О. Савва (Мажуко): «Пусть первая исповедь будет праздником»

О. Савва (Мажуко): «Пусть первая исповедь будет праздником»

(3 голоса5.0 из 5)

Как подготовить ребёнка к первой исповеди?  Что делать, если первый опыт покаяния был не совсем удачным? Архимандрит Савва (Мажуко), насельник Свято-Никольского мужского монастыря Гомеля, отвечает на непростые духовные вопросы.

Отец Савва поделился размышлениями  о детской исповеди в прямом эфире Youtube-канала Никольской обители:

i e1591616238496 245x300 - О. Савва (Мажуко): «Пусть первая исповедь будет праздником»–  Одна из самых тяжёлых проблем и жгучих вопросов, которые вырастают в сердце православного христианина – это как подготовиться к первой исповеди. Вот об этом стоит поговорить отдельно, потому что первая исповедь – это бывает какая-то катастрофа.

С одной стороны, кажется, праздник, потому что человек, который первый раз побывал на исповеди сознательно и готовился к этому, пережил опыт покаяния, действительно вылетает после этого таинства как на крыльях, чувствует удивительное облегчение на душе.

И я думаю, многие из вас согласятся со мной: это удивительное чувство. И хотелось бы, чтобы и наши близкие его разделили. И самый большой труд, самая большая сложность – подготовить к исповеди детей. Что с ними делать, как их исповедовать, как им рассказать, что такое исповедь?

Один из замечательных американских писателей Чарльз Буковски (которого православному христианину, может быть, не следует читать, потому это достаточно своеобразный автор, слишком современный, особенно в плане лексики) – в одной из работ автобиографического характера он вспоминает, как впервые побывал на исповеди.

И мы читаем этот текст и понимаем, что мальчику просто никто ничего не объяснил, что это такое, его не подготовили к тому, что происходит, как нужно правильно исповедоваться, хотя он проходил катехизацию, всё было как будто бы объяснено.

И, тем не менее, из текста, который приводит Чарльз Буковски, совершенно понятно, что этот мальчик был посторонним. И поэтому и итог этой исповеди – холод, отторжение от церкви и просто недоумение по поводу того, зачем вообще это стоило было предпринимать, зачем эта исповедь нужна.

Первый вопрос, с которым сталкиваются родители, когда готовят своего ребенка к первой исповеди: в каком возрасте следует его вести к батюшке. И оказывается, в Церкви здесь нет единого мнения. В Русской Православной Церкви нет какого-то конкретного документа, который бы строго-настрого обязывал исповедовать ребенка в том или ином возрасте.

То есть здесь мы руководствуемся, во-первых, здравым смыслом; во-вторых, теми традициями, которые есть в вашей общине. И это очень важный момент, потому что любое Таинство: и Крещение, и Исповедь, и Причащение, и остальные таинства на самом деле есть дело общины. Это тот первый пункт, из которого следует исходить.

И, если в вашей общине принято так, вы все-таки должны руководствоваться теми нормами, теми обычаями, которые в общине есть. Потому что таинство само по себе не  есть некий автономный акт: вот, я поисповедовался, то есть получил какие-то услуги в церкви, и все. Это дело общины.

Не случайно в древности люди каялись перед лицом всей общины. Исповеди были редки, и потому это было самое настоящее событие. Это сейчас мы превратили исповедь в нечто совершенно обыденное, потеряли чувствительность к этому таинству. Ему нужно вернуть его событийность.

Так вот и с ребенком все не очень не так просто. Если вы слышите, что в этой общине, например, или в вашей общине, куда вы хотите привести  ребенка, принято исповедовать, например, с семи лет, но вы видите, что ребенок ещё эмоционально, психологически, интеллектуально не готов к исповеди, он не готов понять, что это такое – может быть, следует повременить.

99ded8ecc12c8f738f16396b3b754f15 300x225 - О. Савва (Мажуко): «Пусть первая исповедь будет праздником»

Поговорите со священником, с настоятелем, с духовником, с тем человеком, который распоряжается этим вопросом, и объясните ситуацию, что ребенок пока еще не готов к этому. Бывает так, что родитель не в состоянии объяснить.

Но, с другой стороны, и ребенок бывает не готов.

Все чаще сталкиваюсь с тем, что самый, может быть, оптимальный возраст, хотя это не абсолютная цифра – это всего лишь некий общий знаменатель, может быть, 10 лет или старше. Дети очень разные, к каждому нужен индивидуальный подход.

И второй момент, который следует отметить.

Исповедь – это не магия. Я почему это подчеркиваю: потому что многие родители полагают, что если ты ребенка подтолкнешь к священнику, и там батюшка сам все сделает, вот он что-то ему скажет, какое-то важное слово, что-то такое прошепчет – и все само собой совершится.

На самом деле ребёнка нужно готовить к исповеди. С ним нужно поговорить, и этим должны заниматься именно родители.

Может быть, у вас есть какой-то близкий друг, или крестный, или бабушка с дедушкой имеют доступ к душе ребёнка, и вы им это доверите.

Но подготовить ребенка к исповеди непременно нужно. И тут вы не отделаетесь общими фразами. Вы должны понять язык своего ребенка.

То есть это проверка, на самом деле, на вашу родительскую состоятельность, на то, имеете ли вы контакт со своим собственным чадом. Как вы понимаете его духовную жизнь, как вы понимаете его эмоциональную жизнь, потому что от ребенка, знаете, многие ждут некоторых естественных действий. То есть вот, я его родил, я же его кормлю, он одет, сегодня вот то-то покупали, водил в зоопарк, всё замечательно – что ему ещё от меня нужно?

Нужно огромное внимание к тому, что происходит в душе ребенка. У детей до 18 лет развитие происходит настолько стремительно, что нужно ежедневно сверять часы этой духовной жизни.

Ежедневно в речи, в беседе, в наблюдении, очень деликатно, очень осторожно надо видеть, на что обратить внимание; что не заметить, что подчеркнуть, где устраниться, на что закрыть глаза. И исповедь – и это ещё один момент, который следует здесь прояснить, – не есть формальное действие.

То есть, нам кажется: нужно свести ребёнка к батюшке на исповедь, потому что так положено. Таким образом ребенок пройдет мимо исповеди.

Вы ему расскажете: нужно делать вот так, ты к батюшке подойди, скажи, грешен тем-то и тем-то, Гришку бил, у Наташки отобрал конфету, что ещё – и обязательно скажи, что ты не слушаешься родителей! И он отделается простым формальным перечнем прегрешений, которые вы ему предписали.

Ребёнок видит: родители счастливы, все рады, все улыбаются, чего же ещё. Дети – большие манипуляторы, они легко подстраиваются под ожидания. Но внутри ничего не произойдёт.

Я даже считаю, что, может быть, не следует ребенка тащить на исповедь. Если вы понимаете, что он не готов, если он не понимает глубину таинства – может быть, не стоит его вообще к исповеди подводить.

Звучит это несколько радикально, но по своему опыту – и педагогическому, и священническому, могу сказать, что такие формальные пустые исповеди ни к чему не приводят. То есть человек как будто бы был на исповеди, но личного события не произошло.

А мы все-таки должны делать акцент на личном событии, на том, что это – часть истории, причём очень важная часть. Хотя, конечно, бывают и такие случаи, когда даже формальная исповедь вдруг высекает искру в человеке и в нем что-то происходит.

И  такой момент: ребёнок должен знать священника, которому он исповедуется. Это очень важно. Совершенно закономерный вопрос: почему я должен открывать какие-то секреты своей души, тайники своего сердца человеку, которого я первый раз вижу? Это совершенно естественный вопрос.

Поэтому и вы не только должны подготовить ребенка к исповеди. Он должен знать церковь, в которую он ходит. Он должен знать людей, которые там стоят. Он должен иметь привычку входить сюда, в церковь, и ничего не бояться; он знает, где что происходит, он понимает запахи, он знает, что ли, ритм богослужения – хотя бы даже в основных его чертах.

Ребёнок должен принимать священника за своего, то есть знать, что этот батюшка – наш. Он знает его имя, он с ним общался, здоровался, держал его за руку, брал благословение.

И это очень  большая ошибка, если все эти моменты родителями упускаются. Перечислим кратко: Таинство Исповеди как дело общины, исповедь как церковное событие, эмоциональная подготовка ребёнка, внимание к нему. И конечно же, общение со священником, личное общение.

Вот эти  вещи очень просты, но их следует непременно учитывать, если вы готовите своего ребенка к первой исповеди. И не бойтесь, если она пройдет не так, как вам хотелось, и может быть, даже формально, и огонек не загорится. Ничего страшного.

Бывают такие неудачи в нашей духовной жизни, которые потом неожиданно прорастают чем-то полезным спустя много лет. Поэтому даже неудачная исповедь может быть точкой отсчета, самым первым звеном в будущем духовном росте маленького христианина.

Соб. инф.
Фото из открытых источников

Добавить Gravatar Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*