О церковном воспитании детей — игум. Петр (Мещеринов)

О церковном воспитании детей — игум. Петр (Мещеринов)

(10 голосов4.8 из 5)

Вот несколько взя­тых из жизни историй.

…Неболь­шой храм на окра­ине города. Идёт Боже­ствен­ная Литур­гия. При­хо­жане сосре­до­то­ченно молятся. Во время чте­ния Еван­ге­лия двери храма откры­ва­ются, и вхо­дит пра­во­слав­ная мама с двумя детьми: один – лет трёх, дру­гой совсем малень­кий. Стар­ший, постояв возле мамы десять секунд, начи­нает ходить по храму, про­би­ра­ясь между людьми, топоча и раз­го­ва­ри­вая с самим собою на своём дет­ском языке. Млад­ший на руках мамаши то гулит, то лопо­чет, а то громко вскри­ки­вает; затем начи­нает пла­кать. Мамаша при­ни­ма­ется успо­ка­и­вать его. Сосре­до­то­чен­ная молитва уле­ту­чи­ва­ется; моля­щи­еся начи­нают испы­ты­вать ужас­ный дис­ком­форт. Нако­нец, кто-то из при­хо­жан осме­ли­ва­ется сде­лать заме­ча­ние. В ответ на него он видит реши­тельно сжа­тые губы, или слы­шит отпо­ведь: «как же, Хри­стос ска­зал: не пре­пят­ствуйте детям при­хо­дить ко Мне; а вы что, гоните меня с детьми из храма?» У всех взвин­чены нервы; Литур­гия обессмысливается…

…Выно­сится Чаша. К ней две жен­щины – мама и бабушка – под­но­сят вопя­щего ребёнка. Он орёт: «Не хочу!!!», выги­ба­ется дугой, бьёт воз­дух руками и ногами. Мама скру­чи­вает ему руки и ноги, бабушка фик­си­рует голову, сюсю­кая: «Ням-ням, Машенька, дядя тебе сей­час кон­фетку даст». Свя­щен­ник, про­яв­ляя чудеса лов­ко­сти, с тре­тьей или чет­вёр­той попытки умуд­ря­ется вста­вить лжицу в рот ребёнка. На лицах мамаши и бабушки счаст­ли­вая улыбка: при­ча­стили! Дитя про­дол­жает кри­чать и биться…

… Вот дети постарше. Все­нощ­ное бде­ние в боль­шом соборе. Мамаши в уми­ле­нии молятся, стоя у солеи; их дети, сбив­шись в стаю, с виз­гом возятся в при­деле. Порой дет­ский шум заглу­шает хор, не говоря уже о чте­цах. Попытки цер­ков­ных слу­жи­тель­ниц уре­зо­нить их не имеют ника­кого успеха. В ответ на свои заме­ча­ния они видят рас­крас­нев­ши­еся лица и бес­смыс­лен­ные глаза. На секунду одёр­ги­ва­е­мый ребё­нок оста­нав­ли­ва­ется – и тут же опять вли­ва­ется в обез­ли­чен­ную бес­чин­ную дет­скую общность.

…Вот дети ещё постарше. Вос­кре­се­нье. Мама тря­сёт Ваню за плечо. «Вста­вай, сынок, пора уже на ран­нюю, а потом – вос­крес­ная школа». Ваня, про­ди­рая глаза, жалобно сто­нет. «Мама, можно, я не пойду. Я так устал в школе за неделю…» Взгляд мамы ста­но­вится жёст­ким. «Иван! Вста­вай! Разве можно про­пус­кать Литур­гию! Да и в школе сего­дня опрос!» Бед­ный Ваня чуть не пла­чет… но ничего не поде­ла­ешь. Через пол­часа Ваня понуро бре­дёт рядом с мамой в пред­рас­свет­ной зим­ней мгле. «Гос­поди, за что!..» – не по-дет­ски думает он. Вот цер­ковь. Испо­ведь. В руки сына мама суёт напи­сан­ную ею бумажку с над­пи­сью: «грехи Вани» и под­тал­ки­вает его в спину по направ­ле­нию к ана­лою. Ваня даёт бумажку батюшке; тот про­бе­гает её гла­зами и, накла­ды­вая епи­тра­хиль на Ванину голову, читает раз­ре­ши­тель­ную молитву, одно­вре­менно глядя уста­лым взо­ром на ещё чело­век сто, жела­ю­щих испо­ве­ды­ваться. На Литур­гии Ваня дрем­лет, при­сло­нив­шись к стене. В вос­крес­ной школе Ваня клюёт носом, и полу­чает двойку за то, что не знает, каким именно обра­зом соеди­ня­ются во Хри­сте Боже­ствен­ная и чело­ве­че­ская при­рода. Вече­ром мама отчи­ты­вает сына за двойку… а ещё мате­ма­тику делать, зав­тра в школе кон­троль­ная. «Кон­чится это когда-нибудь?» – обре­чённо думает Ваня…

…Но, нако­нец, всё и кон­ча­ется. Дети вырас­тают, ста­но­вятся юно­шами и девуш­ками. Мама горько жалу­ется подруге, кото­рая только вчера вер­ну­лась из дли­тель­ной палом­ни­че­ской поездки по мона­сты­рям: «Сына как под­ме­нили. Ничего не пони­маю. Был помладше – такой был хоро­ший: и молитвы читал, и в цер­ковь ходил… а сей­час – курит, по ночам домой при­хо­дит, хамит, даже бого­хуль­ствует. Ты пред­став­ля­ешь, я ему говорю что-то – а он мне: мама, ты достала меня со своей цер­ко­вью! я нико­гда больше не пойду в неё!» На мами­ных гла­зах наво­ра­чи­ва­ются слёзы…

Зна­ко­мые кар­тины, не правда ли?

В чём же при­чины этого? Ведь мы испол­нены самых бла­гих наме­ре­ний: изо всех сил воцер­ков­ляем своих детей, учим их… а они, вырас­тая, отвер­гают Цер­ковь. Почему наши уси­лия дают обрат­ный резуль­тат? – Давайте попро­буем разо­браться в этом.

В деле цер­ков­ного вос­пи­та­ния детей име­ются две основ­ные ошибки. Пер­вая – под­мена внут­рен­него рели­ги­оз­ного раз­ви­тия внеш­ним. Вто­рая – пере­кла­ды­ва­ние рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния с семьи на Цер­ковь.

Да, Хри­стос ска­зал: пустите детей и не пре­пят­ствуйте им при­хо­дить ко Мне, ибо тако­вых есть Цар­ство Небес­ное (Мф.19:14). Но что зна­чат эти слова Хри­ста? Ведь, наверно, нельзя их осмыс­лять исклю­чи­тельно в том смысле, чтобы не пре­пят­ство­вать детям посе­щать Бого­слу­же­ния (и бес­чин­ство­вать на них). – Здесь нужно ска­зать, что очень мно­гие из пра­во­слав­ных хри­стиан делают ошибку, когда отож­деств­ляют хри­сти­ан­скую жизнь исклю­чи­тельно с уча­стием в хра­мо­вом Бого­слу­же­нии. Так было в Вет­хом Завете: на земле суще­ство­вал един­ствен­ный Храм, и непре­мен­ной рели­ги­оз­ной обя­зан­но­стью чле­нов Вет­хо­за­вет­ной Церкви было еже­год­ное его посе­ще­ние. Новый же Завет про­воз­гла­сил нечто совер­шенно иное. Насту­пает время, когда и не на горе сей, и не в Иеру­са­лиме будете покло­няться Отцу;.. но наста­нет время, и настало уже, когда истин­ные поклон­ники будут покло­няться Отцу в духе и истине, ибо таких поклон­ни­ков Отец ищет Себе. Бог есть дух, и покло­ня­ю­щи­еся Ему должны покла­няться в духе и истине (Ин.4:21–24). Сов­мест­ная цер­ков­ная молитва, без­условно, очень важна в духов­ной жизни; но она вовсе не покры­вает весь объём её, а явля­ется лишь одним из эле­мен­тов её, частью, – необ­хо­ди­мой, но не глав­ной. Самое глав­ное совер­ша­ется в сердце чело­века – покло­не­ние Богу в духе и истине. Для этого хри­сти­а­нин и дол­жен стя­же­вать Духа Истины, это – цель духов­ной жизни; всё же внеш­нее явля­ется сред­ством для этого. Такова иерар­хия хри­сти­ан­ских цен­но­стей; если она покрив­ля­ется, если, напри­мер, посе­ще­ние Бого­слу­же­ний из сред­ства ста­но­вится целью, глав­ным – тогда мы неиз­бежно впа­даем в заблуж­де­ние и не полу­чаем духов­ного плода.

Нужно доба­вить, что в сего­дняш­ней цер­ков­ной дей­стви­тель­но­сти, в силу мно­гих и исто­ри­че­ских, и духовно-нрав­ствен­ных при­чин, хра­мо­вое Бого­слу­же­ние в извест­ной мере поте­ряло зна­че­ние именно собор­ной молитвы, а стало «инди­ви­ду­аль­ным», что ли, сред­ством спа­се­ния. Люди при­хо­дят в храм ради себя только; они не знают, кто стоит и молится рядом с ними; к Чаше при­сту­пают с целью лич­ного освя­ще­ния, ощу­ще­ние еди­ного Тела Хри­стова очень мало в наших при­хо­дах. Да и сам про­цесс молитвы в храме часто сопро­вож­да­ется вынуж­ден­ным уси­лием, направ­лен­ным на «отго­ро­же­ние» от дру­гих людей, чтобы наша молитва не разо­ри­лась: при­хо­дится внут­ренне «защи­щаться» от ходя­щих, шеп­чу­щихся, раз­го­ва­ри­ва­ю­щих, под­вы­ва­ю­щих хору и проч. незна­ко­мых нам при­хо­жан или слу­чайно зашед­ших в цер­ковь людей.

Итак, нельзя всю рели­ги­оз­ную жизнь души сво­дить к «хож­де­нию в цер­ковь»; тем более не полу­ча­ется это в отно­ше­нии к детям. Мно­гие роди­тели уве­рены, что их дети могут познать Бога только в храме; между тем это совсем не так. Дет­ское рели­ги­оз­ное вос­при­я­тие суще­ственно отли­ча­ется от взрос­лого. Не слу­чайно ска­зал Гос­подь: если не обра­ти­тесь и не будете как дети, не вой­дёте в Цар­ство Небес­ное (Мф.18:3). Эта запо­ведь, разу­ме­ется, не пове­ле­вает взрос­лым «при­ми­ти­ви­зи­ро­вать» себя. Апо­стол Павел гово­рит: не будьте дети умом: на злое будьте мла­денцы, а по уму будьте совер­шен­но­летни (1Кор.14:20); это зна­чит упо­до­биться детям в отно­ше­нии к Богу. Дети спо­собны вос­при­ни­мать Живого Бога непо­сред­ственно, они чув­ствуют Его всюду: в окру­жа­ю­щим их пре­крас­ном и уди­ви­тель­ном мире, в дет­ской сию­ми­нут­ной радо­сти жизни и т.д. Но самым бли­жай­шим обра­зом дети спо­собны ощу­тить Бога в атмо­сфере мира и любви, кото­рая окру­жает их. И тут-то вся «загвоздка»: тако­вая атмо­сфера должна быть в семье. Мама и папа должны любить друг друга и своих детей; в семье дол­жен быть мир; роди­тели должны именно этим созда­вать усло­вия, чтобы не мешать детям вос­при­ни­мать Бога и духов­ную сферу жизни. Это дела­ется вовсе не раз­го­во­рами о Боге на «пти­чьем языке» (типа: смотри, Боженька-то тебя нака­жет), а исклю­чи­тельно при­ме­ром жизни. Если для мамы и папы Хри­стос – не нечто внеш­нее, не пра­вило, не обя­зан­ность посе­щать храм, не кнут и пря­ник в попыт­ках духов­ного вос­пи­та­ния, а самое доро­гое, важ­ное и цен­ное для самих себя, то дети без вся­ких слов вос­при­мут Хри­ста как Источ­ника мира, добра и любви, кото­рые есть в семье.

Но очень редки такие семьи. Чаще бывает – шум, скан­далы, каприз­ная неуступ­чи­вость роди­те­лей друг другу вплоть до мело­чей, а глав­ное – несо­от­вет­ствие испо­ве­ды­ва­е­мой веры и соб­ствен­ной жизни. При­чём, сами роди­тели вполне могут это осо­зна­вать; но часто не бывает у них ни сил, ни жела­ния, ни уме­ния орга­ни­зо­вы­вать свою семей­ную жизнь так, чтобы в основе её лежало покло­не­ние Богу в духе и истине, хри­сти­ан­ская нрав­ствен­ность, чтобы семья ста­но­ви­лась под­лин­ной домаш­ней Цер­ко­вью. При­чина этих неуме­ния и неже­ла­ния, я думаю, состоит в том, что духов­ная жизнь вос­при­ни­ма­ется внешне-фор­мально, авто­ри­тарно, книжно, схе­ма­ти­че­ски. В таких усло­виях вполне есте­ствено жела­ние пере­ло­жить рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние только на Цер­ковь; а так как она пони­ма­ется фор­мально-авто­ма­ти­че­ски, почти маги­че­ски, то и цер­ков­ность эта ста­но­вится исклю­чи­тельно внеш­ней: посе­ще­ние бого­слу­же­ний, вос­крес­ной школы и т.д.

Разу­ме­ется, я вовсе не соби­ра­юсь отвер­гать важ­ность и нуж­ность всего этого; я лишь хочу под­черк­нуть, что всё должно быть на своём месте. Начи­на­ется рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние с того, что семья всеми силами должна ста­раться, какими угодно спо­со­бами, дости­гать того, чтобы Бог был не про­сто некоей док­три­ной, слу­же­ние кото­рой отни­мает время, отдых и силы, а Живым Богом, Тем, Кто есть центр жизни семьи. Ника­кое «напич­ки­ва­ние» внеш­ней цер­ков­но­стью это не даст; это есть целе­на­прав­лен­ный и осмыс­лен­ный нрав­ствен­ный труд семьи, ори­ен­ти­ро­ван­ный не на соблю­де­ние «буквы» прежде всего, а на созда­ние насто­я­щей домаш­ней Церкви.

Необ­хо­димо учи­ты­вать и пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти детей. Боль­шин­ство сего­дняш­них пра­во­слав­ных роди­те­лей воцер­ко­ви­лись сами в зре­лом воз­расте, через чте­ние книг, посе­ще­ние хра­мов и мона­сты­рей, через «взрос­лое» по сути осмыс­ле­ние жизни, и т.д. У нас нет опыта соб­ствен­ного цер­ков­ного дет­ства, поэтому мы и детей наших хотим воцер­ко­вить, как малень­ких взрос­лых. Но это оши­бочно, потому что дети вос­при­ни­мают мир по-дру­гому. Их сти­хия – дви­же­ние, игра, и – как я уже гово­рил – непо­сред­ствен­ное вос­при­я­тие мира, духов­ного в том числе. Детям трудно сосре­до­то­читься на дли­тель­ное время, или несколько часов непо­движно сто­ять на одном месте. Поэтому к хра­мо­вому Бого­слу­же­нию у них совсем дру­гое отно­ше­ние, чем у взрос­лых. В про­дол­же­ние 5 – 10 минут обра­до­вав­шись кра­соте храма и хра­мо­вого дей­ства, больше дети не могут на этом сосре­до­то­чи­ваться, и начи­нают раз­вле­каться. Мно­гие взрос­лые не пони­мают того, что про­ис­хо­дит в церкви, а дети – подавно; они не могут вос­при­ни­мать Бого­слу­же­ние интел­лек­ту­ально, как это тре­бу­ется по сути его; а для непо­сред­ствен­ного вос­при­я­тия им доста­точно неболь­шого времени.

То же отно­сится и к домаш­ней молитве. Мно­гие роди­тели тре­буют от своих детей заучи­ва­ния ими молит­вен­ных тек­стов; и вот дети стоят перед ико­нами и буб­нят их, а мама слу­шает и поправ­ляет: «не покло­нимся, а покло­нимся, сколько раз тебе гово­рить?» Между тем, дети знают и любят молитву, и склонны к ней; только у них она зани­мает несколько минут, больше они не могут сосре­до­то­читься. И нужно научить детей, чтобы они в эти несколько минут именно моли­лись, то есть обра­щали своё чистое сердце к Богу, а не меха­ни­че­ски читали дет­ские молит­во­словы или ковы­ряли в носу, пока мама не про­чтёт своё полу­то­ра­ча­со­вое правило.

Итак, как нам при­об­щать детей церковности?

Во-пер­вых, пусть дети оста­ются детьми. Ни в коем слу­чае нельзя пре­вра­щать их в малень­ких мона­хов и мона­хинь. Пусть они бегают, играют со сво­ими сверст­ни­ками, шумят, дерутся (только не в церкви, разу­ме­ется); пусть они учатся, обща­ются, познают мир, и т.д. Во-вто­рых, нужно очень тща­тельно опре­де­лить детям меру внеш­ней цер­ков­но­сти – чуть меньше, чем «по силам»; а всё вни­ма­ние обра­тить на вос­пи­та­ние в детях бла­го­го­вей­ного чув­ства Живого Бога, чтобы Цер­ковь была для детей празд­ни­ком, награ­дой – а не рути­ной и обя­за­лов­кой. Митр. Сурож­ский Анто­ний рас­ска­зы­вал, что как-то, идя на Все­нощ­ную, он зашёл по дороге за В.Н.Лосским, и уви­дел, что его дети оста­ются дома. Вла­дыка спро­сил Вла­ди­мира Нико­ла­е­вича, почему дети не идут с ним на службу. Он отве­тил: «они так себя вели всю эту неделю, что недо­стойны идти в храм». Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Воро­бьёв, вспо­ми­ная своё дет­ство, рас­ска­зы­вал, что их мама при­во­дила их в храм очень редко и только к При­ча­стию; она не поз­во­ляла им смот­реть по сто­ро­нам, раз­вле­каться и т.п. При­ча­стив­шись, они сто­яли с бла­го­го­ве­нием несколько минут и ухо­дили домой. И это, гово­рил о.Владимир, было для них празд­ни­ком и подар­ком. Вот под­линно пас­тыр­ский опыт; так вос­пи­ты­ва­ется бла­го­го­ве­ние. У нас же по боль­шей части бывает по-дру­гому. Сын: не хочу при­ча­щаться! Мамаша: нет, будешь!! – и, схва­тив сына за руку, воло­чёт его в цер­ковь. Или: совсем что-то рас­пу­стился ребё­нок, надо при­ча­стить его. – Пло­дом такого под­хода зако­но­мерно явля­ется потеря бла­го­го­ве­ния и, в даль­ней­шем, отход от Церкви.

Как-то я спро­сил деся­ти­лет­него маль­чика из хоро­шей цер­ков­ной семьи: а как ты вос­при­ни­ма­ешь Хри­ста? Чув­ству­ешь ли ты Его рядом, чув­ству­ешь ли ты Его любовь – вот как бы, напри­мер, Он был твоим луч­шим Дру­гом? – Маль­чик пожал пле­чами: он не понял, о чём я его спра­ши­ваю. Конечно, рели­ги­оз­ное чув­ство людей, и детей, бывает раз­ной интен­сив­но­сти; но в деле рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния более всего важна не сила, а ори­ен­та­ция рели­ги­оз­ного чув­ства: на внут­рен­нее, на лич­ного Бога, живого Хри­ста, а не на внеш­нее прежде всего.

Что каса­ется послед­него, то очень важно, когда в цер­ков­ной жизни участ­вует вся семья. Захо­тели мы, напри­мер, при­ча­стить ребёнка – мама и папа гото­вятся, всей семьёй при­ча­ща­емся. А не так, когда При­ча­стие пре­вра­ща­ется в какую-то регу­ляр­ную про­це­дуру типа визита в поли­кли­нику или при­ня­тие таб­ле­ток, при том, что роди­тели холодны к соб­ствен­ному уча­стию в Евха­ри­стии и дру­гих Таин­ствах Церкви.

Итак, если пра­вильно рас­ста­вить акценты, то духов­ное и цер­ков­ное вос­пи­та­ние детей будет совер­шаться есте­ственно, как сама жизнь, без «натуги», – но только при усло­вии, если этой жиз­нью обла­дает семья.

Необ­хо­димы для гар­мо­нич­ного раз­ви­тия детей также куль­тур­ное вос­пи­та­ние и соци­аль­ная адап­та­ция. Суще­ствует псев­до­ду­хов­ное мне­ние, что детей нужно вос­пи­ты­вать исклю­чи­тельно цер­ковно, дабы огра­дить их от тле­твор­ного вли­я­ния мира сего. В рам­ках этого взгляда свет­ская куль­тура счи­та­ется излиш­ней и даже вред­ной, потому что-де, она отвле­кает от молитвы и всего цер­ков­ного; плоды циви­ли­за­ци­он­ного раз­ви­тия обще­ства объ­яв­ля­ются чуть ли не сата­низ­мом, гото­вя­щим при­ход анти­хри­ста, и т.д. В связи с этим детям запре­щают общаться с нецер­ков­ными сверст­ни­ками («рас­тлят»), не под­пус­кают их к ком­пью­теру («зом­би­рует»), и проч. А резуль­тат – дети вырас­тают не при­спо­соб­лен­ными к жизни, ибо, как не ста­райся, а из этого мира никуда не деться; серыми, необ­ра­зо­ван­ными, куль­турно и интел­лек­ту­ально не раз­ви­тыми. Не найдя сво­его места в соци­уме, они часто озлоб­ля­ются, а ино­гда обви­няют в своём мар­ги­наль­ном поло­же­нии Цер­ковь, кото­рая так совер­шенно не учит. Апо­стол Павел гово­рит: всё испы­ты­вайте, хоро­шего дер­жи­тесь (1Фес.5:21); всё мне поз­во­ли­тельно, но не всё полезно; всё мне поз­во­ли­тельно, но ничто не должно обла­дать мною (1Кор.6:12).

От тле­твор­ного вли­я­ния мира сего, кото­рое, без­условно, имеет место, невоз­можно убе­жать; ему можно лишь про­ти­во­сто­ять. И про­ти­во­сто­я­ние это должно осу­ществ­ляться не только на уровне духов­но­сти, а и на куль­тур­ном и соци­аль­ном уровне. А для этого нужно воору­жить детей соот­вет­ству­ю­щим «бага­жом»: раз­ви­вать в них худо­же­ствен­ный эсте­ти­че­ский вкус, при­об­щать их к клас­си­че­скому искус­ству, музыке, лите­ра­туре, раз­ви­вать твор­че­ские задатки ребёнка, – чтобы, столк­нув­шись с доми­ни­ру­ю­щей сего­дня агрес­сивно-поп­со­вой анти­эс­те­ти­че­ской сре­дой, наши дети имели некое куль­тур­ное «про­ти­во­ядие», кото­рое они могли бы про­ти­во­по­ста­вить мас­со­вой псев­до­куль­туре. Между про­чим, и сама цер­ков­ность совер­шенно неот­де­лима от куль­туры; не будучи куль­турно вос­пи­тан­ным чело­ве­ком, невоз­можно как должно вос­при­нять ни то же Бого­слу­же­ние, ни цер­ков­ные исто­рию, пись­мен­ность, искус­ство. Куль­тура – не враг Церкви, а пер­вый её союз­ник; вели­кая евро­пей­ская и оте­че­ствен­ная куль­тура по сути своей – явле­ние хри­сти­ан­ское; и роди­тели про­сто обя­заны при­об­щать ей детей.

Но и тут всё упи­ра­ется в семью. Если для мамы и папы пре­дел их музы­каль­ного раз­ви­тия – «Радио Ретро», если чте­ние в семье – жёл­тые газеты и Мари­нина с Дон­цо­вой, если все куль­тур­ные потреб­но­сти удо­вле­тво­ря­ются теле­ви­де­нием («Поле Чудес», «Окна» и проч.), – или, по про­ти­во­по­лож­но­сти, в семье читают, слу­шают и смот­рят только и исклю­чи­тельно «пра­во­слав­ное», а от всего осталь­ного шара­ха­ются, – то откуда детям взять куль­тур­ное вос­пи­та­ние? Это же каса­ется и соци­аль­ной жизни. Нужно гото­вить детей к жизни в нехри­сти­ан­ском мире таким обра­зом, чтобы они смогли быть солью земли (Мф.5:13), то есть чтобы они выросли поря­доч­ными, муже­ствен­ными, актив­ными людьми, вла­де­ю­щими совре­мен­ными тех­но­ло­ги­ями, обра­зо­ван­ными, раз­ви­тыми и уме­ю­щими не на уровне цер­ков­но­сти только (от кото­рой далеки боль­шин­ство наших совре­мен­ни­ков), но и на всех путях жизни про­ти­во­сто­ять злу и греху и сви­де­тель­ство­вать о Хри­сте, чтобы люди видели их доб­рые дела и про­слав­ляли Отца их Небес­ного (Мф.5:16). Этому всему тоже учатся в семье; но для этого мама с папой должны сами пони­мать и уметь всё это, быть в этом при­ме­ром для детей, чтобы вос­пи­та­ние поря­доч­но­сти, здра­во­мыс­лия и актив­ная хри­сти­ан­ская жиз­нен­ная пози­ция не огра­ни­чи­ва­лись руга­нием на кухне Аме­рики и усмат­ри­ва­нием во всём заго­вора миро­вой заку­лисы, – в чём мно­гие люди видят чуть ли не суть Православия.

Итак, под­ве­дём итоги. Как нам вос­пи­ты­вать наших детей? Прежде всего надо их любить, зани­маться с ними, уде­лять им время – то, чего у нас боль­шой дефи­цит. Нужно во всём быть при­ме­ром для детей: самим роди­те­лям учиться жизни и куль­туре, не «заки­сать» в быту, учиться быть хри­сти­а­нами во всём, вос­при­ни­мать цер­ков­ность не начёт­ни­че­ски-узко, а так, как она есть – охва­ты­ва­ю­щей всё богат­ство чело­ве­че­ского бытия; быть откры­тыми, «неза­шо­рен­ными», поря­доч­ными и здра­во­мыс­ля­щими людьми. Нако­нец, нужно ува­жать своих детей, дове­рять им – этим и создастся в семье упо­мя­ну­тая мною атмо­сфера мира, любви, дове­рия и сво­боды, без кото­рых невоз­можна ника­кая духов­ная жизнь. Если наши дети, при внеш­нем цер­ков­ном обу­че­нии, рас­тут без любви, бро­шен­ными, в немир­ной обста­новке, задёр­ган­ные, без ува­же­ния к себе, без рас­кры­тия их твор­че­ского и чело­ве­че­ского потен­ци­ала, – то есть боль­шой риск, что, придя в воз­раст, они вос­при­мут Цер­ковь как лице­ме­рие и не смо­гут стать насто­я­щими христианами.

И, конечно, необ­хо­димо осо­знать лич­ную ответ­ствен­ность за наших детей перед Цер­ко­вью и Оте­че­ством. Какие мы – такие и наши дети. Начи­нать их вос­пи­та­ние нужно с себя, с семьи, – а не пере­ла­гать оное на внеш­ние цер­ков­ные формы в надежде, что бла­го­дать «авто­ма­ти­че­ски» подей­ствует. Цер­ковь – не магия, в ней нет ничего авто­ма­ти­че­ского; дей­ствие бла­го­дати все­гда сооб­ра­зу­ется с нрав­ствен­ными уси­ли­ями чело­века, а осо­бенно в деле духов­ного воспитания.

…В заклю­че­ние – ещё одна исто­рия. Зна­ко­мые при­вели ко мне сво­его сына – парня 15 лет, с прось­бой – пого­во­рить с ним, как-то вра­зу­мить («совсем от рук отбился»). Мне уда­лось раз­го­во­риться с ним (наверно, он почув­ство­вал, что я не «заодно» с роди­те­лями). Я спро­сил у него: что же ты оста­вил цер­ков­ный уклад жизни? Он отве­тил: хочу жить насто­я­щей жизнью…

Это зна­чит, что цер­ков­ная жизнь в этой семье была не насто­я­щей. Цер­ков­ная жизнь была, а Хри­ста в ней не было. И этот парень (как и все под­ростки) остро почув­ство­вал этот «зазор» и вос­стал про­тив него.

Вот я и поду­мал: может, не все­гда нам ругать наших детей? Нередко очень нелишне и поучиться у них…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Иули­а­ния, 23.02.2017

    Спаси Вас Гос­поди! Слава Богу!, что я про­чи­тала ста­тью. Для меня  и как в след­ствии для моих детей, даст Бог, она при­не­сёт пользу. В наве­дён­ных при­ме­рах узнала себя 🙁

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки