О. Савва (Мажуко): «Пусть первая исповедь будет праздником»

О. Савва (Мажуко): «Пусть первая исповедь будет праздником»

(4 голоса5.0 из 5)

Как под­го­то­вить ребёнка к пер­вой испо­веди?  Что делать, если пер­вый опыт пока­я­ния был не совсем удач­ным? Архи­манд­рит Савва (Мажуко), насель­ник Свято-Николь­ского муж­ского мона­стыря Гомеля, отве­чает на непро­стые духов­ные вопросы.

Отец Савва поде­лился раз­мыш­ле­ни­ями  о дет­ской испо­веди в пря­мом эфире Youtube-канала Николь­ской обители:

i e1591616238496 - О. Савва (Мажуко): «Пусть первая исповедь будет праздником»–  Одна из самых тяжё­лых про­блем и жгу­чих вопро­сов, кото­рые вырас­тают в сердце пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина – это как под­го­то­виться к пер­вой испо­веди. Вот об этом стоит пого­во­рить отдельно, потому что пер­вая испо­ведь – это бывает какая-то катастрофа.

С одной сто­роны, кажется, празд­ник, потому что чело­век, кото­рый пер­вый раз побы­вал на испо­веди созна­тельно и гото­вился к этому, пере­жил опыт пока­я­ния, дей­стви­тельно выле­тает после этого таин­ства как на кры­льях, чув­ствует уди­ви­тель­ное облег­че­ние на душе.

И я думаю, мно­гие из вас согла­сятся со мной: это уди­ви­тель­ное чув­ство. И хоте­лось бы, чтобы и наши близ­кие его раз­де­лили. И самый боль­шой труд, самая боль­шая слож­ность – под­го­то­вить к испо­веди детей. Что с ними делать, как их испо­ве­до­вать, как им рас­ска­зать, что такое исповедь?

Один из заме­ча­тель­ных аме­ри­кан­ских писа­те­лей Чарльз Буков­ски (кото­рого пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину, может быть, не сле­дует читать, потому это доста­точно свое­об­раз­ный автор, слиш­ком совре­мен­ный, осо­бенно в плане лек­сики) – в одной из работ авто­био­гра­фи­че­ского харак­тера он вспо­ми­нает, как впер­вые побы­вал на исповеди.

И мы читаем этот текст и пони­маем, что маль­чику про­сто никто ничего не объ­яс­нил, что это такое, его не под­го­то­вили к тому, что про­ис­хо­дит, как нужно пра­вильно испо­ве­до­ваться, хотя он про­хо­дил кате­хи­за­цию, всё было как будто бы объяснено.

И, тем не менее, из тек­ста, кото­рый при­во­дит Чарльз Буков­ски, совер­шенно понятно, что этот маль­чик был посто­рон­ним. И поэтому и итог этой испо­веди – холод, оттор­же­ние от церкви и про­сто недо­уме­ние по поводу того, зачем вообще это сто­ило было пред­при­ни­мать, зачем эта испо­ведь нужна.

Пер­вый вопрос, с кото­рым стал­ки­ва­ются роди­тели, когда гото­вят сво­его ребенка к пер­вой испо­веди: в каком воз­расте сле­дует его вести к батюшке. И ока­зы­ва­ется, в Церкви здесь нет еди­ного мне­ния. В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви нет какого-то кон­крет­ного доку­мента, кото­рый бы строго-настрого обя­зы­вал испо­ве­до­вать ребенка в том или ином возрасте. 

То есть здесь мы руко­вод­ству­емся, во-пер­вых, здра­вым смыс­лом; во-вто­рых, теми тра­ди­ци­ями, кото­рые есть в вашей общине. И это очень важ­ный момент, потому что любое Таин­ство: и Кре­ще­ние, и Испо­ведь, и При­ча­ще­ние, и осталь­ные таин­ства на самом деле есть дело общины. Это тот пер­вый пункт, из кото­рого сле­дует исходить.

И, если в вашей общине при­нято так, вы все-таки должны руко­вод­ство­ваться теми нор­мами, теми обы­ча­ями, кото­рые в общине есть. Потому что таин­ство само по себе не  есть некий авто­ном­ный акт: вот, я поис­по­ве­до­вался, то есть полу­чил какие-то услуги в церкви, и все. Это дело общины.

Не слу­чайно в древ­но­сти люди кая­лись перед лицом всей общины. Испо­веди были редки, и потому это было самое насто­я­щее собы­тие. Это сей­час мы пре­вра­тили испо­ведь в нечто совер­шенно обы­ден­ное, поте­ряли чув­стви­тель­ность к этому таин­ству. Ему нужно вер­нуть его событийность. 

Так вот и с ребен­ком все не очень не так про­сто. Если вы слы­шите, что в этой общине, напри­мер, или в вашей общине, куда вы хотите при­ве­сти  ребенка, при­нято испо­ве­до­вать, напри­мер, с семи лет, но вы видите, что ребе­нок ещё эмо­ци­о­нально, пси­хо­ло­ги­че­ски, интел­лек­ту­ально не готов к испо­веди, он не готов понять, что это такое – может быть, сле­дует повременить.

99ded8ecc12c8f738f16396b3b754f15 - О. Савва (Мажуко): «Пусть первая исповедь будет праздником»

Пого­во­рите со свя­щен­ни­ком, с насто­я­те­лем, с духов­ни­ком, с тем чело­ве­ком, кото­рый рас­по­ря­жа­ется этим вопро­сом, и объ­яс­ните ситу­а­цию, что ребе­нок пока еще не готов к этому. Бывает так, что роди­тель не в состо­я­нии объяснить.

Но, с дру­гой сто­роны, и ребе­нок бывает не готов.

Все чаще стал­ки­ва­юсь с тем, что самый, может быть, опти­маль­ный воз­раст, хотя это не абсо­лют­ная цифра – это всего лишь некий общий зна­ме­на­тель, может быть, 10 лет или старше. Дети очень раз­ные, к каж­дому нужен инди­ви­ду­аль­ный подход. 

И вто­рой момент, кото­рый сле­дует отметить.

Испо­ведь – это не магия. Я почему это под­чер­ки­ваю: потому что мно­гие роди­тели пола­гают, что если ты ребенка под­толк­нешь к свя­щен­нику, и там батюшка сам все сде­лает, вот он что-то ему ска­жет, какое-то важ­ное слово, что-то такое про­шеп­чет – и все само собой совершится.

На самом деле ребёнка нужно гото­вить к испо­веди. С ним нужно пого­во­рить, и этим должны зани­маться именно родители. 

Может быть, у вас есть какой-то близ­кий друг, или крест­ный, или бабушка с дедуш­кой имеют доступ к душе ребёнка, и вы им это доверите. 

Но под­го­то­вить ребенка к испо­веди непре­менно нужно. И тут вы не отде­ла­е­тесь общими фра­зами. Вы должны понять язык сво­его ребенка. 

То есть это про­верка, на самом деле, на вашу роди­тель­скую состо­я­тель­ность, на то, име­ете ли вы кон­такт со своим соб­ствен­ным чадом. Как вы пони­ма­ете его духов­ную жизнь, как вы пони­ма­ете его эмо­ци­о­наль­ную жизнь, потому что от ребенка, зна­ете, мно­гие ждут неко­то­рых есте­ствен­ных дей­ствий. То есть вот, я его родил, я же его кормлю, он одет, сего­дня вот то-то поку­пали, водил в зоо­парк, всё заме­ча­тельно – что ему ещё от меня нужно?

Нужно огром­ное вни­ма­ние к тому, что про­ис­хо­дит в душе ребенка. У детей до 18 лет раз­ви­тие про­ис­хо­дит настолько стре­ми­тельно, что нужно еже­дневно све­рять часы этой духов­ной жизни. 

Еже­дневно в речи, в беседе, в наблю­де­нии, очень дели­катно, очень осто­рожно надо видеть, на что обра­тить вни­ма­ние; что не заме­тить, что под­черк­нуть, где устра­ниться, на что закрыть глаза. И испо­ведь – и это ещё один момент, кото­рый сле­дует здесь про­яс­нить, – не есть фор­маль­ное действие.

То есть, нам кажется: нужно све­сти ребёнка к батюшке на испо­ведь, потому что так поло­жено. Таким обра­зом ребе­нок прой­дет мимо исповеди.

Вы ему рас­ска­жете: нужно делать вот так, ты к батюшке подойди, скажи, гре­шен тем-то и тем-то, Гришку бил, у Наташки ото­брал кон­фету, что ещё – и обя­за­тельно скажи, что ты не слу­ша­ешься роди­те­лей! И он отде­ла­ется про­стым фор­маль­ным переч­нем пре­гре­ше­ний, кото­рые вы ему предписали.

Ребё­нок видит: роди­тели счаст­ливы, все рады, все улы­ба­ются, чего же ещё. Дети – боль­шие мани­пу­ля­торы, они легко под­стра­и­ва­ются под ожи­да­ния. Но внутри ничего не произойдёт.

Я даже счи­таю, что, может быть, не сле­дует ребенка тащить на испо­ведь. Если вы пони­ма­ете, что он не готов, если он не пони­мает глу­бину таин­ства – может быть, не стоит его вообще к испо­веди подводить.

Зву­чит это несколько ради­кально, но по сво­ему опыту – и педа­го­ги­че­скому, и свя­щен­ни­че­скому, могу ска­зать, что такие фор­маль­ные пустые испо­веди ни к чему не при­во­дят. То есть чело­век как будто бы был на испо­веди, но лич­ного собы­тия не произошло.

А мы все-таки должны делать акцент на лич­ном собы­тии, на том, что это – часть исто­рии, при­чём очень важ­ная часть. Хотя, конечно, бывают и такие слу­чаи, когда даже фор­маль­ная испо­ведь вдруг высе­кает искру в чело­веке и в нем что-то происходит. 

И  такой момент: ребё­нок дол­жен знать свя­щен­ника, кото­рому он испо­ве­ду­ется. Это очень важно. Совер­шенно зако­но­мер­ный вопрос: почему я дол­жен откры­вать какие-то сек­реты своей души, тай­ники сво­его сердца чело­веку, кото­рого я пер­вый раз вижу? Это совер­шенно есте­ствен­ный вопрос.

Поэтому и вы не только должны под­го­то­вить ребенка к испо­веди. Он дол­жен знать цер­ковь, в кото­рую он ходит. Он дол­жен знать людей, кото­рые там стоят. Он дол­жен иметь при­вычку вхо­дить сюда, в цер­ковь, и ничего не бояться; он знает, где что про­ис­хо­дит, он пони­мает запахи, он знает, что ли, ритм бого­слу­же­ния – хотя бы даже в основ­ных его чертах.

Ребё­нок дол­жен при­ни­мать свя­щен­ника за сво­его, то есть знать, что этот батюшка – наш. Он знает его имя, он с ним общался, здо­ро­вался, дер­жал его за руку, брал благословение.

И это очень  боль­шая ошибка, если все эти моменты роди­те­лями упус­ка­ются. Пере­чис­лим кратко: Таин­ство Испо­веди как дело общины, испо­ведь как цер­ков­ное собы­тие, эмо­ци­о­наль­ная под­го­товка ребёнка, вни­ма­ние к нему. И конечно же, обще­ние со свя­щен­ни­ком, лич­ное общение.

Вот эти  вещи очень про­сты, но их сле­дует непре­менно учи­ты­вать, если вы гото­вите сво­его ребенка к пер­вой испо­веди. И не бой­тесь, если она прой­дет не так, как вам хоте­лось, и может быть, даже фор­мально, и ого­нек не заго­рится. Ничего страшного.

Бывают такие неудачи в нашей духов­ной жизни, кото­рые потом неожи­данно про­рас­тают чем-то полез­ным спу­стя много лет. Поэтому даже неудач­ная испо­ведь может быть точ­кой отсчета, самым пер­вым зве­ном в буду­щем духов­ном росте малень­кого христианина.

Видео-вер­сия беседы в эфире Youtube-канала Николь­ской обители

Соб. инф.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки