Как мотивировать ребенка читать?

Как мотивировать ребенка читать?

(11 голосов4.4 из 5)

«Мой ребе­нок совер­шенно ничего не читает. Он вырас­тет неучем!», «Как заста­вить его взять книжку и думать голо­вой?», «Почему они не читают? Раньше было стыдно не читать», «Я все­гда читала детям, когда они были малень­кими, но так и не при­учила их к само­сто­я­тель­ному чте­нию», «Он любит комиксы и вся­кую ерунду, но серьез­ными кни­гами его не увлечь».

Почему дети всего мира пере­стали читать? 

1. Есть устой­чи­вые сви­де­тель­ства того, что дети все меньше и неохот­ней читают. Тяже­лые фоли­анты и тол­стые книги, чер­нила и перья так долго сим­во­ли­зи­ро­вали высо­кую куль­туру, что с их исчез­но­ве­нием из оби­хода, мы погру­зи­лись в тре­вож­ное ожи­да­ние конца циви­ли­за­ции. С пре­кра­ще­нием чте­ния раз­ру­шится самый важ­ный канал пере­дачи опыта между поколениями. 

2. Фено­ме­ном меха­ни­че­ского, «бес­смыс­лен­ного» чте­ния пер­выми стали зани­маться аме­ри­канцы, в част­но­сти, пси­хо­лог и спе­ци­а­лист по обра­зо­ва­нию Майкл Коул. Для зна­чи­тель­ной части аме­ри­кан­ских детей, детей мигран­тов, англий­ский язык не был род­ным, и пред­по­ла­га­лось, что труд­но­сти пони­ма­ния тек­стов сни­жают у детей моти­ва­цию к чте­нию. Дети могли читать тех­ни­че­ски, по, про­чи­тав текст в хоро­шем темпе, они потом не могли не только пере­ска­зать, но ино­гда даже ска­зать, о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было пора­жено пра­вое полу­ша­рие, кото­рое отве­чает за вооб­ра­же­ние и эмо­ци­о­наль­ное реа­ги­ро­ва­ние. При этом тесты на интел­лект они про­хо­дили успешно, при­чем ино­гда особо выра­жен­ным у них был невер­баль­ный интел­лект, за кото­рый отве­чает именно пра­вое полу­ша­рие. Физио­ло­гия и гене­тика были тут не при­чем. Низ­кая моти­ва­ция к чте­нию и обу­че­нию в целом при­вели к тому, что высо­кая мигра­ция в США сопро­вож­да­лись сни­же­нием уровня обра­зо­ва­ния в тех­но­ло­ги­че­ски самой раз­ви­той стране.

3. Вме­сте с тем речь не шла о воз­врате к абсо­лют­ной негра­мот­но­сти. Чте­нию-письму сего­дня обу­ча­ются все. Воз­можно, что общий объем про­чи­тан­ных тек­стов и не меньше, чем в ста­рые вре­мена, но оче­видно, что читают сего­дня в основ­ном не книги с хру­стя­щими пере­пле­тами и шур­ша­щие газеты, а элек­трон­ные тек­сты все­воз­мож­ных фор­ма­тов. У этого рав­но­ду­шия к чте­нию книг, кото­рые когда-то были для нас образ­цами стиля, есть обрат­ная сто­рона. Взрос­лея, дети со своей сто­роны обна­ру­жи­вают, что их роди­тели не умеют поль­зо­ваться ком­пью­те­ром, и не про­яв­ляют ника­кого инте­реса к вир­ту­аль­ным мирам.

4. Ком­пью­тер­ная ком­му­ни­ка­ция пред­по­ла­гает не только пас­сив­ное чте­ние тек­стов, но и их посто­ян­ное про­из­вод­ство. Навы­кам пра­во­пи­са­ния, акку­рат­но­сти и кал­ли­гра­фич­но­сти про­ти­во­по­став­ля­ется ско­рость печа­та­ния, адрес­ность, жан­ро­вое соот­вет­ствие напи­сан­ных тек­стов. Уст­ная речь во мно­гом вытес­ня­ется письменной.

5. Сни­же­ние цен­но­сти чте­ния для совре­мен­ного ребенка явля­ется только фак­том его адап­та­ции к изме­нив­шимся усло­виям раз­ви­тия. Дети не стали менее любо­пытны, но они стали, без­условно, менее под­кон­трольны. Если мы хотим гово­рить, пере­пи­сы­ваться с детьми на их языке, нам при­дется осва­и­вать ком­пью­тер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.

6. Послед­ствия гума­ни­тар­ной рево­лю­ции, свя­зан­ной с быст­рым пере­хо­дом от уст­ной речи к пись­мен­ной, от чте­ния к письму еще пред­стоит оце­нить. Пока есть опа­се­ние, что ребе­нок в сети опе­ри­рует с более про­сто и часто негра­мотно напи­сан­ными тек­стами. Вме­сте с паде­нием инте­реса к чте­нию падает общий уро­вень интел­лек­ту­аль­ной куль­туры. Про­ис­хо­дит сме­ще­ние акцента с про­из­вод­ства высо­ких куль­тур­ных цен­но­стей на потреб­ле­ние всего нового, забав­ного, при­коль­ного, утиль­ного, инте­рес­ного. Так не раз­вить мыш­ле­ние, не решить гло­баль­ные про­блемы… Пока уче­ные ищут ответы, ответ­ствен­ные роди­тели пред­при­ни­мают уси­лия, чтобы пере­дать свой опыт чте­ния детям.

Ситу­а­ция 1. «При­ну­ди­тель­ная мотивация»

Папа шести­лет­него Сережи при­нял реше­ние, что в отли­чие от осталь­ных детей, его сын будет обра­зо­ван­ным, начи­тан­ным чело­ве­ком. Он вырос в непол­ной семье, и гор­дился, что сам полу­чил обра­зо­ва­ние, кото­рое и помогло усто­ять ему и его супруге в труд­ные вре­мена. Чтобы не упу­стить момент, в семье было заве­дено пра­вило каж­дый вечер читать с ребен­ком. В 1 год и 7 мес. Сережа уже знал все буквы. В 2 года и 4 месяца он скла­ды­вал и читал про­стые слова «Ма-ма», «па-па», «ба-ба». В четыре с поло­ви­ной года Сережа мог читать новые слова, но под раз­ными пред­ло­гами он стал уви­ли­вать от давно заве­ден­ной про­це­дуры чте­ния. Среди книг на оче­реди были «Мифы Древ­ней Гре­ции», тол­стый том ска­зок Гоф­мана. И как раз в этот момент ребе­нок, кото­рый пора­жал всех своей осве­дом­лен­но­стью, стал болеть, замкнулся и очень скоро пере­стал раз­го­ва­ри­вать с домаш­ними, думая о чем-то своем. Пси­хо­лог в дет­ском саду при­шла к выводу, что у маль­чика депрес­сия или эмо­ци­о­наль­ное исто­ще­ние, свя­зан­ное с необыч­ным видом «пси­хо­ло­ги­че­ского наси­лия» над ребен­ком – при­ну­ди­тель­ным, все услож­ня­ю­щимся и все менее понят­ным ребенку чтением.

Ком­мен­та­рий:

Обра­зо­ва­ние и чте­ние тре­буют уси­лий, и пока у детей не сфор­ми­ро­вано про­из­воль­ное вни­ма­ние и запо­ми­на­ние, им трудно читать само­сто­я­тельно. Одним из моти­вов чте­ния может стать страх быть нака­зан­ным за отказ или неуме­ние делать то, что ожи­дают роди­тели. Это неспе­ци­фи­че­ский мотив чте­ния, кото­рый при­ве­дет к обрат­ному эффекту – отказу от непо­силь­ного или посты­лого заня­тия при пер­вой же воз­мож­но­сти. Ребе­нок будет нена­ви­деть чте­ние и книги. Ситу­а­ция только усу­гу­бится, если в семье тре­бо­ва­тель­ные, праг­ма­тич­ные, холод­ные отно­ше­ния, а члены семьи оце­ни­ва­ются по своим «рабо­чим» характеристикам.

Дети не знают также воз­раст­ных нор­ма­ти­вов, и если взрос­лый наста­и­вает на том, что в «твоем воз­расте все давно читают», то ребенку ничего не оста­ется, как при­нять эту мак­симу на веру и вме­сте с этим при­знать, что он, воз­можно, «вырас­тет насто­я­щим идиотом».

Если роди­тели рас­счи­ты­вают на ран­нюю само­сто­я­тель­ность   ребенка-дошколь­ника или на осо­бый путь и темп его раз­ви­тия, они явно пере­оце­ни­вают ситу­а­цию. Нельзя мино­вать этапы сов­мест­ного вечер­него чте­ния, фан­та­зи­ро­ва­ния по моти­вам ска­зоч­ных сюже­тов, их разыг­ры­ва­ния со сверст­ни­ками и пере­хо­дить сразу к само­сто­я­тель­ному «взрос­лому» чте­нию. Нельзя рас­тить ребенка в вынуж­ден­ной изо­ля­ции, а при­ну­ди­тель­ное раз­ви­тие той или иной спо­соб­но­сти сужает круг обще­ния ребенка. Любая дея­тель­ность ребенка, как и взрос­лого чело­века, поли­мо­ти­ви­ро­вана. Часть сти­му­лов к раз­ви­тию мы чер­паем из обще­ния со сверст­ни­ками, не желая от них отстать или стре­мясь попро­бо­вать то, что кажется нам инте­рес­ным именно в их исполнении.

Ситу­а­ция 2. «Чте­ние и компьютер»

Пяти­лет­няя Катя не хотела учить буквы, пока ее не пустили за ком­пью­тер. Ока­за­лось, что она уже знала поло­вину букв, заня­тия с бабуш­кой не про­шли даром. Но – чудо! – за пару вече­ров она выучила деся­ток ком­пью­тер­ных команд, чтобы играть в ком­пью­тер­ную игру. После этого трудно было обви­нить девочку в сла­бых спо­соб­но­стях и лени. Но читать она по-преж­нему отка­зы­ва­лась. И тогда решено было запре­щать играть до тех пор, пока Катя не про­чи­тает сказку, сна­чала про «Машеньку и мед­ведя», потом «Про трех поро­сят». Катя пла­кала, но читала… Пока у бабушки Кати не выдер­жали нервы, и она не пожа­ло­ва­лась пси­хо­логу в дет­ском саду на Катю, роди­те­лей и дет­ский сад, в кото­ром не при­учают детей к культуре…

Ком­мен­та­рий:

Давайте,   по-чест­ному срав­ним пре­иму­ще­ства работы за ком­пью­те­ром и чте­ния. О пер­вом роди­тели мало знают и поэтому мало думают, потому что этот опыт не зна­ком им по их соб­ствен­ному дет­ству. Ком­пью­тер дает ребенку иллю­зию управ­ле­ния, вклю­чен­но­сти во вза­и­мо­дей­ствие с миром. Чте­ние – это пас­сив­ный про­цесс вос­при­я­тия собы­тий, в ход кото­рых ребенку не удастся вме­шаться. Если только вы не разыг­ры­ва­ете пьесы по моти­вам сказки, не импро­ви­зи­ру­ете во время чте­ния, не чита­ете по ролям и т.д.. Работа за ком­пью­те­ром дает ощу­ще­ние лег­ко­сти испол­не­ния замысла, от идеи до испол­не­ния – бук­вально рукой подать, одно дви­же­ние. Наби­рая буквы на кла­ви­а­туре ком­пью­тера, ребе­нок осу­ществ­ляет по факту более слож­ную дея­тель­ность, чем скла­ды­вая буквы в слова. И чем слож­нее дея­тель­ность, тем она инте­рес­ней. Пара­докс, но это так. Сла­бая моти­ва­ция к обу­че­нию слиш­ком про­стым для дан­ного воз­раста дей­ствиям тоже может тор­мо­зить раз­ви­тие навы­ков. И, нако­нец, ком­пью­тер по срав­не­нию с кни­гой дает более серьез­ный бонус – ребе­нок полу­чает воз­мож­ность играть. Читая, он полу­чает, часто, только мораль­ное поощ­ре­ние взрос­лых. Инту­и­тивно пони­мая это, взрос­лые начи­нают мани­пу­ли­ро­вать ситу­а­цией, выстра­и­вать зави­си­мо­сти «чте­ние à игра на ком­пью­тере» и т.д.. Обу­че­ние в игре в боль­шей мере соот­вет­ствует запро­сам дошколь­ного воз­раста, чем «школь­ное» обу­че­ние. Роко­вая раз­ница в пользу чте­ния состоит в том, что читая, ребе­нок эмо­ци­о­нально вжи­ва­ется в роль. Играя на ком­пью­тере, он тех­ни­че­ски испол­няет после­до­ва­тель­ность только ему инте­рес­ных опе­ра­ций. Ком­пью­тер­ная игра закреп­ляет дет­ский эго­цен­тризм и тор­мо­зит раз­ви­тие про­из­воль­ных («воле­вых») навыков.

Ситу­а­ция 3. «Меха­ни­че­ское чтение»

Петя уже в четыре года научился читать. Одно­вре­менно он стал «рабо­тать» на ком­пью­тере и в пять лет он уже и читал, и писал, пора­жая домаш­них сво­ими спо­соб­но­стями. Насто­я­щий ребе­нок Индиго, гени­аль­ное дитя. Про­блема обна­ру­жи­лась, когда в гости к роди­те­лям Пети при­е­хала бабушка из про­вин­ции. По интел­ли­гент­ской при­вычке она захо­тела побе­се­до­вать с вну­ком о его люби­мых кни­гах, и обна­ру­жи­лось, что Петя не смог под­дер­жать раз­го­вор. Он, кажется, не знал, или не пом­нил ни одной книжки! «Как вос­клик­нула бабушка, — разве ты не читал про Бура­тино?» Петя отве­тил утвер­ди­тельно только тогда, когда ему с полки сняли книжку и пока­зали. «Эту – читал». Он узнал ее по обложке. Точно так Петя «читал» все книжки на полке. По тре­бо­ва­нию бабушки, Петя читал без запинки с любого места, но о чем был этот эпи­зод, он не пом­нил, не знал, не инте­ре­со­вался. Он даже не мог его пере­ска­зать… «Он у вас не умеет читать! Читать и не пони­мать, о чем? Это не чте­ние!» Бабушка ока­за­лась права…

Ком­мен­та­рий:

Фено­мен «меха­ни­че­ского чте­ния» стал рас­про­стра­няться со ско­ро­стью ком­пью­тер­ного вируса. Состоит он, на мой взгляд, в том, что в раз­ви­тии позна­ва­тель­ных навы­ков все боль­ший упор дела­ется на опе­ра­тив­ные харак­те­ри­стики, крат­ко­вре­мен­ную память и непро­из­воль­ное вни­ма­ние. Именно эти навыки лучше всего тре­ни­ру­ются при работе за ком­пью­те­ром. Вся инфор­ма­ция «уста­ре­вает», если перейти от одной игры к дру­гой. Точно так и книги «забы­ва­ются» после того, как текст про­чи­тан и не исполь­зо­ван. Если мы не будем чте­ние вклю­чать в акту­аль­ные отно­ше­ния ребенка, не научим его фор­ми­ро­вать свое буду­щее и вклю­чать в этот образ буду­щего про­чи­тан­ную инфор­ма­цию, книги поте­ряют свое куль­тур­ное пред­на­зна­че­ние – хра­нить и пере­да­вать зна­чи­мый опыт.

При­чины, по кото­рым дети не любят читать… то, что читали мы! 

  1. У детей про­сто нет опыта сов­мест­ного чте­ния с роди­те­лями, в ходе кото­рого роди­тели могли бы зара­зить их любо­вью, инте­ре­сом и вос­тор­гом по отно­ше­нию к героям ска­зок. Няни обычно обес­по­ко­ены внеш­ней сто­ро­ной ухода за малы­шами. Роди­тели сами отби­рают нянь для вос­пи­та­ния и ухода за детьми по кри­те­риям «акку­рат­но­сти», а не кре­а­тив­но­сти. Я знаю много слу­чаев, когда наем­ным вос­пи­та­те­лям отка­зы­вали только потому, что у ребенка были руки испач­каны пластилином.
  2. Дети слиш­ком рано учатся читать — раньше, чем обсуж­дать новые сюжеты и про­блемы с роди­те­лями. Наша без­гра­ничн­ная лич­ная амби­ци­оз­ность и роди­тель­ское тще­сла­вие при­во­дят к тому, что мы ста­ра­емся научить детей читать как можно раньше. Кто-то оши­бочно запу­стил в массы сте­рео­тип о том, что уро­вень интел­лекта ребенка про­яв­ля­ется в его спо­соб­но­сти читать. Пере­оценка спо­соб­но­сти к чте­нию в Рос­сии свя­зана с позд­ней все­об­щей гра­мот­но­стью насе­ле­ния. Совет­ская власть поса­дила за парты людей, роди­тели кото­рых роди­лись в семьях кре­пост­ных. До войны иметь началь­ное обра­зо­ва­ние, то есть уметь читать-писать, было дости­же­нием и ста­тус­ной при­ви­ле­гией. Пере­оценка уме­ния читать только уси­ли­лась с вве­де­нием все­об­щего сред­него обра­зо­ва­ния, дав мил­ли­о­нам детей войны полу­чить в даль­ней­шем выс­шее обра­зо­ва­ние, войти в интел­лек­ту­аль­ную элиту страны.
  3. Сего­дня при­над­леж­ность к элите, к сожа­ле­нию, не опре­де­ля­ется интел­лек­ту­аль­ными спо­соб­но­стями. Уте­рян основ­ной мотив обра­зо­ва­ния – изме­нить в даль­ней­шем жизнь к луч­шему, при­ме­нив свои интел­лек­ту­аль­ные навыки. Обще­ство в целом не настро­ено на позна­ние и открытия.
  4. Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чте­нию мы отно­симся более «серьезно». В каче­стве иде­аль­ных тек­стов роди­тели рас­смат­ри­вают худо­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния клас­си­ков, а не днев­ники ЖЖ в пол-экрана.
  5. Чте­ние пере­стало удо­вле­тво­рять дет­скую потреб­ность в фан­та­зи­ро­ва­нии. Вир­ту­аль­ные миры, кото­рые раньше при­ду­мы­вали писа­тели, в боль­шом коли­че­стве постав­ляет теле­ви­де­ние и Интер­нет. В жизни появи­лось слиш­ком много аттрак­ци­о­нов. И навык отка­зы­ваться от уча­стия в вир­ту­аль­ных при­клю­че­ниях ста­но­вится более важ­ным, чем соб­ствен­ная спо­соб­ность к воображению.
  6. Иде­алы, кумиры роди­те­лей и детей не сов­па­дают. Воз­можно, нико­гда прежде раз­рыв между поко­ле­ни­ями не был таким боль­шим. Есть тео­рии, согласно кото­рым, роди­лось пер­вое поко­ле­ние, кото­рое будет опи­раться на свой опыт, а не на опыт пред­ше­ствен­ни­ков. Мы мало полезны своим детям.
  7. Одно­вре­менно с чте­нием дети учатся писать, вер­нее, печа­тать на кла­ви­а­туре. Кал­ли­гра­фи­че­ские тре­бо­ва­ния больше не сдер­жи­вают жела­ния ребенка, его потреб­ность в обмене инфор­ма­цией. Пер­вые пись­мен­ные сооб­ще­ния для боль­шин­ства детей – это ком­пью­тер­ные команды, кото­рые они наби­рают, чтобы про­ник­нуть в вир­ту­аль­ные миры экран­ных игр.
  8. Поме­нялся язык обще­ния между людьми. В нем больше стало гла­го­лов, дей­ствия (action), меньше – суще­стви­тель­ных и почти не оста­лось при­ла­га­тель­ных, кото­рые бы отра­жали теп­лую, эмо­ци­о­нально насы­щен­ную атмо­сферу, делали бы нас при­тя­га­тель­ными друг для друга и для своих детей. Поте­ряв инте­рес к нам, дети не ждут ничего инте­рес­ного и от тех тек­стов, кото­рые мы им настой­чиво предлагаем.
  9. Кстати, дирек­тив­ность, настой­чи­вость с кото­рой мы «пред­ла­гаем» детям почи­тать, тоже создает нега­тив­ную моти­ва­цию к чтению.

При­емы моти­ва­ции чте­ния у детей

  1. Пер­вый прием чему-то научить ребенка – это зара­же­ние. Дети копи­руют пове­де­ние роди­те­лей. Если они не видят в доме углу­бив­шихся в чте­ние книг взрос­лых, кото­рые спе­шат поде­литься ново­стью, у них не воз­ник­нет инте­рес к такому спо­собу позна­ния. Наивно пола­гать, что если все время про­во­дить за экра­ном, ваш ребе­нок потя­нется к книжке.
  2. Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окру­же­нии книг. Тре­бо­ва­ния эко­но­мии места, высо­кая мобиль­ность и быст­рое   рас­про­стра­не­ние элек­трон­ных носи­те­лей вытес­нили тяже­лые тома книг, за кото­рыми еще недавно запи­сы­ва­лись в оче­редь. Книж­ные шкафы и полки стали рас­смат­ри­ваться как невоз­мож­ное ретро, не впи­сы­ва­ю­ще­еся в совре­мен­ный дизайн, кото­рый почему-то назы­вают евро­ре­мон­том. В домах евро­пей­цев чрез­вы­чайно ценятся и бере­гутся ста­рин­ные биб­лио­теки или хотя бы их остатки. Если в домах нет сле­дов интел­лек­ту­аль­ной куль­туры, а только при­знаки финан­со­вого бла­го­со­сто­я­ния, как дети узнают, что чте­ние и книги явля­ются осо­быми цен­но­стями? В доме с книж­ным шка­фом, в кото­ром можно поко­паться хотя бы тай­ком, вырас­тет чита­ю­щий ребенок.
  3. Читайте вме­сте с детьми то, что инте­ресно и вам, и ему. Дет­ская лите­ра­тура посто­янно обнов­ля­ется, и по-преж­нему трудно сле­дить за новин­ками. Заин­те­ре­со­ван­ные мамы и даже неко­то­рые папы сего­дня легко обме­ни­ва­ются зна­ни­ями и реко­мен­да­ци­ями через Сеть.
  4. Учите ребенка сочи­нять, сочи­няйте с ним исто­рии. Инте­рес к при­ду­ман­ным мирам лежит в осно­ва­нии потреб­но­сти читать тол­стые книжки в буду­щем. Пере­ска­зы­вая ста­рые сказки на новый лад, при­пи­сы­вая героям неве­ро­ят­ные поступки, вы сфор­ми­ру­ете у ребенка твор­че­ское вооб­ра­же­ние. Дети с раз­ви­тым твор­че­ским вооб­ра­же­нием будут искать более слож­ные и занят­ные исто­рии, чем могут при­ду­мать они сами или вме­сте с роди­те­лями. Они потя­нутся к книгам.
  5. 5. Учите с ребен­ком стихи. Дет­ское сти­хо­тво­ре­ние, раз­мер выучен­ного тек­ста – это, говоря совре­мен­ным язы­ком, фор­мат тек­ста, кото­рый ребе­нок может понять, свя­зать, запом­нить и пере­ска­зать за раз. Это «устой­чи­вая пор­ция», «квант», «еди­ница» чте­ния. У детей, кото­рые сразу сели за ком­пью­теры, как пра­вило, не сфор­ми­ро­вана уст­ная речь и уме­ние связно изло­жить свою мысль дру­гому. Навыки опе­ри­ро­ва­ния тек­стами при­об­ре­та­ются не только во время меха­ни­че­ского чте­ния, но и в уст­ной речи, в про­цессе роле­вой игры, в самых раз­ных соци­аль­ных ситуациях. 
  6. Разыг­ры­вайте спек­такли по моти­вам извест­ных книж­ных сюже­тов. Детям инте­ресны отно­ше­ния между людьми, необыч­ными пер­со­на­жами, и, как только насту­пает время роле­вых игр, они с удо­воль­ствием погру­жа­ются в их миры. С 4–5 лет «еди­ни­цей чте­ния» ста­но­вится собы­тие, дей­ствие, кото­рое про­изо­шло с двумя и более пер­со­на­жами. Можно ска­зать, они начи­нают усва­и­вать искус­ство диа­лога и делают еще один важ­ный шаг на пути к фор­ми­ро­ва­нию сюжет­ного мышления.
  7. И только после этого нам стоит уде­лить вни­ма­ние обу­че­нию бук­вам и скла­ды­ва­нию слов и пред­ло­же­ний. Тех­ника чте­ния раньше отста­вала от вооб­ра­же­ния и мыш­ле­ния, и это было допол­ни­тель­ным моти­вом: как можно быст­рее научиться читать, чтобы удо­вле­тво­рить свою потреб­ность в новом знании.

Махов­ская О. И.

Источ­ник: Непо­слуш­ный ребе­нок: перезагрузка

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

12 комментариев

  • Inna, 06.11.2018

    Не все­гда ребенку мешает учиться читать непра­виль­ный под­ход роди­те­лей, ино­гда это при­чины совсем дру­гой при­роды. Напри­мер такое забо­ле­ва­ние как дислексия. 

    Ответить »
  • Надежда, 17.08.2018

    я про­чи­тала уже несколько ста­тей на эту тему. все сове­туют при­учать ребенка чуть ли не  с рож­де­ния, читать вме­сте, поку­пать книги, хва­лить, поощ­рять. но что делать, если уже поздно? я зани­ма­юсь с девоч­кой, ей 7 лет. через несколько дней она пой­дет в пер­вый класс. она не хочет читать. знает буквы, даже умеет скла­ды­вать их в слоги. читает и пони­мает неко­то­рые слова. не хочет писать. зани­ма­ется из-под палки, не ста­ра­ется,  ей совер­шенно всё равно, ей не инте­ре­сен резуль­тат. она только ждёт, когда заня­тие закон­чится и я уйду. я ста­ра­юсь рабо­тать по мето­дике Амо­на­швили, не ругаю, хвалю, выде­ляю самые кра­си­вые палочки-крю­чочки, но девочке это без­раз­лично. она хочет только смот­реть муль­тики и играть в ком­пью­тер­ные игры. и в школу она, конечно же, тоже не хочет. роди­тели её очень любят и балуют.  а что делать мне?

     

    Ответить »
    • Valentina, 17.08.2018

      Надежда, пони­маю Вас как педа­гог педа­гога, поскольку от нас тре­бу­ется, прежде всего, резуль­тат. Но, видимо, при­дется объ­яс­нить роди­те­лям, что не все в наших силах. Люди рож­да­ются абсо­лютно раз­ными, воз­мож­но­сти каж­дого в чем-то огра­ни­чены. Может быть, Вашей вос­пи­тан­нице нужен кол­лек­тив, чтобы про­цесс учебы про­хо­дил успешно. Пред­ставьте, я как педа­гог-фило­лог не могла научить сына письму и чте­нию перед шко­лой, инте­рес отсут­ство­вал. Пошли в школу с 6 лет, там при­шлось с неохо­той читать-писать. По-насто­я­щему ребе­нок зачи­тал… в 17 лет. Потому что не из под палки. Инте­рес есте­ствен­ным обра­зом при­шел. Читает совре­мен­ную лите­ра­туру, неплохо пишет сочи­не­ния. Такой вот запоз­да­лый сен­зи­тив­ный период! Так что Вы не отча­и­вай­тесь, делайте то, что в Ваших силах. Роди­тели, зная сво­его ребенка, должны понять…

      Ответить »
  • Niina, 02.08.2018

    Я согласна с Ана­ста­сией, хороши совет,спасибо

    Ответить »
  • Анастасия, 16.05.2017

    отлич­ная замена кни­гам — ком­пью­тер­ные игры в стиле “тек­сто­вого кве­ста”. Все зада­ния не озву­чены, а выданы тек­стом. Сюжет­ная линия так же идет только тек­стом. И чтобы разо­браться и как-то повли­ять на сюжет, ребёнку при­дется научиться читать и усва­и­вать про­чи­тан­ную инфор­ма­цию. Про­чи­тать, про­ана­ли­зи­ро­вать и при­нять соб­ствен­ное реше­ние в раз­ви­тии сюжета так, как захо­чет ребё­нок. Гонки, стре­лялки или выжи­валки в ран­нем воз­расте может и не поме­шают, но явно не могут быть посто­ян­ным увле­че­нием. Подайте свой при­мер, нач­ните про­хо­дить эти кве­сты (при чем взрос­лым такие игры будут ни чуть не менее инте­ресны, чем детям — игра для любого возраста).

    Ответить »
  • Олег, 01.04.2016

    Одна и, навер­ное, глав­ная при­чина неже­ла­ния читать — это отсут­ствие инте­реса. Надо заин­те­ре­со­вать ребёнка. Мне в этом помогли интер­ак­тив­ные раз­ви­ва­ю­щие тест-игры по раз­лич­ным про­из­ве­де­ниям дет­ской лите­ра­туры. Жела­ние побе­дить в игре побуж­дает ребёнка к чте­нию книги, и он познаёт мир, а хоро­шая книга помо­гает душе чело­века стать доб­рее и нравственнее.

    Ответить »
    • Ольга, 22.05.2016

      Олег, напи­шите, что за игры? Спасибо.

      Ответить »
  • АлеXey, 07.01.2016

    Вообще ребе­нок (ему 12 лет) читать не хочет и в этом не только ком­пью­тер вино­ват, но как я счи­таю ран­ний пере­ход­ный воз­раст. Я обычно отве­ши­ваю леща, хотя и знаю что это не педа­го­гично, но все таки помо­гает не надолго, но пере­ска­зать про­чи­тан­ное он не может. Зато в ком­пью­тер­ных играх он знает все. Все марш­руты и секреты.

    Ответить »
  • Олег, 30.10.2015

    Сво­ему сыну купую жур­нал “Пізнайко” через те, що жур­нал є дуже патріо­тич­ним, це відчувається.

    Ответить »
  • Egor, 02.07.2015

    Поощ­ре­ние и моти­ва­ция — это очень силь­ная штука. Мы с женой вос­пи­ты­ваем пяте­рых. Со стар­шими — осо­бенно не про­сто. “Помочь” им делать пра­виль­ное, и не делать непра­виль­ное — сложно, и не все­гда уда­ется. При этом счи­таем, что моти­ви­ро­вать день­гами нельзя ни в коем слу­чае. Сде­лали систему, кото­рой поль­зу­емся — horoshometr.ru. Нам помо­гает, детям нравится.

    Ответить »
  • Светлана, 09.06.2015

    Учить детей рано Застав­ляют не роди­тель­ские амбиции,а школь­ная программа!!!Практически во всех шко­лах одним из тре­бо­ва­ний к пер­во­класс­ни­кам явля­ется уме­ние читать,причём доста­точно бегло.

    Ответить »
    • valaborzova, 28.11.2015

      пер­вая задача учи­теля ‑научить читать ‑сен­тябрь-декабрь. Мы учим ребенка “не от стола ‚” а от ‑ребенка.Т.Е. обя­зана по про­грамме. если конечно школа не коммерческая..

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки