Многодетный цейтнот: расставляем мамины приоритеты

Многодетный цейтнот: расставляем мамины приоритеты

(5 голосов4.4 из 5)

Организация времени для многодетной матери – вопрос номер один. Как расставить приоритеты, чтобы физических и душевных ресурсов хватало на детей и мужа и ещё оставалось на свои потребности? Психолог Ф. Савельева задала вопросы многодетной маме.

49588041 - Многодетный цейтнот: расставляем мамины приоритеты

– Cуществует мнение, что настоящая мама никогда не устаёт быть дома с детьми. Ты с этим согласна?

– Первый раз такое слышу, может быть, в интервью газете так говорят – но из своего опыта и по своим наблюдениям могу сказать, что многодетная женщина все-таки устаёт, хотя это вовсе не отменяет её материнского счастья, удовлетворённости.

В разных периодах жизни это разная усталость: когда совсем маленькие дети, усталость больше физическая, когда они подрастают – преобладает психологическая усталость.

Первый ребёнок – это шок: когда себе не принадлежишь, все впервые, ничего не знаешь, стараешься все делать очень правильно буквально до мелочей, тем самым совершенно себя загоняешь в угол!

Только со временем понимаешь, что взваливала на себя слишком много неважного, что всё-таки можно было  по-другому: не лишать себя книжки, спокойной минуты, чашки чая.

Было желание пожить для себя, даже опыт послеродовой депрессии был (у мужа погиб брат за две недели до моих родов, и, конечно, нам было тяжело). Так жалко было себя любимую.

Со вторым малышом всё было легче, без шока, но, скажу по секрету, всё же иногда мечтала оставить их, хоть на часок оставить. Понимание, как нужно, начало приходить с третьим малышом, но на четвёртом стала ощущаться усталость. Не только по себе сужу, но и по другим – усталость накапливается.

Дай тебе месяц нормально спать – будет мало. Это – физиология, мы, современные люди, очень слабы физически. Морально тоже было тяжело, на меня даже пальцем показывали, некоторые так и говорили: «Неприлично иметь столько детей!» 

Маме нужна поддержка, даже словом.

На работу я не стремилась. Дело в том, что я сама росла без отца и ходила в недельный детский сад, поэтому для своих детей считала категорически не приемлемым никакие детские сады.

Совершенно уверена была в этом, и, как бы тяжело не бывало – хотя и родственники в один голос говорили, что это нужно сделать – я была категорически против детских садов. Мне помогали и свекровь, и мама – это большая и достаточная помощь.

– Почему так теряется женщина?

– Очень может быть, из-за неадекватного отношения к происходящему. Возможно, сказывается и неправильный образ жизни, говорю это из своего опыта.

Я крестилась, будучи беременной первым ребёнком, то есть не была готова просить ни у кого помощи. Если бы тогда я могла всё делать с упованием на Бога – многое совсем по-другому сложилось бы!

– А как же личное время?

Не знаю, всё переплелось – личное и домашнее, но у меня не пропало ощущение своей значимости, ведь мой труд был не менее важным, чем у мужа. Хотя самообразованием я не занимаюсь, но читаю, люблю вязать.

Многое из того, что мне нравится делать, служит детям. Дома тоже можно проявить себя: что-то связать, сшить, что-то особенное иногда приготовить.

У меня и нет особых способностей (петь, рисовать), но ведь можно детям почитать – со старшими я очень много читала, кстати, это дало свои плоды – у них неплохой вкус в литературе, они не читают ерунды…

–  Одна из главных причин выхода молодой матери на работу –  это её желание самореализоваться, и не только как мать и домохозяйка. А как у тебя, человека с высшим образованием?

– Меня это не сильно волновало, да и время выдалось такое, тогда очень многие оказались не у дел, какая уж там карьера – 90‑е годы. Но и сейчас не жалею об этом.

По правде сказать, все аргументы в пользу работающей мамы имеют один общий знаменатель – «я»: я хочу, мне надо, у меня потребность. А я все-таки в первую очередь  рассматривала потребности ребёнка, хотя и домохозяйкой не очень хотелось быть.

Но я знаю мам, которые работают и всю зарплату отдают няне, они считают, что для них это легче.

В Японии вышедшая замуж женщина как правило оставляет работу. И возвращается на службу, лишь когда встали на ноги, подросли и окрепли её дети… Именно такая  традиция работает на благо японской семьи.

– Попробуем набросать тактику организации жизни многодетной матери, позволяющую ей меньше уставать и получать удовлетворение от своего статуса.

– Уверена, что это очень индивидуальные советы, и, наверное, можно сказать только общие вещи.

Первое, что важно сделать – выстроить приоритеты: муж – дети – дела. 

Например, мой муж может жить в спартанских условиях, но всегда после работы я его должна встретить с обедом, поговорить с ним.

Дому –  последнее место, надо уделить внимание сначала мужу, затем детям, потом домашним делам, если все переставить, можно не успеть, напортить и себя в угол загнать.

14f9fdd57eb8fa60e - Многодетный цейтнот: расставляем мамины приоритеты

Что касается детей, то прежде их воспитание, хотя важно и то, как одеты и обуты, но это потом. Их надо воспитывать, правильные книжки читать, общаться.

Я знаю мамочек, которые носятся с младенцами как с писаной торбой: вплоть до поглаженных шнурков, а могут посадить ребёнка перед телевизором за ужасным мультиком и заниматься домашними делами. Результат известен, и, к сожалению, печален.

Детей обязательно нужно вовлекать в домашние дела, я – за то, чтобы они трудились – даже маленький человек должен сам себя обслуживать. 

Идеально, конечно, жить в деревне, но и в городе много дел по хозяйству. Правда, дети так загружены в школе, что многого от них не требую, но в выходные и в каникулы по дому все домашние дела делают они, хотя многое я могла бы сделать сама.

Делаю это осознанно: если не научить ребёнка самого себя обслуживать, то проблемы потянутся в их собственные семьи. Их угол должен быть в порядке, и это не означает, что у моих детей всё в идеальном порядке, но к этому, считаю, нужно стремиться: порядок в вещах, шкафчике, заправленная постель, собранные игрушки, опрятные тетради и прочее.

По-моему, нельзя играть с ребёнком в домашние дела – всё должно быть серьёзно, поручения надо давать посильные, по возрасту, но требовать, чтобы сделано дело было хорошо. Дела по дому лучше распределять всем вместе.

Я бы отметила ещё одну важную вещь: невозможно всё объять, делаешь всё по силам. Важно уметь организовать свой день, своё время, а это уже зависит от характера женщины.

Кто-то может организовать свою жизнь с одним ребёнком,  а значит, сможет и с пятью, и с десятью детьми. А кто не может с одним, ничего не получится и с двумя-тремя. И это связано не с детьми, а с внутренним устроением человека.

Беседовала Ф. Н. Савельева
Образовательный портал «Слово»

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки