Непридуманный общий дом

Непридуманный общий дом

(3 голоса3.7 из 5)

Про­блемы в дет­ском воз­расте – не игру­шеч­ные, по силе пере­жи­ва­ний  серьез­нее, чем у взрос­лого. Хорошо, если рядом мама и папа – своя кре­пость. А как пре­одо­ле­вать беды малы­шам, у кото­рых нет семьи? Опы­том работы с раз­ными детьми на при­ходе и в реа­би­ли­та­ци­он­ном цен­тре поде­ли­лась Елена КУЛАГИНА, дирек­тор вос­крес­ной школы при Николь­ском храме-памят­нике жерт­вам поли­ти­че­ских репрес­сий Крас­но­яр­ской епархии.

123 1 - Непридуманный общий дом– Елена Васи­льевна, Николь­ский храм в Крас­но­яр­ске, при кото­ром дей­ствует вос­крес­ная школа, назы­ва­ется хра­мом-памят­ни­ком. Почему?

– Наш храм на берегу Ени­сея уди­ви­тельно кра­си­вый и вели­че­ствен­ный.  Горо­жане счи­тают его памят­ни­ком муче­ни­кам всех вре­мен. Эта цер­ковь напо­ми­нает о печаль­ных собы­тиях после рево­лю­ции, когда  репрес­си­ро­ван­ных тыся­чами при­во­зили сюда на кате­рах со всей Рос­сии. У берега их при­кла­дами сго­няли с бор­тов, начи­на­лась паника. С вра­гами народа не цере­мо­ни­лись, так что мно­гие погибли в давке, дру­гие уто­нули. Среди этих людей было и духо­вен­ство, и миряне, и мы чтим их память.

– Крас­но­ярск от цен­тра Рос­сии на рас­сто­я­нии мно­гих кило­мет­ров пути, что при­вело Вас сюда?

– При­ез­жала в Москву по делам, встре­тила брата –  насто­я­теля туль­ского храма, вот, при­е­хала к нему на при­ход – пого­стить и посмот­реть, как орга­ни­зо­вана работа  с детьми. Все­гда что-то можно полез­ное почерп­нуть, да и есть чем поде­литься: наша вос­крес­ная школа в Крас­но­яр­ске в честь пре­по­доб­ного Сер­гия Радо­неж­ского  суще­ствует более  15 лет.

– Что, по-вашему, глав­ное в работе вос­крес­ной школы?

– Важно, чтобы школа стала для ребят сво­его рода духов­ной семьей. Раз­но­воз­раст­ные дети зани­ма­ются вме­сте, стар­шие забо­тятся о млад­ших, а под­рас­тают – и сами могут пре­по­да­вать неко­то­рые дис­ци­плины. Так,16–17 лет­ние вче­раш­ние выпуск­ницы школы и школ искусств (музы­каль­ной, худо­же­ствен­ной) успешно ведут заня­тия по музыке и ИЗО. Это начи­на­ю­щие худож­ницы с нетри­ви­аль­ным взгля­дом на искус­ство, на заня­тиях рас­ска­зы­вают вос­пи­тан­ни­кам про новые тече­ния, при­емы и тех­ники, про­во­дят увле­ка­тель­ные мастер-классы. Дру­гие моло­дые ини­ци­а­тив­ные  при­хо­жане создали группу Вкон­такте, так что за заня­ти­ями вос­крес­ной школы можно сле­дить в интернете.

Но глав­ное для нас, конечно, не зна­ния и эсте­ти­че­ское вос­пи­та­ние. Мы ста­ра­емся при­ве­сти детей к пони­ма­нию, кто в их духов­ной семье глава – что это не учи­теля, не дирек­тор и даже не батюшка, насто­я­тель храма про­то­и­е­рей Иоанн Боев. Только начи­ная пони­мать, что наш Отец – Бог, дети чув­ствуют себя в церкви дома – нуж­ными, люби­мыми, защи­щен­ными. Хоте­лось бы, чтобы, взрос­лея, они сохра­нили это ощу­ще­ние и за цер­ков­ной огра­дой, где бы ни находились.

– Входя в про­ти­во­ре­чи­вый под­рост­ко­вый воз­раст, мно­гие дети начи­нают скеп­ти­че­ски отно­ситься  к вере и Церкви. Уда­ется ли их удер­жать? И надо ли удерживать?
IMG 4555 300x229 - Непридуманный общий дом– Важно бережно отно­ситься к тем, кто тянется к Богу, осо­бенно к детям и под­рост­кам. Но к выбору пути нужно отне­стись с пони­ма­нием. Этот выбор и поиск все равно, рано или поздно, поста­вит чело­века пред Лицом Божьим и, воз­можно, при­ве­дет к вере.

Конечно, под­ро­сток – это напо­ло­вину ребе­нок, черес­чур рани­мый, эмо­ци­о­наль­ный  и недаль­но­вид­ный, а детей нельзя остав­лять без духов­ной помощи. Но мы ведь и не остав­ляем без под­держки  – молимся о них. Если ребята ухо­дят, мы верим, что и Гос­подь их не забу­дет, а кто поза­бо­титься лучше, чем Он?

В еже­днев­ной Божьей помощи посто­янно убеж­да­юсь по работе в дет­ском реа­би­ли­та­ци­он­ном цен­тре, кото­рой также зани­ма­ется наш при­ход. Там мы ста­ра­емся при­об­щать к цер­ков­ной жизни  детей, попав­ших в труд­ную жиз­нен­ную ситуацию.

– Дети в цен­тре слож­ные, с ране­ной душой. Навер­ное, обще­ние не назо­вешь простым? 

– Да, ребята очень непро­стые, а зача­стую с душой пока­ле­чен­ной. И у них совсем дру­гая кар­тина мира – пере­вер­ну­тая. То, что для нас пато­ло­гия, для них норма. Так что обще­ние нужно стро­ить с уче­том этих особенностей.

– Как попав­шие в труд­ную ситу­а­цию дети  вос­при­ни­мают раз­го­воры о Боге и Церкви?

– Совсем не так, как дети из бла­го­по­луч­ных семей.  И в их вос­при­я­тии все пара­док­сально, про­ти­во­ре­чиво. Раз­го­ва­ри­вая с ними, будто идешь по мин­ному полю – не зна­ешь, где, в какой момент «рва­нет». Поэтому посто­янно нужно про­яв­лять чут­кость, такт, пони­ма­ние и ста­раться нигде не сфаль­ши­вить. С одной сто­роны, ребята очень закры­тые, с дру­гой – только и ждут, что их вызо­вут на откро­вен­ность, остро нуж­да­ются в дове­ри­тель­ном общении.

Любой ребе­нок, каким бы он ни выгля­дел дерз­ким, озлоб­лен­ным, асо­ци­аль­ным,  вызы­ва­ю­щим, все-таки слаб и ищет под­держки, защиты.

Чело­века  цер­ков­ного  такие дети чув­ствуют, инту­и­тивно тянутся к нему. Но так как жиз­нен­ный опыт у них боль­шой и в основ­ном нега­тив­ный, нази­да­тельно гово­рить им пра­виль­ные вещи бес­по­лезно – откры­тое  и пря­мо­ли­ней­ное мис­си­о­нер­ство не работает.

Как же тогда  рас­ска­зать о Боге, о Евангелии?

– Нужно часто при­хо­дить, чтобы «при­мель­каться», запом­ниться, а потом и подружиться.

Труд­ность еще и в том, что  дети из подоб­ных учре­жде­ний «пере­корм­лены»  «госу­дар­ствен­ным вни­ма­нием» соци­аль­ных работ­ни­ков и высо­ких гостей. Но, поскольку вос­пи­тан­ники цен­тра  пони­мают, что от таких офи­ци­аль­ных визи­тов  и меро­при­я­тий не стоит ждать по-насто­я­щему теп­лого и про­дол­жи­тель­ного дру­же­ского обще­ния, они его и не ждут – от таких гостей дети настой­чиво тре­буют мате­ри­аль­ных благ, того, что льется на них при­выч­ной рекой: игру­шек, слад­ких подар­ков, развлечений.

Цер­ков­ных гостей они пона­чалу встре­чают  с теми же ожи­да­ни­ями. Но потом, когда пой­мут, что с вами можно общаться по-дру­гому, воз­можно, пой­дут на кон­такт, всту­пят в диа­лог. Но даже и это еще не дове­рие. Заслу­жить его можно, только пони­мая, чего эти ребята ждут от тебя внут­ренне. По-насто­я­щему всех вол­нует одно – как  не попасть в дет­ский дом, как поско­рее уйти из учре­жде­ния, обре­сти близ­ких, найти хоро­шую семью.

Тема семьи здесь важ­ная, но очень для всех  болез­нен­ная. По опыту знаю, что мно­гие вос­пи­тан­ники цен­тра при­ду­мы­вают себе семьи, род­ствен­ные связи, при­я­те­лей не из цен­тра. Это сво­его рода син­дром Карлсона, когда 3–7‑летний малыш  сочи­няет себе друга, но его внут­рен­няя про­блема гораздо глубже, чем про­сто дет­ское сочинительство.

4567 300x219 - Непридуманный общий домТакие фан­та­зии о семье и близ­ких в дет­до­мах и реа­би­ли­та­ци­он­ных цен­трах есть почти у всех. Они очень прав­до­по­добны, при­чем еже­дневно под­дер­жи­ва­ются  мно­го­чис­лен­ными новыми исто­ри­ями – напри­мер, о том, «как мы гото­вили с мамой торт» или «как ходили с папой на рыбалку». Эти рас­сказы с лихо закру­чен­ными сюже­тами и подроб­ными дета­лями дети долго и кро­пот­ливо создают, впле­тают в них и толику правды, обрывки реаль­ных вос­по­ми­на­ний, потом заучи­вают наизусть и сами свято в это верят.

Эта спа­си­тель­ная неправда – вовсе не та гре­хов­ная ложь взрос­лых, кото­рая ищет своих выгод. Это защит­ный меха­низм дет­ского под­со­зна­ния: так душа ребенка пыта­ется ком­пен­си­ро­вать  роди­тель­скую любовь, кото­рой было мало, кото­рую она недо­по­лу­чила или вообще нико­гда не встретила.

Поэтому  при­хо­дится тер­пе­ливо выслу­ши­вать такие исто­рии и делать вид, что всему веришь – дети ведь  очень  болез­ненно  и ранимо реа­ги­руют, при­стально сле­дят за реак­цией взрос­лого на то, что они гово­рят, что они при­ду­мали. И важно не упор­ство­вать, не наста­и­вать на своем, а ока­зать им эту милость, согла­ситься – под­кре­пить их веру, ведь они так нуж­да­ются хоть в какой-нибудь кро­шеч­ной вере в доб­рые начала.

Сло­вом, необ­хо­димо набраться тер­пе­ния и ждать. Время спу­стя, если дове­рие  к вам появится, у ребят начи­на­ются  вопросы. Вот теперь можно заго­во­рить  с ними о Боге, но, опять же, с боль­шой осторожностью.

– Какие вопросы  задают дети, остав­ши­еся без попе­че­ния родителей?

– Те, самые важ­ные, набо­лев­шие, кото­рые мно­гое рас­ска­зы­вают о них самих. При­чем дети обычно не откро­вен­ни­чают напря­мую – не «выдают» своих близ­ких, не назы­вают их по име­нам или даже мамой и папой: «Как попро­сить Бога, чтобы я ока­зался дома?» «Что мне надо ска­зать Богу, чтобы чело­век не пил?» «Как мне помо­литься, чтобы кто-то нашел работу? Чтобы у одного моего зна­ко­мого было место, где жить?»

При­хо­дится очень вдум­чиво отве­чать, чтобы нена­ро­ком не при­чи­нить дет­ской душе боль­шую боль. Ведь у каж­дого ребенка здесь есть не только кра­си­вая «легенда» о семье, но и горь­кая и нели­це­при­ят­ная правда о ней – память созна­ния и под­со­зна­ния  о реаль­ных собы­тиях, непри­ят­ных, а воз­можно, и страш­ных, драматичных.

IMG 7898 - Непридуманный общий домКогда  в их жизни появ­ля­ется храм, они обре­тают это желан­ное чув­ство семей­ствен­но­сти. Цер­ковьведь это для них такой непри­ду­ман­ный общий дом.

Кстати, у детей в цен­тре есть и общая «легенда» о нашей вос­крес­ной школе – вполне прав­ди­вая. Ребята знают, что в тра­пез­ной храма вкусно кор­мят, и все­гда эмо­ци­о­нально обсуж­дают эту тему. Сотруд­ники цен­тра  часто нас уко­ряют – мол, наша ребятня ходит к вам не о Боге послу­шать, а лиш­ний раз «посто­ло­ваться». Они, воз­можно, и правы, но только отча­сти, ведь общий стол – это не про­сто еда, про­цесс при­ня­тия пищи глу­боко сим­во­ли­чен,  с тра­пе­зой свя­заны мно­гие клю­че­вые моменты Свя­щен­ного Писания.

Собрав за общей тра­пе­зой духо­вен­ство, семьи при­хо­жан, вос­пи­тан­ни­ков цен­тра, мы создаем домаш­нюю атмо­сферу, кото­рая хотя бы на время ото­гре­вает их сердца. Так что пло­хого, если цер­ков­ная жизнь начи­на­ется для ребенка  с тарелки  аро­мат­ного супа в кругу дру­же­люб­ных людей? Ведь это тоже опыт брат­ского обще­ния и хри­сти­ан­ской любви.

– Что  поз­во­ляет судить о том, что осмыс­лен­ная  жизнь ребенка в Церкви началась?

– Насто­я­щее, искрен­нее воцер­ко­в­ле­ние не может быть мас­со­вым, это все­гда лич­ная исто­рия Бога и чело­века, в нашем слу­чае малень­кого. Ска­жем, при­вели мы группу детей на литур­гию, поста­вили в пре­деле  в храме, свя­щен­ники их испо­ве­до­вали, при­ча­стили. Но кто участ­вует в бого­слу­же­нии осо­знанно, а кто за ком­па­нию  при­шел? Сложно понять, да и не нужно, это сокро­вен­ная тайна души. Мы при­вели, рас­ска­зали, а дальше Гос­подь действует.

Можно вспом­нить явные слу­чаи, когда наши вос­пи­тан­ники обра­ща­ются к Богу.

С детьми в цен­тре мы обща­емся про­дол­жи­тель­ное время, так что на наших гла­зах мно­гое про­ис­хо­дит. Так, один из ребят нахо­дился в учре­жде­нии больше пяти лет в ожи­да­нии папы, кото­рому обсто­я­тель­ства все не поз­во­ляли его забрать. Парень ханд­рил, пере­жи­вал. Мы много раз­го­ва­ри­вали с ним, что надо молиться, про­сить Бога, наде­яться, ждать. И одна­жды паре­нек дождался, и отец нако­нец-то забрал его домой.  Еще один маль­чик из цен­тра сей­час учится в духов­ном учи­лище в Саран­ске, дру­гой – ипо­дья­кон у мит­ро­по­лита, а совсем недавно вос­пи­ты­вался в дет­доме. Еще, будучи в цен­тре, в семь лет впер­вые при­шел в храм и с тех пор не хотел его поки­дать. По вос­кре­се­ньям отпра­ши­вался у вос­пи­та­те­лей на службу, и, что уди­ви­тельно, его отпус­кали, так он и вырос в церкви. Теперь у моло­дого чело­века есть твер­дое наме­ре­ние стать священником.

– Какие еще направ­ле­ния  и начи­на­ния свя­заны с детьми?

– Много, напри­мер, лет­ний семей­ный лагерь. На реке Мана есть уеди­нен­ный скит во имя Иоанна Мило­сти­вого – неболь­шая церк­вушка и домик монаха-отшель­ника. Там постро­ено двух­этаж­ное зда­ние для детей, где в тече­ние всего лета могут отдох­нуть ребята из всех город­ских вос­крес­ных школ. Пей­заж по-север­ному стро­гий – речка и неболь­шие горы на гори­зонте, воз­дух чистый, можно инте­ресно про­во­дить время: ходить в походы, устра­и­вать реч­ной сплав на бай­дар­ках. Помимо спор­тив­ных и раз­ви­ва­ю­щих меро­при­я­тий – обя­за­тель­ная молитва, чте­ние духов­ных книг.

IMG 2115 285x300 - Непридуманный общий домА еще у нас дей­ствует малень­кий дет­ский театр. Орга­ни­зо­вали его вме­сте с педа­го­гами, по идее детей и взрос­лых и с бла­го­сло­ве­ния насто­я­теля. Ребята и роди­тели разу­чи­вают роли, создают костюмы, вме­сте под­би­рают репер­туар. Кстати, неглас­ное пра­вило – ребята не играют отри­ца­тель­ных пер­со­на­жей. Злую коро­леву и про­чую ска­зоч­ную  нечисть  играют и оли­це­тво­ряют теат­раль­ные куклы – нежи­вые суще­ства. Ведь, по сути, так оно и есть – зло неоду­шев­лен­ное, нежиз­не­спо­соб­ное, и добро побеж­дает не только в сказ­ках. Эта мысль очень важна  для каж­дого ребенка, осо­бенно реа­би­ли­ти­ру­е­мого, с ране­ной душой.

Бесе­до­вала Вален­тина Киденко

Фото автора и из откры­тых источников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки