<span class="bg_bpub_book_author">Валентина Патронова</span> <br>На прогулке в наушниках, у песочницы с телефоном. Зачем общаться с младенцем?

Валентина Патронова
На прогулке в наушниках, у песочницы с телефоном. Зачем общаться с младенцем?

(4 голоса5.0 из 5)

Знакомая история: на прогулке с малышом мама погружена в себя: слух устремлён в наушники, взгляд – на экран смартфона, мысли далеко. Ребёнок маленький, не разговаривает,  о чём с ним общаться. Что  здесь не так и почему маме  пора менять поведенческую стратегию?

Зови – не зови

Зови – не зови маленький пассажир коляски или путешественник детского городка, ищи – не ищи мамин взгляд – в настоящем времени её нет.  Можно долго тянуть ручонкой за полу платья или рукав, ответа, скорее всего, не будет.

Мама на прогулке с малышомНе стоит и говорить о том, что такое мамино поведение небезопасно. Что гаджеты ослабляют внимание – и малыш запросто может выпасть из коляски, поскользнуться на ровном месте, потянуть в рот несъедобное, и так далее.

Мы о другом – об отсутствии эмоционального ответа  малышу, которому без внимания мамы, во-первых, одиноко и незащищённо, а во-вторых,  невозможно разобраться в том, что происходит вокруг.

Мама – это я

Так что же даёт  малышу эмоциональное общение с матерью и чего лишают мамы своего младенца,  не стремясь налаживать с ним общение?

Стоит ли говорить, что мама для малыша –  самый близкий человек, причём в младенческом возрасте – не просто близкий, а самый главный. Маму младенец воспринимает как часть себя самого.

Мама – это  ответ всем его органам чувств и одновременно удовлетворение всех его потребностей.

Мама играет с ребенкомМама – это еда и питье, тепло и сон, безопасность и комфорт, радость прикосновения, восторг игры и увлечение познанием природы и отношений.

Мама для малыша – индикатор окружающего мира. По эмоциональным реакциям  мамы маленький ребёнок  учится распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, где горячо и опасно, что съедобно, а что нельзя тащить в рот, где  и от чего может быть больно, и так далее.

Наблюдая за мамой и слушая её смешные комментарии своих чувств и действий на мекающе-агукающем языке,  на детском эсперанто, понятном им одним – малыш начинает чётко  понимать, что такое бяка, бо-бо, нельзя.

Ребёнок начинает своим умом устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно протягивать ниточки от своих поступков  до их возможных результатов. 

Он учится прогнозировать события. Сделал не так – ай-яй-яй, плохо, значит, будет бо-бо. Бяка – невкусно и не полезно, значит, нельзя тянуть это в рот. Мама так сказала. Это закон.

Этим, вроде бы простым, элементарным навыкам новому человеку в мире  необходимо научиться. Это основа основ, без которой другие знания и опыт не могут быть восприняты. Получается, эмоционально выражая своё отношение к происходящему, показывая чувства, переживания, мама учит  малыша самому главному.

Когда слышат

По мнению психологов, маленькие дети, с которыми постоянно разговаривают родители, и которые сами умеют поддержать бессловесное общение с взрослыми, легче и быстрее учатся говорить и не испытывают проблем в игре со сверстниками. 

Они более адаптивны  в новом окружении, готовы к непредвиденным ситуациям, открыты и дружелюбны. Мир вокруг и все происходящее в нём они воспринимают позитивно и с любопытством.

И не случайно – а именно потому, что чувствуют себя принимаемыми.

С ними общаются – значит, они нужны, важны, интересны другим, значит, их любят и с их мнением считаются. А это даёт малышам твёрдую почву под ногами.

Наверняка вы замечали: многих детей мы начинаем понимать очень рано – ведь примерно с полугода и до момента, когда они начинают по-настоящему разговаривать, эти детки прекрасно выражают чувства и желания.

Мимикой, жестами, телодвижениями они очень уверенно нам показывают, куда, к кому и зачем им нужно – на ручки к папе, к клоуну потрогать его за нос, к кошечке погладить, и так далее.

Иногда совсем крошечный ребёнок абсолютно адекватно объясняется с окружающими  простыми невербальными средствами и, кажется, вот-вот заговорит. 

И это – всецело заслуга мамы и взрослых, которые не отстраняются от малыша, не уходят с головой в гаджеты, телевизор, в житейские проблемы, а находят время для полноценного общения с ним.

Когда не слышат

В подтверждение этой нехитрой, но верной истины приведём пример наоборот. Есть такая проблема: детский госпитализм.

Проблема возникает чаще всего у маленьких детей, с грудного возраста растущих в детском доме или приюте. Кажется, у них есть всё: тепло, комфорт, хорошее питание, своевременные осмотры специалистами и развивающие занятия.  Они не обделены вниманием и заботой. Но вдруг происходит неожиданное…

Замечено, что вполне здоровые детдомовские малыши с некоторого  момента начинают часто заболевать, терять в весе, тормозиться в развитии, а то и вовсе останавливаются в нём. Их иммунитет и нервная система дают сбой.

Дети становятся капризными, плаксивыми, не желают осваивать новые навыки, играть в новые игры, теряют сон и аппетит, у них проявляются разные невротические реакции, появляются страхи.  Если посмотреть на мимику, жесты  и в целом поведение младенцев, можно заключить, что эти маленькие люди – абсолютно несчастливые.

Так и есть – малышам  остро не хватает заинтересованного эмоционального общения, причём именно материнского. Не раз от раза, а постоянного, изо дня в день. Да, они не заброшены – к ним приходят люди, которые кормят, ухаживают, играют, но беда в том, что это  всё время разные,  к тому же, посторонние для них люди. Это любой ребёнок чувствует безошибочно.

Редко кто-то из  приходящих к брошенному ребёнку чужих тёть и дядь посмотрит в глаза, состроит весёлую рожицу, улыбнётся, погладит по голове или подержит за ладошку. Детдомовские дети рано, ещё не научившись говорить, впитывают горький вкус отторжения и одиночества.

Получается, ребёнку без мамы неоткуда считывать знания о мире,  не с кем познать и разделить радость и боль, горе и счастье, все свои чувства и душевные потребности, а ведь у самого маленького ребёнка душевные потребности уже есть.

И его потребность в общении очень сильна – даже если произносить слова и складывать их в предложения ему ещё рано. Как не вспомнить с детства знакомый стишок весёлой поэтки, большой-маленькой хулиганки Юнны Мориц «Большой секрет для маленькой компании»:

Ах, было б только с кем поговорить.
Ах, было б то, ах, было б то,
Ах, было б то, ах, было б только
С кем поговорить…

Затянувшееся состояние госпитализма  похожим образом проявляется и у детей, долгое время пробывших без мамы, скажем, на лечении в больнице.

Эмоциональный голод не идёт на пользу выздоровлению, поэтому сейчас действуют многочисленные программы, поощряющие нахождение матери и малыша вместе при длительной терапии.

Программируем постороннего

Ребёнок, гуляющий с  мамой или находящийся с ней дома и не получающий должного эмоционального  отклика на свои  маленькие восторги и горести, испытывает нечто подобное тому, что чувствуют дети в сиротских учреждениях или закрытых больницах.

Впитанное с молоком одиночество и чувство своей ненужности самому близкому человеку не проходит даром. Это щемящее чувство не покидает растущего ребёнка и во взрослой жизни.

Эмоциональное отчуждение подсознательно закрепляется как поведенческая норма и мешает созданию семьи, обретению близкого друга, установлению близких  душевных связей, тесных контактов  в своей среде, на работе.

Отстраняясь от малыша, со временем вы рискуете  найти рядом с собой не самого близкого  человека – родного сына или дочку, а постороннего – человека, внешне холодного,  полностью отстранённого от проблем семьи, не способного понимать эмоциональное состояние близкого  и любого другого собеседника, сопереживать, сочувствовать, поддерживать.  Отчуждение рождает отчуждение.

Отверженный  с младенчества ребёнок получает  психологическую проблему, которая может вызвать глубокий нравственный дефект. С этим ему придётся жить и как-то справляться. 

Общаясь с другими, он будет видеть душевную теплоту  и искренность их отношений и понимать: с ним что-то не так, он не чувствует и не понимает чего-то главного, а значит, в чем-то неполноценен  и ущербен. И, чтобы измениться, ему придётся испытать немало сердечной боли. Любим ли мы своего ребёнка, хотим ли для него такой участи?

Круче, чем Инстаграмм

Кстати, возвращаясь к уставшей маме, которой хочется отвлечься от забот о доме и малыше, посидеть в телефоне  и пообщаться в соцсетях.

Понять её ощущения, конечно, можно: однообразный быт, круглосуточный труд на материнском посту и узкий круг общения в первые годы жизни малыша,  – всё это хорошо знакомо каждой женщине, побывавшей в декретном отпуске.

Но так ли много даёт для отдыха и расслабления иллюзия виртуального общения? Получает ли мама, отвлекаясь от ребёнка, то,  в чём сама остро нуждается?

Обмен фотками и короткими комментариями, смайлики и гифки –  всё это, увы, суррогат дружбы и в полной мере не заменяет живого общения. И, может быть, стоит попробовать немного поменять угол зрения и сместить его в сторону живого собеседника, который в этот момент времени рядом с вами? В сторону ребёнка?

Только посмотрите, как малыш умеет радоваться. Сколько в нём позитива и открытости миру вокруг. Пролетевшая бабочка, яркий цветок, большая машина,  случайный прохожий, – всё вызывает у него фейерверк эмоций. 

Попробуйте взглянуть на мир его взглядом и увидеть  всё в первозданной чистоте и новизне. Не умея говорить, маленький человечек задаёт вопросы. Его всё волнует, интересует, всё будоражит воображение. Его восприятие рисует картинки гораздо ярче и интереснее, чем дизайнерские снимки, выложенные в Инстаграмм.

Мама гуляет с дочкойРадуйтесь его радостями – и почувствуете, что рядом с вами необыкновенное существо, маленькая личность, беседовать с которой  и вместе проводить время интереснее, да и полезнее, чем с многочисленными  виртуальными френдами.

Блаженны слышащие слово

Да, телесная связь  матери и ребёнка очень важна – малыш без мамы сам пока что ничего не может,  но эмоциональная связь гораздо важнее. Удивительно,  что об этом сказано не только в популярных учебниках по прикладной психологии, но и в Священном Писании.

Вспомним фрагмент Евангелия по Луке: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:27-28).

О чем говорит этот, вроде бы, неприметный эпизод  из земной жизни Спасителя?

Свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет, что «Богоматерь принесла Богочеловеку возвышеннейшее телесное служение и возвышеннейшее служение духа, «слагая все глаголы Его в сердцы своём» (Лк.2:51), соблюдая все случавшееся с Ним с младенчества и всё относившееся к Нему».

Матерь Божия  не отстранялась от Своего Богомладенца – с раннего младенчества Она вдумчиво и внимательно наблюдала за Спасителем, каждый Его крошечный шажок был для Неё исполненным  значения и смысла.

Как и сегодня, два тысячелетия назад  маму хорошего сына называли счастливой, то есть блаженной. Её  превозносили за рождение человека, за то, что  выносила, выкормила и воспитала  такого ребёнка.

Христос,  почтительно отвечая  женщине из народа на похвалу Своей Матери,  больше возвышает Её достоинство. Он говорит, что счастливы  те, кто слышат слово Божие и хранят его. Эти слова напрямую относятся к Богородице. Такое счастливое качество души Божья Матушка имела как никто другой.

Она слышала детский лепет Своего Младенца и каждое Его слово от самой юности и хранила «с таким сочувствием, какого не имел никто из человеков».

Она не  закрывала уши наушниками и не просиживала часами в соцсетях. И даже не потому, что в то время всего этого не изобрели. Её Младенец был для Неё важнее прочих дел, забот и увлечений. Она  с любовью наблюдала за Ним и не упустила ничего важного.

Общение = близость

Любой человек  несёт в себе образ Божий. И младенец – наиболее чистое  и непорочное отражение этого образа. Если мы будем видеть  в своём малыше божественное начало, мы будем благодарить Бога за каждый миг возможного общения с ним.

Душевная близость Матери к Ребёнку – близость Богородицы ко Христу –  выражалась именно в этом:  в Её готовности  слушать, слышать и сберегать слова Спасителя. Общение с Ним, Её Сыном, было для Неё на первом месте.

Получается, мамино служение  ребёнку душой и духом Богом ставится выше, чем служение телесное. 

Говорят, маленькие дети смеются во сне, потому что видят ангелов. Да, эта крошечная душа, пришедшая из иного совершенного мира, пока  не  может по-настоящему с вами разговаривать. Но у неё  есть свой язык, и она способна поведать много такого, что вам и не снилось.

Срочно вынимайте из ушей наушники. Отложите в сторону телефон. Загляните в эти глаза и прочтите: «Милая мама, посмотри, радость существует, и  мне есть, что тебе об этом рассказать».

Валентина Патронова

Комментировать