- Картины детства и юности
- Игумен Троицкой обители
- Путешествие по страницам Троице-Сергиевой Лавры
- В помощь учителю
Дважды в год Церковь празднует память удивительного в своей простоте, скромности и вместе с тем масштабу личности человека – преподобного Сергия Радонежского, покровителя учащих и учащихся, о котором обязательно нужно рассказать детям.
Картины детства и юности
Как построить урок, обладая довольно большим объемом информации? Тут и довольно пространное житие преподобного Епифания Премудрого, и свидетельства современников, и размышления потомков. А также образ святого в кинолентах и даже мультфильмах, в картинах художников и рассказах писателей. Чтобы не утонуть самому, не перегрузить учеников обилием фактов и дат, предлагаю совершить смысловое путешествие во времени.
Вдохновляет именно на этот метод памятник преподобному Сергию в Радонеже, созданный скульптором Вячеславом Клыковым. Посмотрите, как он многозначен: из отрока, с младенчества отмеченного любовью к Святой Троице, вырастает великий монах – игумен земли Русской. Но ведь и наоборот – в сердцевине образа монаха отрок, его детство, труды и молитвы его святых родителей.
Начинаем рассказ с картины дремучего леса и даты – начало XIV века, с одной стороны, и общего современного вида Лавры – с другой. Сегодня здесь большой город, в сердце которого монастырь, известный всему миру. А вот в первой четверти XIV века не было ничего, лишь лес, дикие звери, непроходимая чаща. Как вырос этот монастырь в столь глухом месте? В сердце его – один человек, его молитва, труд, вера и верность Богу.
Далее следует рассказ о детстве преподобного Сергия: неудачи с учением, чудесное видение Ангела, запечатленное на картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», переезд небогатой, но дружной и милосердной семьи из Ростова в Радонеж, забота о родителях и удаление их в монастырь. Обязательно обратим внимание на икону Сергиева рода, кратко сказав о каждом человеке. При этом постараемся избежать навязчивой дидактики, обращений к негативным примерам из поведения своих учеников. Святой должен стать примером, утешением, а не укором в непослушании или слишком резвом нраве.
Варфоломей, стремясь стать монахом, решил последовать примеру древних основателей монашества – преподобных Павла Фивейского, Антония Великого, Пахомия Великого – и уйти подальше от людей. Он углубился в дремучие леса на горе Маковец. Ему последовал старший брат Стефан (отметим его на иконе Сергиева рода), овдовевший к тому времени. Близ небольшого ручья они построили себе келью, а чуть позже возвели церковь, которая была освящена во имя Пресвятой Троицы. Через некоторое время, не выдержав трудностей суровой отшельнической жизни, Стефан ушёл в Московский Богоявленский монастырь. Здесь демонстрируем изображение простого деревянного храма, леса и обсуждаем, какие трудности подстерегают одинокого подвижника.
Игумен Троицкой обители
Приблизительно в 1337 году Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергий и несколько лет подвизался в одиночестве, черпая силы в молитве. Однако молва о его подвигах распространилась среди иноков, живших в окрестностях, и они стали навещать святого, а потом некоторые из них пожелали остаться рядом с преподобным. Так начинался Сергиев монастырь, которому суждено было стать знаменитой Троицкой Лаврой.
Первоначально монастырь был «особножительным», то есть монахи жили на собственные средства в своих кельях. Преподобный Сергий ввел в обители устав общежительный, который был учрежден преподобным Феодосием Великим в Палестине и преподобным Феодосием Киево-Печерским на Руси. Согласно этому уставу, братия монастыря, включая игумена, должны участвовать в монастырских работах. Все имущество было общим. Монахи устраивали странноприимные дома, больницы, кормили нищих.
Преподобный Сергий во всем был примером для братии. После бессонной ночи, проведенной в молитве, днем он трудился, не гнушаясь никакой работой. Его видели то в кухне, то в столярной, то в прачечной. Одежда его была очень ветхой. Однажды крестьянин, приехавший в монастырь, принял его за простого инока и очень удивлялся тому, что этому чернецу кланяется великий князь. Иллюстрацией к этим простым трудовым будням обители станут картины М.В. Нестерова.
Премудрый Епифаний повествует о даре чудотворения, которым наградил Господь подвижника. Однажды по молитвам преподобного забил источник, ведь братия монастыря сильно нуждалась в воде. В другой раз по молитве преподобного Сергия Господь воскресил умершего отрока.
Особая страница – благословение благоверного князя Димитрия Донского и преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби на битву, молитва о погибающих на Куликовом поле воинах. Здесь мы рассмотрим и фреску на стенах монастыря, и картину М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», поговорим о духовном значении этой битвы для Руси.
Подводя итоги житийной части урока, выполним Задание, попутно обсудим, что такое житийная икона, как располагают на ней клейма.
Путешествие по страницам Троице-Сергиевой Лавры
История Лавры богата событиями, запомнить которые за время урока не под силу даже взрослому человеку. Поэтому сделаем акценты на нескольких событиях, остальные пройдем пунктиром, изучая храмы и строения обители.
Начнем с Троицкого собора – он позволит нам напомнить и об ученике великого игумена преподобном Никоне, при котором велось строительство каменного храма, и об иконе Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, и о явлении преподобному Сергию Пресвятой Богородицы (сегодня на этом месте Серапионова палата – сокровищница святынь). Если вы когда-то попадете в Лавру, обязательно купите там небольшой, но очень информативный буклет о Троицком соборе, его истории и святынях.
В Троицком соборе, справа от раки мощей преподобного Сергия, находится двустворчатая железная дверь с пробоиной от ядра в верхней части. Эти железные двери являются свидетелями событий уже иной эпохи. Пробоину сделали во время осады Лавры польско-литовскими интервентами в 1608 году. Во время вечернего богослужения ядро пробило железные двери церкви Троицы с южной стороны. Оно попало в образ святителя Николая Чудотворца, однако за иконой ядра не оказалось, оно не разорвалось и не повредило образ. Одной из иллюстраций к этому периоду станет картина М.В. Нестерова «Три всадника», а эпиграфом слова: «Сила Божия в немощи свершается».
Если позволяет время, самой Лавре, ее храмам, академии и семинарии хорошо бы посвятить отдельный урок.Но если не получается, хотя бы даже и поверхностное знакомство с ее соборами и храмами покажет, что монастырь всегда находился в центре внимания и любви как русских государей, так и всего народа. Хотя, конечно, мы не сможем обойти и страшные страницы истории ХХ века, но к счастью, можем рассказать о возрождении.
Урок, посвященный преподобному Сергию Радонежскому и прост, и сложен одновременно. Здесь важно не столько передать информацию, сколько поделиться любовью к человеку, который был и остается кротким наставником, любящим учителем и игуменом, подлинной иконой русского человека.
В помощь учителю
Г.П. Федотов «Святые древней Руси».Эта книга не для цитирования на уроке, скорее для предварительной подготовки самого педагога. Автор проводит научный анализ, рассматривает влияние преподобного Сергия на русское монашество, но при этом книга написана живым и ясным языком, читать ее и познавательно, и увлекательно.
В.О. Ключевский «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства». Знакомясь с жизнь великого русского подвижника, стоит прочесть эту замечательную статью знаменитого русского историка. Какие-то факты и мысли можно будет воспроизвести на уроке, что-то будет важно понять и усвоить самому учителю. К примеру: «Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Tаковo имя преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания». И, действительно, очень важно рассказать о преподобном Сергии не как о персонаже древней летописи, подчеркнув значение его личности и в наше время.
Фильм Аркадия Мамонтова «Обитель. Троице-Сергиева Лавра». Этот фильм особенно пригодится, если следовать предложенной методике путешествия во времени. Его автор говорит о разных периодах в жизни Лавры, включая наши дни. Будет интересно продемонстрировать отрывки из фильма ученикам.
«Забытое чудо» – российский полнометражный анимационный фильм, созданный в честь 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Его, конечно, не стоит смотреть на уроке или вместо урока, скорее в дни каникул. Приключения современных школьников, которые сбегают от экскурсионной группы в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и отправляются самостоятельно исследовать её в поисках сокровищ, будут понятны детям. В одной из башен монастыря герои случайно обнаруживают волшебный портал, который переносит их в прошлое. И теперь, чтобы вернуться домой, им придется пережить многое и просить о помощи преподобного Сергия.
Повесть И.С. Шмелева «Богомолье». Невозможно, говоря о преподобном, не процитировать хотя бы пару строк из этой дивной повести, наполненной любовью к святому, красотой обители и глубокими размышлениями. Это путешествие в век XIX, с его народным благочестием, стремлением увидеть святого человека, почерпнуть сил в его светлом образе.
Повесть И.С. Шмелева «Куликово поле». Очень эмоциональный, простой и трогательный рассказ о самом сложном времени в истории Лавры. Россия 1925 года, обитель закрыта и разорена богоборцами. Преподобный Сергий Радонежский переносит в одно мгновение найденный на Куликовом поле крест в Сергиев Посад, преображая сердца героев. Сюжет изложен также в жанре путешествия, написан прекрасным и пронзительным языком.
Ну и, конечно, нельзя забыть еще об одном, пожалуй, лучшем подспорье учителю в раскрытии этой темы. Паломничество в Троице-Сергиеву Лавру поможет и детям, и самому педагогу понять и прочувствовать то, что сложно выразить словами – красоту, неотмирность и в то же время особую близость преподобного Сергия и его обители сердцу каждого человека.
Комментировать