Домашние уроки Ветхого Завета. Материнские заметки — Анна Сапрыкина

Домашние уроки Ветхого Завета. Материнские заметки — Анна Сапрыкина

(6 голосов5.0 из 5)

План домаш­них уро­ков по изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния с детьми.

 

 

Шаг первый. Учим учителя

Обра­зо­ва­ние детей начи­на­ется с обра­зо­ва­ния роди­те­лей. Если мы хотим чему-то научить детей – мы должны научиться сами. Если мы хотим заин­те­ре­со­вать чем-то детей – мы должны искренне, со всей серьез­но­стью инте­ре­со­ваться этим пред­ме­том сами. Иначе ничего не получится.

Такого устрем­ле­ния вполне доста­точно, чтобы начать зани­маться со сво­ими детьми. Если речь идет о Вер­хом Завете, то проще всего начать с начала – с сотво­ре­ния мира – и так поти­хо­нечку дойти до вре­мени Рож­де­ния Спасителя.

Сна­чала – сего­дня же – читаем текст Биб­лии, 1‑ю главу. Ино­гда даже доста­точно обра­зо­ван­ные и воцер­ко­в­лен­ные люди обна­ру­жи­вают, что они давно не откры­вали эти стра­ницы. Итак, сна­чала – про­сто читаем. Затем можно взять клас­си­че­ские учеб­ники Закона Божия, кото­рые и гото­ви­лись как книги для чте­ния «в семье и в школе». Вообще для таких домаш­них заня­тий Закон Божий прот. С. Сло­бод­ского – клас­сика жанра. Но есть и более совре­мен­ные книги: так, сей­час вышел совер­шенно новый учеб­ник по этому пред­мету, издан­ный Сре­тен­ским мона­сты­рем. Было бы жела­ние искать, и книги, доступ­ные и понят­ные именно каж­дому, обя­за­тельно найдутся.

Если мы все­рьез заин­те­ре­со­ва­лись, то можно сде­лать и сле­ду­ю­щий шаг – посмот­реть тол­ко­ва­ние этого тек­ста свя­тыми отцами. Таким обра­зом мы не про­сто полу­чим некие фак­ти­че­ские све­де­ния, но и посмот­рим, как, каза­лось бы, исто­ри­че­ские и быто­вые вет­хо­за­вет­ные исто­рии помо­гают нам выстра­и­вать свою жизнь. Так мы и сами мно­гое пой­мем и смо­жем что-то объ­яс­нить своим детям.

Также можно найти мате­ри­алы исто­ри­че­ского и науч­ного харак­тера. Есть книж­ные мага­зины, есть Интер­нет. Даже во мно­гих сель­ских хра­мах бывают непло­хие биб­лио­теки. Вполне может быть, что воз­ник­нут вопросы, что-то будет непо­нятно, что-то – сму­тит. Мы обра­тимся к свя­щен­нику, попро­сим совета и помощи. Вни­ма­тель­нее будем слу­шать про­по­веди, обра­щать вни­ма­ние на ста­тьи с такой тема­ти­кой. И так будем вос­пол­нять про­белы сво­его обра­зо­ва­ния. А глав­ное – будем узна­вать уче­ние нашей Церкви, вхо­дить в бога­тей­ший мир пра­во­слав­ной куль­туры. И уже только одно это поз­во­лит вво­дить весь свой дом в этот уди­ви­тель­ный мир.

Мы устре­ми­лись к изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния, уче­ния свя­тых отцов. Напо­ло­вину дело сде­лано. Но ведь мы соби­ра­лись устре­мить к этим пред­ме­там и своих детей. Поэтому, парал­лельно с само­об­ра­зо­ва­нием, пыта­емся при­об­щить к нашим заня­тиям и тех, кого нам пору­чил Гос­подь. Пусть роди­те­лям далеко не все еще понятно – а уже самая пер­вая тема, тво­ре­ние мира, понятна ли вели­ким уче­ным, бого­сло­вам, даже свя­тым? Так что не сетуем на «нехватку» зна­ний, но при­сту­паем к заня­тиям в бли­жай­ший поне­дель­ник. Или вторник…

Шаг второй. Заинтересовываем и рассказываем

Чтобы заня­тия были дей­стви­тельно регу­ляр­ными, я выби­раю кон­крет­ный день, в кото­рый мы будем зани­маться. Иначе начну откла­ды­вать, пере­но­сить и про­сто забуду поза­ни­маться с детьми. Это такой день, в кото­ром у нас не очень много школь­ных заня­тий. Уроки закан­чи­ва­ются раньше, чем обычно, и не много заня­тий по музыке-англий­скому-рисо­ва­нию-пла­ва­нию-и-до-бес­ко­неч­но­сти. День выбран, дети дома. Что про­ис­хо­дит? Дети, сади­тесь за парты, начи­наем урок? Конечно, нет.

Если дети увле­ченно играют в какую-то свою игру, то заста­вить их сесть за Закон Божий – зна­чит, поста­вить этот пред­мет в ряд с обыч­ным школь­ным уро­ком, сде­лать это заня­тие пре­пят­ствием для раз­вле­че­ния. Я помню, что сего­дня запла­ни­ро­ван такой урок, и жду момента, когда дети будут сытыми, весе­лыми и при этом не будут чем-то заняты. Ско­рее всего, это время после обеда: дети поели, уже убрали на кухне и еще не зате­яли игры, не сели зани­маться каким-нибудь люби­мым делом и при этом хотят отло­жить на неопре­де­лен­ное время школь­ные домаш­ние зада­ния. И тут я говорю:

– Дети, помните, мы гово­рили про малень­кого Мои­сея, кото­рого дочка фара­она нашла в реке? А зна­ете, кем он стал, когда вырос?

Дети начи­нают стро­ить свои пред­по­ло­же­ния, стар­шие что-то знают… Дело сде­лано. Уче­ники заин­те­ре­со­ваны, они готовы слу­шать про­дол­же­ние исто­рии. Заин­те­ре­со­вать детей можно чем угодно – ино­гда можно найти повод к рас­сказу в собы­тиях дня, начать с какого-то зна­ко­мого именно моим детям сюжета.

Рас­ска­зы­ваю запла­ни­ро­ван­ный эпи­зод из Вет­хого Завета. Про­сто пере­ска­зы­ваю сво­ими сло­вами. Это дол­жен быть доста­точно неболь­шой эпи­зод, бук­вально сюжет. Без­условно, в Вет­хом Завете есть совсем «недет­ские» места и не для людей сла­бо­нерв­ных. Вни­ма­тель­ный роди­тель легко пой­мет, как именно пере­ска­зать текст, что опу­стить, что можно рас­ска­зать малень­кому ребенку, а что пора узнать доста­точно взрос­лому детке. Оче­вид­ным ори­ен­ти­ром в под­борке сюже­тов для заня­тий в форме рас­сказа о них могут послу­жить гото­вые исто­рии из учеб­ни­ков по Закону Божию.

Шаг третий. Иллюстрируем рассказ

Исто­рия рас­ска­зана, и теперь наша задача – помочь детям пред­ста­вить услы­шан­ное. Пока­зы­ваю детям иллю­стра­цию из Лице­вой Биб­лии: здесь вет­хо­за­вет­ные сюжеты изоб­ра­жены в ико­но­пис­ной тех­нике, и это поз­во­ляет детям уви­деть исто­рию как «вне­вре­мен­ную». Затем смот­рим иллю­стра­ции Густава Доре, гра­вюры дру­гих худож­ни­ков – здесь вет­хо­за­вет­ные герои пока­заны именно как «живые люди».

Уже после этого пере­хо­дим к совре­мен­ным тех­но­ло­гиям – наби­раем в любой поис­ко­вой системе запрос вроде «Каин и Авель», смот­рим кар­тинки. Без­условно, любое худо­же­ствен­ное изоб­ра­же­ние – это в основ­ном вымы­сел автора, зача­стую далеко не исто­ри­че­ский. Но ведь мы про­смот­рели много изоб­ра­же­ний, дети обсу­дили уви­ден­ное – и уже вполне пред­став­ляют себе всю услов­ность подоб­ных иллю­стра­ций. А с дру­гой сто­роны, кар­тинки ока­зы­ва­ются в дан­ном слу­чае нагляд­ным посо­бием, поз­во­ля­ю­щим живее пред­ста­вить себе изу­чен­ный мате­риал, запом­нить услышанное.

Я знаю, что мно­гие роди­тели ста­вят детям мульт­фильмы по Свя­щен­ному Писа­нию. У нас такого нет. Мне кажется, что муль­тики в дан­ном слу­чае про­фа­ни­руют тему, смеш­ные муль­тяш­ные образы серьезно иска­жают вос­при­я­тие ребенка, кото­рый при­вык с бла­го­го­ве­нием отно­ситься к изоб­ра­же­ниям, ико­нам Спа­си­теля и свя­тых. Мои дети смот­рят вполне доста­точно самых раз­ных чисто «свет­ских» мульт­филь­мов. По-моему, лучше раз­де­лить жанры. По-моему, совсем не обя­за­тельно всё на свете пре­вра­щать в игру и раз­вле­че­ние. Тем более что вырос­шие в цер­ков­ной семье дети могут чутко реа­ги­ро­вать на попытку «сюсю­ка­нья» или «навя­зы­ва­ния» в таких гото­вых видео­ма­те­ри­а­лах. Хотя, конечно, этой мой сугубо лич­ный опыт.

Когда стар­шему ребенку было 5–6 лет, мы вообще не исполь­зо­вали видео на заня­тиях, а вот когда ему испол­ни­лось лет 9–10, мы стали мно­гие темы раз­би­рать с помо­щью доку­мен­таль­ных филь­мов. Напри­мер, о том, как уче­ные и путе­ше­ствен­ники искали Ноев ков­чег, с кос­ми­че­скими съем­ками горы Ара­рат. С одной сто­роны, это «повто­ре­ние прой­ден­ного», с дру­гой – дети вос­при­ни­мают биб­лей­ский текст не про­сто как «мамин рас­сказ», не про­сто как «часть пра­во­слав­ного пред­став­ле­ния о мире», а как объ­ек­тив­ную исто­ри­че­скую реаль­ность. Такие фильмы могут быть всего лишь одной из вер­сий кон­крет­ных уче­ных – но здесь важ­нее всего соб­ственно под­ход. Вот он, Мам­врий­ский дуб, вот рас­копки дворца Наву­хо­до­но­сора… Кстати, можно смот­реть и фильмы, кото­рые не посвя­щены Биб­лии – но помо­гают понять исто­ри­че­ский кон­текст. Напри­мер, фильм о древ­ней еги­пет­ской циви­ли­за­ции, кото­рый мы вклю­чали во время заня­тий по исто­рии Иосифа. Так заодно с изу­че­нием Вет­хого Завета зна­ко­мимся с исто­рией и куль­ту­рой Древ­него мира.

Если мы вни­ма­тельны к нашим детям, если слы­шим их, то подоб­ное обра­зо­ва­ние можно сде­лать мак­си­мально эффек­тив­ным. Так, самое важ­ное во время любого заня­тия с ребен­ком – это моти­ва­ция и вни­ма­ние. Мы уса­жи­ваем детей за парты, пред­ла­гаем тему урока – а ребенку это попро­сту неин­те­ресно: у него палец болит, или он вспо­ми­нает свой вче­раш­ний день рож­де­ния. Его «нет» на этом уроке. Но вот если ребе­нок сам задает вопрос, то ответ взрос­лого будет усвоен по мак­си­муму. И таким обра­зом мы можем выстро­ить заня­тие в любой момент: во время мытья посуды, пре­рвать нашим уро­ком выпол­не­ние школь­ного домаш­него зада­ния, за рулем – если исто­рию из Свя­щен­ного Писа­ния можно сде­лать иллю­стра­цией к ответу на вопросы детей.

То же каса­ется и самого заня­тия. Мы можем соста­вить, хотя бы при­ки­нуть в голове опре­де­лен­ный план, но ведь нас не свя­зы­вают ника­кие рамки, рас­пи­са­ние или отчеты. Дети могут спро­сить, кто такой фараон, – и мы посмот­рим что-то о фара­о­нах. Нач­нем читать пса­лом царя Давида, и дети захо­тят узнать, где же здесь есть его пред­ска­за­ния о буду­щем. И вме­сто запла­ни­ро­ван­ного 33-го псалма почи­таем те песни, в кото­рых гово­рится о покло­не­нии царей-волх­вов. Мы ведь учимся вме­сте с детьми, а не читаем лек­ции в университете.

Шаг четвертый. Изготовление поделок

Такие домаш­ние уроки – пре­крас­ная воз­мож­ность орга­ни­зо­вать и заня­тия твор­че­ством для малы­шей дошколь­ного воз­раста. Напри­мер, «про­хо­дим» исто­рию Ноя. Можно пред­ло­жить млад­шим детям нари­со­вать это судно, или сле­пить из пла­сти­лина, или тем же пла­сти­ли­ном «нама­зать» изоб­ра­же­ние ков­чега на кар­тоне, или сде­лать аппли­ка­цию. Такая поделка – это и дет­ское твор­че­ство, и раз­ви­тие мел­кой мото­рики, и вообще удо­вле­тво­ре­ние воз­раст­ных потреб­но­стей. Одно­вре­менно – дети бук­вально «руками» усва­и­вают «прой­ден­ный мате­риал». А еще важ­нее – это заня­тие, во время кото­рого бра­тья и сестры будут что-то делать вме­сте, и всё это – с мамой. Вот оно, вни­ма­ние, кото­рого якобы лишены дети в боль­шой семье, вот оно, то обще­ние с роди­те­лями, кото­рого так часто не хва­тает совре­мен­ным детям. К тому же, когда мы зани­ма­емся обсуж­де­нием «высо­ких мате­рий» со стар­шими детьми, поделки помо­гают при­влечь к общему уроку и малышей.

Мно­гие роди­тели при­ду­мы­вают самые раз­но­об­раз­ные и инте­рес­ные заня­тия для «под­креп­ле­ния» таких домаш­них уро­ков по Закону Божию. Напри­мер, мно­го­дет­ная мама педа­гог Ната­лия Пан­тюх, кото­рая вдох­но­вила и меня, и мно­гих дру­гих роди­те­лей на изго­тов­ле­ние таких поде­лок. Вот фото­гра­фии дет­ских работ из семей­ного архива Ната­лии – это само­сто­я­тель­ное твор­че­ство ее детей дошколь­ного возраста.

zametki_1

Сны Иосифа (На цвет­ном кар­тоне колоски из пластилина)

zametki_2

Кув­шины Ревекки (Рос­пись дере­вян­ных кув­шин­чи­ков: гото­вые кув­шин­чики, акри­ло­вые краски)

zametki_3

Казни еги­пет­ские: песьи мухи (Млад­ший ребе­нок рисует пира­миды, дети постарше делают мух-оригами)

zametki_4

Лествица – Виде­ние Иакова (Аква­рель, аппликация).

zametki_5

Ворон, кото­рый при­но­сил про­року Илии хлеб (Фигурки выре­заны из одно­ра­зо­вых кар­тон­ных тарелочек)

Шаг пятый. Вопросы к папе

Днем мама зани­ма­лась с детьми – а вече­ром воз­вра­ща­ется домой с работы папа. И дети бегут рас­ска­зы­вать ему, чем это мы зани­ма­лись сего­дня дома. Так есте­ствен­ным обра­зом полу­ча­ется пере­сказ, повто­ре­ние прой­ден­ного мате­ри­ала. Если дети сами не обра­ща­ются к папе, я не застав­ляю – про­сто начи­наю рас­ска­зы­вать сама, и дети обычно под­клю­ча­ются, пока­зы­вают свою поделку. Часто во время заня­тия у детей воз­ни­кали такие вопросы, на кото­рые мама не смогла найти ответа. И теперь эти вопросы мы задаем папе. Чаще всего спра­ши­ваю я сама и вни­ма­тельно слу­шаю ответы, уточ­няю – и дети обя­за­тельно будут при­слу­ши­ваться к такой беседе взрос­лых. Глав­ное, чтобы это не было педа­го­ги­че­ской игрой. Видя непод­дель­ный инте­рес мамы и ее вни­ма­ние к папины отве­там, дети и сами отне­сутся к сло­вам отца со всем ува­же­нием и серьезностью.

А если папа чего-то не знает? Бывает даже такое… И это – тоже здо­рово и полезно. Никто не может знать всё на свете. Зато важно понять, где же искать ответы на наши вопросы. И в дан­ном слу­чае папа откры­вает соот­вет­ству­ю­щие книги, ино­гда те же поис­ко­вые системы в Интер­нете – и ищет ответы вме­сте с мамой и детьми. И, таким обра­зом, учит искать ответы на вопросы, учит не стес­няться сво­его незна­ния, учит филь­тро­вать полу­ча­е­мую инфор­ма­цию. И уже ради этого сто­ило про­во­дить такие занятия!

Шаг шестой. Чтение Библии

На сле­ду­ю­щий день или в бли­жай­ший выход­ной, после зав­трака, может быть, за суб­бот­ним ужи­ном, про­сто сидя на диване или на полу в окру­же­нии детей, мы откры­ваем Биб­лию. Для таких слу­чаев мы спе­ци­ально купили боль­шую и кра­си­вую Книгу. Чтобы под­черк­нуть свое ува­же­ние к ней. Читаем текст – тот самый, кото­рый мы до этого пере­ска­зы­вали и раз­би­рали. На рус­ском языке в сино­даль­ном пере­воде. Теперь эти, ино­гда довольно скуч­ные для детей стихи, ока­зы­ва­ются понят­ными и инте­рес­ными. Ведь выяс­ня­ется, что мама в своем рас­сказе про­пу­стила какие-то подроб­но­сти. Если у детей нет ника­ких вопро­сов – не страшно. Глав­ное сде­лано: дети вни­ма­тельно выслу­шали текст бого­вдох­но­вен­ного Свя­щен­ного Писа­ния. А потом, в бли­жай­ший семей­ный обед или ужин, по нашей тра­ди­ции «чте­ния за сто­лом» про­чи­таем совсем неболь­шой отры­вок из тол­ко­ва­ния свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста на эту тему. Или дру­гого автора…

Еще через неко­то­рое время, напри­мер вос­крес­ным вече­ром, после вечер­ней молитвы, папа читает этот же самый текст на цер­ков­но­сла­вян­ском. И так дети слы­шат еще более точ­ный пере­вод Сеп­ту­а­гинты, а также при­вы­кают вос­при­ни­мать сла­вян­ский текст. Ведь они уже пре­красно знают, о чем идет речь в этом отрывке, и поэтому легко пони­мают «непо­нят­ные» зако­вы­ри­сто­сти сла­вян­ского текста.

Ну вот и всё, урок прой­ден. При­мерно за неделю. Пере­хо­дим к сле­ду­ю­щей теме. И так по кругу, года два под­ряд. Спе­шить нам некуда. И еще через пару лет ско­рее всего начи­наем «курс» заново. Ведь детей несколько, роди­лось и под­росло сле­ду­ю­щее поко­ле­ние уче­ни­ков. Но заново – не зна­чит то же самое, всё будет несколько иначе. У нас уже не пер­вый круг выхо­дит, и всё – новые формы. К сле­ду­ю­щему курсу мы уже дру­гие, и дети дру­гие, и вопросы они задают совсем новые. К тому же оче­видно: Свя­щен­ное Писа­ние никак не на одно про­чте­ние. Слава Богу, что для обу­че­ния своих детей мы про­сто вынуж­дены снова откры­вать Книгу Книг.

Образование – неформальное и непрерывное

Конечно, не все­гда всё вот так, запро­сто, полу­ча­ется. Мы живые, и дети живые, и дети к тому же рас­тут. Сего­дня они малень­кие, и любое заня­тие с мамой – это радость, это готов­ность вни­мать любым сло­вам роди­те­лей, лишь бы эти слова были лас­ко­выми. А зав­тра – что-то меня­ется. Важно вни­ма­тельно при­слу­ши­ваться к своим детям. Вся эта система с орга­ни­зо­ван­ными заня­ти­ями, «детки, давайте нари­суем…» – всё это отлично рабо­тает с детьми лет до 10–12. Но вот мы видим, что все дети напе­ре­бой обсуж­дают «новую тему», а кто-то отде­ля­ется, отда­ля­ется. Вообще-то немуд­рено – ведь он все эти темы уже «про­хо­дил» в «дет­стве», пусть и немного в дру­гой форме. Может быть, он про­сто решил, что «вырос».

Можно попро­сить его сде­лать осо­бен­ное «взрос­лое» дело уже не как уче­ника, а как помощ­ника роди­те­лей. Напри­мер, пусть он сам почи­тает Биб­лию млад­шим бра­тьям и сест­рам, «ведь маме нужно срочно гото­вить ужин». Или – это смо­жешь сде­лать только ты! – поис­кать в при­го­тов­лен­ной книге или в Интер­нете дати­ровку Все­мир­ного Потопа. И вот уже этот ребе­нок рас­ска­зы­вает всем, насколько раз­нятся вер­сии уче­ных. Или – вроде бы ребе­нок в сто­роне, не участ­вует в заня­тии. Но вклю­чили фильм – и он подо­шел, смот­рит. Потом что-то ска­жет. Мы про­чи­таем текст из Биб­лии в его при­сут­ствии – и он обя­за­тельно услы­шит, даже если «не слу­шает». А даже если и не слу­шает сей­час, в этот момент, – это не так важно. Важно, чтобы под­рос­ший ребе­нок про­дол­жал чув­ство­вать тепло и ува­же­ние соб­ствен­ных роди­те­лей, в том числе ува­же­ние к его отно­ше­ниям с Богом. Важно, чтобы сохра­ня­лась при­вя­зан­ность этого уже-не-ребенка к папе и маме. Заня­тия с ним по Закону Божию будут уже совсем дру­гими, ско­рее всего – один на один и, воз­можно, уже с дру­гими людьми – свя­щен­ни­ком, дру­гом семьи… Фор­маль­ные заня­тия могут оттолк­нуть взрос­лого ребенка от веры или помо­гут стать совсем не малень­ким фари­сей­чи­ком… Но под­ростки из пра­во­слав­ной семьи, заня­тия с ними – это осо­бая тема, конечно.

В любом слу­чае, домаш­ние уроки – это не череда лек­ций в сетке рас­пи­са­ния, а образ жизни дома. Мы «осво­или тему», но всё время будем воз­вра­щаться к «прой­ден­ному мате­ри­алу», а еще – будем ино­гда забе­гать впе­ред. Ока­жемся в храме с фрес­ками, посвя­щен­ными вет­хо­за­вет­ным собы­тиям, – и дети будут уга­ды­вать, где кто изоб­ра­жен. Будем обра­щать вни­ма­ние детей и на мно­го­ярус­ные ико­но­стасы, где верх­ние ряды посвя­щены вет­хо­за­вет­ным пра­вед­ни­кам. Вели­ким постом будем вме­сте хотя бы ино­гда читать паре­мии. В тече­ние всего года будем пери­о­ди­че­ски петь ирмосы кано­нов – и уже таким обра­зом будем снова и снова «повто­рять» прой­ден­ное, узна­вать все новые смыслы этих веч­ных обра­зов. Вот так уроки встра­и­ва­ются в нашу жизнь – в наши вечера, в наши раз­го­воры, в наши посе­ще­ния музеев, в наши будни и выход­ные. И завер­ша­ются домаш­ней и цер­ков­ной молитвой.

Конечно же, исто­рия Вет­хого Завета – лишь неболь­шая часть круга куль­туры Закона Божия. Несо­мненно, еще важ­нее изу­че­ние Нового Завета, свя­тыни Еван­ге­лия – и это совер­шенно осо­бые, непо­хо­жие на «вет­хо­за­вет­ные», домаш­ние «уроки», орга­нично свя­зан­ные с цер­ков­ной жиз­нью семьи, с Литур­гией, с годо­вым кру­гом цер­ков­ных празд­ни­ков. Есть еще изу­че­ние исто­рии Церкви, бого­слу­же­ния, устрой­ства храма… Глав­ное, конечно, – дей­стви­тельно жить жиз­нью Церкви, делать свой дом местом любви, согла­сия и слу­же­ния Богу. Но такие заня­тия – может быть, в фор­мате, совер­шенно не похо­жем на наш, – могут помочь дому стать этим свя­щен­ным местом, малой Цер­ко­вью. Хотя бы тем, что такие «уроки» будут объ­еди­нять нас, при­бли­зят к Церкви, сде­лают наш дом местом обра­зо­ва­ния для всех чле­нов семьи. Помо­гут устрем­лять мысли к Главе нашего дома, нашему общему истин­ному и един­ствен­ному Учи­телю. Хотя бы устремлять…

Анна Сапры­кина

Источ­ник: Православие.ру

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки