<span class=bg_bpub_book_author>Галина Бобкова</span> <br>Как привить дошкольникам первичные правила этикета?

Галина Бобкова
Как привить дошкольникам первичные правила этикета?

(6 голосов3.8 из 5)

Жизнь в обществе состоит из множества правил, регулирующих взаимодействие людей друг с другом (правила дорожного движения, Конституция РФ, Устав детского сада или школы и т.д.). Такими правилами является и этикет.

Этикет — не просто формальность, это способ проявить свою вежливость, доброжелательность, любовь по отношению к людям, ведь Христос учил: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12).

Начинать знакомить детей с основами этикета нужно с ранних лет. Как привить дошкольникам первичные правила этикета?

  1. Личный пример — один из лучших способов научить детей основным правилам вежливого поведения в обществе. Всегда сами здоровайтесь и прощайтесь со знакомыми людьми, общайтесь доброжелательно и уважительно с собеседниками, благодарите людей за оказанную услугу и извиняйтесь, если принесли дискомфорт. Даже дома учите ребят опрятно одеваться и причесываться, правильно вести себя за столом и уважать других членов семьи.
  2. Дети хорошо осваивают новые навыки в игре. Ставьте небольшие кукольные спектакли, особенно перед посещением новых для ребенка мест, вместе обыграйте, как вести себя в театре, музее, за столом, в гостях…
  3. Читайте сказки и другие детские произведения, на примерах персонажей знакомьте с нормами поведения в обществе. Персонажи сказки «Теремок», например, все вошли в домик только после приглашения. Лишь один медведь полез туда, куда его не звали, и ничего хорошего из этого не вышло… А персонажам сказки «Гуси-лебеди» помогли дикая яблоня, печка, речка — только тогда, когда сестрица с благодарностью приняла их дары. Произведения Корнея Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» учат чистоплотности и аккуратности. Веселое стихотворение С. Я. Маршака «Урок вежливости» поднимает важный вопрос: вежливость не должна быть формальной, нужно действительно уважать окружающих.
  4. Проводите беседы с детьми. Если ребята стали невольными свидетелями грубого поведения людей, услышали бранные слова на улице, в автобусе, поспешите уйти подальше от этих мест, а по возвращении домой расспросите детей о чувствах в тот момент, обратите их внимание, как это было неприятно, объясните, что так делать нельзя. Если вдруг вы сами позволили себе лишнее, высказались грубо и невежливо о ком-то, не делайте вид, что ничего не произошло, обязательно извинитесь перед ребенком, объясните, что взрослые тоже порой ошибаются, и старайтесь следить за своими словами. Дети впитывают то, чем окружены, и слова родителей влияют на их поведение и дальнейшую жизнь.
  5. Правила церковного этикета лучше всего изучать во время посещения Храма и чтения Библии. Для дошкольников лучше всего подойдут адаптированные детские варианты Священного Писания, читая которые, можно объяснить ребятам смысл православных праздников, подготовить их к осознанному посещению Храма.

Когда мы говорим с детьми об этикете, важно не забывать о глубинных смыслах, которые вкладывали люди в свои повседневные ритуалы. Например, слово «здравствуйте!» – это пожелание здоровья, а «спасибо» произошло от «Спаси Бог!» И в каждом вежливом обращении, в каждом правиле этикета есть глубинный, порой забытый, смысл — любовь к ближнему. Обучая правилам поведения, не забывайте взращивать в детях любовь к Богу и людям, чтобы этикет не стал для ребенка набором бессмысленных ритуалов.

Комментировать