Домашнее богослужение как часть жизни семьи. Материнские заметки

Домашнее богослужение как часть жизни семьи. Материнские заметки

(2 голоса5.0 из 5)

Общей молит­вой дом – по-рус­ски «храм» – ста­но­вится Цер­ко­вью. «Пусть будет цер­ко­вью дом ваш, из мужей и жен состав­лен­ный». Инте­ресно, что древ­не­рус­ский сбор­ник при­зы­вает и детей по воз­мож­но­сти под­ни­мать на эту общую молитву, даже если они «зело дет­ски суть».

В Древ­ней Руси бла­го­че­сти­вые люди любили «Зла­то­струй» – сбор­ник, состав­лен­ный на основе тек­стов свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста. Ино­гда это фраг­менты очень точ­ных пере­во­дов из гомилий свя­ти­теля, ино­гда – сво­бод­ный пере­сказ, ино­гда – явно не при­над­ле­жа­щие Зла­то­усту вставки.

Сбор­ник был очень попу­ля­рен, пере­из­да­вали его – вер­нее, пере­пи­сы­вали – мно­же­ство раз. Напри­мер, в отделе руко­пи­сей РГБ, кото­рая нахо­дится в зда­нии зна­ме­ни­того Дома Паш­кова, хра­нится нема­лое коли­че­ство экзем­пля­ров этой настоль­ной, или, ско­рее, застоль­ной книги. И сокра­щён­ные, и пол­ные вари­анты этого сбор­ника. В одном из тек­стов «Зла­то­струя» гово­рится о сов­мест­ной молитве мужа и жены.

Общей молит­вой дом – по-рус­ски «храм» – ста­но­вится Цер­ко­вью. «Пусть будет цер­ко­вью дом ваш, из мужей и жен состав­лен­ный» – «буди же аки цркви храм ваш, мужи и женами состав­лена». Инте­ресно, что древ­не­рус­ский сбор­ник при­зы­вает и детей по воз­мож­но­сти под­ни­мать на эту общую молитву, даже если они «зело дет­ски суть».

316091.p - Домашнее богослужение как часть жизни семьи. Материнские заметки

Ролевая игра à la средневековье или просто жизнь?

На Руси было при­нято по край­ней мере что-то из суточ­ного бого­слу­жеб­ного круга про­чи­ты­вать-про­пе­вать дома, вме­сте со всеми домо­чад­цами. Инте­рес­ная тема, инте­рес­ный опыт, свое­об­раз­ный образ жизни, ритм жизни. Весь вопрос в том, что зна­чит этот опыт для нас. Исто­ри­че­ское про­шлое или… воз­мож­ная реальность?

Вре­мена меня­ются, тот самый ритм жизни – в первую оче­редь. Но идея домаш­него бого­слу­же­ния никак не при­вя­зана к кон­крет­ной исто­ри­че­ской эпохе, к кон­крет­ной куль­туре, к кон­крет­ному образу жизни. Идея домаш­него бого­слу­же­ния не знает ни вре­мен­ных, ни наци­о­наль­ных, ни куль­тур­ных границ.

Эта идея появ­ля­ется тогда, когда появ­ля­ется идея семьи, дома как малой Церкви. Ведь Цер­ковь стро­ится на общем слу­же­нии Богу, на сов­мест­ной молитве. И в совре­мен­ной семье, «соци­а­ли­зи­ро­ван­ной» и актив­ной, вполне могут хотя бы ино­гда совер­шаться домаш­ние бого­слу­же­ния. Это дей­стви­тельно реаль­ность, кото­рая для мно­гих семей ста­но­вится орга­нич­ной частью жизни дома.

316094.p - Домашнее богослужение как часть жизни семьи. Материнские заметкиОб этом гово­рил и писал про­то­и­е­рей, про­фес­сор-гео­лог, отец шесте­рых детей Глеб Каледа в своей заме­ча­тель­ной книге «Домаш­няя Цер­ковь».

В главе «О домаш­нем бого­слу­же­нии» отец Глеб опи­сал опыт орга­ни­за­ции домаш­него бого­слу­же­ния – реаль­ный опыт, можно ска­зать, обыч­ного семей­ного человека.

«Обыч­ного» в том смысле, что сам он рабо­тал в НИИ, участ­во­вал в экс­пе­ди­циях, дети его учи­лись в обыч­ных совет­ских шко­лах – в целом обыч­ный, совре­мен­ный образ жизни, ника­кой осо­бен­ной экзотики.

Без­условно, частично это опыт домаш­него бого­слу­же­ния несколько вынуж­ден­ный, ведь речь идет об эпохе гоне­ний на Цер­ковь и, по край­ней мере, полу­под­поль­ной жизни веру­ю­щих людей. Ино­гда хра­мов в округе попро­сту не было.

Так, одна­жды я, еще ребен­ком, попала на насто­я­щую домаш­нюю «обед­ницу», кото­рую слу­жили самые насто­я­щие бабушки в насто­я­щих белых пла­точ­ках в одном насто­я­щем дере­вен­ском доме, в насто­я­щей ниже­го­род­ской глуши. Крас­ный угол зани­мала боль­шая икона, по-моему, Смо­лен­ская, когда-то спа­сен­ная из закры­того храма.

Дом был бит­ком набит, ста­рушки пели (в дет­стве мне это пение каза­лось невы­но­си­мым, а сей­час – милым). Моего папу, как един­ствен­ного вне­запно раз­до­бы­того муж­чину, да еще боро­да­того, эти «мат­ри­арх­ини» вывели впе­ред и дали ему читать что-то вслух…

Никак иначе в подоб­ных местах люди вообще не могли слу­жить: до бли­жай­шего дей­ству­ю­щего храма еще, поди, доберись.

Сей­час у нас в Рос­сии, и уж тем более в Москве, есть, слава Богу, воз­мож­ность сво­бодно ходить в храм, да еще и запро­сто выби­рать – чтобы народу было поменьше, чтобы батюшка был «хоро­ший», чтобы пели «как я люблю», чтобы служба начи­на­лась, когда нам удоб­нее… И, тем не менее, далеко не все­гда уда­ется попасть даже на осо­бенно важ­ные бого­слу­же­ния. Напри­мер, когда в семье малень­кие дети.

«В наше время, когда не все­гда легко по тем или иным при­чи­нам регу­лярно посе­щать хра­мо­вые бого­слу­же­ния, очень важно научиться быть в ритме цер­ков­ной жизни с ее празд­ни­ками, бого­слу­жеб­ными кру­гами, с ее еже­днев­ным чте­нием Нового Завета при любых обсто­я­тель­ствах жизни…

При нали­чии малы­шей муж и жена часто не могут вме­сте идти в цер­ковь. В этом слу­чае остав­ше­муся дома хорошо бы про­честь что-либо из бого­слу­же­ния дня, если он не в силах испол­нить его пол­но­стью»,  гово­рит отец Глеб.

И полу­ча­ется, что именно в наше пусть сво­бод­ное, но сует­ное время, именно в пере­гру­жен­ную мега­по­лис­ную мно­го­за­бот­ли­вую эпоху домаш­нее бого­слу­же­ние может быть более акту­ально, чем в дале­кие сред­не­ве­ко­вые, по-насто­я­щему все-таки неве­до­мые нам древ­не­рус­ские или визан­тий­ские времена.

«В семей­ной жизни домаш­нее бого­слу­же­ние помо­гает углу­бить молит­вен­ное обще­ние супру­гов и вклю­чить в него детей», – под­чер­ки­вает отец Глеб Каледа. Так ока­зы­ва­ется, что домаш­нее бого­слу­же­ние – не только «вынуж­ден­ная мера».

Это как раз из обла­сти «постро­е­ния домаш­ней Церкви»: «углу­бить молит­вен­ное обще­ние супру­гов». О том, что в обще­нии мужа и жены неве­ро­ятно важны все аспекты: и телес­ное, и душев­ное, и духов­ное. Духов­ное как раз здесь и включается.

А еще в домаш­нем бого­слу­же­нии появ­ля­ется момент обра­зо­ва­тель­ный. Мно­гие из нас очень плохо пред­став­ляют себе цер­ков­ное бого­слу­же­ние, даже если ходят в храм регу­лярно. В этом слу­чае один из спо­со­бов позна­ко­миться с бого­слу­же­нием получше – это ино­гда читать службу дома. Отец Глеб Каледа гово­рил об этом так:

«При вне­хра­мо­вом бого­слу­же­нии несколько изме­нится его вос­при­я­тие. В церкви мы погру­жа­емся в молит­венно-эмо­ци­о­наль­ное вос­при­я­тие духа службы и не все­гда по тем или иным при­чи­нам вни­каем в тек­сту­ально-смыс­ло­вое зна­че­ние совер­ша­е­мых пес­но­пе­ний, – при домаш­нем бого­слу­же­нии по кни­гам легче вник­нуть в смысл слов чита­е­мых молит­во­сло­вий и песнопений. 

Поэтому полезно для лиц, не состо­я­щих в клире, чере­до­вать посе­ще­ние хра­мов с отправ­ле­нием в меру сил и воз­мож­но­стей отдель­ных бого­слу­же­ний дома. Такое чере­до­ва­ние хра­мо­вого и домаш­него бого­слу­же­ния поз­во­ляет под­ни­маться в рели­ги­оз­ном молит­вен­ном позна­нии на крыле мисти­че­ского чув­ства и на крыле ума».

Таким образом, домашнее богослужение:

  • помо­гает участ­во­вать в ритме цер­ков­ной жизни тем, у кого нет воз­мож­но­сти регу­лярно бывать в храме;
  • поз­во­ляет лучше позна­ко­миться с бого­слу­же­ни­ями нашей Церкви;
  • это осо­бен­ный харак­тер отно­ше­ний мужа и жены;
  • это воз­мож­ность актив­ного при­об­ще­ния детей к богослужению;
  • помо­гает стро­ить семью как малую Цер­ковь.

Организация домашнего богослужения: что читать

О том, как миря­нин может совер­шать домаш­нее бого­слу­же­ние, напи­саны целые книги, изданы посо­бия «для тех, кто не может быть в храме». Но раз уж мы начали с книги отца Глеба Каледы, раз уж эта книга напи­сана отцом боль­шого семей­ства – будем ори­ен­ти­ро­ваться на его идеи и дальше:

«Раз­ли­чают бого­слу­же­ния общие и таин­ст­во­со­вер­ши­тель­ные. На послед­них совер­ша­ются таин­ства Евха­ри­стии, Вен­ча­ния, Миро­по­ма­за­ния и т.д. Совер­шать их могут только полу­чив­шие дар и бла­го­дать священства. 

Все общие бого­слу­же­ния: часы, утреню, вечерню, пове­че­рие, полу­нощ­ницу, обед­ницу, молебны и пани­хиды – может совер­шать любой пра­во­слав­ный христианин. 

Ему не реко­мен­ду­ется лишь про­из­но­сить екте­нии, свя­щен­ни­че­ских воз­гла­сов и читать «тай­ные молитвы» свя­щен­ни­ков. Убе­рите екте­нии из вечерни и утрени – сущ­ность службы оста­нется прак­ти­че­ски неиз­мен­ной с ее молит­вен­ными воз­но­ше­ни­ями, бого­слов­ским созер­ца­нием и т.д.»

Бого­слу­жеб­ных книг немало. А чтобы разо­браться в Уста­вах-Типи­ко­нах, нужно серьезно поучиться. Но на прак­тике, для орга­ни­за­ции домаш­него бого­слу­же­ния, про­сто чтобы помо­литься дома – все это раз­би­рать совсем не обя­за­тельно. К каж­дому боль­шому празд­нику, по каж­дой осо­бен­ной службе изда­ются отдель­ные книги, кото­рые сво­бодно про­да­ются в цер­ков­ных лав­ках. А могу­чий Интер­нет упро­стил все это дело до несколь­ких про­стей­ших шагов: службы про­сто выло­жены в откры­том доступе.

Напри­мер, зав­тра – боль­шой празд­ник. Сего­дня вече­ром все­нощ­ная, а бере­мен­ная мама с малы­шом на руках никак не может пойти на вечер­нюю службу. А ведь именно вечер­нее бого­слу­же­ние, в отли­чие от литур­гии, почти цели­ком посвя­щено кон­крет­ному празднику.

И если маме все-таки хочется при­об­щиться к бого­слу­же­нию, и если есть малей­шая воз­мож­ность отыс­кать какие-то сво­бод­ные минуты, можно про­сто набрать в Интер­нете запрос: «Служба входу Гос­подню во Иеру­са­лим текст». И про­сто читать – все под­ряд или по выбору.

Ведь в таком слу­чае совсем необя­за­тельно «все вычи­ты­вать». Отец Глеб так гово­рит об этой «сво­боде выбора»:«На осно­ва­нии име­ю­щихся… книг сле­дует созда­вать лич­ные или семей­ные бого­слу­жеб­ные пособия».

И еще: «Что читать – зави­сит от име­ю­щихся дома книг, вре­мени (дети кру­тятся под ногами и т.д.), сил и настро­е­ния молящегося».

Мне самой кажется, что мини­маль­ное и все­гда подъ­ем­ное вклю­че­ние эле­мен­тов оче­ред­ного празд­нич­ного бого­слу­же­ния в домаш­нюю молитву, в жизнь семьи – это пение тро­паря, кондака и вели­ча­ния после обыч­ных вечер­них молитв. О том, как это легко и про­сто орга­ни­зо­вать, как под­го­то­вить все это для детей – об этом я не раз писала.

Немного более «длин­ное» дело, но тоже про­стое – это чте­ние канона празд­нику. У меня при­па­сен когда-то пода­рен­ный мамой сбор­ник кано­нов к дву­на­де­ся­тым празд­ни­кам, и мы часто нака­нуне цер­ков­ных празд­ни­ков вме­сте с мужем, ино­гда и вме­сте с детьми читаем такой канон после вечер­них молитв, или же вме­сто вечер­них молитв, даже если были на всенощной.

Можно читать и больше: как раз открыть текст службы и читать – либо на что хва­тит сил, либо про­сто хоть что-то. Но это «хоть что-то» все­гда – все-таки часть цер­ков­ного бого­слу­же­ния. И все-таки это – в сто­рону празд­ника, его содер­жа­ния и смысла.

…И в каких условиях

Молиться можно когда и где угодно. Для того чтобы у себя дома, вме­сте с род­ным мужем, женой и детьми встать на молитву, не обя­за­тельно устра­и­вать что-то осо­бен­ное. И тем не менее:

«Любое бого­слу­же­ние – это встреча с Богом, поэтому поме­ще­ние, в кото­ром пред­по­ла­га­ется его совер­шать, сле­дует при­брать, как к при­ему доро­гого гостя. Если нет сил при­брать всю ком­нату, надо при­брать хотя бы угол, в кото­ром пред­по­ла­га­ется пра­вить службу», – сове­тует отец Глеб.

Мне кажется, в этом слу­чае стоит условно раз­де­лить поня­тия «еже­днев­ная домаш­няя молитва» и «домаш­нее бого­слу­же­ние». Для еже­днев­ной домаш­ней молитвы, кото­рая по утрам, может быть, про­сто «спеть началь­ные молитвы» вме­сте с детьми, устра­и­вать уборку?

На прак­тике в таком слу­чае общая молитва может не состо­яться вообще. Поэтому, на мой взгляд, сверх­за­дача для еже­днев­ной обще­се­мей­ной молитвы – чтобы эта молитва вообще была, и была регу­лярно, и не осо­бенно важно уби­раться или осо­бенно оде­ваться для нее.

Но «домаш­нее бого­слу­же­ние», домаш­нее чте­ние-пение празд­нич­ной цер­ков­ной службы, каких-то фраг­мен­тов того же вечер­него бого­слу­же­ния как раз хорошо осо­бен­ным обра­зом выде­лить и почтить. Тем более что в нашей семье, дале­кой от подви­гов и иде­а­лов, такие бого­слу­же­ния бывают довольно редко, несколько раз в году.

И хотя домаш­ние службы у нас тоже спе­ци­фи­че­ские и очень даже корот­кие, мы к такому собы­тию гото­вимся, уби­ра­емся (только зара­нее и без раз­дра­же­ния, иначе все будет заве­домо испорчено).

Если на обыч­ную молитву мы никак осо­бенно не оде­ва­емся, дети бывают и в пижа­мах, то на «домаш­нюю службу» как раз оде­ва­емся «нор­мально», напри­мер, как для при­хода обыч­ных гостей.

Мне кажется, хорошо в таких слу­чаях зажи­гать свечи, курить ладан – как пока­зы­вает мно­го­ве­ко­вой опыт бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции, такие внеш­ние вещи поз­во­ляют настро­иться на молитву, сосре­до­то­читься на ней.

В общем, мне кажется, это тот слу­чай, когда внеш­нее как раз важно, пре­не­бре­гать им не стоит. Тем более, когда мы молимся вме­сте с детьми, такие яркие и явные внеш­ние моменты помо­гают детям вклю­читься в молитву. Это инте­ресно, и это осо­бен­ное, и это – понят­ные пря­мые ассо­ци­а­ции с хра­мом, с цер­ков­ной молитвой.

О том, как может быть устро­ено про­стое и корот­кое домаш­нее бого­слу­же­ние на прак­тике, пого­во­рим в отдель­ной ста­тье. Осо­бенно акту­аль­ная тема, по-моему, на Страст­ной сед­мице, когда каж­дый день осо­бен­ные бого­слу­же­ния. На кото­рые очень хочется попасть, и при этом с малень­кими детьми, с боль­шим коли­че­ством детей уда­ется прийти в храм не на все службы.

Анна Сапры­кина

Сайт «Пра­во­сла­вие и мир»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки