Как рассказать ребенку о смерти?

Как рассказать ребенку о смерти?

(5 голосов5.0 из 5)

Как рас­ска­зать о смерти род­ного чело­века? Люби­мого живот­ного? Что делать, если ребе­нок стал сви­де­те­лем несчаст­ного слу­чая? Или нашел мерт­вую птицу или мышку в парке? Отве­чает психолог.

Часть 1. Ребенок в зоологическом музее

Соби­ра­ясь вести малыша в зоо­ло­ги­че­ский музей, роди­тели начи­нают зара­нее нерв­ни­чать и бес­по­ко­иться. Они бес­по­ко­ятся о том, что ребе­нок уви­дит мерт­вых живот­ных, бес­по­ко­ятся о том, что ребе­нок спро­сит, почему живот­ное не дви­га­ется. И больше всего они бес­по­ко­ятся о том, как они будут отве­чать на  эти дели­кат­ные вопросы. Говоря пси­хо­ло­ги­че­ским язы­ком, это все роди­тель­ские про­ек­ции. Про­ек­ция – меха­низм пси­хо­ло­ги­че­ской защиты, заклю­ча­ю­щийся в часто неосо­знан­ном пере­не­се­нии, при­пи­сы­ва­нии чело­ве­ком соб­ствен­ных пере­жи­ва­ний дру­гим людям. То есть, пере­жи­ва­ния об уби­тых живот­ных – это в первую оче­редь пере­жи­ва­ния роди­те­лей. Потому что мы, взрос­лые, в первую оче­редь видим живот­ных, кото­рых усы­пили или убили ради того, чтобы мы на них смотрели…

В мире детей все иначе. Дети до 3–4 лет (и даже старше) вос­при­ни­мают реаль­ность как дан­ность. Дети не зада­ются вопро­сом «кем было это живот­ное раньше» или «почему живот­ное не дви­га­ются». Эти вопросы задают себе взрос­лые, когда думают о посе­ще­нии ребен­ком музея. Для малыша 3–4 лет, а тем более для ребенка 1–2 лет, посе­ще­ние зоо­ло­ги­че­ского музея ничем не отли­ча­ется от посе­ще­ния зоо­парка. Ребе­нок с удо­воль­ствием и инте­ре­сом будет  смот­реть на живот­ных. Кстати, и посе­ще­ние рос­сий­ских зоо­пар­ков нередко трав­ми­рует взрос­лых, кото­рые видят льва или волка в клетке, в то время как ребе­нок радостно наблю­дает за живот­ным, не обра­щая вни­ма­ния на быто­вые условия.

Не нужно бояться вести ребенка в зоо­ло­ги­че­ский музей. И не нужно ничего объ­яс­нять ребенку до того, как он задаст какие-то вопросы. Один папа, зайдя в музей, сразу начал рас­ска­зы­вать четы­рех­лет­нему ребенку про искус­ство так­си­дер­мии (изго­тов­ле­ния чучел), чем поверг ребенка в ужас. Ибо ребе­нок как-то не заду­мы­вался о том, откуда и каким обра­зом появи­лись в музее животные.

Если же ребе­нок зада­ется вопро­сом, каким обра­зом живот­ные попали в музей, кем они были раньше (обычно это про­ис­хо­дит  лет в пять-шесть), вы можете идти двумя путями. Если вы уве­рены в том, что ваш ребе­нок готов при­ни­мать тяже­лую инфор­ма­цию, вы можете  честно рас­ска­зать ребенку все, как есть. Рас­ска­зать о том, как делают чучела и т.д. Или же вы можете  огра­ни­читься инфор­ма­цией о том,  что в музей при­во­зят живот­ных, кото­рые уже умерли. Тогда, конечно, вста­нет вопрос о смерти и вы будете вынуж­дены рас­ска­зать о том, что все живот­ные и люди  смертны.

Однако не нужно бежать впе­реди паро­воза. Обычно в зоо­ло­ги­че­ском музее дети настолько увле­чены рас­смат­ри­ва­нием живот­ных, ком­по­зи­ций, что они не зада­ются «взрос­лыми» вопро­сами. Они про­сто познают то, что видят.

Часть 2. Первые встречи со смертью

Они обычно про­ис­хо­дят на улице либо дома, когда уми­рает домаш­ний пито­мец. Мерт­вая птица, раз­дав­лен­ная маши­ной кошка на дороге, мышка, кото­рую при­нес кот… Как рас­ска­зать малень­кому ребенку о смерти? Как объ­яс­нить, что такое смерть? Во-пер­вых, роди­те­лям нужно быть очень вни­ма­тель­ным и ста­раться сдер­жи­вать свои эмо­ци­о­наль­ные  реакции.

Малень­кий Миша (2,5 года) с бабуш­кой гуляют. Миша неспешно идет, задум­чиво ковы­ряя лопат­кой землю. Он занят собой и созер­ца­нием того, как земля падает с лопатки. К дей­стви­тель­но­сти его воз­вра­щает бабуш­кин истош­ный крик: «Миша, не ходи туда. Не смотри туда!». Миша недо­уме­вает. Бабушка хва­тает Мишу за руку и начи­нает тащить в сто­рону. Ока­зы­ва­ется, на обо­чине лежит мерт­вый голубь. Миша чув­ствует, что ему не дают уви­деть что-то важ­ное и инте­рес­ное, он начи­нает выры­ваться, кру­тит голо­вой по сто­ро­нам и тоже заме­чает голубя. На бабушку выли­ва­ется потом вопро­сов: «Почему птичка не летает? Зачем она лежит? Давай под­ни­мем птичку и поса­дим на ветку. Птичка забо­лела?». Бабушка в отча­я­нии, она силь­нее тащить Мишу в сто­рону, не отве­чая на вопросы, Миша рвется назад, посмот­реть на птичку…

В дан­ном слу­чае, если бы бабушка не акцен­ти­ро­вала бы вни­ма­ние Миши на птице, он бы и не заме­тил ее, про­шел мимо. Однако бабуш­кино «не смотри» поро­дило инте­рес и Миша долго еще раз­мыш­лял над тем, почему все птички летают, а та птичка лежала на земле… Не стоит обма­ны­вать ребенка и гово­рить, что «птичка спит» или «котик лег отдох­нуть». Ребе­нок чув­ствует фальшь в сло­вах взрос­лого, пони­мает, что его обма­ны­вают. Такое пове­де­ние взрос­лого только трав­ми­рует ребенка. Ребе­нок начи­нает заду­мы­ваться о том, что и почему от него скры­вают. Недо­ста­ток инфор­ми­ро­ван­но­сти в этих вопро­сах пугает ребенка.

Что же делать, если ребе­нок задает вопросы о смерти? В этом слу­чае при­дется начать рас­ска­зы­вать о жизни и смерти, не смотря на трав­ма­тич­ность темы.  Мы должны рас­ска­зать дошколь­нику о том, что живот­ное может уме­реть от ста­ро­сти, что оно может погиб­нуть в резуль­тате несчаст­ного слу­чая. Но не стоит это делать пре­вен­тивно. Рас­ска­зы­вать стоит тогда, когда ребе­нок стал­ки­ва­ется с трав­ми­ру­ю­щей ситуацией

На даче кот пой­мал мышку и при­нес жертву  хозяй­кам: Кате (6 лет) и Вале (4 года). Девочки, вырос­шие в городе, знали, что кошки едят мышей, но они впер­вые столк­ну­лись с этим явле­нием в жизни. Им стало жалко мышку, они запла­кали. Посте­пенно они пла­кали все громче и громче, зара­жа­ясь друг от друга. Слезы гро­зили пре­вра­титься в исте­рику. Тогда папа взял дево­чек на руки и начал гово­рить с ними. Он рас­ска­зы­вал о мире живот­ных. О том, что есть тра­во­яд­ные живот­ные и есть хищ­ники. Рас­ска­зы­вал о вол­ках, кото­рых назы­вают «сани­та­рами леса». О том, что в лапы хищ­ни­ков обычно попа­дают боль­ные живот­ные, о том, что в при­роде все устро­ено логично и эти живот­ные, если бы их не съели, могли бы зара­зить дру­гих. Папа рас­ска­зал девоч­кам про­стыми сло­вами о том, что если, напри­мер, лягушки не будут есть насе­ко­мых, то этих насе­ко­мых ста­нет слиш­ком много. Папа рас­ска­зы­вал долго и спо­койно. Девочки молча слу­шали, ино­гда всхли­пы­вая. Такой рас­сказ помог им при­нять реаль­ность, в кото­рой, увы, одни живот­ные едят других…

Так уж полу­чи­лось, что девочки столк­ну­лись с ситу­а­цией в раз­ных воз­рас­тах: Кате было 6 лет, а Вале всего 4 года. Однако обе девочки смогли понять рас­сказ папы и при­нять полу­чен­ную инфор­ма­цию, хотя она и не была при­ят­ной для них.

А что же делать, есть несча­стье про­изо­шло с любым домаш­нем питом­цем? Самое глав­ное – нельзя лгать ребенку. если взрос­лые гово­рит, что «котик ушел погу­лять и скоро вер­нется», то ребе­нок каж­дый день ждет воз­вра­ще­ния и в конце кон­цов отча­и­ва­ется. Совсем малень­кие дети ино­гда быстро забы­вают домаш­него питомца и разве что ино­гда вспо­ми­нают про кису. Дело в том, что они, в силу воз­раста, не успели еще эмо­ци­о­нально при­вя­заться к живот­ному и поэтому не испы­ты­вают печали. В таких слу­чаях взрос­лым доста­точно не вести бесед о живот­ном, лиш­ний раз не вспо­ми­нать. Малыши порой даже не обра­щают вни­ма­ния на то, что клетка с хомяч­ком вдруг про­пала из ком­наты или что аква­риум пуст. Дети постарше, кото­рые успели полю­бить собаку, кошку или хомячка, конечно же, заме­тят исчез­но­ве­ние животного.

В семье пяти­лет­ней Маши жил кот. Кот был ста­рый, люби­мый всеми домо­чад­цами. Его смерть была трав­мой для всех чле­нов семье. Взрос­лые не пла­кали, но гру­стили. Поэтому они решили ничего не гово­рить Маше. Точ­нее. Бабушка ска­зала ей, что Пушок подру­жился с лисич­кой и ушел жить в лес. Маша недо­уме­вала: как же так, ведь они так любили пушка, а он ушел к лисичке? Каж­дый день она тре­бо­вала водить ее гулять не на пло­щадку, а в лесо­парк  рядом с домом. Маша искала Пушка. Но не нашла… 

Каж­дая утрата должна быть про­жита. Для чело­века важно горе­вать, важно печа­литься, испы­ты­вая утрату. Взрос­лее, кото­рые сами горе­вали, поте­ряв люби­мого кота, лишили этой воз­мож­но­сти ребенка. Без­условно, посту­пали они исклю­чи­тельно из луч­ших побуж­де­ний, так как не хотели трав­ми­ро­вать девочку. Однако в реаль­но­сти они трав­ми­ро­вали ее зна­чи­тельно силь­нее, не дав пере­жить утрату люби­мого кота.

Часть 3. Когда рыба плавала не в тарелке…

Немно­гие из нас явля­ются веге­та­ри­ан­цами. По ста­ти­стике, в мире при­мерно 2 % совер­шен­но­лет­них — веге­та­ри­анцы. Правда, в раз­ных стра­нах коли­че­ство веге­та­ри­ан­цев варьи­ру­ется: в Индии их от 20 до 40 %, в евро­пей­ских стра­нах зна­чи­тельно меньше. Про­блема, о кото­рой я хотела бы пого­во­рить с вами, роди­те­лей-веге­та­ри­ан­цев не каса­ется. Все осталь­ные в один (не)прекрасный день должны будут вести с ребен­ком беседу о том, что мы, люди, уби­ваем живот­ных и едим их мясо…

Малень­кий ребе­нок ест и мало заду­мы­ва­ется, что же кон­кретно он ест. Однако посте­пенно кру­го­зор ребенка рас­ши­ря­ется. Ребе­нок узнает, что яблоки рас­тут на яблоне, ягоды соби­рают в лесу, овощи выра­щи­вают в ого­роде, корова дает молоко, курочка снесла яйцо и т.д. Тут все более-менее понятно и даже отно­си­тельно про­сто. Взрос­лые обычно ста­ра­ются рас­ска­зать ребенку, откуда берутся на столе раз­лич­ные про­дукты и как гото­вятся раз­ные блюда. Поэтому даже малень­кие дети обычно знают, что сыр, масло  и сме­тану делают из молока, а молоко дает корова. Дети в курсе, что хлеб печется из муки, а муку делают из зерен, кото­рые, в свою оче­редь, полу­ча­ются, когда моло­тят коло­сья. Мы рас­ска­зы­ваем ребенку о том, как полу­ча­ется каша (как рас­тут злаки и как их обра­ба­ты­вают). И только мяс­ные блюда обычно пода­ются без ком­мен­та­риев. Некая дан­ность. Про­сто кот­лета, фри­ка­делька, мясо или про­сто кура.  При этом взрос­лые обычно ком­мен­ти­руют, что «мясо обя­за­тельно нужно есть, так как белок поле­зен для орга­низма». И, конечно же, в какой-то момент ребе­нок, когда ему гово­рят: «Кушай рыбку», начи­нает заду­мы­ваться о том, откуда же появи­лась рыбка в супе и не та ли это самая рыбка, что пла­вает в аквариуме…

Глав­ное, что важно, это не бежать впе­реди паро­воза. Нет  нужды зара­нее бес­по­ко­иться, а также спе­ци­ально рас­ска­зы­вать дошколь­нику подроб­но­сти, дета­ли­зи­ро­вать. В ран­нем воз­расте дети не могут соот­не­сти кусок мяса в тарелке и корову, пасу­щу­юся на лугу. Город­ские дети, кото­рые при­выкли лишь к домаш­ним живот­ным, не могут отож­деств­лять кот­лету с поро­сен­ком и про­ве­сти при­чинно-след­ствен­ные связи между ними… И именно поэтому совре­мен­ным детям доста­точно сложно понять, почему же люди едят мясо.

Впе­чат­ли­тель­ные дети, узнав правду, ино­гда пере­стают есть мясо или рыбу. В моей прак­тике встре­чался слу­чай, когда ребе­нок, посмот­рев мульт­фильм «В поис­ках Немо», отка­зался есть рыбу и море­про­дукты. «Рыбки наши дру­зья, их нельзя уби­вать», — моти­ви­ро­вал малыш.  Также в ред­ких слу­чаях дети пере­стают есть мясо. Хочется обра­тить вни­ма­ние, что не стоит застав­лять ребенка есть про­дукты, от кото­рых он отка­зы­ва­ется. В совре­мен­ном мире, имея воз­мож­ность полу­чать пол­но­цен­ное и раз­но­об­раз­ное пита­ние, ребе­нок, даже не упо­треб­ляя мясо или рыбу, полу­чит доста­точно белка, вита­ми­нов и ами­но­кис­лот, если будет потреб­лять яйцо и молоч­ные про­дукты. Тем более, через неко­то­рое время дети все-таки воз­вра­ща­ются к упо­треб­ле­нию про­дук­тов, от кото­рых ранее отказывались.

Что же делать роди­те­лям? Как только ребе­нок начи­нает зада­ваться вопро­сами типа «А почему мы едим коро­вок, уто­чек, заек, рыбок?» или «А разве можно есть …», «Мне жалко есть …», мы должны посте­пенно начать рас­ска­зы­вать ребенку о пище­вой цепочке. Мне бы хоте­лось только предо­сте­речь роди­те­лей от двух про­ти­во­по­лож­ных оши­бок, кото­рые они ино­гда совер­шают. А именно, одни роди­тели слиш­ком рано, не дожи­да­ясь вопро­сов, начи­нают рас­ска­зы­вать ребенку о подроб­но­стях пита­ния живот­ных. Дру­гие же, наобо­рот, ста­ра­ются вся­че­ски избе­жать вопро­сов и выду­мы­вают сказки о том, что жаре­ная рыба рас­тет на рыб­ном дереве, а кот­леты на кот­лет­ном, про­водя ана­ло­гии с хлеб­ным деревом.

Что же будем делать мы? Мы будем честны с ребен­ком и будем посте­пенно рас­ска­зы­вать ребенку о пище­вой цепочке. Сна­чала доста­точно рас­ска­зать о корот­кой цепочке: трава-заяц-волк. Потом цепочку можно услож­нить: капу­ста-гусе­ница-синица-яст­реб. Есте­ственно, при жела­нии можно соста­вить и доста­точно слож­ную цепочку, в 10–14 зве­ньев. В общем-то, устрой­ство мира, воз­можно, не слиш­ком гуманно. Однако известно, что дети, кото­рые выросли в деревне отно­си­тельно про­сто при­ни­мают тот факт, что люди выра­щи­вают живот­ных спе­ци­ально для того, чтобы потреб­лять в пищу мясо. Совер­шенно нор­мально с дет­ства брать ребенка на рыбалку. Ребе­нок, кото­рый с дет­ства видит, что рыбу ловят и едят из нее уху, будет уже под­го­тов­лен к пони­ма­нию про­блемы мясо­еде­ния. Также можно пока­зать ребенку птиц, кото­рые ловят мошек в воз­духе (насе­ко­мых дети обычно не жалеют) и, конечно же, обя­за­тельно  почи­тать рас­сказы о при­роде и о живот­ных клас­си­ков: При­швина, Чару­шина, Толстого.

А теперь давайте пого­во­рим о том, чего мы делать не будем. Опять же, наи­боль­ший вред при­но­сят край­но­сти, в кото­рые ино­гда впа­дают взрос­лые. Излиш­няя тре­пет­ность  взрос­лых порой фор­ми­рует у детей сверх­чув­стви­тель­ность и чув­ство вины.

Бабушка  пяти­лет­ней Светы  очень утон­чен­ная дама. Когда Света неча­янно насту­пила на чер­вяка и даже не заме­тила этого, бабушка оста­но­вила внучку и про­чи­тала ей нота­цию о том, что надо быть вни­ма­тель­ной и не уби­вать живых существ. После этого девочка стала бояться кого-то неча­янно убить. Даже при­хлоп­нув комара на руке, она запла­кала, поняв, что убила насе­ко­мое. До этого Света гостила у дру­гой бабушки в деревне и там соби­рала дож­де­вых чер­вей в баночку, а потом скарм­ли­вала их курам. Теперь Свете стало казаться, что она ужас­ная девочка, кото­рая погу­била червяков. 

В этом слу­чае бабушка сама создала про­блему «на пустом месте». Конечно, не стоит учить ребенка отры­вать кры­лья бабочке или спе­ци­ально давить чер­вя­ков. Но не стоит  и акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние ребенка на чер­вяке, кото­рого он неча­янно раз­да­вил велосипедом.

А теперь о дру­гой край­но­сти.  Не стоит водить ребенка в зоо­парк на корм­ле­ние живот­ных.  Ино­гда бывает, что зоо­парки устра­и­вают шоу корм­ле­ния пито­нов живыми гры­зу­нами и т.д. Совре­мен­ным детям и взрос­лым, вырос­шим в усло­виях мега­по­лиса, такое зре­лище может быть травматичным…

Часть 4. Если родители вегетарианцы…

А что делать, если роди­тели по прин­ци­пи­аль­ным сооб­ра­же­ниям не едят мяса, рыбы, молоч­ных про­дук­тов? Как объ­яс­нить детям о своих прин­ци­пах и давать ли детям пищу, кото­рую вы не едите сами?

Основ­ной спор веге­та­ри­ан­цев и неве­ге­та­ри­ан­цев нахо­дится в сфере обсуж­де­ния про­блемы пол­но­цен­но­сти пита­ния. Сто­рон­ники бел­ко­вой диеты обра­щают вни­ма­ние на необ­хо­ди­мость полу­че­ния ребен­ком мяс­ной и молоч­ной пищи. Веге­та­ри­анцы нередко при­во­дят в каче­стве аргу­мента све­де­ния о том, что дети-веге­та­ри­анцы раз­ви­ва­ются лучше, более спо­койны, нежели дети, упо­треб­ля­ю­щие в пищу мясо. Однако досто­вер­ных дока­за­тельств ни одной из упо­мя­нуты точек зре­ния в науч­ной лите­ра­туре не пред­став­лено. Точ­нее, есть иссле­до­ва­ния, дока­зы­ва­ю­щие, что у ряда детей, нахо­дя­щихся на строго веге­та­ри­ан­ской диете выяв­лен рахит, ане­мия, задержка пси­хи­че­ского раз­ви­тия и дру­гие забо­ле­ва­ния. Однако в дан­ном слу­чае дети, нахо­дя­щи­еся на веге­та­ри­ан­ской диете, полу­чали непол­но­цен­ное, несба­лан­си­ро­ван­ное пита­ние, что и стало при­чи­ной про­блем.  Поэтому эти иссле­до­ва­ния не дока­зы­вают именно вреда веге­та­ри­ан­ства, а в боль­шей сте­пени сви­де­тель­ствует о необ­хо­ди­мо­сти сба­лан­си­ро­ван­ного пита­ния для детей. Тем более, что как известно, есть раз­ные виды веге­та­ри­ан­ства. В Рос­сии наи­бо­лее рас­про­стра­нен отказ от крас­ного мяса, при этом мно­гие  веге­та­ри­анцы потреб­ляют рыбу, яйцо, молоч­ные про­дукты, а неко­то­рые даже белое мясо. Такая диета не вредна для ребенка. Слож­нее дело обстоит с более стро­гими веге­та­ри­ан­скими дие­тами. Если ребе­нок не упо­треб­ляет в пищу молоч­ные про­дукты, яйцо, риск недо­по­лу­че­ния пита­тель­ных веществ суще­ственно повы­ша­ется. В науч­ной среде немало спе­ци­а­ли­стов, кото­рые отме­чают вред веге­та­ри­ан­ства для детей. Однако ряд уче­ных при­дер­жи­ва­ются мне­ния, что рас­ти­тель­ная диета может быть полез­ной для детей. Спе­ци­а­ли­сты Аме­ри­кан­ской дие­ти­че­ской ассо­ци­а­ции, Ассо­ци­а­ции дие­то­ло­гов Канады, Бри­тан­ского инсти­тута пита­ния и дру­гие счи­тают, что хорошо сба­лан­си­ро­ван­ная веге­та­ри­ан­ская диета обес­пе­чи­вает нор­маль­ный рост и раз­ви­тие детей. Таким обра­зом, можно гово­рить, что если роди­тели доста­точно ответ­ственно под­хо­дят к орга­ни­за­ции пита­ния ребенка, делают это под руко­вод­ством врача-дие­то­лога, то вреда для здо­ро­вья ребенка нет. При этом, доводы веге­та­ри­ан­цев о вреде мяса также не явля­ются научно дока­зан­ными. Аргу­менты о том, что дети-веге­та­ри­анцы более раз­виты, лучше раз­ви­ва­ются, не явля­ются научно обос­но­ван­ным фак­том. Не смотря на то, что в лите­ра­туре встре­ча­ются ссылки на иссле­до­ва­ния, дока­зы­ва­ю­щие, что IQ взрос­лых и детей-веге­та­ри­ан­цев выше, нежели неве­гат­ри­ан­цев, нельзя утвер­ждать, что при­чина более высоко интел­лекта именно не исполь­зо­ва­ние в пищу про­дук­тов живот­ного про­ис­хож­де­ния. Веге­та­ри­ан­ство для взрос­лых – это осо­знан­ный шаг, к кото­рому чело­век при­хо­дит в про­цессе жизни. И веге­та­ри­ан­ство это не только образ пита­ния, в опре­де­лен­ной сте­пени – это идео­ло­гия и образ жизни. Поэтому доста­точно зако­но­мерно, что веге­та­ри­ан­цами ста­но­вятся люди как мини­мум со сред­ним интел­лек­том и уров­нем обра­зо­ва­ния,  либо более высо­ким. И след­ствием, конечно же, будет то, что у роди­те­лей с более высо­ким уров­нем интел­лекта, дети будут иметь точно так же более высо­кий уро­вень интел­лекта. Таким обра­зом, гово­рить о непо­сред­ствен­ном поло­жи­тель­ном  вли­я­нии рас­ти­тель­ной пищи на интел­лект нецелесообразно.

Теперь вер­немся к началу нашей беседы. А именно, к детям. Как посту­пать роди­телю-веге­та­ри­анцу? Давать ли ребенку те про­дукты, кото­рые роди­тель не ест сам?

Пер­вое, что я хочу сде­лать, это задать роди­те­лям-веге­та­ри­ан­цам вопрос о том, когда, почему и как они сами при­шли к веге­та­ри­ан­ству? Это был их осо­знан­ный выбор или этот выбор они сде­лали под чьим-то дав­ле­нием? Есть ли у них сей­час потреб­ность есть мясо или молоко? А как было раньше? Пред­по­ла­гаю, что боль­шей частью имел место созна­тель­ный выбор и потреб­но­сти в мяс­ной и молоч­ной пище взрос­лый веге­та­ри­а­нец не испы­ты­вает. Напро­тив, мно­гим веге­та­ри­ан­цам непри­я­тен даже вид мяс­ной пищи. Пра­вильно? Иначе он бы отка­зался от веге­та­ри­ан­ства. Сле­до­ва­тельно, неплохо, если и выбор ребенка будет осо­знан­ным. И сразу же я буду пред­вос­хи­щать воз­мож­ные воз­ра­же­ния. Разве мы во всем должны сле­до­вать за ребен­ком? А если он вообще не будет есть? Или захо­чет есть только кон­феты? А если не хочет спать днем? Разве мы во всем даем ему воз­мож­ность выби­рать? Нет, конечно, далеко не все­гда мы даем ребенку воз­мож­ность выби­рать. Боль­шей частью за ребенка выби­рают роди­тели, руко­вод­ству­ясь здра­вым смыс­лом. Давайте и в вопро­сах пита­ния руко­вод­ство­ваться именно здра­вым смыс­лом. Для чело­века, все­яд­ного, не явля­ется ненор­маль­ным потреб­ле­ние мяса. Зна­чит, не смотря на то, что роди­тели ДЛЯ СЕБЯ при­няли веге­та­ри­ан­ство, им стоит ува­жать и соб­ствен­ного ребенка, ожи­дая от него при­ня­тия соб­ствен­ного реше­ния. Выше­ска­зан­ное в боль­шей сте­пени каса­ется тех взрос­лых-веге­та­ри­ан­цев, кото­рые  стали тако­выми уже после рож­де­ния детей. Детям, кото­рые при­выкли есть мясо, порой довольно сложно отка­заться от при­выч­ных про­дук­тов. В слу­чае, если ребе­нок нико­гда не видел на столе роди­те­лей мяс­ных про­дук­тов, про­блемы не воз­ник­нет вообще. Ребе­нок будет есть то, что едят все. Не забы­вайте только сба­лан­си­ро­ван­ном питании.

Сле­ду­ю­щий важ­ный вопрос роди­те­лей: что делать в дет­ском саду, в гостях, в кафе? То есть там, где ребе­нок видит, как дру­гие едят что-то, что не ест он. Как объ­яс­нить ребенку, что роди­тели не едят неко­то­рых про­дук­тов? Если до это мы в боль­шей сте­пени обра­щали вни­ма­ние на аспект меди­цин­ский и гово­рили о вреде и пользе веге­та­ри­ан­ской диеты, то сей­час будет затро­нут пси­хо­ло­ги­че­ский аспект проблемы.

Нередко роди­тели-веге­та­ри­анцы, пони­мая, что в школе или дет­ском саду ребенку пред­ло­жат на обед кот­леты или гуляш, начи­нают вести с ребен­ком серьез­ные беседы о вреде мяса. Есте­ственно, детям, кото­рые дома не видели опре­де­лен­ных про­дук­тов, может быть инте­ресно попро­бо­вать что-то, что едят осталь­ные дети. В дет­ском воз­расте ребенку доста­точно сложно понять, почему роди­тели счи­тают, что мясо есть вредно или неэтично. Полу­ча­ется, что боль­шин­ство людей посту­пают плохо? Такие нор­мально-нрав­ствен­ные вопросы еще сложны для ребенка. Он не может отве­тить на них. Поэтому не стоит гово­рить ребенку, что есть мясо плохо или вредно. Давайте все-таки пом­нить, что это не неесте­ственно для чело­века. Лучше про­сто ска­зать, что все люди очень раз­ные. Неко­то­рые люди не едят неко­то­рые про­дукты, напри­мер, мясо. Рас­ска­жите ребенку о том, что вы сде­лали свой выбор. А свой выбор ребе­нок сде­лает сам. Не забудьте также рас­ска­зать ребенку, в каком воз­расте вы сде­лали свой выбор. Не наста­и­вайте, чтобы он кате­го­ри­че­ски не ел неве­ге­та­ри­ан­ской пищи вне дома. В таких слу­чаях дети обычно чув­ствуют, что роди­тели лишают их чего-то важ­ного и от этого жела­ние ста­но­вится только силь­нее. Мало того, если ребе­нок все-таки попро­бо­вал вожде­лен­ную сосиску, он потом будет испы­ты­вать чув­ство вины. А если он скроет этот факт от роди­те­лей,  то чув­ство вины еще более усилится.

Самая боль­шая опас­ность дет­ского веге­та­ри­ан­ства с пси­хо­ло­ги­че­ской точки зре­ния – это отказ ребенка от мяс­ной пищи  в угоду роди­те­лям, чтобы «быть хоро­шим». Если ребе­нок слы­шит дома, что мясо есть плохо (вредно, жестоко, неесте­ственно), то он может отка­заться от этой пищи только потому, что не хочет посту­пать плохо. Не стоит вво­дить идео­ло­ги­че­скую состав­ля­ю­щую в пита­ние ребенка. Поэтому  не нужно хва­лись ребенка, если он отка­зался от мяса, не нужно рас­ска­зы­вать об этом зна­ко­мым-веге­та­ри­ан­цам. Воз­можно, его отказ был преж­де­вре­мен­ным и ребе­нок еще не готов раз­де­лить ваши взгляды на пита­ние. Дайте воз­мож­ность ребенку сде­лать выбор без вашего напора. Не менее важен отказ от инфор­ма­ци­он­ной бом­бар­ди­ровки соб­ствен­ного ребенка. Не стоит рас­ска­зы­вать детям, что кот­лета – это поро­се­нок, кото­рый бы бегал, если бы его не убили, что цып­ле­нок на тарелке был живым и т.д. Таким обра­зом легко добиться веге­та­ри­ан­ства, осно­ван­ного на страхе ребенка. Однако потреб­ность ребенка оста­нется неудо­вле­тво­рен­ной. Я спе­ци­ально напи­сала «потреб­ность», но не обо­зна­чила, какая именно потреб­ность не будет удо­вле­тво­рена. А речь идет о двух потреб­но­стях. Во-пер­вых, это потреб­ность в бел­ко­вой пище. В неко­то­рые пери­оды жизни дети с огром­ным удо­воль­ствием едят мяс­ные блюда. Во-вто­рых, это потреб­ность в при­ня­тии само­сто­я­тель­ного реше­ния. Поз­вольте вашему ребенку сде­лать выбор само­сто­я­тельно. Так, как сде­лали его вы.

Отдель­ного вни­ма­ния заслу­жи­вают бабушки и дедушки, не раз­де­ля­ю­щие взгля­дов роди­те­лей. Они нередко ста­ра­ются накор­мить ребенка мяс­ной пищей, опа­са­ясь за его здо­ро­вье. Ино­гда тай­ком, осо­бенно если роди­тели запре­щают кор­мить ребенка мясом. На что стоит обра­тить вни­ма­ние в этом слу­чае? Если ребе­нок дома не ест мяса, а у бабушки ест его доста­точно много, то велика веро­ят­ность, что его домаш­ний отказ (даже доб­ро­воль­ный) вызван жела­нием сде­лать роди­те­лям при­ят­ное. Обра­тите вни­ма­ние на этот факт. Воз­можно, вам стоит быть лояль­нее по отно­ше­нию к ребенку.

И послед­нее, о чем мы пого­во­рим – это вза­и­мо­дей­ствие с бабуш­ками и дедуш­ками, кото­рые опа­са­ются за здо­ро­вье соб­ствен­ного внука или внучки. Есте­ственно, вести дис­кус­сию с ними при­хо­дится роди­те­лям. Я не буду вда­ваться в тео­рию дие­то­ло­гии, хочу только обра­тить вни­ма­ние, что на самом деле, в раци­оне боль­шин­ства совре­мен­ных детей при­сут­ствует больше мяса, нежели тре­бу­ется ребенку. А именно, ребенку в воз­расте 1–3 лет тре­бу­ется  — 75 г. мяса, 4–6 лет – 100 г., 7–10 лет – 120 г. Стоит обра­тить вни­ма­ние бес­по­ко­я­щихся род­ных на этот ста­ти­сти­че­ский факт. То есть, ребенку доста­точно в обед съесть неболь­шую кот­лету, чтобы потреб­ность орга­низма в живот­ном белке была удо­вле­тво­рена. Таким обра­зом, можно одно­значно ска­зать, что ребе­нок, кото­рый съел обед в дет­ском саду или школе одно­значно без ущерба для орга­низма в дру­гое время может не есть мяс­ной пищи. Если вы не запре­ща­ете ребенку есть мясо в дет­ском учре­жде­нии или в гостях, то бес­по­кой­ство пра­ро­ди­те­лей одно­значно беспочвенны.

В заклю­че­ние, хочется ее раз обра­тить вни­ма­ние на необ­хо­ди­мость ува­же­ния к ребенку. все мы хотим, чтобы наш выбор ува­жали. Давайте ува­жать и чужой выбор, в том числе детский.

Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека

Очень слож­ная тема. Хоте­лось бы ее не касаться. Но, к сожа­ле­нию, все мы одна­жды столк­немся с необ­хо­ди­мо­стью рас­ска­зать ребенку о смерти близ­кого человека.

Самая пер­вая и серьез­ная ошибка роди­те­лей – это стрем­ле­ние скрыть от ребенка правду. Тяже­лое пере­жи­ва­ние взрос­лыми утраты часто при­во­дит к тому, что взрос­лые хотят убе­речь ребенка от тех нега­тив­ных эмо­ций, кото­рые они пере­жи­вают в связи с утра­той.  Поэтому взрос­лые нередко не сооб­щают ребенку о смерти близ­кого, выду­мы­вая какую-то исто­рию. Напри­мер, гово­рят, что бабушка уехала в гости в деревню и т.п. Ребе­нок чув­ствует, что что-то про­изо­шло, пони­мает, что взрос­лые что-то не дого­ва­ри­вают. И это на самом деле так. Взрос­лые  обме­ни­ва­ются мно­го­зна­чи­тель­ными взгля­дами и стран­ными фра­зами. Они нахо­дятся в напря­же­нии и это напря­же­ние пере­да­ется ребенку. Ребенка захва­ты­вает тревога.

Пред­ставьте, что вам не сооб­щают о смерти близ­кого. Думаю, вы бы не хотели, чтобы от вас скры­вали эту новость.  Правда?

Ребенку, как и взрос­лому, важно знать, что про­ис­хо­дит вокруг. И точно так же, как и взрос­лому, ребенку важно пере­жить горе. Взрос­лые, пере­жив­шие утрату, знают, что пере­жить горе легче не одному. Ребе­нок же, кото­рому не сооб­щили о смерти близ­кого, лишен этой возможности.

Мне кажется, что проще всего рас­ска­зать ребенку о смерти близ­кого веру­ю­щим людям. Помните Пеппи Длин­ный чулок? Она верила, что ее мама – ангел, живет на небе и смот­рит на дочь в дырочку.  Пеппи ино­гда смот­рела на небо и махала маме рукой. Веру­ю­щий чело­век может рас­ска­зать детям о Боге, о том, что умер­шие люди попа­дают в рай. Сто­рон­ники инду­изма могут  рас­ска­зать ребенку о реин­кар­на­ции душ.  Ате­и­стам при­дется сложнее.

Брать ли ребенка на похо­роны? Не обя­за­тельно, но и не нужно всеми силами избе­гать этого. Взрос­лые обычно боятся трав­ми­ро­вать ребенка, поэтому ста­ра­ются оста­вить его дома к кем-то из близ­ких. Малень­кий ребе­нок, кото­рый еще не очень пони­мает суть про­ис­хо­дя­щего, не будет трав­ми­ро­ван. Ребенку более стар­шего воз­раста может быть важно про­ститься с близ­ким чело­ве­ком точно так же, как и взрос­лым. В любом слу­чае, при­ни­мая реше­ние, брать ли ребенка на похо­роны, оце­ните ситу­а­цию с раз­ных сто­рон. С кем оста­нется ребе­нок и где? Если есть воз­мож­ность оста­вить ребенка дома с близ­ким ему чело­ве­ком? Или при­дется оста­вить ребенка с мало­зна­ко­мым чело­ве­ком? В послед­нем слу­чае лучше ребенка взять с собой.

(с) Юлия Гусева, пси­хо­лог, http://www.psyhlp.ru/

Ребёнок и опыт смерти. Размышления митрополита Антония Сурожского

Поду­майте о детях, кото­рые слы­шат слово «смерть». Одни из них имеют, может быть, смут­ное пред­став­ле­ние о ней; дру­гие поте­ряли, воз­можно, одного или обоих роди­те­лей и горе­вали от сирот­ства. Они ощу­тили потерю, но не самую смерть, боль­шин­ство детей, во вся­ком слу­чае маль­чи­ков, в какой-то период жизни играют в войну. «Я тебя застре­лил. Ты убит. Падай!» И ребе­нок падает, и знает в своих чув­ствах, хотя и изнутри защи­щен­но­сти игры, что он мертв; для него это озна­чает, что он не имеет права участ­во­вать в игре, бегать, не вправе шевель­нуться. Он так и дол­жен лежать. Вокруг него про­дол­жа­ется жизнь, а он не при­над­ле­жит ей; пока в какой-то момент он больше не может выдер­жать и вска­ки­вает с воз­гла­сом: «Мне надо­ело быть мерт­вым, теперь твоя оче­редь!» Это очень важ­ный опыт, потому что через него ребе­нок обна­ру­жи­вает, что может ока­заться вне жизни; а вме­сте с тем это про­ис­хо­дит в игре, он защи­щен игро­вой ситу­а­цией. В любой момент пере­жи­ва­нию смерти может быть поло­жен конец по вза­им­ной дого­во­рен­но­сти, но чему-то он научился. Я помню, много лет тому назад в одном из наших дет­ских лаге­рей был чрез­вы­чайно впе­чат­ли­тель­ный маль­чик, кото­рый вос­при­ни­мал эту ситу­а­цию настолько остро, что не мог выне­сти ее напря­же­ния; и я про­вел с ним целую игру, жил, пря­тался, всту­пал в бой, был убит вме­сте с ним, чтобы он смог войти в этот опыт, кото­рый для него был не игрой, был слиш­ком реа­лен. Это один пример.

Ребе­нок может позна­ко­миться со смер­тью урод­ли­вым обра­зом, и это иска­ле­чит его, – или напро­тив, здраво, спо­койно, как пока­жет сле­ду­ю­щий при­мер (он взят из жизни, это не притча). Глу­боко люби­мая бабушка умерла после дол­гой и тяже­лой болезни. Меня позвали, и когда я при­е­хал, то обна­ру­жил, что детей увели. На мой вопрос роди­тели отве­тили: «Мы же не могли допу­стить, чтобы дети оста­лись в одном доме с покой­ни­цей». – «Но почему?» – «Они знают, что такое смерть». – «И что же они знают о смерти?» – спро­сил я. – «На днях они нашли в саду кроль­чонка, кото­рого задрали кошки, так что они видели, что такое смерть». Я ска­зал, что если у детей сло­жи­лась такая кар­тина смерти, они обре­чены через всю жизнь про­не­сти чув­ство ужаса. При вся­ком упо­ми­на­нии о смерти, на каж­дых похо­ро­нах, у любого гроба – в этом дере­вян­ном ящике для них будет скрыт невы­ра­зи­мый ужас… После дол­гого спора, после того, как роди­тели ска­зали мне, что дети неиз­бежно полу­чат пси­хи­че­ское рас­строй­ство, если им поз­во­лить уви­деть бабушку, и что это будет на моей ответ­ствен­но­сти, я при­вел детей. Пер­вый их вопрос был: «Так что же слу­чи­лось с бабуш­кой?» Я ска­зал им: «Вы много раз слы­шали, как ей хоте­лось уйти в Цар­ство Божие к дедушке, куда он ушел прежде нее. Вот это и про­изо­шло». – «Так она счаст­лива?» – спро­сил один из детей. Я ска­зал: «Да». И потом мы вошли в ком­нату, где лежала бабушка. Сто­яла изу­ми­тель­ная тишина. Пожи­лая жен­щина, лицо кото­рой много лет было иска­жено стра­да­нием, лежала в совер­шен­ном покое и мире. Один из детей ска­зал: «Так вот что такое смерть!» И дру­гой при­ба­вил: «Как пре­красно!» Вот два выра­же­ния того же опыта. Дадим ли мы детям вос­при­ни­мать смерть в образе кроль­чонка, разо­дран­ного кош­ками в саду, или пока­жем им покой и кра­соту смерти?

В Пра­во­слав­ной Церкви покой­ника при­во­зят в храм зара­нее; мы молимся у откры­того гроба, рядом с ним стоят и взрос­лые и дети. Смерть вовсе не сле­дует скры­вать; она про­ста, она – часть жизни. Дети могут посмот­реть в лицо умер­шего и уви­деть покой. На про­ща­ние мы целуем умер­шего. И надо не забыть пре­ду­пре­дить ребенка, что лоб чело­века, кото­рый обычно был теп­лый, теперь, когда он его поце­лует, ока­жется холод­ным; тут можно ска­зать: «Это печать смерти». Жизни сопут­ствует тепло; смерть холодна. И тогда ребе­нок не пуга­ется, потому что у него есть опыт тепла и холода; и то и дру­гое имеет свою при­роду и свое значение.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки