенка
    Ста­ти­стика дости­же­ний в Лич­ном кабинете

    ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!

    Пер­вая неделя БЕСПЛАТНО!

    Сайт: https://tell-me-story.ru
     
    Инста­грам: @mommytellmeastory
     

    Ответить »
  • Маринэ, 29.09.2017

    Спа­сибо за Ваши советы! Возьму их на заметку, чтобы при­об­щить к чте­нию сво­его сред­него сына. Пока он был совсем малень­кий, то с радо­стью слу­шал сказки и стихи. Когда малыш под­рос, то к чте­нию стал рав­но­душ­нее, мульт­фильмы и ком­пью­тер более при­вле­ка­тельны для детей, к сожа­ле­нию. Наде­юсь, что бла­го­даря Вашей ста­тье на “Азбука.ру” мы снова возь­мем в руки инте­рес­ную книгу.

    Ответить »
    • wella, 30.09.2017

      А рав­но­душ­нее стал, ско­рее, потому что неин­те­ресно. А неин­те­ресно, потому что мы, роди­тели, спе­шим,  мол, типа галочки поста­вить — я хотел, я про­бо­вал, а он не захо­тел… Надо про­сто инте­рес­ное чте­ние устроить))

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки