Обучающие и развивающие речевые игры

Обучающие и развивающие речевые игры

(4 голоса4.8 из 5)

Учим буквы весело

Чего мы, роди­тели, хотим? Пра­вильно, чтобы наши дети выросли хоро­шими людьми. А еще нам важно знать дру­гое - как научить читать ребенка как можно раньше, а глав­ное, чтобы они охотно учи­лись. Для этого их надо увлечь. В этом и состоит глав­ная хит­рость и глав­ная задача нас – роди­те­лей. Малень­кие дети лет до 5–6 могут быстро уто­миться, счи­тают дет­ские пси­хо­логи. В них ещё не раз­вита соци­а­ли­за­ция, т.е. их нельзя заста­вить, при­звав к их сове­сти, вине. Только к семи годам раз­ви­тие ребенка поз­во­лит ему понять систему запре­тов и обязанностей.

Вот жен­щина купила сыну кра­си­вый бук­варь и кар­тон­ную азбуку. Но почему-то маль­чик не сел сразу учить буквы. И как только мама не уго­ва­ри­вала! Малыш хотел играть в машинки. Пред­ла­гаю маме подойти к вопросу твор­че­ски: «А ты не хочешь пока­тать букву А в машине, и буква Р тоже хочет поехать в гости к букве Ж». Увлекся? Очень хорошо! Раз­ви­вайте игру дальше. Пере­дви­гайте буквы по ковру. Пусть они бегают, пры­гают, шипят, чири­кают, пьют чай все вме­сте или ещё чего-нибудь делают.

Для такой игры отлично подой­дет и кро­вать. Раз­весьте над ней кар­тинки с бук­вами: аист ‑А, беге­мо­тик ‑Б, и так далее, перед сном несколько минут уде­лите повто­ре­нию букв.

Поиг­райте в такую игру: раз­ло­жите кубики или кар­точки с бук­вами на ковре. Немного, штук пять для начала хва­тит. А теперь смеш­ными голо­сами (как мед­ведь, как лягушка, как птичка) про­из­но­сите звуки “ОООО”, “РРР”, “ЖЖЖЖ“и т.д. Малыш дол­жен уга­дать, какая буква рычит, какая жужжит.

Еще одна игра с бук­вами: “Уга­дай, что исчезло”. Раз­ло­жите несколько букв, назо­вите их. Затем ребе­нок закры­вает глазки, а вы одну букву пря­чете. Малыш дол­жен уга­дать, какая буква исчезла.

Дело нала­дится, уве­ряю. Ваш малыш с увле­че­нием освоит все буквы, если они будут пред­став­лены ему таким весе­лым спо­со­бом. Только не надо торо­питься и выкла­ды­вать сразу все буквы. Сего­дня поиг­райте с несколь­кими, зав­тра позна­ко­мите его с дру­гими. Дальше – больше. Ещё важно назы­вать буквы пра­вильно не Мэ, а М; не Ре, а эР. Теперь можно пока­зы­вать бук­варь. Малышу сей­час он будет очень инте­ре­сен, ведь там уже его ста­рые знакомые.

Нужно найти инди­ви­ду­аль­ный под­ход к каж­дому ребенку, и кто как не роди­тели знают, как это лучше сде­лать. И тогда и буквы запом­нятся, и сами сло­жатся в слова, а потом и в пред­ло­же­ния. Все обя­за­тельно получится.

Игры для развития фонематического слуха

К пяти годам дети спо­собны опре­де­лять на слух нали­чие или отсут­ствие того или иного звука в слове, могут само­сто­я­тельно под­би­рать слова на задан­ные звуки, если, конечно с ними велась пред­ва­ри­тель­ная работа.

Но не все дети доста­точно четко раз­ли­чают на слух опре­де­лен­ные группы зву­ков, они нередко сме­ши­вают их. Это отно­сится в основ­ном к опре­де­лен­ным зву­кам, напри­мер не диф­фе­рен­ци­руют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и дру­гие. Для раз­ви­тия фоне­ма­ти­че­ского слуха, пред­ла­га­ются детям этого воз­раста игры и упраж­не­ния, в кото­рых нужно выде­лить слова с задан­ными зву­ками из фраз, неболь­ших стихотворений.

Выдели слово

Пред­ло­жите детям хло­пать в ладоши (топать ногой, уда­рять по колен­кам, под­ни­мать руку вверх…) тогда, когда они услы­шат слова, с задан­ным звуком.

Какой звук есть во всех словах?

Взрос­лый про­из­но­сит три-четыре слова, в каж­дом из кото­рых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь– и спра­ши­вает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись

Пред­ло­жите детям несколько зада­ний на сообразительность :
– Под­бери слово, кото­рое начи­на­ется на послед­ний звук слова стол.
– Вспомни назва­ние птицы, в кото­ром был бы послед­ний звук слова сыр. (Воро­бей, грач…)
– Под­бери слово, чтобы пер­вый звук был бы к, а послед­ний – а.
– Пред­ло­жите ребенку назвать пред­мет в ком­нате с задан­ным зву­ком. Напри­мер: Что закан­чи­ва­ется на “А”; что начи­та­ется на “С”, в сере­дине слова звук “Т” и.т.д.
Вари­ант: То же самое зада­ние с кар­тин­ками из лото или сюжет­ной кар­тин­кой. Можно исполь­зо­вать иллюстрации.

Шутки – минутки

Вы чита­ете детям строчки из сти­хов, наме­ренно заме­няя буквы в сло­вах. Дети нахо­дят ошибку в сти­хо­тво­ре­нии и исправ­ляют её.

При­меры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!
Заго­релся кош­кин том.

За окош­ком зим­ний сад,
Там листочки в бочках спят.

Маль­чи­шек радост­ный народ
Конь­ками звучно режет мёд.

Кот плы­вет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выро­нив из рук,
Маша мчится к маме:
Там пол­зёт зелё­ный лук
С длин­ными усами.

Божья коробка, полети на небо,
При­неси мне хлеба.

Тест на готовность к школе. Проверим слух, речь, логику…

На самом деле готов­ность к школе – это отнюдь не уме­ние читать и счи­тать. Дорос дошколь­ник или нет до серьез­ных систе­ма­ти­че­ских заня­тий, мы можем судить по мно­гим фак­то­рам, выяс­нить кото­рые можно с помо­щью игры.

Уме­ние под­чи­няться дей­ство­вать по пра­ви­лам и кон­тро­ли­ро­вать свои действия?

Есть такая игра: «Да» и «нет» не гово­рить, «чер­ное» и «белое» не назы­вать». Поиг­райте в нее с ребен­ком. Зада­вайте про­стые вопросы: «Ты любишь шоко­лад?», «Какого цвета моро­же­ное?». Он дол­жен отве­чать, не говоря слов «да» и «нет», не назы­вая чер­ного и белого цве­тов. Вопро­сов не должно быть больше 10.

Если отве­чает почти без оши­бок, зна­чит, уро­вень само­кон­троля доста­точно высок.
Если в 6 лет ребе­нок кате­го­ри­че­ски не в состо­я­нии выпол­нять опре­де­лен­ные пра­вила и кон­тро­ли­ро­вать свои дей­ствия в игре, то вам потре­бу­ется пси­хо­ло­ги­че­ская кон­суль­та­ция со спе­ци­а­ли­стов. Чем раньше, вы нач­нете решать про­блему, тем лучше.

Уро­вень раз­ви­тия речи. Это один из самых важ­ных кри­те­риев готов­но­сти ребенка к обу­че­нию в школе

Попро­сите малыша пере­ска­зать корот­кий (не больше 6–7 пред­ло­же­ний) рас­сказ либо содер­жа­ние неболь­шого комикса. По тому, как ребе­нок рас­ска­зы­вает, можно оце­нить уме­ние согла­со­вы­вать слова, пра­вильно стро­ить пред­ло­же­ния, а также логику рас­сказа – нали­чие сюжет­ной линии (начало, сере­дина, конец).

Если не полу­ча­ется, потре­ни­руй­тесь: сна­чала перес­ска­зы­вайте корот­кие прло­же­ния, заучи­вайте стихи, а затем пере­хо­дите к более длин­ным текстам.

Уро­вень раз­ви­тия фоне­ма­ти­че­ского слуха?

Поиг­райте в игру «Назови лиш­нее слово». Вы выби­ра­ете какое-то слово, напри­мер, «гора», и повто­ря­ете его несколько раз, а потом вме­сто него гово­рите дру­гое, похо­жее. Задача ребенка – услы­шать и назвать это дру­гое слово. Напри­мер, взрос­лый гово­рит (про­го­ва­ри­вая по одному слову в секунду):

Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос
Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

Если ребе­нок слы­шит и назы­вает «лиш­ние» слова, зна­чит, с фоне­ма­ти­че­ским слу­хом у него все в порядке. Если же оши­ба­ется, ему нужно этот слух потре­ни­ро­вать. Про­из­но­сите ряды слов мед­лен­нее, обра­щайте вни­ма­ние ребенка на зву­ко­вые различия.

Вто­рая игра – «Назови звуки». Взрос­лый про­сит малыша назвать пер­вый и послед­ний звуки в сло­вах «свет» (оба звука соглас­ные), «корма» (пер­вый звук – соглас­ный, послед­ний – глас­ный), «индюк» (пер­вый звук – глас­ный, послед­ний – соглас­ный), «езда» (оба звука глас­ные). Если ребе­нок часто оши­ба­ется и не заме­чает своих оши­бок, его фоне­ма­ти­че­ский слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно вос­поль­зо­ваться игрой «Раз­дели слово». Взрос­лый гово­рит слово, а ребе­нок делит его на части, хло­пая в ладоши. Слова лучше взять трех­слож­ные: «корова», «кадушка», «лепешка», «кара­ван»…

Умеет ли выпол­нять логи­че­ские опе­ра­ции: уста­нав­ли­вать при­чинно-след­ствен­ные связи, выде­лять главное?

Попро­сите ребенка закон­чить пред­ло­же­ния: «Если вый­дешь на улицу зимой без одежды, то…», «Про­шел дождь, поэтому…».

В игре «Чет­вер­тый лиш­ний» пред­ла­гают ряды из 4 кар­ти­нок. В каж­дом слу­чае малыш дол­жен убрать одну, на его взгляд, лиш­нюю. Напри­мер: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, маль­чик. Игра «Ана­ло­гии» помо­жет опре­де­лить, насколько у ребенка сфор­ми­ро­ваны основы сло­весно-логи­че­ского мыш­ле­ния. Ему назы­вают три слова. Два пер­вых – пара. Тре­бу­ется подо­брать ана­ло­гич­ную пару к тре­тьему слову. Напри­мер: «день – ночь, лето – … (зима)»; «часы – время, гра­дус­ник – … (тем­пе­ра­тура)», «глаз – зре­ние, ухо – … (слух)».

Если ребе­нок допу­стил не больше 1–2 оши­бок, зна­чит, сло­весно-логи­че­ское мыш­ле­ние у него уже сформировалось.

Доста­точно ли раз­виты тон­кая мото­рика (работа мел­ких мышц руки) и зри­тельно-мотор­ная коор­ди­на­ция? Без этих навы­ков ребенка не обу­чить письму.

Обра­тите вни­ма­ние, как малыш вла­деет каран­да­шом, руч­кой, нож­ни­цами, насколько успешно пере­ри­со­вы­вает узоры, выре­зает гео­мет­ри­че­ские фигуры.

***
Если у ребенка в 6–6,5 года есть все пере­чис­лен­ные навыки, он смо­жет спра­виться с тре­бо­ва­ни­ями школь­ной про­граммы. Если навы­ков нет, не спе­шите отда­вать его в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сей­час будет трудно, да и вам тре­бо­вать от него хоро­ших резуль­та­тов – тоже.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки